Урок биологии в 6 классе «Питание растений»
Дидактическая цель урока: познакомить обучающихся с основами исследовательской деятельности путем интерактивного включения их в процесс обучения.
Задачи урока: Образовательная: обеспечить понимание питания растений и изучить его особенности;
Развивающая: создание условий для развития навыков наблюдения, умения формулировать выводы по результатам микроисследований, способствовать формированию исследовательских навыков обучающихся;
Коммуникативная: развивать коммуникативные качества через работу в группах, формирования позитивного отношения к организованному учебному труду.
Тип урока:
по основной дидактической цели: изучение нового материала.
по способу проведения и этапам учебного процесса: комбинированный.
по форме проведения: урок – исследование.
Методы обучения: проблемный, эвристический
Используемые на уроке ресурсы:
Интернет-ресурсы:
http://www.college.ru/biology/index.php (Открытый колледж: Биология / Модели/Опыт Пристли)
http://www.ort.spb.ru (Сайт к урокам в начальной школе учителя Останковской Л. Ю. школа № 550 г. Санкт-Петербург/ Жизнь растений).
Литература: Энциклопедии по биологии, книги для чтения по ботанике, содержащие информацию о фотосинтезе.
Аудио: Фонограмма с голосами птиц.
Мультимедийное пособие: “Библиотеки электронных наглядных пособий. Биология 6-9 класс” (Бактерия. Грибы. Растения./Особенности строения и жизнедеятельности/ Передвижение веществ с раствором минеральных веществ по стеблю. Анимация), Презентация к уроку.
Ход урока
Актуализация знаний, мотивация
Цель:
Подготовка учащихся к активному восприятию и усвоению новых знаний. Закрепление знаний о признаках живых организмов, функциях органов растений.
Данный этап урока, содержание вводной беседы, очень важно в плане создания мотивации урока, заинтересованности в нем, желания работать активно, актуализации опорных знаний учащихся к восприятию нового блока информации, создание системного представления об изучаемом материале.
Слайды 1,2,3, Аудио: запись пения птиц.
Учитель: - Согласитесь, прекрасные фотографии, удивительные звуки природы!
- Как вы думаете, какое отношение имеют к нашему уроку эти звуки и фотографии?
- А еще есть замечательные строки Самуила Маршака, которые тоже имеют отношение к нашему уроку: “Человек – хоть будь он трижды гением – остается мыслящим растением…”. Как вы думаете, почему поэт назвал человека мыслящим растением?
Ученики - Потому что человек может думать, а растение – нет.
Повторение: признаки живых организмов.
- Верно! А ещё потому, что и человек, и растения – это живые организмы, а если это так, значит, у нас есть что-то общее? Что именно?
- Мы растём, дышим, питаемся, умираем, размножаемся…
- Совершенно верно, а давайте проверим, все ли признаки живых организмов вы назвали? Какие признаки мы не назвали? Слайд 4 (проверка).
Распаковка темы урока
Цель:
Создать условия для включения в активную работу каждого ребенка класса, условий психологического комфорта, ситуации успеха каждому ученику, условия для саморазвития и самосовершенства детей. Организовать активную самостоятельную учебную деятельность учащихся через использование индивидуальных и групповых форм работы. Данный этап урока определяет научный аспект урока, блок новой учебной информации.
- Ребята, а какие из этих признаков самые важные для любого организма?
- Питание, дыхание, размножение, обмен веществ…
- Биологи считают, что самыми важными из перечисленных вами признаков являются питание и дыхание. И поэтому тема нашего урока «Питание растений». Слайд 5
Эвристическая беседа
- А что такое питание?
- Питание – это поглощение веществ из окружающей среды. Слайд 6 питание)
- Для чего организмам необходимы питательные вещества?
- Чтобы жить…
- А что вы понимаете под словом жить?
- Есть, спать, ходить в школу, играть и т.п.
- Значит жизнь - это движение. А для движения нужна энергия. Значит питание это не просто поглощение веществ, а с целью получения энергии. Слайд 6 (энергия)
- Питание – это процесс приобретения организмом веществ и энергии. Слайд 6
Изучение нового материала
- Какие вещества приобретаются организмом?
- Вода, минеральные соли, белки, жиры, углеводы.
- Все ли вы вещества мне назвали? Давайте проверим… Слад 7 (вещества)
- А как эти вещества попадают в наш организм?
- Человек получает их с пищей
- Откуда эти вещества берутся в растении?
- Из почвы…
- Ребята, а какие именно вещества всасывают растения из почвы?
- Воду и минеральные соли
- Какие органы растений в этом участвуют?
- Корень и стебель.
- Правильно, корень всасывает воду с растворенными в ней солями и проводит в стебель.
