Сценарий урока биологии в 6 классе «Понятие о природном сообществе»
Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Понятие о природном сообществе
Цели: сформировать понятие о природном сообществе, познакомить со структурой природного сообщества, дать представление о компонентах природного сообщества и их взаимосвязях; формировать понятие о биогеоценозе как о совокупности биотических организмов и абиотических условий среды на конкретной территории; познакомить с многообразием природных сообществ.
Оборудование и материалы: таблицы: «Природное сообщество», «Растения елового леса», «Растения соснового леса», «Растения широколиственного леса», «Растения луга», «Растения болота», «Ярусность в растительном сообществе», гербарии растений, характерных для различных растительных сообществ.
Ключевые слова и понятия: растительное сообщество, фитоценоз, преобладающие виды (виды-эдификаторы), сопутствующие виды; биогеоценоз, экосистема; природные и искусственные экосистемы.
Растительные сообщества
Выберите верные утверждения.
Грибы относятся к царству растений.
.Бактерии относятся к самостоятельному царству.
Лишайники являются симбиозом гриба и водоросли
Среди грибов встречаются паразиты.
Бактерии не способны к самостоятельному передвижению.
Все бактерии приносят вред человеку.
Лишайники могут размножаться кусочками слоевища.
Тело всех грибов представлено мицелием и плодовым телом.
Шляпочные грибы делятся на трубчатые и пластинчатые.
Лишайники хорошо переносят загрязнение воздуха, но гибнут при недостатке влаги.
Понятие о природном сообществе. В природе все организмы не существуют одиночно, а живут совместно, взаимодействуя друг с другом. Например, черника, брусника всегда произрастают в хвойном лесу. Там же растут грибы (белые, моховики), обитают насекомые, опыляющие цветки черники или брусники. В кронах деревьев строят гнёзда птицы, поедающие плоды и семена этих растений. Все эти организмы образуют своеобразный природный комплекс живых организмов — сообщество.
Сообщества живых организмов возникают не случайно. Они всегда обусловлены конкретными природными условиями — абиотическими факторами среды, то есть неживой природой. Комплекс растений, приспособленных к существованию на конкретной территории, называют растительным сообществом, или фитоценозом (греч. фи- тон — «растение», койнос — «общий»). В одних условиях абиотической среды формируется еловый лес, в других — сосновый бор, в третьих — дубрава или березняк, луг, болото или степь.
Фильм "Красная шапочка и фитоценоз хвойного леса",
Сообщество разных живых организмов — животных, растений, грибов, бактерий сложившееся в природе естественным путём, сосуществующих длительное время на однородной территории в определённых условиях среды, называют природным сообществом, или биогеоценозом (от греч. биос — «жизнь», ге — «земля», койнос — «общий»).
Биогеоценоз имеет конкретные границы. Они определяются гра- т ницами конкретного растительного сообщества (фитоценоза). Понятие о биогеоценозе ввёл в науку российский учёный-ботаник Владимир Николаевич Сукачёв
Структура природного сообщества. В.Н. Сукачёв обратил внимание на то, что среди обитателей природного сообщества всегда находятся несколько групп организмов, выполняющих разные фу}1кции в природе. Одни организмы, поглощая энергию солнечного света, из неорганических веществ создают органические вещества, в которых запасается энергия. Это группа автотрофов, в неё входят различные зелёные растения. Вторая группа организмов — гетеротрофы. Одни из них питаются живой растительной массой (животные и грибы), другие (бактерии, некоторые грибы) — органическими веществами мёртвых тел, при этом разлагая их до неорганических соединений (солей, воды, углекислого газа). Эти соединения, в свою очередь, могут вновь поглощаться зелёными растениями в процессе фотосинтеза и почвенного питания. В итоге такого взаимодействия возникает круговорот веществ и поток энергии между организмами и абиотической средой. Вот почему создаётся целостность, единство природного сообщества, при котором от существования одних живых организмов зависит существование других.
Понятие о биогеоценозе и экосистеме
Круговорот веществ и поток энергии — это движение неорганических веществ и энергии из окружающей среды к одним организмам (автотрофам), от них — к другим организмам (гетеротрофам), а затем — вновь в окружающую среду
Круговорот веществ и поток энергии — главный признак биогеоценоза.
В структуре природного сообщества различают четыре важных функциональных звена. Первое — это абиотическая среда (неорганические вещества, солнечная энергия, климат, влага, почва). Далее следуют три функционально разные группы живых организмов: создающие вещества с запасом энергии, поедающие эти вещества и перерабатывающие органические вещества до неорганических.
Благодаря такому сложному взаимодействию живых организмов и условий абиотической среды биогеоценоз называют также экологической системой, или экосистемой. Биогеоценоз и экосистема — понятия сходные, но не тождественные. Понятие «экосистема» — более широкое, оно не имеет размерности. Экосистема может охватывать пространство любой протяжённости. Это и гниющий пень, и муравейник, и парк, и биосфера Земли в целом. Любой биогеоценоз можно назвать экосистемой, но не всякая биосистема — биогеоценоз.
Биогеоценоз — это экосистема, границы которой обусловлены
характером растительного покрова, то есть определённым фито-
ценозом.
Условия среды в природном сообществе отличаются от условий среды за его пределами. Это вызвано тем, что весь комплекс заселяющих его живых организмов (бактерий, грибов, лишайников, растений и животных), получая средства для своей жизни из окружающей абиотической среды, сильно влияет на неё — меняет освещённость, температуру воздуха, влажность, состав почвы. В итоге внутри биогеоценоза создаётся неповторимая среда обитания — его внутренняя среда, «дом» для его живого населения, в создании которого принимают участие сами организмы. Такую внутреннюю среду природного сообщества называют биотопом (от греч. биос — «жизнь», топос — «место»).
