Урок чтения по теме «К.И. Чуковский "Телефон"» (1 класс)
Пояснительная записка к презентации
Тема: Творчество К. И. Чуковского. «Телефон», «Путаница».
Цель: Продолжить знакомство с произведениями раздела «Как хорошо уметь читать», совершенствовать навыки чтения целыми словами.
Задачи:
- познакомить учащихся с творчеством К.И. Чуковского
- формировать умение читать по ролям
- развивать речевые умения, воображение, образное мышление, память и внимание
- формировать интерес к чтению, воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, сострадания.
Планируемые результаты:
Личностные: Создать условия для формирования умения принимать учебные цели, проявлять желание учиться; признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем.
Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; осуществлять самоконтроль своей деятельности;
Познавательные: Ориентироваться в учебнике; наблюдать и самостоятельно делать простые выводы;
Коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения; выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Этапы урока | Содержание урока | Деятельность учащихся | УУД | |
1 Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) | - Прозвенел звонок, начинается урок. Встали ровно, подравнялись… Тихо сели и соседа не задели. Ты представь себе на миг, Как бы жили мы без книг? Что бы делал ученик, Если не было бы книг, Если б всё исчезло разом, Что писалось для детей: От волшебных добрых сказок До весёлых повестей?.. - Как вы думаете, что было бы, если б книги действительно исчезли? - Давайте вспомним, с произведениями какого раздела мы знакомимся на уроках? - Как вы докажите, что уметь читать – это хорошо? | Эмоциональный настрой на урок Ответы детей. -Было бы скучно, не узнали бы много нового и интересного. - Как хорошо уметь читать. слайд Ответы детей. | РУУД ЛУУД | |
2. Интеллектуальная разминка Проверка домашнего задания Определение темы и задач урока | - Чтобы было понятно, что вы читаете, надо чётко произносить все звуки в словах. - Разбудим наш речевой аппарат: * кусаем язычок; *протыкаем щёки; *Поскакали на лошадке; *останавливаем её (тпру…) Скороговорка Проворонила ворона воронёнка - Посмотрите на доску. С произведениями, каких писателей, вы познакомились на предыдущих уроках? Назовите их. - Послушаем, как вы научились читать их выразительно. Читают тексты дом. зад-я - Чему нас учат эти произведения? Знаком ли вам писатель, портрет которого остался на доске? Какую задачу ставим перед собой? - В этом нам поможет чистоговорка. Прочитаем её внимательно: (слайд) ЧУ-ЧУ-ЧУ — очень я читать хочу. КОВ-КОВ-КОВ — без запинок и сучков. СКИ-СКИ-СКИ — я читаю мастерски! - А теперь из первых слогов каждой строчки составьте слово: ЧУ-КОВ-СКИ. -Что получилось? (фамилия автора без одной букы) - Какую букву надо добавить? (Й). - А кто знает, как его зовут? Выберите из предложенных вариантов верный: (слайд) Иван Сергеевич Корней Матвеевич Корней Иванович Матвей Корнеевич - Какая тема урока? - Какие задачи урока нам предстоит выполнить? | Концентрация внимания Принимают учебную задачу, Выполняют упр-я Слайд Разучивание скороговорки. С А.С.Пушкиным, Л.Н.Толстым. С.93 С.94 - узнать имя писателя, портрет которого мы видим. слайд Определяют тему урока ставят задачи урока слайд читать, слушать, рассуждать, анализировать, сравнивать Творчество К.И. Чуковского (ответы уч - ся) Познакомиться... Учиться читать…. Оценивать... | ЛУУД РУУД ПУУД | |
3. Открытие новых знаний | Рассказ о писателе. Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Звали этого замечательного человека Николай Васильевич Корнейчуков. (пауза..) - Что заметили? Чему удивились? - А всё просто: Корней Иванович Чуковский – это придуманное самим писателем имя – псевдоним. Его книги любят и читают разные поколения детей. Сказки К.И. Чуковского читали ваши бабушки, мамы, а теперь будем мы читать. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, плакал. Чтобы его хоть как-нибудь развлечь, отец стал рассказывать ему сказку. Мальчик неожиданно затих и стал слушать: "Жил да был крокодил, он по улицам ходил…" - Так появилась старая-престарая сказка «Крокодил». Чуковский был очень трудолюбив. Писал везде. В трамвае, у врача, в очереди за хлебом, на пляже. К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок. Пришла Муха на базар И купила – самова («Муха – цокотуха») слайд Вдруг из маминой из спальни, Кривоногий и хромой Выбегает умывальник И качает головой. Д. Я — Великий Умывальник, Умывальников Начальник И мочалок Командир! Знаменитый ….. Мойдодыр ( «Мойдодыр») (слайд) - Идея сказки «Мойдодыр» также возникла неожиданно: своей дочери Маше, которая не хотела умываться, Чуковский сказал: «Надо надо умываться по утрам и вечерам, а не чистым трубочистам стыд и срам, стыд и срам». - Посмотрите на портрет К.Чуковского. У него крупные черты лица и светлые, смеющиеся глаза. Он был замечательный поэт- сказочник. - А я хочу добавить, что в этом году, 31 марта исполняется 141 год со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского. | принимают новую информацию слайд не совпадают Ф.И.О. писателя. | ПУУД РУУД ЛУУД | |