Слайд 8 (1 рисунок)
- Давайте посмотрим, что же дальше происходит с раствором солей. Если взять побег растения и поместить его в подкрашенную чернилами воду, то через некоторое время мы увидим изменения. Рассмотрите внимательно растения на ваших столах и сравните побег контрольный и опытный. Какие изменения вы увидели?
- Окрасился стебель и жилки .
Слайд 8 (опыт), демонстрация опыта, анимации (см. ресурсы)
- Какая ткань растения принимает участие в переносе воды и растворённых в ней веществ? Каковы особенности строения этой ткани?
- Проводящая. Она имеет сосуды - полые мёртвые клетки без перегородок, по которым осуществляется движение воды и растворённых веществ.
- Итак, ребята, что же мы с вами выяснили?
- Что вода и минеральные соли по проводящей ткани поступает во все органы растения.
- Такое питание растений называют почвенным. Слайд 9 (почвенное питание)
Проблемная ситуация
- А какие еще вещества нужны организмам? Мы ничего не забыли?
- Белки, жиры, углеводы Слайд 9 (? – белки, жиры, углеводы)
- Откуда эти вещества берутся в растениях?
- Тоже из почвы, фотосинтез….
- Но мы ведь только что выяснили, что из почвы растение берет только воду и минеральные соли.
Мнения разделились, а давайте проведем исследование и выясним этот вопрос. Кто знает, с чего начинается исследование?
- С опытов, наблюдений…и т.п.Слайд 10 (гипотеза)
- Нет, ребята, любое исследование начинается с постановки гипотезы. Что же такое гипотеза?
- Гипотеза – это предположение, которое формулируется определенным образом: “если…, то…” например,
Если органические вещества не поступают из почвы, то: они берутся из воздуха, то растения вырабатывают его сами.
- Предложите свои варианты: откуда растения берут органические вещества – белки, жиры, углеводы.
- Из почвы, воздуха,
- Сами вырабатывают, в процессе фотосинтеза…
- А что такое фотосинтез?
- Фотосинтез – это поглощение растением углекислого газа и выделение кислорода.
- Значит, наша гипотеза будет звучать так:
Если растения могут вырабатывать О2, то они могут вырабатывать и другие вещества.
- Но гипотеза, ребята – это не просто предположение. Это предположение, требующее доказательств. А где мы можем найти эти доказательства?
- В литературе, в Интернете, поставив опыт. Слайд 10 (проверка)
- Молодцы, надо отметить, что сейчас ученые не работает в одиночку, как в былые времена, наука – это коллективная работа. Над проблемами трудятся целые научно-исследовательские институты. Давайте на время станем таким институтом и проверим, правильна ли наша гипотеза.
Работа в группах
- Вы сказали, что информацию мы можем найти в литературе, в Интернете и опытах. Значит, нам понадобятся 3 отдела:
Информационный, который будет работать с информацией, полученной из Интернета;
Аналитический проанализирует литературу;
Опытно-экспериментальный познакомиться с опытом.
Дети получают задания и работают над ними:
Приложение:
для опытно-экспериментального отдела
Работа с Интернет-ресурсом №1
Работа с литературой
Работа с Интернет-ресурсом №2
Задание для опытно-экспериментального отдела:
Изучите историческую справку.
Внимательно просмотрите модель опыта Пристли.
Сравните результаты опытов с мышью.
Сделайте вывод.
Историческая справка:
В 1771 году английский химик Джозеф Пристли проделал следующий опыт. Он посадил мышь под стеклянный колпак, и через пять часов мышь погибла. При введении же под колпак веточки мяты мышь осталась живой.
Задание для аналитического отдела:
Изучите в литературе информацию о питании растений.
Верна ли наша гипотеза?
Задание для информационного отдела:
Изучите информацию веб-сайта «Живая природа», пользуясь гиперссылками:
растения
жизнь растений
питаются.
Верна ли наша гипотеза?
Словарь:
Веб-сайт – это место в Интернет, которое определяется своим адресом, имеет своего владельца и состоит из веб-страниц.
Гиперссылка – это цветной и подчеркнутый текст или рисунок, указывающий на другой файл, который может быть расположен в
Интернете.
Задание для шифровальщиков
1.Восстановите текст, найденный в выброшенной на берег бутылке:
При почвенном питании растения с помощью ………….ня поглощают ……и минеральные вещества, которые перемещаются по ………..щим тканям в листья. В листьях происходит процесс ф……… ..а. Они зелёные, так как в них находится х……….лл, куда через прозрачную к…..цу проникает ……………свет. В кожице есть за………..щие клетки, они входят в состав у…..ц. Через них внутрь листа поступает ………..ый газ, необходимый для ………..за. в результате в х……….ах листьев образуются о……….кие вещества- …….., ……, …………
Консилиум
- Давайте обсудим то, что вы узнали о растениях, работая в своих отделах.
