Урок биологии в 6 классе по теме «Описание и определение безлиственных побегов своей местности» с региональным компонентом
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА С РЕГИОНАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ.
ТЕМА УРОКА «ОПИСАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЕЗЛИСТВЕННЫХ ПОБЕГОВ ДЕРЕВЬЕВ СВОЕЙ МЕСТНОСТИ».
БИОЛОГИЯ. 6 КЛАСС.
АВТОР УРОКА НЕЧАЕВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА – УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ МБОУ «ДОЛГОЩЕЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА МЕЗЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА (ФИЛИАЛ «СОЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
Тип урока по ФГОС – урок «открытия» новых знаний
Форма урока - Лабораторная работа – исследование
Деятельностная цель: организовать практическую деятельность обучающихся по определению безлиственных побегов деревьев своей местности на основе выявленных признаков.
Содержательная цель: научить выявлять и описывать существенные признаки в строении безлиственных побегов разных деревьев с целью их идентификации, обобщить и углубить знания по теме «Побег».
Планируемые результаты:
Предметные: сформировать у учащихся знания о побеге, как опорном органе растений; раскрыть биологическое значение частей побега; уметь определять части побега на натуральных объектах; на основе выявленных признаков определять безлиственные побеги деревьев своей местности.
Метапредметные
Познавательные: научиться ориентироваться в инструктивном листе (ИЛ), работать с ним; уметь получать информацию из разных источников, в том числе использовать натуральные объекты как источник информации; учиться строить высказывание, анализировать, сравнивать, делать выводы;
Коммуникативные: уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учащимися и учителем;
Регулятивные: учиться принимать учебную проблему; определять цель и задачи урока в соответствие с поставленной проблемой; планировать свою деятельность; учиться осуществлять контроль.
Личностные формирование познавательного интереса, самоконтроль для достижения положительного результата при парной и групповой работе, развитие эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде.
Ресурсы: инструктивные листы, карточки с заданиями для учащихся, компьютер, проектор, презентация, лупы, наборы натуральных безлиственных побегов деревьев, собранных в своей местности.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | ||||||||||
Этап мотивации | Приветствует учащихся и знакомится с ними. Проверяет готовность к уроку. Приём проблемная ситуация. Ребята, мой путь лежит на лосиную ферму в Печоро-Илычский заповедник Коми республики. Я везла с собою 4 набора побегов различных деревьев: к каждому набору были прикреплены бирки с названиями, но из-за сильного ветра они открепились, наборы рассыпались и побеги перемешались. А я обязательно должны довезти их не россыпью, а в наборах. У лосей на ферме «строгое раздельное питание». Мне стало известно, что вы изучаете тему «Побег»! Я обращаюсь к вам за помощью: помогите мне определить, побеги каких деревьев я рассыпала. Помогите восстановить наборы для лосей. Поможете? | Приветствуют учителя Проверяют личную готовность к уроку. Слушают учителя, принимают учебную проблему, выражают готовность её решать. | Регулятивные: формирование мотивационной основы деятельности. | ||||||||||
Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия. | Актуализирует знания по теме «Побег». Приём установите соответствие. Задание 1. Установите соответствие между понятием и термином, зашифрованным в виде картинки (иллюстрации). Карточка.
