Урок биологии на тему "Биоразнообразие" (конспект урока)

0
0
Материал опубликован 4 November в группе

Маевская Полина Викторовна

Москва

ЧУ ЦО «Аврора»

учитель биологии



Урок биологии в 8 классе по теме «Биоразнообразие»

Аннотация: урок биологии по теме «Биоразнообразие» знакомит учащихся с аспектами биоразнообразия. Тема «Биоразнообразие» является ключевой в курсе зоологии. Изучение данной темы способствует формированию целостного представления о биоразнообразии и его значении в природе.

Основные термины, понятия: Биологическое разнообразие, богатство видов, среда обитания, различия внутри вида, различия между видами, взаимоотношения между формами жизни, уязвимые виды, экодук.

Цель урока: Сформировать целостное представление о биоразнообразии и его значении в природе.

Задачи


Обучающие:

- изучить аспекты биоразнообразия;

- научить систематизировать информацию в виде карт памяти и давать описание естественной среды обитания группы животных своими словами;

- объяснить морфологические особенности определенных видов животных и причины их пребывания в зоопарке;

- ознакомить учащихся о вкладе зоопарка в защиту видов животных, находящихся под угрозой исчезновения;

- дать основные направления деятельности по защите и сохранению биоразнообразия.


Развивающие:

- развить умения анализировать, сравнивать и обобщать

информацию;

- развить навыки работы в команде и составления плана действий по конкретной проблеме.


Воспитательная: воспитать бережное отношение к окружающей среде и дать понимание, как растения и животные функционируют в окружающей их среде.



Планируемые результаты:


- учащийся проявляет любопытство и заинтересованность в изучении того, что означает биоразнообразие;


- учащийся понимает, что биоразнообразие связано с: (А) различиями внутри вида, (Б) различиями между видами, (В) взаимоотношениями между формами жизни, (Г) различными средами обитания;


- учащийся может составить представление о жизненных потребностях определенных животных;


- учащийся осведомлен об особенностях определенных животных и их пребывании в зоопарке.



Технология урока: информационное изложение, использование наглядных материалов.

Оборудование: компьютер, электронная доска, рабочие листы, информационные листы, проектные листы.

План урока

1. Что такое биоразнообразие? 10 мин

1.1. Определение понятия «биоразнообразие»

1.2. Четыре аспекта биоразнообразия

2. Биоразнообразие на примере определенного животного 20 мин

2.1. Знакомство с особенностями определенных животных (Панда/ Пингвин Гумбольдта/ Красный волк/Аксолотль)

3. Угрозы биоразнообразию 10 мин

3.1. Что угрожает биоразнообразию?

3.2. Мини – проект «Демонстрация» (написание слоганов для животных)

4. Защита биоразнообразия 5 мин

4.1. Как люди могут защитить биоразнообразие?



Ход урока

1. Что такое биоразнообразие? 10 мин

1.1. Определение понятия «биоразнообразие»

Лекция начинается с обсуждения в классе, что такое биоразнообразие (Слайд 1).


Слайд 1

t1762205551aa.gif



Чтобы активизировать имеющиеся знания по этой теме учащимся предлагается поделиться своими знаниями и заполнить рабочий лист «Биоразнообразие-облако слов» (Приложение 1 см. ниже).


Приложение 1


Биоразнообразие – Облако слов


1. В приведенном ниже облаке напиши как можно больше слов, которые, по твоему мнению, имеют отношение к биоразнообразию.

t1762205551ad.gif

t1762205551ad.gift1762205551ae.gif

t1762205551ad.gif


2. Как бы ты объяснил своему лучшему другу, что такое биоразнообразие?

_______________________________________________________________

 ______________________________________________________________




Пояснение: Биоразнообразие состоит из двух слов: био - жизнь и разнообразие - отличия. Когда мы говорим о биологическом разнообразии, мы имеем в виду разнообразие форм жизни (растений, животных и микроорганизмов), генетические вариации внутри каждой формы жизни, взаимосвязи между всеми формами жизни и различными средами обитания, где эти формы жизни встречаются. Сосуществование всех этих форм жизни поддерживает равновесие в природе.