- Первым слово предоставляем опытно-экспериментальному отделу, мы посмотрим с вами опыт Пристли. Но сначала ребята из этого отдела объяснят, почему опыт получил такое название? Кто такой Пристли.
Рассказ об опыте Пристли. Вывод: на свету растения выделяют кислород, поэтому мышка не погибла. Слайд 11
- Ребята, а достаточно ли этих результатов, чтобы подтвердить нашу гипотезу?
- Нет
-Теперь выслушаем информационный отдел, т.к. в научной работе требуется результаты эксперимента сравнить с информацией из других источников. В данном случае это информация, найденная в Интернете.
- Мы выяснили, что при фотосинтезе растения поглощают углекислый газ и воду, из которых на свету образуются сахар и крахмал
- Надо признать, что информация, полученная из Интернета, не всегда бывает достоверной, поэтому я предлагаю вам выслушать отчет третьего отдела, который работал с литературой. Так мы получим возможность еще раз проверить полученную информацию.
- Мы выяснили, что фотосинтез – это процесс образования на свету органических веществ из углекислого газа и воды. Этот процесс идет в зеленых частях растения, которые содержат хлоропласты. Слайд 12
- Послушаем, что получилось у группы, которая расшифровывала зашифрованный текст с очень важной для нас информацией.
Подведение итога исследования
- Подтвердилась ли наша гипотеза? Как она звучала?
- Если растения могут вырабатывать О2, то они могут вырабатывать и другие вещества.
- Да, подтвердилась, растения кроме кислорода могут синтезировать и другие вещества, например, крахмал. Слайд 13 (фотосинтез)
Фотосинтез (или воздушное питание) – это процесс образования на свету органических веществ из углекислого газа и воды.
Этот процесс идет в зеленых частях растения, которые содержат хлоропласты.
Из крахмала и сахара растения могут сами образовывать необходимые им жиры и белки.
Первичное закрепление Фронтальный опрос: дети отвечают на вопросы. Слайд 13 (почвенное питание)
- Так что такое фотосинтез?
- Какой газ поглощается растением?
- Какой газ выделяется?
- Какие вещества образуются?
- Какое условие необходимо для протекания фотосинтеза?
- А какой еще способ получения веществ мы с вами сегодня изучили?
Опыт Ван Гельмонта:
Более трёхсот лет назад голландский учёный Ян Баптист Ван-Гельмонт решил узнать, благодаря чему растёт растение. Учёный поставил опыт – поместил в кадку 91 кг. высушенной в печи почвы, смочил её дождевой водой и посадил в кадку ветку ивы, предварительно взвесив её. Растущее в горшке растение учёный поливал водой. Взвесив иву через 5 лет, Ван-Гельмонт обнаружил, что её масса увеличилась на 65 кг., а масса земли в горшке уменьшилась всего на 50г. Сколько веществ ива взяла из почвы? Сколько создала сама? Сделайте вывод: какой из способов питания растений играет главную роль.
Выполнение дифференцированных заданий карточки-теста (см. Приложение1). Работа в группах или в парах.
Объявление домашнего задания (по выбору) (см. приложение IV).
Цель:
Провести инструктаж по выполнению домашнего задания. Создать ситуацию выбора предстоящей работы, заинтересованности, творческого подхода к выполнению задания
Мини-исследование.
Разрешить спор органов растений о том, кто из них самый главный.
Презентация по басне И.А.Крылова «Корни и листья».
Дети выбирают и записывают домашнее задание, получают карточки. Слайд 14
Рефлексия
Цель:
Определить уровень достижения цели урока, помочь детям осмыслить свои успехи и недоработки.
Учитель - Для нас, ребята, очень важно, учесть результат самого процесса познания. Прислушаемся к себе, к своему внутреннему «я».
Как вам работалось на уроке:
- было сложно, интересно, вы не успевали, или наоборот?
- какие задания вам понравились больше, какие меньше?
- над чем еще нужно нам работать?
- нам нужен был такой урок?
- Я научился…
- Я узнал…
- Мне не удалось…
Идет обсуждение, дети анализируют свою деятельность на уроке, пытаются оценить свой уровень знаний, умений.
Завершение работы
- Ребята, мне понравилось, как вы сегодня работали, надеюсь, вы почувствовали себя исследователями.
А сейчас давайте на мгновение вернемся на 40 минут назад. Кто помнит, с чего мы начали сегодня урок?
- Со стиха…, пения птиц.
- У этих строчек есть и продолжение, послушайте, пожалуйста: Слайд 15
Человек – хоть будь он трижды гением –
Остается мыслящим растением.
С ним в родстве деревья и трава.
