Урок биологии в 6 классе «Питание растений»

2
0
Материал опубликован 1 October 2019 в группе

Дидактическая цель урока: познакомить обучающихся с основами исследовательской деятельности путем интерактивного включения их в процесс обучения.

Задачи урока: Образовательная: обеспечить понимание питания растений и изучить его особенности;

Развивающая: создание условий для развития навыков наблюдения, умения формулировать выводы по результатам микроисследований, способствовать формированию исследовательских навыков обучающихся;

Коммуникативная: развивать коммуникативные качества через работу в группах, формирования позитивного отношения к организованному учебному труду.

Тип урока:

  • по основной дидактической цели: изучение нового материала.

  • по способу проведения и этапам учебного процесса: комбинированный.

  • по форме проведения: урок – исследование.

Методы обучения: проблемный, эвристический

Используемые на уроке ресурсы:

Интернет-ресурсы:

http://www.college.ru/biology/index.php (Открытый колледж: Биология / Модели/Опыт Пристли)

http://www.ort.spb.ru (Сайт к урокам в начальной школе учителя Останковской Л. Ю. школа № 550 г. Санкт-Петербург/ Жизнь растений).

Литература: Энциклопедии по биологии, книги для чтения по ботанике, содержащие информацию о фотосинтезе.

Аудио: Фонограмма с голосами птиц.

Мультимедийное пособие: “Библиотеки электронных наглядных пособий. Биология 6-9 класс” (Бактерия. Грибы. Растения./Особенности строения и жизнедеятельности/ Передвижение веществ с раствором минеральных веществ по стеблю. Анимация), Презентация к уроку.

Ход урока

  • Актуализация знаний, мотивация

Цель:

Подготовка учащихся к активному восприятию и усвоению новых знаний. Закрепление знаний о признаках живых организмов, функциях органов растений.

Данный этап урока, содержание вводной беседы, очень важно в плане создания мотивации урока, заинтересованности в нем, желания работать активно, актуализации опорных знаний учащихся к восприятию нового блока информации, создание системного представления об изучаемом материале.

Слайды 1,2,3, Аудио: запись пения птиц.

Учитель: - Согласитесь, прекрасные фотографии, удивительные звуки природы!

- Как вы думаете, какое отношение имеют к нашему уроку эти звуки и фотографии?

- А еще есть замечательные строки Самуила Маршака, которые тоже имеют отношение к нашему уроку: “Человек – хоть будь он трижды гением – остается мыслящим растением…”. Как вы думаете, почему поэт назвал человека мыслящим растением?

Ученики - Потому что человек может думать, а растение – нет.

  • Повторение: признаки живых организмов.

- Верно! А ещё потому, что и человек, и растения – это живые организмы, а если это так, значит, у нас есть что-то общее? Что именно?

- Мы растём, дышим, питаемся, умираем, размножаемся…

- Совершенно верно, а давайте проверим, все ли признаки живых организмов вы назвали? Какие признаки мы не назвали? Слайд 4 (проверка).

  • Распаковка темы урока

Цель:

Создать условия для включения в активную работу каждого ребенка класса, условий психологического комфорта, ситуации успеха каждому ученику, условия для саморазвития и самосовершенства детей. Организовать активную самостоятельную учебную деятельность учащихся через использование индивидуальных и групповых форм работы. Данный этап урока определяет научный аспект урока, блок новой учебной информации.

- Ребята, а какие из этих признаков самые важные для любого организма?

- Питание, дыхание, размножение, обмен веществ…

- Биологи считают, что самыми важными из перечисленных вами признаков являются питание и дыхание. И поэтому тема нашего урока «Питание растений». Слайд 5

  • Эвристическая беседа

- А что такое питание?

 - Питание – это поглощение веществ из окружающей среды. Слайд 6 питание)

- Для чего организмам необходимы питательные вещества?

- Чтобы жить…

- А что вы понимаете под словом жить?

- Есть, спать, ходить в школу, играть и т.п.

Значит жизнь - это движение. А для движения нужна энергия. Значит питание это не просто поглощение веществ, а с целью получения энергии. Слайд 6 (энергия)

Питание – это процесс приобретения организмом веществ и энергии. Слайд 6

  • Изучение нового материала

- Какие вещества приобретаются организмом?

- Вода, минеральные соли, белки, жиры, углеводы.

- Все ли вы вещества мне назвали? Давайте проверим… Слад 7 (вещества)

- А как эти вещества попадают в наш организм?

- Человек получает их с пищей

- Откуда эти вещества берутся в растении?

- Из почвы…

- Ребята, а какие именно вещества всасывают растения из почвы?

- Воду и минеральные соли

- Какие органы растений в этом участвуют?

- Корень и стебель.

- Правильно, корень всасывает воду с растворенными в ней солями и проводит в стебель.

Слайд 8 (1 рисунок)

- Давайте посмотрим, что же дальше происходит с раствором солей. Если взять побег растения и поместить его в подкрашенную чернилами воду, то через некоторое время мы увидим изменения. Рассмотрите внимательно растения на ваших столах и сравните побег контрольный и опытный. Какие изменения вы увидели?

- Окрасился стебель и жилки .

Слайд 8 (опыт), демонстрация опыта, анимации (см. ресурсы)

- Какая ткань растения принимает участие в переносе воды и растворённых в ней веществ? Каковы особенности строения этой ткани?

- Проводящая. Она имеет сосуды - полые мёртвые клетки без перегородок, по которым осуществляется движение воды и растворённых веществ.

- Итак, ребята, что же мы с вами выяснили?

- Что вода и минеральные соли по проводящей ткани поступает во все органы растения.

- Такое питание растений называют почвенным. Слайд 9 (почвенное питание)

  • Проблемная ситуация

- А какие еще вещества нужны организмам? Мы ничего не забыли?

- Белки, жиры, углеводы Слайд 9 (? – белки, жиры, углеводы)

- Откуда эти вещества берутся в растениях?

- Тоже из почвы, фотосинтез….

- Но мы ведь только что выяснили, что из почвы растение берет только воду и минеральные соли.

Мнения разделились, а давайте проведем исследование и выясним этот вопрос. Кто знает, с чего начинается исследование?

- С опытов, наблюдений…и т.п.Слайд 10 (гипотеза)

 - Нет, ребята, любое исследование начинается с постановки гипотезы. Что же такое гипотеза?

Гипотеза – это предположение, которое формулируется определенным образом: “если…, то…” например,

Если органические вещества не поступают из почвы, то: они берутся из воздуха, то растения вырабатывают его сами.

- Предложите свои варианты: откуда растения берут органические вещества – белки, жиры, углеводы.

- Из почвы, воздуха,

- Сами вырабатывают, в процессе фотосинтеза…

- А что такое фотосинтез?

- Фотосинтез – это поглощение растением углекислого газа и выделение кислорода.

- Значит, наша гипотеза будет звучать так:

Если растения могут вырабатывать О2, то они могут вырабатывать и другие вещества.

- Но гипотеза, ребята – это не просто предположение. Это предположение, требующее доказательств. А где мы можем найти эти доказательства?

- В литературе, в Интернете, поставив опыт. Слайд 10 (проверка)

- Молодцы, надо отметить, что сейчас ученые не работает в одиночку, как в былые времена, наука – это коллективная работа. Над проблемами трудятся целые научно-исследовательские институты. Давайте на время станем таким институтом и проверим, правильна ли наша гипотеза.

  • Работа в группах

- Вы сказали, что информацию мы можем найти в литературе, в Интернете и опытах. Значит, нам понадобятся 3 отдела:

Информационный, который будет работать с информацией, полученной из Интернета;

Аналитический проанализирует литературу;

Опытно-экспериментальный познакомиться с опытом.