1.2. Четыре аспекта биоразнообразия

Учащимся демонстрируется Слайд 2 и задается вопрос, что в себя включает биоразнообразие.


Слайд 2

t1762205551aj.gif

Далее демонстрируются слайды 3-6, каждый из которых наглядно раскрывает один из аспектов биоразнообразия.

Слайд 3

t1762205551ak.gif

Пояснение: Чем больше видов, тем больше биологическое разнообразие. Все животные разные. Аксолотль - редкое и очень интересное маленькое существо. Они никогда не болеют раком и могут полностью заменить многие части тела. Люди надеются многому научиться у них, чтобы лечить больных людей. Из-за сокращения биологического разнообразия мы теряем животных с особыми характеристиками.

Слайд 4

t1762205551al.gif


Пояснение: Почему могут быть важны различия внутри вида? И действительно ли это биоразнообразие? Ответ таков: различия позволяют животным выживать. Биоразнообразие заключается в том, чтобы отличаться друг от друга. Чем больше различий между сородичами, тем больше биоразнообразие внутри вида.

Слайд 5

t1762205551am.gif

Пояснение: Животные, растения, микроорганизмы (такие как бактерии, грибы и вирусы) и люди, то есть все формы жизни, связаны между собой. Например, (а) пингвин ест рыбу (пища), (б) молодая панда в случае опасности прячется на дереве, а морской конек среди разноцветных кораллов (безопасность), и (в) Гигантская панда разбрасывает семена бамбука через экскременты (размножение).

Слайд 6

t1762205551an.gif

Пояснение: Биоразнообразие также имеет отношение ко всем средам обитания, в которых встречаются формы жизни. Виды адаптируются к определенной среде обитания. Чем больше различных местообитаний, тем больше биоразнообразие.

2. Биоразнообразие на примере определенного животного20 мин

2.1. Знакомство с особенностями определенного животного (Пингвин Гумбольдта- Приложение 3)

Приложение 3

t1762205551ap.gifИнформационный лист - Пингвин Гумбольдта


Здравствуйте, я пингвин Гумбольдта. Я хотел бы объяснить вам, что такое биологическое разнообразие и почему оно так важно для моей семьи в дикой природе.


Различия внутри вида

Люди иногда думают, что мы, пингвины, с нашими черными и белыми перьями, очень похожи, но на самом деле мы все разные. Например, я плаваю намного быстрее, чем мой брат. Как и дети в вашем классе, мы разные. Мои сородичи, которые лучше видят под водой и плавают быстрее всех, ловят больше рыбы. У них больше шансов выжить в условиях нехватки пищи. Возможно, количество хищников на суше или в море меняется. Хищники также могут приходить или уходить. На суше спасается тот пингвин, который быстрее всех бегает или карабкается по скалам, в море - тот пингвин, который быстрее всех плавает. Чем больше мы отличаемся друг от друга, тем больше вероятность того, что при изменении окружающей среды найдутся сородичи, способные адаптироваться.

Чем больше различий между сородичами, тем больше биологическое разнообразие внутри вида.


t1762205551aq.png

Различия между видами t1762205551ad.gif

Конечно, между пингвинами Гумбольдта и другими видами животных есть еще большие различия. Мы такие же птицы, как чайки, которые летают вдоль побережья. У нас есть крылья и мы откладываем яйца. Но мы не умеем летать. Однако мы отличные пловцы, и чайкам это не под силу. Это из-за перепонок между нашими пальцами. Знаете ли вы, что кости пингвинов намного тяжелее, чем у птиц, которые могут летать? В результате нам требуется меньше усилий, чтобы нырять в поисках рыбы.

Пингвинов Гумбольдта можно узнать по черному с белым оперению (черная спина, белое брюшко) и розовому пятнышку вокруг клюва. Это место розовое, потому что там нет перьев. Из-за этой розовой проплешины мы теряем тепло. И это хорошо. Мы, как один из немногих видов пингвинов, живем в теплых краях. Благодаря толстому слою жира на суше, мы можем обеспечить себе достаточно тепло.

Чем больше различных видов животных, тем больше биологическое разнообразие.


