12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ковалева Галина Валентиновна157377
Педагогический стаж работы 40 лет.
Россия, Воронежская обл., Нововоронеж
Материал размещён в группе «Учительские династии»

Ф. И. О

Ковалева Галина Валентиновна

Место работы

МКОУ «Нововоронежская СОШ №4»

Должность

учитель географии

Предмет

география

Класс

6

Тема и номер урока в теме

Тема «Атмосфера – воздушная оболочка Земли»

Урок № 7 «Влага в атмосфере» (2)

Базовый учебник

А. И. Алексеев и др. География. 5—6 классы

ФГОС ООО. Москва «Просвещение» 2017 Линия «Полярная звезда»


Цели и задачи урока:

- сформировать понятия «облака» и раскрыть процесс их образования;

- сформировать понятие «осадки»;

- научиться проводить наблюдение за облаками.

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация.

Когнитивный компонент урока: облака, атмосферные осадки.

Деятельный компонент урока: определить виды облаков, проводить наблюдение за облаками, давать их описание.

Эмоционально – ценностный компонент урока: оценивать значение облачности, осадков для жизни и хозяйственной деятельности людей; раскрывать влияние природных явлений на творчество людей.

Формы работы с учащихся: работа с текстом учебника, с рис. 99, 100.


Планируемые результаты:

Личностные: сознание единства человека и атмосферы, ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами, овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.

Предметные: сформировать представлений о влиянии атмосферы на человека, об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению экологических проблем в атмосфере; владение умениями и навыками соблюдения мер безопасности во время опасных явлений в атмосфере.
Л – личностные, Р – регулятивные, П – познавательные, К – коммуникативные


Структура и ход урока.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

(УУД)

Время

1

Организация на урок

Приветствие учащихся.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

1 мин

2

Актуализация

Темы

(мотивация урока)

-Узнаем тему урока. Угадаем загадки.

Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (Облака)

Вечером-водой, ночью-водой, а утром – в небеса. (Дождь)

С неба – звездой, в ладошку – водой. (Снег)

Падает горошком, скачет по дорожкам. (Град)

Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает. (Роса)

(слайд 1-2)



Демонстрируют знания. (Р,Л)



Формулируют название темы и цели урока. (Р)


2 мин

3

Проверка домашнего задания

- Какие состояния воды вы знаете?

-Что происходит с водой в атмосфере? Определение влажности воздуха имеет значение не только для определения погоды, но и для проведения технических мероприятий, при хранении музейных экспонатов (книг, картин), лечение многих болезней, орошение полей.

- Как вы это понимаете?



Рассуждение учащихся. (Р)


Решают проблему, демонстрируя знания (К)


4

Изучение нового материала

- Во что превращается водяной пар?

(слайд 3)

Многие из вас любят смотреть на облака, ведь они нередко принимают причудливую форму.

Ветер гонит кучу дыма,
Словно грузного коня.

Вот как представлял облака поэт

Н. Гумилев:

Какие мысли у вас возникают, глядя на облака? Выскажите их. Что такое облака и как они образуются, учащиеся читают в учебнике стр.143

Анализируют рис.99

-Какие виды облаков вы узнали? (кучевые, слоистые, перистые)

- Дадим характеристику каждому виду облаков (слайд 4-6)

​​​​​​​-Какую неточность можно найти на этих слайдах? 

-Какую роль облака или облачность играют в природе? (слайд 7)

-Какие еще виды осадков, кроме дождя и града вы знаете?

(слайд 8)

Приложение

Учитель предлагает сгруппировать виды осадков и записать в тетрадь собственную классификацию видов осадков в зависимости от сезона года (осадки теплого времени года, осадки холодного времени года); в зависимости от того, в каком виде  - твердом или жидком - они выпадают. (слайд 9)

Цвета радуги легко запомнить по известной фразе: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан
Анализ рис.100

-На карте атласа найдите самые влажные места на планете?

Прибор для измерения количества осадков – осадкомер. (слайд 10)

Осадкомер снимают 2 раза в сутки в 7 и 19 часов. Количество осадков за сутки узнается путем сложения результатов двух измерений.

Количество осадков за месяц равно сумме осадков, выпавших за все дни этого месяца. Что называют годовым количеством осадков?

Круглый стол

Осадки - благо или вред? (слайд 11-12)

Рассуждение учащихся. (Р)




Работают с текстом учебника, рассуждают и приводят примеры образования облаков (П),

анализируют и дают характеристику облакам. (П., Р)


Проверяют правильность своих рассуждений с помощью текста параграфа. (П., Р)


Рассуждение учеников (Л), выявление причинно-следственных связей (Р).