4. Изучение новой темы работа в группах Работа в паре Словарная работа 5. Физминутка 6. Работа с текстом. | 1. – Откройте учебник на стр. 96 Прочитаем текст об авторе. Какие произведения К.И. Чуковского вы уже читали? (ответы учащихся) -Какие из них вам понравились больше всего? - Рассмотрите иллюстрации на страницах учебника. Из каких они произведений? (ответы детей) Викторина «Чудо – дерево». На доске изображение дерева. Дети в группах читают и узнают отрывки, называют произведение, а затем вешают на доску. 1.Свинки замяукали 2. Ехали медведи Доп. Вдруг из подворотни Он рычит, и кричит, 3. И к полосатым Доп. Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор… Айболит ( «Айболит») 5. Сапоги скрипят, Доп. Она по полю пошла, Она денежку нашла. Пошла она на базар И купила самовар. Кто это? …. Муха – цокотуха «Чудо-дерево» - так называется ещё одно произведение К. Чуковского. Кому стало интересно, прочитайте его . ВЫСТАВКА КНИГ(слайды выставки) 1.А посуда вперёд и вперёд По полям, по болотам идёт. И видят: за ними из тёмного бора Идёт-ковыляет …..Федора («Федорино горе») - Познакомимся с произведением «Путаница», которое написано в жанре небылицы. Прежде чем познакомиться с этими произведением проведём словарную работу, в тексте встретятся слова, значение которых может быть непонятно. (Слайд.) - А теперь прослушайте отрывок из произведения. - Как называется это произведение К.И. Чуковского? - Перед чтением я вам сказала, что буду читать отрывок. Что такое отрывок произведения? (его небольшая часть) - Почему произведение «Телефон» - это сказка? (т.к. животные разговаривают по телефону, а этого не может быть на самом деле) - Как вы думаете, чему учит эта сказка? (учит разговаривать по телефону) - Как нужно разговаривать по телефону? - Что вы заметили, глядя на текст? (диалог) - Как надо читать его? Чтение текста учениками по ролям. - Как называется это произведение? (ТЕЛЕФОН) МИНИ-ИНСЦЕНИРОВКА отрывка (по 2 ученика) ФИЗМИНУТКА По дорожке, по дорожке Скачем мы на левой ножке. И по этой же дорожке Скачем мы на правой ножке. Прыг - скок, прыг - скок - Прискакали на лужок. Сели — встали, сели — встали, И нисколько не устали. А теперь пешком, пешком Так до дому мы дойдём. - Давайте представим, что мы маленькие герои произведений К.И. Чуковского. Я буду показывать карточки, а вы озвучивать то, что на них написано. Готовы? Ква-ква-ква, гав-гав-гав, мяу-мяу-мяу, кря-кря-кря, хрю-хрю-хрю, му-у-у-у, ку-ка-ре-ку! - Назовите животных, которые издают такие звуки - Теперь прочитаем произведение К.И. Чуковского про этих животных. Чтение произведения «Путаница» на стр. 97 - Поднимите руку, кому понравилось произведение. Как оно называется? -Зачем писатель всё перепутал? - Ответьте, что произошло с героями произведения, как они стали разговаривать: кто стал мяукать? Хрюкать? Квакать? Крякать? Какие строки были самые весёлые? - А теперь это стихотворение мы поучимся читать по ролям. - Кто участвует в диалоге? -Давайте попробуем прочитать по ролям. Сначала я буду читать слова автора, а вы слова героев. -А сейчас попробуйте сами прочитать по ролям в парах. - Молодцы, ребята! - Как называлось произведение? «Путаница» - Ребята а кто читал эту сказку полностью? -Расскажите, что было дальше? -Ребята, почему это сказка? -Чему учит эта сказка? | Чтение. Самопроверка Взаимопроверка анализируют ситуацию, делают выводы В группах обсуждают ответы, выходят к доске представители групп и, назвав произведение, прикрепляют к дереву. На нём растут носки, ботинки, сапоги… Слушают учителя ТЕЛЕФОН Нужно поздороваться, представиться, четко сформулировать свой вопрос, поблагодарить и попрощаться. Нельзя звонить очень рано до 8 и поздно после 9 часов вечера умение расслабляться умение работать слаженно, ритмично Чтение. Самопроверка анализируют ситуацию, делают выводы читает учитель отвечают на вопросы Учит тому ,что каждый должен делать свое дело, должен слушаться старших и не в коем случае неиграть со спичками. | КУУД ЛУУД ПУУД РУУД КУУД КУУД РУУД ЛУУД ПУУД РУУД | |
7. Работа в парах | ||||
8. Рефлексия | - Давайте оценим свою работу на уроке. - Какую цель мы ставили? - Удалось нам это? -Что узнали о К.И. Чуковском? Почему нам нравятся эти сказки? ( добрые, веселые, интересные) Хорошие книжки писал дед Корней- А где можно взять и прочитать эти книжки? -Закончить урок хочу строчками из сказки К.Чуковского, которую автор написал для своей больной дочери Муры «Чудо - дерево» А у наших у ворот -Давайте украсим наше Чудо–дерево сапожками разного цвета: (слайд)
Всем спасибо за урок! | -Познакомиться с творчеством К.И. Чуковского. - Да, удалось. Мы тренировались в чтении, выполняли задания в группах, играли, инсценировали отрывки произведений. - Познакомиться с этими другими произведениями. - На уроке рисования можно нарисовать рисунки к произведениям К.И. Чуковского. - Можно участвовать в конкурсе. - Можно выучить наизусть, чтобы рассказывать маленьким братикам и сестрёнкам. | ПУУД РУУД ЛУУД КУУД |