Взаимоотношения между формами жизни


t1762205551ar.png


Мы, пингвины Гумбольдта, любим охотиться на анчоусы, сардины и сельдь. Креветки и кальмары также регулярно присутствуют в нашем меню. Поэтому у нас важные отношения с Рыбами. Днем мы ходим на охоту. На нашу среду обитания сильно влияет холодное, богатое питательными веществами морское течение Гумбольдта. Каждые несколько лет море прогревается теплым морским течением. Это морское течение называется Эль-Ниньо. В более теплой воде меньше кислорода и пищи. В результате в воде плавает гораздо меньше рыбы, и многие пингвины умирают от голода. Из-за изменения климата это происходит все чаще и чаще.

Мы не только хищники, но и являемся добычей животных. У нас самих есть враги. На суше наши яйца поедают лисы, крысы и морские птицы. Когда люди живут по соседству, их кошки и собаки также поедают наши яйца. Если мы быстро не уплывем, акулы, морские львы и даже касатки также смогут полакомиться вкусным кусочком пингвина. Наше черно-белое оперение защищает нас от морских хищников. Хищник, проплывающий под НАМИ и смотрящий вверх, не может хорошо нас разглядеть, потому что наше белое брюхо теряется на фоне светлого неба. Если хищник проплывает или пролетает над нами, он смотрит вниз, на нашу черную спину. Из-за этого он плохо видит нас в темной воде.

Грибы и водоросли также являются нашими врагами. Мы защищаемся от них с помощью жира. Жир вырабатывается специальной железой, которая находится рядом с нашим хвостом. Мы размазываем его клювом по перьям. В результате грибки и водоросли не могут прилипать к нашим перьям.


t1762205551at.png


Чтобы выжить, нам нужны другие формы жизни, такие как рыбы. Бактерии в нашем кишечнике помогают переваривать пищу. У нас также есть отношения, которые нам не очень нравятся, например, с акулами и грибами. Они нуждаются в нас, чтобы выжить.

Чем больше биологическое разнообразие, тем больше шансов выжить у различных форм жизни.

Различные места обитания t1762205551ad.gif

Мы, пингвины Гумбольдта, живем на побережье в западной части Южной Америки. Наша среда обитания - ледяная морская вода, теплые пляжи и скалы. Мы не можем жить без моря. Иногда мы проплываем сотни километров в поисках достаточного количества рыбы. Мы живем группами вдоль скалистого побережья. Поскольку там живут птицы, которые разделяют наши пристрастия к рыбе, здесь много гуано. Гуано - это высушенные экскременты морских птиц. В этом гуано мы роем гнезда. Так мы можем защитить наши яйца от хищников. Как вы можете видеть, пингвины Гумбольдта не могут обойтись без моря и пляжа, так же как панда не может обойтись без бамбуковых лесов, а гриф-монах не может обойтись без засушливых горных районов с небольшим количеством деревьев.

Чем разнообразнее места обитания, тем больше биоразнообразие.



Учащиеся читают информационный лист определенного животного, где четыре аспекта биоразнообразия объясняются еще раз на основе ярких примеров из естественной среды обитания этого животного. В процессе изучения информации о животном (Пингвин Гумбольдта) учащиеся отвечают на вопросы в рабочем листе (Приложение 4).


Приложение 4

t1762205551av.pngt1762205551aw.png




Животное __________________________



Различия между видами


1. Что особенного в вашем животном? Напишите или нарисуйте ответ.


______________________________________________________________


Различия внутри вида


2. Почему сородичам может быть полезно, отличаться друг от друга?



______________________________________________________________



Взаимоотношения между формами жизни


3. Кто или что нужно вашему животному для выживания? Пример: белкам нужны деревья, чтобы укрываться на них. Белки питаются в основном желудями и орехами.

________________________________________________________________

_______________________________________________________________


Различные места обитания


4.1. Где в мире обитает ваше животное в дикой природе?


_______________________________________________________________


4.2. Как выглядит среда обитания вашего животного? Напишите или нарисуйте ответ.




3. Угрозы биоразнообразию 10 мин

3.1. Что угрожает биоразнообразию?

Учащиеся отвечают на вопрос, рассматривая Слайд 7 . Участвуют в дискуссии. Каждое фото на слайд 7 демонстрирует определенную угрозу.