Задание 2. Возьмите один из четырёх побегов и назовите, какому дереву нашей местности он принадлежит? | Формируют временные группы, работают в группах. Подбирают соответствие, соединяя линиями разного цвета термин и картинку. Проговаривают основные понятия по теме «Побег». Рассматривают побеги, затрудняются. | Познавательные: раскрывают суть понятий: побег, почка, лист, различают виды почек. | ||||||||||
Этап выявления места и причины затруднения. | Предлагает проанализировать возникшую ситуацию: почему трудно назвать дерево, которому этот побег принадлежит? Демонстрирует закрытый конверт с определительными карточками. Ваш учитель биологии выдала мне «волшебный конверт» (Приложение 1), в котором находятся определительные карточки деревьев в осенне-зимний период. Но открыть его и воспользоваться карточками вы сможете только при условии, если рассмотрите и опишите все побеги, выявите характерные признаки каждого из них. | Работают фронтально. Выявляют причины затруднения. Причины затруднения: узнать дерево по побегу сложно, так как на нём не хватает листьев, побеги очень похожи между собой. Принимают условия выхода из затруднения. | Коммуникативные: выражают свои мысли, учатся культуре общения. Регулятивные: мобилизуют свои силы при решении учебной проблемы. | ||||||||||
Этап разработки проекта выхода из затруднения | Приём с помощью вопроса. Итак, вы сегодня будете изучать? Приём проблемная ситуация (на этапе мотивации). Задание: попробуйте обозначить цель урока. Приём опорные глаголы. Задание: закончите фразы и определите, какие задачи вы должны выполнить, чтобы открыть волшебный конверт и узнать безлиственные побеги. Рассмотреть…………….. Описать ………………….. Выявить…………………… Определить ……………… | Формируют пары. Определяют тему урока «Безлиственные побеги деревьев своей местности». Определяют цель урока: узнать (определить) каким деревьям принадлежат рассыпавшиеся побеги. Формулируют задачи урока: Рассмотреть побег Описать внешнее строение: цвет стебля, форма и строение почек и тд Выявить характерный признак Определить вид дерева | Коммуникативные: умение интегрироваться в минигруппу и продуктивно взаимодействовать друг с другом, излагать своё мнение, аргументируя его. Регулятивные: определение цели и задач. | ||||||||||
Этап «открытия» новых знаний – практический этап. | Приём проблемный поиск. Проводит инструктаж к лабораторной работе-исследованию «Описание и определение безлиственных побегов деревьев своей местности». Откройте и познакомьтесь с инструктивными листами (ИЛ) для выполнения лабораторной работы (Приложение 2). Задание 1. Рассмотрите и изучите каждый из данных вам побегов по плану: Окраска и форма стебля побега. Чечевички - образования в пробковой ткани стебля в виде мелких бугорков, штрихов или иной формы, служащие для газообмена в стеблях. Запах на изломе. Форма, размеры и особенности почек. Дополнительно: Листовой рубец - рубец, оставляемый опавшими листьями на стебле. На листовом рубце заметны в виде точек поперечные сечения сосудисто-волокнистых пучков. Найдите и рассмотрите листовые рубцы под лупой. Задание 2. Внесите результаты исследования в таблицу в ИЛ (Приложение 2).
Задание 3. Выявите и подчеркните характерные признаки каждого безлиственного побега дерева. Задание 4. Сформулируйте и запишите вывод о том, как можно узнать дерево зимой, когда на нём нет листьев? Задание 5. Расскажите, какие биологические особенности вы описали у каждого из четырёх побегов? Задание 6. Сравните результаты исследования с данными определительных карточек деревьев в осенне-зимний период (Приложение 1) из конверта, который вам оставил учитель биологии, и подпишите в таблице напротив каждого исследуемого побега название дерева, которому побег принадлежит. Задание 7. Сформулируйте и запишите вывод, побеги каких деревьев входят в пищевой рацион «раздельного питания» лосей. | Работают в парах. Работают по инструктивному листу, выполняют лабораторную работу, формулирую выводы. Обучающиеся класса выходят и рассказывают описание каждого безлиственного побега (обмениваются новыми знаниями). | Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения заданий в зависимости от конкретных условий, приобретают умения работать с натуральными объектами, наблюдают, анализируют и обобщают, формулируют выводы. Регулятивные: умение работать по ИЛ, организация деятельности согласно регламенту, контроль за выполнением заданий, осознание качества и уровня выполнения заданий минигруппой. Коммуникативные: Формирование умения организовать учебное взаимодействие при работе в паре. | ||||||||||
