Урок чтения во 2 классе по рассказу Н. Артюховой «Трусиха» в технологии критического мышления
Урок чтения во 2-м классе по рассказу Н.Артюховой "Трусиха" в технологии критического мышления
( 2 класс, 2 полугодие, 7 урок по теме «Я и мои друзья»,1 урок по рассказу Н.Артюховой «Трусиха».)
Ключевые умения
Личностные умения:
- проявлять желание помочь слабому и беззащитному.
Познавательные умения:
- использовать приобретенные знания при выполнении ситуативного задания.
Регулятивные умения:
- выполнять взаимопроверку и самопроверку учебного задания и вносить корректировку.
Коммуникативные умения:
- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя известные термины.
Предметные умения:
- совершенствовать навыки чтения (способ чтения от слогового к целому слову, правильность, осознанность беглость, выразительность);
Учебник “Родная речь” книга 1(2 часть) Голованова М.В., Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф. - М., “Просвещение”, 2009 г.;
Портрет детской писательницы Н.М.Артюховой;
Выставка книг с рассказами Н.М.Артюховой;
Таблица З-Х-У.
Таблица « Цель урока-код»
Компьютерная презентация « Творчество Н.Артюховой».
Пословицы о дружбе, смелости, решительности;
Карточки с названиями черт характера человека;
Ход урока.
-
Проверка домашнего задания
(В.Осеева « Три товарища»,пересказ произведения от лица того персонажа, который показался наиболее интересным.)
После пересказов 2-4 ученику задаю вопрос:
- К какому из действующих лиц походит написанная на доске пословица « Друзья познаются в беде.»? Обоснуйте своё мнение.(ответы учащихся)
- На мой взгляд , эта пословица подходит к рассказу, который мы будем сегодня изучать. А так это или не так узнаем на уроке.
- Что нам предстоит сделать на сегодняшнем уроке, мы сейчас разгадаем. Для этого выполним задание №2 на карточке. (Каждый ряд расшифровывает по одному слову)
Задание: Расшифруйте слова. Каждое число соответствует порядковому номеру буквы в алфавите.
А1 |
Б2 |
В3 |
Г4 |
Д5 |
25 10 20 1 20 30 |
Е6 |
Ё7 |
Ж8 |
З9 |
И10 |
|
Й11 |
К12 |
Л13 |
М14 |
Н15 |
читать |
О16 |
П17 |
Р18 |
С19 |
Т20 |
18 1 19 19 21 8 5 1 20 30 |
У21 |
Ф22 |
Х23 |
Ц24 |
Ч25 |
рассуждать |
Ш26 |
Щ27 |
ъ28 |
ы29 |
ь30 |
16 24 6 15 10 3 1 20 30 |
Э31 |
Ю32 |
Я33 |
|
|
оценивать |
Вывод: итак, мы будем сегодня учиться: внимательно читать; рассуждать; оценивать поступки героев в рассказе Н.М.Артюховой «Трусиха»
2 . (1 этап. Подготовительный)
Стадия вызова .
Ставлю вопросы:
- Что вы знаете о писателе?
- Что вы считаете нужным узнать?
Ответ вписывается в две колонки таблицы.
Для этого я использую таблицу «Знаю – хочу знать - узнал».
Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З – Х – У)
З – знаем Х – хотим узнать У – узнаем
З – что мы знаем |
Х – что мы хотим узнать |
У – что мы узнали, и что нам осталось узнать |
|
|
|
В конце урока поработав в парах, ученики заполняют третью колонку таблицы. Идет обсуждение: совпало ли первоначальное представление с последующим.
Знаю
-Н.М.Артюхова автор рассказов “Маринка”, “Светлана”, сборники рассказов “Повести о детях”, “Новые соседи”, “Белая коза Альба”, “Саша-дразнилка”.
Хочу знать:
- Биографию
- Прочитать новый рассказ Артюховой «Трусиха»
Узнал
- Н. Артюхова - автор рассказа «Трусиха», герои рассказа.
- Большинство её произведений о том, что важно для каждого человека: о честности, доброте, желании помочь слабому, об умении по-настоящему дружить .