Не стыдитесь этого родства.
Вам даны до вашего рождения
Сила, стойкость, жизненность растения.
Я от души желаю каждому из вас хранить и преумножать эту силу, стойкость и жизненность.
- Благодарю вас за поддержку и работу на уроке.
Слайды 16-19
Приложения к уроку:
I.
Тема: Фотосинтез
Уровень А
1. Какие вещества необходимы для фотосинтеза?
а) Вода и кислород;
б) кислород и углекислый газ;
в) вода и углекислый газ;
г) углекислый газ.
(1 балл)
2. Как доказать, что в банке, где находится растение на ярком свету, образовался кислород?
а) Обработать йодом;
б) опустить горящую лучинку;
в) опустить тлеющую лучинку;
г) поместить другое растение.
(1 балл)
3. Почему в зеленой части листа обнаруживается крахмал, а в белой – нет?
а) Не поступает кислород;
б) не поступает углекислый газ;
в) не поступает вода;
г) отсутствует хлорофилл.
(1,5 балла)
5. Дайте определение термину:
Фотосинтез –
(1 балл)
Уровень В
6. Установите соответствие между группами веществ, участвующих в фотосинтезе, и названиями этих веществ.
2) углекислый газ;
Б) вещества, образующиеся при фотосинтезе.
3) вода;
4) хлорофилл;
5) органические вещества;
6) соли.
(3 балла)
Уровень С
7. Охарактеризуйте два типа питания растений.
(5 баллов)
II.
Задание для опытно-экспериментального отдела:
Изучите историческую справку.
Внимательно просмотрите модель опыта Пристли.
Сравните результаты трех опытов с мышью.
Сделайте вывод.
Историческая справка:
В 1771 году английский химик Джозеф Пристли проделал следующий опыт. Он посадил мышь под стеклянный колпак, и через пять часов мышь погибла. При введении же под колпак веточки мяты мышь осталась живой.
Задание для аналитического отдела:
Изучите в литературе информацию о питании растений.
Верна ли наша гипотеза?
Задание для шифровальщиков
1.Восстановите текст, найденный в выброшенной на берег бутылке:
При почвенном питании растения с помощью ………….ня поглощают ……и минеральные вещества, которые перемещаются по ………..щим тканям в листья. В листьях происходит процесс ф……… ..а. Они зелёные, так как в них находится х……….лл, куда через прозрачную к…..цу проникает ……………свет. В кожице есть за………..щие клетки, они входят в состав у…..ц. Через них внутрь листа поступает ………..ый газ, необходимый для ………..за. в результате в х……….ах листьев образуются о……….кие вещества- …….., ……, …………
Задание для информационного отдела:
Изучите информацию веб-сайта «Живая природа», пользуясь гиперссылками:
растения
жизнь растений
питаются.
Верна ли наша гипотеза?
Словарь:
Веб-сайт – это место в Интернет, которое определяется своим адресом, имеет своего владельца и состоит из веб-страниц.
Гиперссылка – это цветной и подчеркнутый текст или рисунок, указывающий на другой файл, который может быть расположен в Интернет.
III.
Опыт Ван Гельмонта:
Более трёхсот лет назад голландский учёный Ян Баптист Ван-Гельмонт решил узнать, благодаря чему растёт растение. Учёный поставил опыт – поместил в кадку 91 кг. высушенной в печи почвы, смочил её дождевой водой и посадил в кадку ветку ивы, предварительно взвесив её. Растущее в горшке растение учёный поливал водой. Взвесив иву через 5 лет, Ван-Гельмонт обнаружил, что её масса увеличилась на 65 кг., а масса земли в горшке уменьшилась всего на 50г. Сколько веществ ива взяла из почвы? Сколько создала сама? Сделайте вывод: какой из способов питания растений играет главную роль.
IV.
Мини-исследование
Спор органов растений
У органов цветковых растений идет спор. Стебель говорит: «Я такой важный, крепкий, удерживаю такую большую тяжесть, несу листья, цветки, плоды к своду, к теплу, к солнцу». Лист утверждает: «Я, мы тоже бываем очень большими, например, у монстеры только листовая пластина более метра длинной. Кроме того, мы синтезируем органические вещества для всех вас, да и другие роли выполняем». «А мы – говорит корень – даже у маленьких растений бываем очень большими. Вон у свеклы – где тебе стебель? И не сыщешь. А я достигаю двух метров в длину и «хожу по воду». «Нет ничего лучше и полезнее меня, - говорит цветок, - ведь только у меня образуется плод, а он так нужен всем!» Плод тоже не молчал и стал нахваливать себя: «А я… А я…» - словом, тоже стал отстаивать свое превосходство.
- А вы, ребята, как думаете: кто же из органов для растения самый главный? И почему?