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Приём установите соответствие. Задание 1. Каждая группа получает карточку с описаниями трёх безлиственных побегов (Приложение 3) и комплект картинок с изображениями безлиственных побегов деревьев (Приложение 4). Необходимо установить соответствие между ними. | Формируют временные группы. В группах ученики обсуждают, проговаривают объяснение. Ученики из разных групп дополняют друг друга, задают вопросы. Проводят самопроверку. | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение структурировать знания. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении поставленной проблемы. Регулятивные: осознание качества и уровня выполнения заданий, умение проводить взаимопроверку. | ||||||||||
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | Приём допиши предложение. Задание 2. Выполните задание на закрепление нового учебного материала. Закончите данные вам предложения: Характерный (е) признак (и) побега берёзы зимой, по которому я смогу узнать безлиственный побег ………………………………………………………………………………… Характерный (е) признак (и) побега тополя зимой, по которому я смогу узнать безлиственный побег …………………………………………………………………………………… Характерный (е) признак (и) побега рябины зимой, по которому я смогу узнать безлиственный побег …………………………………………………………………………………… Характерный (е) признак (и) побега черёмухи зимой, по которому я смогу узнать безлиственный побег …………………………………………………………………………………… | ||||||||||||
Этап включения в систему знаний и повторения. | Задание 3. Помогите построить «Дом знаний» по теме «Побег» (Приложение 5) – объединить в схему ранее изученный материал по теме «Побег» и вновь «открытый материал» данного урока. | | | ||||||||||
Рефлексивно-оценочный. | Подведение итогов урока: Какой была цель урока? Реализовали ли вы цель урока? Приём «Дерево успеха» На столе лежат листочки зелёного цвета - всё сделал правильно, было интересно. Жёлтого – встретились трудности. Красного – допускал много ошибок, было неинтересно. Добавьте листики на безлиственный побег. | Фронтальная | Регулятивные: оценивать степень достижения цели урока, самооценка. |
Приложение 1. Определительные карточки
Дерево | Описание |
Берёза | Это дерево можно узнать по тонким и слабым стеблям. И разным почкам: генеративным - цветочным (продолговатым) и вегетативным (маленьким, слегка зелёным) |
Черёмуха В глубокой древности слово «черемуха» было образовано от исчезнувшего теперь слова «черма», которое в переводе на современный язык означает «смуглый» | Это дерево можно узнать по резкому (характерному) миндальному запаху и множеству светлых продольных чечевичек на тёмно-коричневом стебле. |
Рябина | Это дерево можно узнать по войлочно-пушистым почкам с заострённой, несколько изогнутой, подобно клювику, верхушкой. |
Тополь | Тополь можно узнать по жёлтым гладким смолянистым почкам |
Приложение 2. Инструктивный лист (ИЛ) для выполнения ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ - ИССЛЕДОВАНИЯ «ОПИСАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЕЗЛИСТВЕННЫХ ПОБЕГОВ ДЕРЕВЬЕВ СВОЕЙ МЕСТНОСТИ».
Объект исследования – безлиственный побег.
Предмет исследования – признаки, по которым можно узнать безлиственный побег.
Оборудование: Побеги деревьев, собранные поздней осенью или зимой.
Задание 1. Рассмотрите и изучите каждый безлиственный побег по плану:
Окраска и форма стебля побега.
Чечевички - образования в пробковой ткани стебля в виде мелких бугорков, штрихов или иной формы, служащие для газообмена в стеблях.
Запах на изломе.
Расположение на стебле, форма, размеры и особенности почек.
Дополнительно: Листовой рубец - рубец, оставляемый опавшими листьями на стебле. На листовом рубце заметны в виде точек поперечные сечения сосудисто-волокнистых пучков. Найдите и рассмотрите листовые рубцы под лупой.
Задание 2. Внесите результаты исследования в таблицу
Дерево | Окраска и форма стебля, чечевички | Запах на изломе | Описание почек: Расположение на стебле Форма Размеры Другие особенности |
№ 1. ? | | | |
№ 2. ? | | | |
№ 3. ? | | | |
№ 4. ? | | | |
Задание 3. Выявите и подчеркните характерный признак каждого безлиственного побега дерева.
Задание 4. Сформулируйте и запишите вывод о том, как можно узнать дерево зимой, когда на нём нет листьев.
ВЫВОД: ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Задание 5. Представьте результаты своего исследования одноклассникам.
Задание 6. Сравните свои результаты с информацией в определительных карточках из конверта (Приложение 1) и подпишите в таблице название дерева напротив каждого исследуемого побега.
Задание 7. Сформулируйте и запишите вывод, побеги каких деревьев входят в пищевой рацион «раздельного питания» лосей.
ВЫВОД:…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Задание 8. Объединитесь в группу, рассмотрите комплект карточек с изображением безлиственных побегов (Приложение 3). Используя определительные карточки (Приложение 4), установите соответствие побег – дерево.
Задание 9. Выполните задание на закрепление нового учебного материала.