«2 этап - осмысление содержания.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством детской писательницы – Нины Михайловны Артюховой. Вспомним страницы из её биографии(слайды презентации).Посмотрите на её портрет. Родилась Артюхова в 1901 году, умерла в 1990-м. Нина Михайловна была дочерью известного русского купца М.И. Сабашникова. Закончила МГУ. Работала химиком, увлекалась историей. Но ей очень нравилось писать рассказы для детей. Поэтому она и стала детской писательницей. Свои рассказы Нина Михайловна печатала в детских журналах “Затейник”, “Мурзилка”. Большинство её произведений о том, что важно для каждого человека: о честности, доброте, желании помочь слабому, об умении по-настоящему дружить.
- Очень многие художники иллюстрировали произведения Н.Артюховой. Давайте внимательно посмотрим на иллюстрации( на презентации) и попробуем задать вопросы к ним, воспользуясь нашей таблицей «Толстые и тонкие вопросы»
Прием «Толстый и тонкий вопрос»
? |
? |
кто... что... когда... может... будет... мог ли... как звали... было ли... согласны ли вы... верно... |
дайте объяснение, почему... почему вы думаете... почему вы считаете... в чем разница... предположите, что будет, если... что, если... |
Учитель заранее сам подготавливает свои вопросы(тонкие вопросы)
- Кто изображён на рисунках( 4 мальчика ,девочка и маленький мальчик).
-Посмотрите на первый слайд:
-Чем занимаются дети? (играют,
строят крепость из песка)
О чем рассказывает второй слайд?
-Почему дети оставили игру и побежали?
-Почему маленький мальчик не побежал?
-Кто пришел ему на помощь?
-Как оказалась здесь девочка, если она тоже убежала?
-Чем закончилась эта история?
(толстые вопросы)
-Дайте объяснение, почему дети оставили игру и побежали?
-Почему вы считаете, что дети испугались?
-В чем разница между девочкой и мальчиками, которые убежали?
-Предположите, что было бы , если маленький мальчик остался один?
-Дайте объяснение, почему девочка вернулась назад?
Вывод:
-Какую интересную историю нам рассказал художник. Внимательно посмотрите на рисунки и ответьте на вопрос
-Что нам помогло понять историю?
-С помощью чего художник нам об этом рассказал?
-А теперь эту же историю нам расскажет писательница, о которой мы говорили в начале урока. Как её фамилия?.
«2 этап - осмысление содержания.
Первичное целостное эмоциональное восприятие художественного произведения . Чтение рассказа учителем.(можно ауди-запись)
Первичная проверка понимания.
-Когда, при чтении рассказа вам было особенно страшно?
- Бывали ли в вашей жизни такие ситуации? -Как вы выходили из этого положения?
- Как вы считаете, была ли Валя трусихой?
- Почему вы так считаете?
- Вам хочется самим прочитать этот рассказ? -Давайте будем читать этот рассказ по эпизодам (иллюстрациям) на слайдах ( 4 микротемы)
Дети играли на улице.
С цепи сорвался Лохмач и бросился к детям.
Валя бросилась спасать маленького Андрюшу.
Опасность миновала.
Читая эпизод, сравниваем с иллюстрацией.
Перед чтением :
Отработаем трудные слова изучаемого текста. (Устранение регрессии)
- В рассказе “Трусиха” встретятся длинные, сложные для прочтения слова. Чтобы нам легче было читать, давайте сейчас над ними поработаем.
Задание: Прочитай по слогам, а затем плавно целым словом.
на чет-ве-рень-ках |
на четвереньках |
врас-сып-ную |
врассыпную |
за-хлоп-ну-ла |
захлопнула |
ско-во-род-ку |
сковородку |
о-ска-лен-ная |
оскаленная |
клы-кас-тая |
клыкастая |
ос-та-но-вил-ся |
остановился |
вы-пол-за-ли |
Выползли |
. Физкультминутка.
На уроке мы читаем,
Стать все смелыми мечтаем
Чтобы сильным быть и ловким
Приступаем к тренировке.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Вот проверили осанку
И свели лопатки.
На носочки поднялись,
Руки опустили,
А теперь присели вниз.
Коленки обхватили.
Снова встали – ноги вместе
И уже сидим на месте.
Посидим, отдохнём
И опять читать начнём.