Дети получают задания и работают над ними:

  • Приложение:

для опытно-экспериментального отдела

Работа с Интернет-ресурсом №1

Работа с литературой

Работа с Интернет-ресурсом №2


Задание для опытно-экспериментального отдела:


  1. Изучите историческую справку.

  2. Внимательно просмотрите модель опыта Пристли.

  3. Сравните результаты опытов с мышью.

  4. Сделайте вывод.

Историческая справка:

В 1771 году английский химик Джозеф Пристли проделал следующий опыт. Он посадил мышь под стеклянный колпак, и через пять часов мышь погибла. При введении же под колпак веточки мяты мышь осталась живой.


Задание для аналитического отдела:

  1. Изучите в литературе информацию о питании растений.

  2. Верна ли наша гипотеза?

Задание для информационного отдела:

  1. Изучите информацию веб-сайта «Живая природа», пользуясь гиперссылками:

  • растения

  • жизнь растений

  • питаются.

Верна ли наша гипотеза?

Словарь:

Веб-сайт – это место в Интернет, которое определяется своим адресом, имеет своего владельца и состоит из веб-страниц.

Гиперссылка – это цветной и подчеркнутый текст или рисунок, указывающий на другой файл, который может быть расположен в

Интернете.


Задание для шифровальщиков

1.Восстановите текст, найденный в выброшенной на берег бутылке:


При почвенном питании растения с помощью ………….ня поглощают ……и минеральные вещества, которые перемещаются по ………..щим тканям в листья. В листьях происходит процесс ф……… ..а. Они зелёные, так как в них находится х……….лл, куда через прозрачную к…..цу проникает ……………свет. В кожице есть за………..щие клетки, они входят в состав у…..ц. Через них внутрь листа поступает ………..ый газ, необходимый для ………..за. в результате в х……….ах листьев образуются о……….кие вещества- …….., ……, …………

  • Консилиум

- Давайте обсудим то, что вы узнали о растениях, работая в своих отделах.

- Первым слово предоставляем опытно-экспериментальному отделу, мы посмотрим с вами опыт Пристли. Но сначала ребята из этого отдела объяснят, почему опыт получил такое название? Кто такой Пристли.

Рассказ об опыте Пристли. Вывод: на свету растения выделяют кислород, поэтому мышка не погибла. Слайд 11

- Ребята, а достаточно ли этих результатов, чтобы подтвердить нашу гипотезу?

- Нет

-Теперь выслушаем информационный отдел, т.к. в научной работе требуется результаты эксперимента сравнить с информацией из других источников. В данном случае это информация, найденная в Интернете.

- Мы выяснили, что при фотосинтезе растения поглощают углекислый газ и воду, из которых на свету образуются сахар и крахмал

- Надо признать, что информация, полученная из Интернета, не всегда бывает достоверной, поэтому я предлагаю вам выслушать отчет третьего отдела, который работал с литературой. Так мы получим возможность еще раз проверить полученную информацию.

- Мы выяснили, что фотосинтез – это процесс образования на свету органических веществ из углекислого газа и воды. Этот процесс идет в зеленых частях растения, которые содержат хлоропласты. Слайд 12

- Послушаем, что получилось у группы, которая расшифровывала зашифрованный текст с очень важной для нас информацией.

  • Подведение итога исследования

- Подтвердилась ли наша гипотеза? Как она звучала?

Если растения могут вырабатывать О2, то они могут вырабатывать и другие вещества.

- Да, подтвердилась, растения кроме кислорода могут синтезировать и другие вещества, например, крахмал. Слайд 13 (фотосинтез)

Фотосинтез (или воздушное питание) – это процесс образования на свету органических веществ из углекислого газа и воды.

Этот процесс идет в зеленых частях растения, которые содержат хлоропласты.