Закончите данные вам предложения:
Характерный (е) признак (и) побега берёзы зимой, по которому я смогу узнать безлиственный побег ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Характерный (е) признак (и) побега тополя зимой, по которому я смогу узнать безлиственный побег ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Характерный (е) признак (и) побега рябины зимой, по которому я смогу узнать безлиственный побег ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Характерный (е) признак (и) побега черёмухи зимой, по которому я смогу узнать безлиственный побег ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Самопроверка.
Приложение 3.
Определительная карточка 1
КЛЁН ОСТРОЛИСТНЫЙ (СЕМЕЙСТВО МАСЛИНОВЫЕ ИЛИ МАСЛИННЫЕ)
ПОБЕГИ: цвет ствола тёмный буровато-серый или почти чёрный, имеет глубокие продольный трещины. Молодые побеги желтовато-бурые, светло-коричневые или оливково-красные со светлыми полосками и рассеянными чечевичками
ПОЧКИ: верхушечные почки яйцевидные или овальные, крупные, длиной 8-10 мм, покрыты 6—8 карминно-красными или зеленоватыми лоснящимися чешуйками с короткими белыми ресничками по краям. Боковые почки мельче, 6-8 мм длиной, яйцевидно-конусовидные, несколько сплюснутые со стороны побега, покрытые буро-карминными или пурпуровыми чешуями, в основании обычно зеленовато-желтоватыми. Листовой рубец узкий, с 3 следами, огибает ветвь до половины и у супротивных почек соприкасается с другим листовым рубцом, образуя угол.
Определительная карточка 2
ОСИНА, ИЛИ ТОПОЛЬ ДРОЖАЩИЙ (СЕМЕЙСТВО ИВОВЫЕ)
ПОБЕГИ: старые ветви сильно “ломаные” (с полосками), с хорошо заметными листовыми рубцами. Молодые побеги цилиндрические, округлые, без рёбер и полос, чаще голые и как будто лакированные, но иногда слегка опушённые, от зеленоватых до зеленовато-бурых оттенков.
ПОЧКИ: цветковые почки толстые, яйцевидные, длиной 12-15 мм, тёмные, зеленовато-каштановые или красно-бурые, не очень клейкие, вначале опушённые, затем голые. Листовые почки 5-10 мм длиной, голые, клейкие, обычно прижатые к побегу. Почечные чешуи волосистые. Листовой рубец большой, с 3 следами.
Определительная карточка 3
ДУБ ЧЕРЕШЧАТЫЙ (СЕМЕЙСТВО БУКОВЫЕ)
ПОБЕГИ: тупо-пятигранные. Молодые сероватые или красновато-бурых оттенков со светлыми чечевичками. Ствол взрослого дерева черного цвета.
ПОЧКИ: распределены по ветке неравномерно. В нижней части стебля их мало, зато наверху, на конце - целое скопление. Почки небольшие, имеют яйцевидную форму, слегка заострены на конце и одеты многими защитными бурыми чешуйками.
Приложение 4.
|
|
|
|
Приложение 5. «Дом знаний» по теме «Побег»
ЗНАЮ, НАБЛЮДАЮ (ВИЖУ), ПРИМЕНЯЮ (УМЕЮ ОПРЕДЕЛЯТЬ)
ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ, ПО КОТОРЫМ ОПРЕДЕЛЯЮТ БЕЗЛИСТВЕННЫЙ ПОБЕГ | ||
Стебель | Почки – вегетативные и генеративные (образовательная ткань) | |
Окраска | Окраска | |
Форма | Чешуйки | |
Запах на изломе | Форма | |
Чечевички (покровная ткань, пробка) | Размеры | |
| | Расположение на стебле |
Клейкость | ||
| | Опушение |
Листовой рубец (проводящая и механическая ткань) | ||
БЕЗЛИСТВЕННЫЙ ПОБЕГ ДЕРЕВА – ЭТО……. СТЕБЕЛЬ БЕЗЛИСТВЕННОГО ПОБЕГА ИМЕЕТ…. ПОЧКИ НА БЕЗЛИСТВЕННОМ ПОБЕГЕ….. | ||
ПОБЕГ – СТЕБЕЛЬ С ЛИСТЬЯМИ И ПОЧКАМИ. |
Трефилова Раиса Поликарповна
Нечаева Татьяна Александровна
Трефилова Раиса Поликарповна
Нечаева Татьяна Александровна
Трефилова Раиса Поликарповна
Нечаева Татьяна Александровна