- Продолжаем работу с текстом при помощи приема инсерт (маркировка текста)
- При чтении текста учащиеся на полях(маркировка текста) расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста).
Пометки должны быть следующие:
v - если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
– если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;
+ если то, что вы читаете, является для вас новым;
? - если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу
«V» – знаю |
«+» – новое |
«?» – вопросы |
|
|
|
На этапе рефлексии необходимо произвести обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста. Заканчивается работа озвучиванием таблицы, т.е. усвоенное знание проговаривается..
Учитель заранее заготавливает материал, который по его мнению, может вызвать затруднения. Можно сделать подробный языковой анализ только первого абзаца, а остальные по вопросам.
Материал, подготовленный к уроку:
Подробный языковой анализ:
-Язык писателя для нас образец.
-1 абзац. О чем говорится? Кто такой Лохмач?
-Заменим одним предложением.
-Однажды колхозный сторожевой пес сорвался с цепи.
-2 предложение. “Бросились врассыпную”. Как сказать иначе?
-Разбежались, метнулись.
-Почему автор написал врассыпную?
-Он взял ведь лучшее, точнее.
-Идея части – страх, они разбежались, не думая, куда, это связано лучше с идеей.
-Прочитать, передавая страх.
-3 предложение. “Вбежала” – влетела, заскочила. Почему лучше писательское слово?
-“Вбежала” – более литературное слово (во внутрь и с целью).
-Надо ли слово “И”? Оно указывает на законченность действий.
-“Захлопнула” – закрыла; быстрота действий.
-4 предложение. “На куче песка остался” – был один, безысходность. Только – усиливает страх за судьбу мальчика.
-“Маленький” – мы представляем маленького мальчика.
-У писателя все конкретно, каждое слово необходимое, ничего лишнего, мы учимся этому.
- Надо ли дополнение – “на четвереньках” – значит “не уйти далеко”, “очень маленький”.
-“Он”, а не Андрюша, чтобы не повторялось.
-Почему “в песочной крепости”? Она не защитит.
-“Ревел” - плакал, с криком, от страха.
-“А” - надо ли? Прочитаем без него. Это противопоставление.
-“Грозный враг” - показать страх.
-“Шел на приступ” - “бежал на приступ” не подходит, враг итак грозен, что ему и бежать не надо.
Словарная работа.
Как вы понимаете их значение.
Умел ходить на четвереньках
Бросились врассыпную
Калитка
Враг шёл на приступ
Оскаленная, клыкастая пасть.
Плакала навзрыд
Ошейник
Убежище
Наперерез
Фьють
-Какие герои в этом произведении?
Мальчики
Андрюша
Лохмач
сторож
Валя
- Каким человеком на самом деле была девочка Валя?
- Давайте опишем ещё раз Валю. Какие черты характера у неё?
- Прочитайте напечатанные на карточках черты характера и свойства человека. Те, которые подходят к нашему герою произведения, вывешиваем на доску, а лишние убираем. Вот, что получилось.
3 этап – присвоение информации.
Стадия – рефлексия.
-Выразить свое эмоциональное отношение к героям произведений на заключительном этапе (рефлексия) свое понимание художественного образа мы с вами сделаем с помощью приема написания стихотворения по алгоритму: СИНКВЕЙНА.
Алгоритм составления синквейна
Кто? Что? Существительное
Какой? 2 прилагательных
Что делает? 3 глагола
Что автор думает? Фраза из 4 слов
о данном персонаже?
Кто? Что? Существительное (Новое имя героя)
Валя боязливая и трусливая
Прибежала, схватила, спасла
От собачей пасти малыша.
Значит она храбра и смела.
3.Итог урока.
- С каким рассказом сегодня познакомились?
- Кто автор?
- О каких человеческих качествах заставляет подумать? (О настоящей смелости, об ответственности за младших.)
- Ребята, вспомните, пожалуйста , в начале урока мы подбирали пословицу к тексту Осеевой «Друзья познаются в беде» Ведь
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя,
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
-Как вы думаете, можно ли эту пословицу отнести и к рассказу Н.М.Артюховой?
Вернёмся к нашей таблице:
- что нового узнали? Что хотим ещё узнать? Заполним её.
Федорова Татьяна Николаевна