Из крахмала и сахара растения могут сами образовывать необходимые им жиры и белки.

  • Первичное закрепление Фронтальный опрос: дети отвечают на вопросы. Слайд 13 (почвенное питание)

- Так что такое фотосинтез?

- Какой газ поглощается растением?

- Какой газ выделяется?

- Какие вещества образуются?

- Какое условие необходимо для протекания фотосинтеза?

- А какой еще способ получения веществ мы с вами сегодня изучили?

Опыт Ван Гельмонта:

Более трёхсот лет назад голландский учёный Ян Баптист Ван-Гельмонт решил узнать, благодаря чему растёт растение. Учёный поставил опыт – поместил в кадку 91 кг. высушенной в печи почвы, смочил её дождевой водой и посадил в кадку ветку ивы, предварительно взвесив её. Растущее в горшке растение учёный поливал водой. Взвесив иву через 5 лет, Ван-Гельмонт обнаружил, что её масса увеличилась на 65 кг., а масса земли в горшке уменьшилась всего на 50г. Сколько веществ ива взяла из почвы? Сколько создала сама? Сделайте вывод: какой из способов питания растений играет главную роль.

Выполнение дифференцированных заданий карточки-теста (см. Приложение1). Работа в группах или в парах.

  • Объявление домашнего задания (по выбору) (см. приложение IV).

Цель:

Провести инструктаж по выполнению домашнего задания. Создать ситуацию выбора предстоящей работы, заинтересованности, творческого подхода к выполнению задания

  1. Мини-исследование.

  2. Разрешить спор органов растений о том, кто из них самый главный.

  3. Презентация по басне И.А.Крылова «Корни и листья».

Дети выбирают и записывают домашнее задание, получают карточки. Слайд 14

  • Рефлексия

Цель:

Определить уровень достижения цели урока, помочь детям осмыслить свои успехи и недоработки.

Учитель - Для нас, ребята, очень важно, учесть результат самого процесса познания. Прислушаемся к себе, к своему внутреннему «я».

Как вам работалось на уроке:

- было сложно, интересно, вы не успевали, или наоборот?

- какие задания вам понравились больше, какие меньше?

- над чем еще нужно нам работать?

- нам нужен был такой урок?

- Я научился…

- Я узнал…

- Мне не удалось…

Идет обсуждение, дети анализируют свою деятельность на уроке, пытаются оценить свой уровень знаний, умений.


  • Завершение работы

- Ребята, мне понравилось, как вы сегодня работали, надеюсь, вы почувствовали себя исследователями.

А сейчас давайте на мгновение вернемся на 40 минут назад. Кто помнит, с чего мы начали сегодня урок?

- Со стиха…, пения птиц.

- У этих строчек есть и продолжение, послушайте, пожалуйста: Слайд 15

Человек – хоть будь он трижды гением – 
Остается мыслящим растением.
С ним в родстве деревья и трава.
Не стыдитесь этого родства.
Вам даны до вашего рождения
Сила, стойкость, жизненность растения.

Я от души желаю каждому из вас хранить и преумножать эту силу, стойкость и жизненность.

- Благодарю вас за поддержку и работу на уроке.

Слайды 16-19

Приложения к уроку:

I.

Тема: Фотосинтез

Уровень А

1. Какие вещества необходимы для фотосинтеза?

а) Вода и кислород;

б) кислород и углекислый газ;

в) вода и углекислый газ;

г) углекислый газ.

(1 балл)

2. Как доказать, что в банке, где находится растение на ярком свету, образовался кислород?

а) Обработать йодом;

б) опустить горящую лучинку;

в) опустить тлеющую лучинку;

г) поместить другое растение.

(1 балл)

3. Почему в зеленой части листа обнаруживается крахмал, а в белой – нет?

а) Не поступает кислород;

б) не поступает углекислый газ;

в) не поступает вода;

г) отсутствует хлорофилл.

(1,5 балла)

hello_html_m1b734b9c.png

5. Дайте определение термину:

Фотосинтез –

(1 балл)


Уровень В

6. Установите соответствие между группами веществ, участвующих в фотосинтезе, и названиями этих веществ.

2) углекислый газ;

Б) вещества, образующиеся при фотосинтезе.

3) вода;

4) хлорофилл;

5) органические вещества;

6) соли.

(3 балла)

Уровень С

7. Охарактеризуйте два типа питания растений.

(5 баллов)

II.

Задание для опытно-экспериментального отдела:


  1. Изучите историческую справку.

  2. Внимательно просмотрите модель опыта Пристли.

  3. Сравните результаты трех опытов с мышью.

  4. Сделайте вывод.

Историческая справка:

В 1771 году английский химик Джозеф Пристли проделал следующий опыт. Он посадил мышь под стеклянный колпак, и через пять часов мышь погибла. При введении же под колпак веточки мяты мышь осталась живой.


Задание для аналитического отдела:


  1. Изучите в литературе информацию о питании растений.

  2. Верна ли наша гипотеза?

Задание для шифровальщиков


1.Восстановите текст, найденный в выброшенной на берег бутылке:


При почвенном питании растения с помощью ………….ня поглощают ……и минеральные вещества, которые перемещаются по ………..щим тканям в листья. В листьях происходит процесс ф……… ..а. Они зелёные, так как в них находится х……….лл, куда через прозрачную к…..цу проникает ……………свет. В кожице есть за………..щие клетки, они входят в состав у…..ц. Через них внутрь листа поступает ………..ый газ, необходимый для ………..за. в результате в х……….ах листьев образуются о……….кие вещества- …….., ……, …………


Задание для информационного отдела:


  1. Изучите информацию веб-сайта «Живая природа», пользуясь гиперссылками:

  • растения

  • жизнь растений

  • питаются.

  1. Верна ли наша гипотеза?

Словарь:

Веб-сайт – это место в Интернет, которое определяется своим адресом, имеет своего владельца и состоит из веб-страниц.

Гиперссылка – это цветной и подчеркнутый текст или рисунок, указывающий на другой файл, который может быть расположен в Интернет.


III.


Опыт Ван Гельмонта:

Более трёхсот лет назад голландский учёный Ян Баптист Ван-Гельмонт решил узнать, благодаря чему растёт растение. Учёный поставил опыт – поместил в кадку 91 кг. высушенной в печи почвы, смочил её дождевой водой и посадил в кадку ветку ивы, предварительно взвесив её. Растущее в горшке растение учёный поливал водой. Взвесив иву через 5 лет, Ван-Гельмонт обнаружил, что её масса увеличилась на 65 кг., а масса земли в горшке уменьшилась всего на 50г. Сколько веществ ива взяла из почвы? Сколько создала сама? Сделайте вывод: какой из способов питания растений играет главную роль.


IV.

Мини-исследование

Спор органов растений

У органов цветковых растений идет спор. Стебель говорит: «Я такой важный, крепкий, удерживаю такую большую тяжесть, несу листья, цветки, плоды к своду, к теплу, к солнцу». Лист утверждает: «Я, мы тоже бываем очень большими, например, у монстеры только листовая пластина более метра длинной. Кроме того, мы синтезируем органические вещества для всех вас, да и другие роли выполняем». «А мы – говорит корень – даже у маленьких растений бываем очень большими. Вон у свеклы – где тебе стебель? И не сыщешь. А я достигаю двух метров в длину и «хожу по воду». «Нет ничего лучше и полезнее меня, - говорит цветок, - ведь только у меня образуется плод, а он так нужен всем!» Плод тоже не молчал и стал нахваливать себя: «А я… А я…» - словом, тоже стал отстаивать свое превосходство.

- А вы, ребята, как думаете: кто же из органов для растения самый главный? И почему?


Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.