Слайд 7

t1762205551ax.gif


Пояснение: Биологическому разнообразию угрожают следующие факторы:

Утрата естественной среды обитания.

Инвазивные виды.

Климатические изменения.

Чрезмерная эксплуатация ресурсов.

Загрязнение окружающей среды.

После того как все факторы названы, стоит ознакомить учащихся с деятельностью МСОП (Международный союз охраны природы). Учащиеся знакомятся с Красной книгой видов, находящихся под угрозой исчезновения. Слайды 8-11.

Слайд 8

t1762205551ay.gif


Слайд 9

t1762205551az.gif

Пояснение: Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) (англ. International Union for Conservation of Nature and Natural Resources, IUCN) — международная некоммерческая организация, основанная в 1948 году.

Занимается освещением проблем сохранения биоразнообразия планеты. Представляет новости на эту тему, организует конгрессы в разных странах и составляет списки видов, нуждающихся в особой охране в разных регионах планеты. 



Затем учащиеся узнают о том, в какой степени угрожает опасность Пингвину Гумбольдта и ее основные причины (Слайд 10).

t1762205551ba.gif


Пояснение

Некоторые причины сокращения популяции пингвинов Гумбольдта:

Изменения в системе течений Тихого океана. Например, в 1982–1983 годах мощная фаза Эль Ниньо помешала подняться из глубин океана холодным водам, богатым кислородом. Из-за этого рыба погибла, а пингвины Гумбольдта лишились пропитания. 

Чрезмерный вылов рыбы

Изменение климата и подкисление океана

Загрязнение морской среды

Домашние животные на свободном выгуле

Нарушение мест гнездования.



4.2. Мини – проект «Демонстрация» (написание слоганов для животных)

Учащиеся работают над своими ценностями и чувствами, связанными с судьбой видов, находящихся под угрозой исчезновения. Учащиеся разделяются на группы и выбирают животное (Гигантская Панда, Пингвин Гумбольдта, Красный волк, Аксолотль). Каждой группе предлагается придумать слоган в защиту своего животного и поучаствовать в игровой мини-демонстрации.

Примеры:


Гигантская панда: «Руки прочь от бамбуковых лесов!»;

Красный волк: «Сохраним один вид – спасем другой!», «Нет фермерству на нашей территории!»;

Аксолотль: «Сохраним Аксолотль для будущих поколений!»;

Пингвин Гумбольдта: «Нет воды — нет жизни, нет голубого — нет зелёного!».

Таким образом, учащиеся узнают, что различные чувства могут придать человеку сил для принятия мер.

4. Защита биоразнообразия 5 мин

4.1. Как люди могут защитить биоразнообразие?

На этом этапе урока учащиеся узнают, что нужно делать для защиты биоразнообразия и участвуют в дискуссии (Слайды 11-14).



Слайд 11

t1762205551bb.gif




Слайд 12

t1762205551bc.gif


Пояснение: Экодук в Дмитровском районе Московской области. Длина — 53 метра, ширина — 21 метр.

«Место экодука было определено в соответствии с путями миграции животных с учетом рекомендаций специалистов по природоохранной деятельности. Его строительство поможет не только сохранить традиционные тропы миграции, но и исключит вероятность появления животных на дороге и соответственно снизит риск возникновения дорожно-транспортных происшествий», - пресс – служба «Автодора».


Слайд 13

t1762205551bd.gif


Пояснение

Для защиты численности видов диких животных предпринимают следующие меры:

Искусственное разведение;

Создание генных банков;

Пропаганда охраны растительного и животного мира;

Разработка правил и норм поведения человека в природе;

Создание экологических программ;

Создание заповедников и заказников.


Слайд 14

t1762205551be.gif

Пояснение: Для защиты форм жизни, с которыми вид поддерживает полезные отношения разрабатываются и создаются экологические программы, которые предполагают контроль за выбросом отравляющих природную среду веществ, распределение земли под заповедные зоны, создание экологических надзоров и т. д.

Примеры: Программа «Экология». Национальный проект «Экологическое благополучие». Проект «Чистые берега».













в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.