12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72112
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи

Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

УУД

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Понятие о природном сообществе

Цели: сформировать понятие о природном сообществе, по­знакомить со структурой природного сообщества, дать представ­ление о компонентах природного сообщества и их взаимосвязях; формировать понятие о биогеоценозе как о совокупности биоти­ческих организмов и абиотических условий среды на конкретной территории; познакомить с многообразием природных сообществ.

Оборудование и материалы: таблицы: «Природное сообще­ство», «Растения елового леса», «Растения соснового леса», «Ра­стения широколиственного леса», «Растения луга», «Растения болота», «Ярусность в растительном сообществе», гербарии ра­стений, характерных для различных растительных сообществ.

Ключевые слова и понятия: растительное сообщество, фитоце­ноз, преобладающие виды (виды-эдификаторы), сопутствующие виды; биогеоценоз, экосистема; природные и искусственные эко­системы.

Растительные сообщества

 

 

 

Ход урока

Актуализация знаний

Выберите верные утверждения.

Грибы относятся к царству растений.

.Бактерии относятся к самостоятельному царству.

Лишайники являются симбиозом гриба и водоросли

Среди грибов встречаются паразиты.

Бактерии не способны к самостоятельному передвижению.

Все бактерии приносят вред человеку.

Лишайники могут размножаться кусочками слоевища.

Тело всех грибов представлено мицелием и плодовым телом.

Шляпочные грибы делятся на трубчатые и пластинчатые.

Лишайники хорошо переносят загрязнение воздуха, но гибнут при недостатке влаги.

Понятие о природном сообществе. В природе все организмы не су­ществуют одиночно, а живут совместно, взаимодействуя друг с дру­гом. Например, черника, брусника всегда произрастают в хвойном ле­су. Там же растут грибы (белые, моховики), обитают насекомые, опы­ляющие цветки черники или брусники. В кронах деревьев строят гнёзда птицы, поедающие плоды и семена этих растений. Все эти орга­низмы образуют своеобразный природный комплекс живых организ­мов — сообщество.

Сообщества живых организмов возникают не случайно. Они всегда обусловлены конкретными природными условиями — абиотическими факторами среды, то есть неживой природой. Комплекс растений, приспособленных к существованию на конкретной территории, назы­вают растительным сообществом, или фитоценозом (греч. фи- тон — «растение», койнос — «общий»). В одних условиях абиотиче­ской среды формируется еловый лес, в других — сосновый бор, в тре­тьих — дубрава или березняк, луг, болото или степь.

Фильм "Красная шапочка и фитоценоз хвойного леса",

 

 

 

Сообщество разных живых организмов — животных, растений, грибов, бактерий сложившееся в природе естественным путём, сосу­ществующих длительное время на однородной территории в опреде­лённых условиях среды, называют природным сообществом, или биогеоценозом (от греч. биос — «жизнь», ге — «земля», кой­нос — «общий»).

Биогеоценоз имеет конкретные границы. Они определяются гра- т ницами конкретного растительного сообщества (фитоценоза). Понятие о биогеоценозе ввёл в науку российский учёный-ботаник Владимир Николаевич Сукачёв

Структура природного сообщества. В.Н. Сукачёв обратил внимание на то, что среди обитателей природного сообщества всегда находятся несколько групп организмов, выполняющих разные фу}1кции в приро­де. Одни организмы, поглощая энергию солнечного света, из неоргани­ческих веществ создают органические вещества, в которых запасается энергия. Это группа автотрофов, в неё входят различные зелёные рас­тения. Вторая группа организмов — гетеротрофы. Одни из них пита­ются живой растительной массой (животные и грибы), другие (бакте­рии, некоторые грибы) — органическими веществами мёртвых тел, при этом разлагая их до неорганических соединений (солей, воды, углекислого газа). Эти соединения, в свою очередь, могут вновь погло­щаться зелёными растениями в процессе фотосинтеза и почвенного питания. В итоге такого взаимодействия возникает круговорот ве­ществ и поток энергии между организмами и абиотической средой. Вот почему создаётся целостность, единство природного сообщества, при котором от существования одних живых организмов зависит суще­ствование других.

Понятие о биогеоценозе и экосистеме

 

 

 

Круговорот веществ и поток энергии — это движение неорга­нических веществ и энергии из окружающей среды к одним организ­мам (автотрофам), от них — к другим организмам (гетеротрофам), а затем — вновь в окружающую среду

Круговорот веществ и поток энергии — главный признак биогеоценоза.

В структуре природного сообщества различают четыре важных функциональных звена. Первое — это абиотическая среда (неорганиче­ские вещества, солнечная энергия, климат, влага, почва). Далее следу­ют три функционально разные группы живых организмов: создающие вещества с запасом энергии, поедающие эти вещества и перерабаты­вающие органические вещества до неорганических.

Благодаря такому сложному взаимодействию живых организмов и условий абиотической среды биогеоценоз называют также экологи­ческой системой, или экосистемой. Биогеоценоз и экосистема — понятия сходные, но не тождественные. Понятие «экосистема» — более широкое, оно не имеет размерности. Экосистема может охватывать пространство любой протяжённости. Это и гниющий пень, и муравей­ник, и парк, и биосфера Земли в целом. Любой биогеоценоз можно на­звать экосистемой, но не всякая биосистема — биогеоценоз.

Биогеоценоз — это экосистема, границы которой обусловлены
характером растительного покрова, то есть определённым фито-
ценозом.

Условия среды в природном сообществе отличаются от условий среды за его пределами. Это вызвано тем, что весь комплекс заселяю­щих его живых организмов (бактерий, грибов, лишайников, растений и животных), получая средства для своей жизни из окружающей абиотической среды, сильно влияет на неё — меняет освещённость, температуру воздуха, влажность, состав почвы. В итоге внутри биогео­ценоза создаётся неповторимая среда обитания — его внутренняя среда, «дом» для его живого населения, в создании которого принима­ют участие сами организмы. Такую внутреннюю среду природного со­общества называют биотопом (от греч. биос — «жизнь», топос — «место»).

Бывая в лесу, гуляя по лугу или в степи, следует помнить, что мы — лишь гости в «доме», где обитают разнообразные живые суще­ства. Соблюдать правила поведения, принятые в этом «доме», нужно для того, чтобы не навредить его «жильцам» и условиям их оби­тания.

Мы знаем, что в природе растения обитают не изолированно от других, а совместно с другими.

Как вы думаете, взаимодействуют ли между собой растения? (Всерастения взаимодействуют между собой.)

А как вы думаете, могут ли растения, обитающие на одной территории, оказывать влияние друг на друга? (Да, могут.)

Какое влияние могут оказывать друг на друга растения? (Примерный ответ. Большие деревья в лесу создают тень, соответственно, под ними не могут расти светолюбивые ра­стения. Корневые системы растений сильно переплетают­ся под землей. Некоторые растения (например, мхи) могут создавать для других растений влажность, при которой они не могут существовать.)

Итак, мы пришли к выводу, что растения, произрастающие на определенной территории, взаимосвязаны между собой и ока­зывают влияние друг на друга. Такие группы взаимосвязанных между собой растений, произрастающих на одной территории и оказывающих влияние друг на друга и на среду своего обитания, называют растительными сообществами, или фитоценозами.

Попробуйте самостоятельно привести пример раститель­ного сообщества. (Лес, болото, луг и т. д.)

В общих чертах и лес, и болото, и луг являются растительными сообществами. Но если посмотреть внимательнее, леса, болота и луга могут быть разными.

Какие типы лесов встречаются на территории нашей стра­ны? (Хвойные (сосновые и еловые), смешанные и широколист­венные.)

Что такое лес?

 

 

 

И для каждого из этих лесов характерен свой тип растительно­сти. Кроме основных видов растительности (видов-эдификаторов), в сообществе обитают и сопутствующие. Например, для елово­го леса характерными видами (кроме ели) являются такие, как черника, брусника, кислица обыкновенная, майник двулистный

и т. д. Кроме того, в еловом лесу могут встречаться зеленые мхи, а на стволах и ветках деревьев — различные лишайники.

Самостоятельная работа

Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 56; учебник В.В. Пасечника § 54), а также настенными таблицами и личным опытом, заполните таблицу.

Название

расти­тельного

сообще­ства

Виды-эдификаторы

Сопутствующие виды растений

Еловый лес

Ель обыкновен­ная или европей­ская, иногда пихта или сосна

Черника, брусника, кислица обык­новенная, седмичник европейский, майник двулистный, грушанка круглолистная, плаун булавовидный и др.

Сосно­вый лес

Сосна обыкновен­ная, иногда листвен­ница европейская

Черника, брусника, прострел поник­ший, толокнянка обыкновенная, ве­реск обыкновенный, кошачья лапка двудомная, ястребинка волосистая и др.

Широ­колист-

Венный лес

Дуб черешчатый, липа мелколепест­ная, клен остролист­ный, ясень обыкно­венный

Крушина ломкая, бересклет боро­давчатый, жимолость лесная, сныть обыкновенная, ландыш майский, зеленчук желтый, копытень евро­пейский, медуница неясная и др.

Луг

Злаки и бобовые (костер безостый, пырей ползучий, тимофеевка луговая, клевер луговой)

Клевер ползучий, клевер гибрид­ный, горошек мышиный, люцерна серповидная, чина луговая, донник белый, донник лекарственный, ни­вяник, горец змеиный, лютик едкий, тысячелистник обыкновенный, ва­силек луговой

Низовое

болото

Осоки (пузырчатая, дернистая и др.), рогоз широколист­ный, тростник обык­новенный, таволга вязолистная

Сабельник болотный, гравилат реч­ной, сусак зонтичный

Верхо­вое бо­лото

Сфагновые мхи (сфагн магеллан- ский, сфагн дубрав­ный, сфагн оттопы­ренный), зеленый мох (политрих обык­новенный или ку­кушкин лен)

Сосна обыкновенная (угнетенная), пушица влагалищная, росянка круг­лолистная, морошка, осоки, клюква мелкоплодная, голубика, багульник болотный, подбел обыкновенный, мирт болотный и др.

(На заполнение таблицы учащимся отводится около 3—5 мин. Далее 2—3 ученика отвечают устно, остальные учащиеся проверя­ют, дополняют и исправляют ошибки.)

Закрепление знаний и умений

Ответьте на вопросы.

Что такое растительное сообщество?

Приведите примеры растительных сообществ.

Что такое фитоценоз?

Что такое экосистема?

Какие экосистемы называют природными?

Приведите примеры искусственных экосистем.

Какие растения называют эдификаторами?

Какие виды растений являются эдификаторами в еловом лесу?

Какие виды растений являются сопутствующими в ело­вом лесу?

Подведение итогов урока

Домашнее задание

Прочитать параграф, знать основные термины, ответить устно на вопросы в конце параграфа. (Учебник И.Н. Пономаревой § 56, 57; учебник В.В. Пасечника § 54.)

Пользуясь определителями растений или другой биологи­ческой литературой, продолжить заполнение таблицы. Дать ха­рактеристику сообщества тундры, сообщества степи и сообщества пустыни.

Творческое задание. Нарисовать различные типы экосистем. Выполнить рисунок таким образом, чтобы виды-эдификаторы и сопутствующие виды растений были узнаваемы.

Задание для учеников, интересующихся биологией. В эко­логическом словаре найти определения понятий «биоценоз», «биогеоценоз», «сообщество», «биотоп», «флора», «фауна», «экосистема». Определить, как эти понятия соотносятся между собой.

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html


 

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.