Бывая в лесу, гуляя по лугу или в степи, следует помнить, что мы — лишь гости в «доме», где обитают разнообразные живые существа. Соблюдать правила поведения, принятые в этом «доме», нужно для того, чтобы не навредить его «жильцам» и условиям их обитания.
Мы знаем, что в природе растения обитают не изолированно от других, а совместно с другими.
Как вы думаете, взаимодействуют ли между собой растения? (Всерастения взаимодействуют между собой.)
А как вы думаете, могут ли растения, обитающие на одной территории, оказывать влияние друг на друга? (Да, могут.)
Какое влияние могут оказывать друг на друга растения? (Примерный ответ. Большие деревья в лесу создают тень, соответственно, под ними не могут расти светолюбивые растения. Корневые системы растений сильно переплетаются под землей. Некоторые растения (например, мхи) могут создавать для других растений влажность, при которой они не могут существовать.)
Итак, мы пришли к выводу, что растения, произрастающие на определенной территории, взаимосвязаны между собой и оказывают влияние друг на друга. Такие группы взаимосвязанных между собой растений, произрастающих на одной территории и оказывающих влияние друг на друга и на среду своего обитания, называют растительными сообществами, или фитоценозами.
Попробуйте самостоятельно привести пример растительного сообщества. (Лес, болото, луг и т. д.)
В общих чертах и лес, и болото, и луг являются растительными сообществами. Но если посмотреть внимательнее, леса, болота и луга могут быть разными.
Какие типы лесов встречаются на территории нашей страны? (Хвойные (сосновые и еловые), смешанные и широколиственные.)
Что такое лес?
И для каждого из этих лесов характерен свой тип растительности. Кроме основных видов растительности (видов-эдификаторов), в сообществе обитают и сопутствующие. Например, для елового леса характерными видами (кроме ели) являются такие, как черника, брусника, кислица обыкновенная, майник двулистный
и т. д. Кроме того, в еловом лесу могут встречаться зеленые мхи, а на стволах и ветках деревьев — различные лишайники.
Самостоятельная работа
Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 56; учебник В.В. Пасечника § 54), а также настенными таблицами и личным опытом, заполните таблицу.
Название растительного сообщества |
Виды-эдификаторы |
Сопутствующие виды растений |
Еловый лес |
Ель обыкновенная или европейская, иногда пихта или сосна |
Черника, брусника, кислица обыкновенная, седмичник европейский, майник двулистный, грушанка круглолистная, плаун булавовидный и др. |
Сосновый лес |
Сосна обыкновенная, иногда лиственница европейская |
Черника, брусника, прострел поникший, толокнянка обыкновенная, вереск обыкновенный, кошачья лапка двудомная, ястребинка волосистая и др. |
Широколист- Венный лес |
Дуб черешчатый, липа мелколепестная, клен остролистный, ясень обыкновенный |
Крушина ломкая, бересклет бородавчатый, жимолость лесная, сныть обыкновенная, ландыш майский, зеленчук желтый, копытень европейский, медуница неясная и др. |
Луг |
Злаки и бобовые (костер безостый, пырей ползучий, тимофеевка луговая, клевер луговой) |
Клевер ползучий, клевер гибридный, горошек мышиный, люцерна серповидная, чина луговая, донник белый, донник лекарственный, нивяник, горец змеиный, лютик едкий, тысячелистник обыкновенный, василек луговой |
Низовое болото |
Осоки (пузырчатая, дернистая и др.), рогоз широколистный, тростник обыкновенный, таволга вязолистная |
Сабельник болотный, гравилат речной, сусак зонтичный |
Верховое болото |
Сфагновые мхи (сфагн магеллан- ский, сфагн дубравный, сфагн оттопыренный), зеленый мох (политрих обыкновенный или кукушкин лен) |
Сосна обыкновенная (угнетенная), пушица влагалищная, росянка круглолистная, морошка, осоки, клюква мелкоплодная, голубика, багульник болотный, подбел обыкновенный, мирт болотный и др. |
(На заполнение таблицы учащимся отводится около 3—5 мин. Далее 2—3 ученика отвечают устно, остальные учащиеся проверяют, дополняют и исправляют ошибки.)
Закрепление знаний и умений
Ответьте на вопросы.
Что такое растительное сообщество?
Приведите примеры растительных сообществ.
Что такое фитоценоз?
Что такое экосистема?
Какие экосистемы называют природными?
Приведите примеры искусственных экосистем.
Какие растения называют эдификаторами?
Какие виды растений являются эдификаторами в еловом лесу?
Какие виды растений являются сопутствующими в еловом лесу?
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Прочитать параграф, знать основные термины, ответить устно на вопросы в конце параграфа. (Учебник И.Н. Пономаревой § 56, 57; учебник В.В. Пасечника § 54.)
Пользуясь определителями растений или другой биологической литературой, продолжить заполнение таблицы. Дать характеристику сообщества тундры, сообщества степи и сообщества пустыни.
Творческое задание. Нарисовать различные типы экосистем. Выполнить рисунок таким образом, чтобы виды-эдификаторы и сопутствующие виды растений были узнаваемы.
Задание для учеников, интересующихся биологией. В экологическом словаре найти определения понятий «биоценоз», «биогеоценоз», «сообщество», «биотоп», «флора», «фауна», «экосистема». Определить, как эти понятия соотносятся между собой.
Ресурсы:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций