12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Нечаева Татьяна Александровна1905
Работаю в школе с 1991 г. Изучаю родную природу, руководитель эколого-краеведческого кружка. Занимаюсь с обучающими исследованиями по биологии, краеведению, медицине. Мои ученики участники, призёры и победители учебно-исследовательских конференций.
Россия, Архангельская обл., д.Сояна
Материал размещён в группе «Урок биологии»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА С РЕГИОНАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ.

ТЕМА УРОКА «ОПИСАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЕЗЛИСТВЕННЫХ ПОБЕГОВ ДЕРЕВЬЕВ СВОЕЙ МЕСТНОСТИ».

БИОЛОГИЯ. 6 КЛАСС.


АВТОР УРОКА НЕЧАЕВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА – УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ МБОУ «ДОЛГОЩЕЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА МЕЗЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА (ФИЛИАЛ «СОЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»)


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ


Тип урока по ФГОС – урок «открытия» новых знаний

Форма урока - Лабораторная работа – исследование

Деятельностная цель: организовать практическую деятельность обучающихся по определению безлиственных побегов деревьев своей местности на основе выявленных признаков.

Содержательная цель: научить выявлять и описывать существенные признаки в строении безлиственных побегов разных деревьев с целью их идентификации, обобщить и углубить знания по теме «Побег».

Планируемые результаты:

Предметные: сформировать у учащихся знания о побеге, как опорном органе растений; раскрыть биологическое значение частей побега; уметь определять части побега на натуральных объектах; на основе выявленных признаков определять безлиственные побеги деревьев своей местности.

Метапредметные

Познавательные: научиться ориентироваться в инструктивном листе (ИЛ), работать с ним; уметь получать информацию из разных источников, в том числе использовать натуральные объекты как источник информации; учиться строить высказывание, анализировать, сравнивать, делать выводы;

Коммуникативные: уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учащимися и учителем;

Регулятивные: учиться принимать учебную проблему; определять цель и задачи урока в соответствие с поставленной проблемой; планировать свою деятельность; учиться осуществлять контроль.

Личностные формирование познавательного интереса, самоконтроль для достижения положительного результата при парной и групповой работе, развитие эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде.


Ресурсы: инструктивные листы, карточки с заданиями для учащихся, компьютер, проектор, презентация, лупы, наборы натуральных безлиственных побегов деревьев, собранных в своей местности.


Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Этап мотивации

Приветствует учащихся и знакомится с ними.

Проверяет готовность к уроку.

Приём проблемная ситуация.

Ребята, мой путь лежит на лосиную ферму в Печоро-Илычский заповедник Коми республики. Я везла с собою 4 набора побегов различных деревьев: к каждому набору были прикреплены бирки с названиями, но из-за сильного ветра они открепились, наборы рассыпались и побеги перемешались. А я обязательно должны довезти их не россыпью, а в наборах. У лосей на ферме «строгое раздельное питание». Мне стало известно, что вы изучаете тему «Побег»! Я обращаюсь к вам за помощью: помогите мне определить, побеги каких деревьев я рассыпала. Помогите восстановить наборы для лосей. Поможете?

Приветствуют учителя

Проверяют личную готовность к уроку.

Слушают учителя, принимают учебную проблему, выражают готовность её решать.

Регулятивные: формирование мотивационной основы деятельности.

Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия.


Актуализирует знания по теме «Побег».

Приём установите соответствие.

Задание 1. Установите соответствие между понятием и термином, зашифрованным в виде картинки (иллюстрации).

Карточка.

Понятие

Иллюстрация

Вегетативные и генеративные


t1684307912aa.png

Зачаточный побег



t1684307912ab.png

Стебель с листьями и почками


t1684307912ac.png

Орган воздушного питания растений


t1684307912ad.jpg

Задание 2.

Возьмите один из четырёх побегов и назовите, какому дереву нашей местности он принадлежит?




Формируют временные группы, работают в группах. Подбирают соответствие, соединяя линиями разного цвета термин и картинку. Проговаривают основные понятия по теме «Побег».
















Рассматривают побеги, затрудняются.


Познавательные: раскрывают суть понятий: побег, почка, лист, различают виды почек.

Этап выявления места и причины затруднения.


Предлагает проанализировать возникшую ситуацию:

почему трудно назвать дерево, которому этот побег принадлежит?








Демонстрирует закрытый конверт с определительными карточками.

Ваш учитель биологии выдала мне «волшебный конверт» (Приложение 1), в котором находятся определительные карточки деревьев в осенне-зимний период. Но открыть его и воспользоваться карточками вы сможете только при условии, если рассмотрите и опишите все побеги, выявите характерные признаки каждого из них.

Работают фронтально. Выявляют причины затруднения.

Причины затруднения: узнать дерево по побегу сложно, так как на нём не хватает листьев, побеги очень похожи между собой.

Принимают условия выхода из затруднения.

Коммуникативные:

выражают свои мысли, учатся культуре общения.

Регулятивные:

мобилизуют свои силы при решении учебной проблемы.

Этап разработки проекта выхода из затруднения




Приём с помощью вопроса.

Итак, вы сегодня будете изучать?





Приём проблемная ситуация (на этапе мотивации).

Задание: попробуйте обозначить цель урока.




Приём опорные глаголы.

Задание: закончите фразы и определите, какие задачи вы должны выполнить, чтобы открыть волшебный конверт и узнать безлиственные побеги.

Рассмотреть……………..

Описать …………………..

Выявить……………………

Определить ………………

Формируют пары.

Определяют тему урока «Безлиственные побеги деревьев своей местности».


Определяют цель урока: узнать (определить) каким деревьям принадлежат рассыпавшиеся побеги.

Формулируют задачи урока:

Рассмотреть побег

Описать внешнее строение: цвет стебля, форма и строение почек и тд

Выявить характерный признак

Определить вид дерева

Коммуникативные: умение интегрироваться в минигруппу и продуктивно взаимодействовать друг с другом, излагать своё мнение, аргументируя его.


Регулятивные: определение цели и задач.


Этап «открытия» новых знаний – практический этап.



Приём проблемный поиск.

Проводит инструктаж к лабораторной работе-исследованию «Описание и определение безлиственных побегов деревьев своей местности».

Откройте и познакомьтесь с инструктивными листами (ИЛ) для выполнения лабораторной работы (Приложение 2).

Задание 1. Рассмотрите и изучите каждый из данных вам побегов по плану:

Окраска и форма стебля побега.

Чечевички - образования в пробковой ткани стебля в виде мелких бугорков, штрихов или иной формы, служащие для газообмена в стеблях.

Запах на изломе.

Форма, размеры и особенности почек.

Дополнительно: Листовой рубец - рубец, оставляемый опавшими листьями на стебле. На листовом рубце заметны в виде точек поперечные сечения сосудисто-волокнистых пучков. Найдите и рассмотрите листовые рубцы под лупой.

Задание 2. Внесите результаты исследования в таблицу в ИЛ

(Приложение 2).

Задание 3. Выявите и подчеркните характерные признаки каждого безлиственного побега дерева.


Задание 4. Сформулируйте и запишите вывод о том, как можно узнать дерево зимой, когда на нём нет листьев?

Задание 5. Расскажите, какие биологические особенности вы описали у каждого из четырёх побегов?

Задание 6. Сравните результаты исследования с данными определительных карточек деревьев в осенне-зимний период (Приложение 1) из конверта, который вам оставил учитель биологии, и подпишите в таблице напротив каждого исследуемого побега название дерева, которому побег принадлежит.

Задание 7. Сформулируйте и запишите вывод, побеги каких деревьев входят в пищевой рацион «раздельного питания» лосей.

Работают в парах.

Работают по инструктивному листу, выполняют лабораторную работу, формулирую выводы.


















Обучающиеся класса выходят и рассказывают описание каждого безлиственного побега (обмениваются новыми знаниями).


Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения заданий в зависимости от конкретных условий, приобретают умения работать с натуральными объектами, наблюдают, анализируют и обобщают, формулируют выводы.

Регулятивные: умение работать по ИЛ, организация деятельности согласно регламенту, контроль за выполнением заданий, осознание качества и уровня выполнения заданий минигруппой.

Коммуникативные: Формирование умения организовать учебное взаимодействие при работе в паре.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи


Приём установите соответствие.

Задание 1.

Каждая группа получает карточку с описаниями трёх безлиственных побегов (Приложение 3) и комплект картинок с изображениями безлиственных побегов деревьев (Приложение 4). Необходимо установить соответствие между ними.


Формируют временные группы.

В группах ученики обсуждают, проговаривают объяснение. Ученики из разных групп дополняют друг друга, задают вопросы.

Проводят самопроверку.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение структурировать знания.

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении поставленной проблемы.

Регулятивные: осознание качества и уровня выполнения заданий, умение проводить взаимопроверку.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.


Приём допиши предложение.

Задание 2.

Выполните задание на закрепление нового учебного материала.

Закончите данные вам предложения:

Характерный (е) признак (и) побега берёзы зимой, по которому я смогу узнать безлиственный побег …………………………………………………………………………………

Характерный (е) признак (и) побега тополя зимой, по которому я смогу узнать безлиственный побег ……………………………………………………………………………………

Характерный (е) признак (и) побега рябины зимой, по которому я смогу узнать безлиственный побег ……………………………………………………………………………………

Характерный (е) признак (и) побега черёмухи зимой, по которому я смогу узнать безлиственный побег ……………………………………………………………………………………


Этап включения в систему знаний и повторения.

Задание 3. Помогите построить «Дом знаний» по теме «Побег» (Приложение 5) – объединить в схему ранее изученный материал по теме «Побег» и вновь «открытый материал» данного урока.



Рефлексивно-оценочный.

Подведение итогов урока:

Какой была цель урока? Реализовали ли вы цель урока?

Приём «Дерево успеха»

На столе лежат листочки зелёного цвета - всё сделал правильно, было интересно.

Жёлтого – встретились трудности.

Красного – допускал много ошибок, было неинтересно.

Добавьте листики на безлиственный побег.


Фронтальная

Регулятивные: оценивать степень достижения цели урока, самооценка.



Приложение 1. Определительные карточки

Дерево

Описание

Берёза

Это дерево можно узнать по тонким и слабым стеблям. И разным почкам: генеративным - цветочным (продолговатым) и вегетативным (маленьким, слегка зелёным)

Черёмуха

В глубокой древности слово «черемуха» было образовано от исчезнувшего теперь слова «черма», которое в переводе на современный язык означает «смуглый»



Это дерево можно узнать по резкому (характерному) миндальному запаху и множеству светлых продольных чечевичек на тёмно-коричневом стебле.

Рябина

Это дерево можно узнать по войлочно-пушистым почкам с заострённой, несколько изогнутой, подобно клювику, верхушкой.

Тополь

Тополь можно узнать по жёлтым гладким смолянистым почкам

























Приложение 2. Инструктивный лист (ИЛ) для выполнения ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ - ИССЛЕДОВАНИЯ «ОПИСАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЕЗЛИСТВЕННЫХ ПОБЕГОВ ДЕРЕВЬЕВ СВОЕЙ МЕСТНОСТИ».

Объект исследования – безлиственный побег.

Предмет исследования – признаки, по которым можно узнать безлиственный побег.

Оборудование: Побеги деревьев, собранные поздней осенью или зимой.

Задание 1. Рассмотрите и изучите каждый безлиственный побег по плану:

Окраска и форма стебля побега.

Чечевички - образования в пробковой ткани стебля в виде мелких бугорков, штрихов или иной формы, служащие для газообмена в стеблях.

Запах на изломе.

Расположение на стебле, форма, размеры и особенности почек.

Дополнительно: Листовой рубец - рубец, оставляемый опавшими листьями на стебле. На листовом рубце заметны в виде точек поперечные сечения сосудисто-волокнистых пучков. Найдите и рассмотрите листовые рубцы под лупой.


Задание 2. Внесите результаты исследования в таблицу

Дерево

Окраска и форма стебля, чечевички


Запах на изломе

Описание почек:

Расположение на стебле

Форма

Размеры

Другие особенности

1. ?








2. ?








3. ?








4. ?








Задание 3. Выявите и подчеркните характерный признак каждого безлиственного побега дерева.

Задание 4. Сформулируйте и запишите вывод о том, как можно узнать дерево зимой, когда на нём нет листьев.

ВЫВОД: ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….



Задание 5. Представьте результаты своего исследования одноклассникам.

Задание 6. Сравните свои результаты с информацией в определительных карточках из конверта (Приложение 1) и подпишите в таблице название дерева напротив каждого исследуемого побега.

Задание 7. Сформулируйте и запишите вывод, побеги каких деревьев входят в пищевой рацион «раздельного питания» лосей.

ВЫВОД:…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Задание 8. Объединитесь в группу, рассмотрите комплект карточек с изображением безлиственных побегов (Приложение 3). Используя определительные карточки (Приложение 4), установите соответствие побег – дерево.

Задание 9. Выполните задание на закрепление нового учебного материала.

Закончите данные вам предложения:

Характерный (е) признак (и) побега берёзы зимой, по которому я смогу узнать безлиственный побег ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Характерный (е) признак (и) побега тополя зимой, по которому я смогу узнать безлиственный побег ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Характерный (е) признак (и) побега рябины зимой, по которому я смогу узнать безлиственный побег ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….



Характерный (е) признак (и) побега черёмухи зимой, по которому я смогу узнать безлиственный побег ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Самопроверка.



























Приложение 3.

Определительная карточка 1


КЛЁН ОСТРОЛИСТНЫЙ (СЕМЕЙСТВО МАСЛИНОВЫЕ ИЛИ МАСЛИННЫЕ)



ПОБЕГИ: цвет ствола тёмный буровато-серый или почти чёрный, имеет глубокие продольный трещины. Молодые побеги желтовато-бурые, светло-коричневые или оливково-красные со светлыми полосками и рассеянными чечевичками


ПОЧКИ: верхушечные почки яйцевидные или овальные, крупные, длиной 8-10 мм, покрыты 6—8 карминно-красными или зеленоватыми лоснящимися чешуйками с короткими белыми ресничками по краям. Боковые почки мельче, 6-8 мм длиной, яйцевидно-конусовидные, несколько сплюснутые со стороны побега, покрытые буро-карминными или пурпуровыми чешуями, в основании обычно зеленовато-желтоватыми. Листовой рубец узкий, с 3 следами, огибает ветвь до половины и у супротивных почек соприкасается с другим листовым рубцом, образуя угол.




Определительная карточка 2

ОСИНА, ИЛИ ТОПОЛЬ ДРОЖАЩИЙ (СЕМЕЙСТВО ИВОВЫЕ)


ПОБЕГИ: старые ветви сильно “ломаные” (с полосками), с хорошо заметными листовыми рубцами. Молодые побеги цилиндрические, округлые, без рёбер и полос, чаще голые и как будто лакированные, но иногда слегка опушённые, от зеленоватых до зеленовато-бурых оттенков.


ПОЧКИ: цветковые почки толстые, яйцевидные, длиной 12-15 мм, тёмные, зеленовато-каштановые или красно-бурые, не очень клейкие, вначале опушённые, затем голые. Листовые почки 5-10 мм длиной, голые, клейкие, обычно прижатые к побегу. Почечные чешуи волосистые. Листовой рубец большой, с 3 следами.



Определительная карточка 3


ДУБ ЧЕРЕШЧАТЫЙ (СЕМЕЙСТВО БУКОВЫЕ)



ПОБЕГИ: тупо-пятигранные. Молодые сероватые или красновато-бурых оттенков со светлыми чечевичками. Ствол взрослого дерева черного цвета.

ПОЧКИ: распределены по ветке неравномерно. В нижней части стебля их мало, зато наверху, на конце - целое скопление. Почки небольшие, имеют яйцевидную форму, слегка заострены на конце и одеты многими защитными бурыми чешуйками.














Приложение 4.

t1684307912ae.jpg



















t1684307912af.png


t1684307912ag.jpg






Приложение 5. «Дом знаний» по теме «Побег»

t1684307912ah.gif







ЗНАЮ, НАБЛЮДАЮ (ВИЖУ), ПРИМЕНЯЮ (УМЕЮ ОПРЕДЕЛЯТЬ)







ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ, ПО КОТОРЫМ ОПРЕДЕЛЯЮТ БЕЗЛИСТВЕННЫЙ ПОБЕГ

Стебель

Почки – вегетативные и генеративные (образовательная ткань)

Окраска

Окраска

Форма

Чешуйки

Запах на изломе

Форма

Чечевички (покровная ткань, пробка)

Размеры



Расположение на стебле

Клейкость



Опушение

Листовой рубец (проводящая и механическая ткань)

БЕЗЛИСТВЕННЫЙ ПОБЕГ ДЕРЕВА – ЭТО…….

СТЕБЕЛЬ БЕЗЛИСТВЕННОГО ПОБЕГА ИМЕЕТ….

ПОЧКИ НА БЕЗЛИСТВЕННОМ ПОБЕГЕ…..

ПОБЕГ – СТЕБЕЛЬ С ЛИСТЬЯМИ И ПОЧКАМИ.


Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Трефилова Раиса Поликарповна, 17.05.23 в 11:20 1Ответить Пожаловаться
Отличный урок! Спасибо, Татьяна Александровна, за полезный ресурс!
Нечаева Татьяна Александровна, 17.05.23 в 17:41 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Раиса Поликарповна!!!
Трефилова Раиса Поликарповна, 22.06.23 в 07:54 1Ответить Пожаловаться
Татьяна Александровна, поздравляю Вас с победой во Всероссийском конкурсе для педагогов естественно-научного цикла на лучшую методическую разработку урока с региональным компонентом!

Нечаева Татьяна Александровна, 22.06.23 в 09:24 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Раиса Поликарповна!!! Я очень рада!
Трефилова Раиса Поликарповна, 22.06.23 в 09:33 1Ответить Пожаловаться
Удачи во всех делах и хорошего отпуска!
Нечаева Татьяна Александровна, 22.06.23 в 17:57 0Ответить Пожаловаться
Спасибо! В данный момент учусь на курсах по биологии (обновлённый ФГОС).
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.