Работа в тетради.

Решают проблему, демонстрируя знания (К)

Выявляют причинно -следственные связи (Р)


Обмениваются полученной информацией (П)


Рассуждают о необходимости  заботы о своем здоровье, о здоровом образе жизни и т.д.


Решают проблему, демонстрируя знания (К)

Работа с атласом (физическая карта полушарий)

стр. 176-177 (П., Р)


8 мин



































10 мин

5

Физминутка (здоровье-

сберегающий компонент)

Учащиеся стоят, учитель произносит текст и демонстрирует движения руками, которые должны повторить дети.
« Водяной пар поднимается вверх (поднимаются обе руки вверх, становятся на носочки) и охлаждается (согреваем руки дыханием). Так образуются облака (вырисовываем руками круг). Облака бывают кучевые (вырисовываем руками  в воздухе кучевое облако), слоистые (одна рука ложится на другую, потом нижняя вновь на верхнюю) и перистые (редкие взмахи рукой в воздухе). Когда облако становиться большим (рисуем большой круг руками) и тяжелым (вытянутые горизонтально руки опускаем вниз) выпадают осадки (пальцы сжатые  в кулак разжимаем и делаем разбрызгивающие движения): дождь (накрываем голову двумя руками) или снег (ловим снежинку рукой)




Играют, демонстрируя свои творческие таланты и знания. (К)

2 мин









6


Практикум










(слайд 13) Работа с картами атласа и контурной картой. - Найти в атласе самые влажные и самые сухие места на планете и нанести их на контурную карту.


Выполняют практикум , демонстрируя знания (П)

Узнают интересные факты о

том, где большое, а где малое количества осадков на планете. (П)


Решают проблему, демонстрируя знания (К)

12 мин









7

Закрепление

Учебник стр. 145 №1

Ответить на вопросы в рубрике «Это я знаю», «Это я могу»

Работа с пословицами:

-Дождь в засуху - золотой дождь;

- Снег — одеяло для пшеницы; 

- Зима без снега - лето без хлеба.


Обмениваются полученной информацией (П)

Рассуждение учеников (Л), выявление причинно-следственных связей (Р).


Формулируют ответ, применяя

полученные знания (Р)

8 мин


8

Рефлексия

Подведение итогов урока.


Рефлексия (слайд 14)

Итог:

Продолжите фразы:

Сегодня на уроке я повторил (а)……….

Сегодня на уроке я узнал (а)……………

Сегодня на уроке я научился (ась)……..

Сегодня на уроке мне не удалось………..

(слайд 15)

Объясняет д/з §44, ЭОР (диск)

Творческое задание по желанию.

Учебник – стр.145 №7, в разделе «Это мне интересно»

Оценивают работу на уроке всего класса (Л)


Записывают  задание на дом в дневник (К)


2 мин


Используемые материалы:

Линия учебно-методических комплектов «Полярная звезда»:

1. География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. А.И. Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина, и др. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с.: ил., карт.

2.Рабочая тетрадь для учащихся к учебнику География. Мой тренажер. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / В.В.Николина; Рос. Акад. образования, издательство Просвещение. – М.: Просвещение. 2012. – 95 с.

3. География. Поурочные разработки. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.В. Николина. – М.: Просвещение, 2012. – 160 с.

4. Мультимедийная презентация «Влага в атмосфере» (2).


Приложение
DOC / 29.5 Кб


Влага в атмосфере (2)
PPT / 1.68 Мб

Опубликовано в группе «Учительские династии»


Комментарии (3)

Ирина Анатольевна, 22.12.19 в 20:36 0Ответить Пожаловаться
Из кучевых облаков осадки не выпадают, из кучево-дождевых-да. Хотя и те и другие-облака вертикального развития и кучево-дождевые образуются из кучевых. Слоистые облака-левое фото-не они, это кучевые плоские. Слоистые-практически приподнятый туман, однородная серая масса.
Язенина Ольга Анатольевна, 22.12.19 в 21:38 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Галина Валентиновна! Хоть и преподаю в начальных классах, в Вашем конспекте много того, что я смогу взять для своих уроков по окружающему миру.
Ковалева Галина Валентиновна, 23.12.19 в 07:05 1Ответить Пожаловаться
Ольга Анатольевна, спасибо за добрый отзыв!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.