Урок экологии «Природоохранные мероприятия в истории России»
Методическое пособие уроков с видеоматериалами
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.
УУД
Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание необходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных сообществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Изучение нового материала
Некоторые природоохранные мероприятия в истории России
Время |
Меры по охране природы |
XI в. |
В Киевской Руси в первом письменном документе русского права - «Русской правде» была регламентирована добыча бобра, указывалось наказание за разорение гнезд диких пчел |
XIV в. |
Во Владимиро-Волынском княжестве на территории Беловежской пущи охота на зубра была строго регламентирована, а потом запрещена |
XV в. |
Выделение массивов «засечных лесов» (тульские дубовые «засеки») с полным запретом их вырубки |
XVII в. |
Царь Алексей Михайлович принял 67 указов, ограждающих от истребления ценных промысловых животных |
начало XVIII в. |
Петр I принял ряд строгих указов об охране леса, рек, почв, рыбных и иных животных запасов. Были заложены парки, начато степное лесоразведение и др. |
1773 г. |
Екатерина II подписала Закон об охоте (запрет убивать и ловить животных в период размножения) |
1888 г. |
Принят Закон о сбережении лесов |
1892 г. |
Царь Александр III утвердил «Правила об охоте», в которых строжайше запрещалась охота на зубров |
1916 г. |
Правительство приняло Закон о заповедниках |
В настоящее время каждый человек, независимо от его специальности, должен быть экологически образован. Только в этом случае он сможет реально оценить последствия свой практической деятельности. Что означает экологически образованный, экологически культурный человек? И вообще - что такое экологическая культура?
Экологическая культура - это система знаний, умений, ценностей человека, его верований, традиций, обычаев, законов, искусства, нравственности, ответственности за принимаемые решения в системе «человек - окружающая среда». Условно в понятии «экологическая культура» .можно выделить четыре основных компонента: а) экологические знания (естественнонаучные, социогуманитарные, технические, экономические и др.); б) экологическое мышление (способность устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать вероятностные результаты экологических проблем и др.); в) экологически оправданное поведение в быту, в процессе производственной деятельности и на досуге; г) культура чувств, включающая принцип благоговения перед жизнью. Ж. Дорст писал: «У человека вполне достаточно объективных причин, чтобы стремиться сохранить дикую природу. Но в конечном счете природу может спасти только любовь».
Сегодня на смену ошибочным представлениям о безграничных возможностях биосферы, технократическим установкам «покорения природы» выдвигаются новые аксиоматические положения, утверждающие неизбежность антропогенного изменения природы и коэволюции как фактора устойчивого развития системы «общество - природа». Очень важен переход в сознании человека от антропоцентристского подхода, когда в центре всего находится человек, к биоцентристскому (полицентристскому), когда в центре стоит жизнь, живая система любого уровня организации, будь то микроорганизм, растение, животное или человек. Это, по сути, и есть реализация принципа благоговения А. Швейцера, который включает в себя три существенных элемента мировоззрения - смирение, миро- и жизнеутверждение и этику как взаимосвязанные компоненты мышления. Этика благоговения перед жизнью - это этика Любви, расширенная до всемирных пределов.
В наши дни правительства цивилизованных стран весьма озабочены проблемой организации образования экологически грамотных людей. В статье 73 Закона России об охране окружающей природной среды (1992 г.) говорится: «В целях повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации с использованием при этом средств массовой информации». В статье 74 отмечается необходимость «овладения минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, независимо от их профиля; обязательное преподавание основ экологических знаний».
Конференция ООН по проблеме «Планета Земля», прошедшая в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро, в своих декларациях подчеркнула огромную значимость экологии в разработке стратегий защиты жизнеспособности планеты, выживания и устойчивого развития человечества, а также в сохранении биологического разнообразия. Как важнейшая задача констатирована необходимость «обеспечить просвещение по вопросам развития и сохранения окружающей среды для людей всех возрастов».
На реализацию задач экологического образования направлено и решение ЮНЕСКО: последние 20 лет нашего столетия были объявлены годами экологического образования. Таким образом, интенсивное распространение экологических знаний становится актуальнейшей проблемой всех цивилизованных стран. Оно справедливо рассматривается как одно из средств преодоления глобального экологического кризиса, оптимизации взаимодействия общества и природы на основе повышения экологической культуры населения.
Преодолеть отставание нашей страны от уровня передовых стран по многим направлениям экологии, создать систему экологической безопасности, исключающую экстенсивное природопользование, диктат ведомств, правовой нигилизм и экологическую некомпетентность - одна из основных задач обновления нашего общества.
Французский ученый Ф. Дрё писал: «...Экология - наука будущего, и возможно, само существование человека на нашей планете будет зависеть от ее прогресса».
Организация системы природоохранных мероприятий защиты окружающей среды
Природоохранные мероприятия в честь "Года экологии" прошли в АО "ЧМЗ" в 2017 году.
Природоохранные мероприятия
Ресурсы:
С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций