Урок чтения во 2 классе по рассказу Н. Артюховой «Трусиха» в технологии критического мышления

14
1
Материал опубликован 10 November 2017 в группе

Урок чтения во 2-м классе по рассказу Н.Артюховой "Трусиха" в технологии критического мышления

( 2 класс, 2 полугодие, 7 урок по теме «Я и мои друзья»,1 урок по рассказу Н.Артюховой «Трусиха».)


 

Ключевые умения

Личностные умения:

- проявлять желание помочь слабому и беззащитному.

Познавательные умения:

- использовать приобретенные знания при выполнении ситуативного задания.

Регулятивные умения:

- выполнять взаимопроверку и самопроверку учебного задания и вносить корректировку.

Коммуникативные умения:

- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя известные термины.

Предметные умения:

- совершенствовать навыки чтения (способ чтения от слогового к целому слову, правильность, осознанность беглость, выразительность);

Учебник “Родная речь” книга 1(2 часть) Голованова М.В., Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф. - М., “Просвещение”, 2009 г.;

Портрет детской писательницы Н.М.Артюховой;

Выставка книг с рассказами Н.М.Артюховой;

Таблица З-Х-У.

Таблица « Цель урока-код»

Компьютерная презентация « Творчество Н.Артюховой».

Пословицы о дружбе, смелости, решительности;

Карточки с названиями черт характера человека;

Ход урока.

  • Проверка домашнего задания

(В.Осеева « Три товарища»,пересказ произведения от лица того персонажа, который показался наиболее интересным.)

После пересказов 2-4 ученику задаю вопрос:

- К какому из действующих лиц походит написанная на доске пословица « Друзья познаются в беде.»? Обоснуйте своё мнение.(ответы учащихся)

- На мой взгляд , эта пословица подходит к рассказу, который мы будем сегодня изучать. А так это или не так узнаем на уроке.

- Что нам предстоит сделать на сегодняшнем уроке, мы сейчас разгадаем. Для этого выполним задание №2 на карточке. (Каждый ряд расшифровывает по одному слову)

Задание: Расшифруйте слова. Каждое число соответствует порядковому номеру буквы в алфавите.

А1

Б2

В3

Г4

Д5

25 10 20 1 20 30

Е6

Ё7

Ж8

З9

И10

Й11

К12

Л13

М14

Н15

читать

О16

П17

Р18

С19

Т20

18 1 19 19 21 8 5 1 20 30

У21

Ф22

Х23

Ц24

Ч25

рассуждать

Ш26

Щ27

ъ28

ы29

ь30

16 24 6 15 10 3 1 20 30

Э31

Ю32

Я33

 

 

оценивать

Вывод: итак, мы будем сегодня учиться: внимательно читать; рассуждать; оценивать поступки героев в рассказе Н.М.Артюховой «Трусиха»

2 . (1 этап. Подготовительный)

Стадия вызова .

Ставлю вопросы:

- Что вы знаете о писателе?

- Что вы считаете нужным узнать?

Ответ вписывается в две колонки таблицы.

Для этого я использую таблицу «Знаю – хочу знать - узнал».

Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З – Х – У)

З – знаем    Х – хотим узнать     У – узнаем

З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали, и что нам осталось узнать

 

 

 

В конце урока поработав в парах, ученики заполняют третью колонку таблицы. Идет обсуждение: совпало ли первоначальное представление с последующим.

Знаю

-Н.М.Артюхова автор рассказов “Маринка”, “Светлана”, сборники рассказов “Повести о детях”, “Новые соседи”, “Белая коза Альба”, “Саша-дразнилка”.

Хочу знать:

- Биографию

- Прочитать новый рассказ Артюховой «Трусиха»

Узнал

- Н. Артюхова - автор рассказа «Трусиха», герои рассказа.

- Большинство её произведений о том, что важно для каждого человека: о честности, доброте, желании помочь слабому, об умении по-настоящему дружить .

«2 этап - осмысление содержания.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством детской писательницы – Нины Михайловны Артюховой. Вспомним страницы из её биографии(слайды презентации).Посмотрите на её портрет. Родилась Артюхова в 1901 году, умерла в 1990-м. Нина Михайловна была дочерью известного русского купца М.И. Сабашникова. Закончила МГУ. Работала химиком, увлекалась историей. Но ей очень нравилось писать рассказы для детей. Поэтому она и стала детской писательницей. Свои рассказы Нина Михайловна печатала в детских журналах “Затейник”, “Мурзилка”. Большинство её произведений о том, что важно для каждого человека: о честности, доброте, желании помочь слабому, об умении по-настоящему дружить.

- Очень многие художники иллюстрировали произведения Н.Артюховой. Давайте внимательно посмотрим на иллюстрации( на презентации) и попробуем задать вопросы к ним, воспользуясь нашей таблицей «Толстые и тонкие вопросы»

Прием «Толстый и тонкий вопрос»

?

?

кто...

что...

когда...

может...

будет...

мог ли...

как звали...

было ли...

согласны ли вы...

верно...

дайте объяснение, почему...

почему вы думаете...

почему вы считаете...

в чем разница...

предположите, что будет, если...

что, если...

Учитель заранее сам подготавливает свои вопросы(тонкие вопросы)

- Кто изображён на рисунках( 4 мальчика ,девочка и маленький мальчик).

-Посмотрите на первый слайд:

-Чем занимаются дети? (играют,

строят крепость из песка)

О чем рассказывает второй слайд?

-Почему дети оставили игру и побежали?

-Почему маленький мальчик не побежал?

-Кто пришел ему на помощь?

-Как оказалась здесь девочка, если она тоже убежала?

-Чем закончилась эта история?

(толстые вопросы)

-Дайте объяснение, почему дети оставили игру и побежали?

-Почему вы считаете, что дети испугались?

-В чем разница между девочкой и мальчиками, которые убежали?

-Предположите, что было бы , если маленький мальчик остался один?

-Дайте объяснение, почему девочка вернулась назад?

Вывод:

-Какую интересную историю нам рассказал художник. Внимательно посмотрите на рисунки и ответьте на вопрос

-Что нам помогло понять историю?

-С помощью чего художник нам об этом рассказал?

-А теперь эту же историю нам расскажет писательница, о которой мы говорили в начале урока. Как её фамилия?.

«2 этап - осмысление содержания.

Первичное целостное эмоциональное восприятие художественного произведения . Чтение рассказа учителем.(можно ауди-запись)

Первичная проверка понимания.

-Когда, при чтении рассказа вам было особенно страшно?

- Бывали ли в вашей жизни такие ситуации? -Как вы выходили из этого положения?

- Как вы считаете, была ли Валя трусихой?

- Почему вы так считаете?

- Вам хочется самим прочитать этот рассказ? -Давайте будем читать этот рассказ по эпизодам (иллюстрациям) на слайдах ( 4 микротемы)

Дети играли на улице.

С цепи сорвался Лохмач и бросился к детям.

Валя бросилась спасать маленького Андрюшу.

Опасность миновала.

Читая эпизод, сравниваем с иллюстрацией.

Перед чтением :

Отработаем трудные слова изучаемого текста. (Устранение регрессии)

- В рассказе “Трусиха” встретятся длинные, сложные для прочтения слова. Чтобы нам легче было читать, давайте сейчас над ними поработаем.

Задание: Прочитай по слогам, а затем плавно целым словом.

на чет-ве-рень-ках

на четвереньках

врас-сып-ную

врассыпную

за-хлоп-ну-ла

захлопнула

ско-во-род-ку

сковородку

о-ска-лен-ная

оскаленная

клы-кас-тая

клыкастая

ос-та-но-вил-ся

остановился

вы-пол-за-ли

Выползли

. Физкультминутка.

На уроке мы читаем,
Стать все смелыми мечтаем
Чтобы сильным быть и ловким
Приступаем к тренировке.

Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Вот проверили осанку
И свели лопатки.

На носочки поднялись,
Руки опустили,
А теперь присели вниз.
Коленки обхватили.

Снова встали – ноги вместе
И уже сидим на месте.
Посидим, отдохнём
И опять читать начнём.

- Продолжаем работу с текстом при помощи приема инсерт (маркировка текста)

- При чтении текста учащиеся на полях(маркировка текста) расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста).
Пометки должны быть следующие:
v - если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;
+ если то, что вы читаете, является для вас новым;
? - если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу

«V» – знаю

«+» – новое

«?» – вопросы

 

 

 

На этапе рефлексии необходимо произвести обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста. Заканчивается работа озвучиванием таблицы, т.е. усвоенное знание проговаривается..

Учитель заранее заготавливает материал, который по его мнению, может вызвать затруднения. Можно сделать подробный языковой анализ только первого абзаца, а остальные по вопросам.

Материал, подготовленный к уроку:

Подробный языковой анализ:

-Язык писателя для нас образец.

-1 абзац. О чем говорится? Кто такой Лохмач?

-Заменим одним предложением.

-Однажды колхозный сторожевой пес сорвался с цепи.

 

-2 предложение. “Бросились врассыпную”. Как сказать иначе?

-Разбежались, метнулись.

-Почему автор написал врассыпную?

-Он взял ведь лучшее, точнее.

-Идея части – страх, они разбежались, не думая, куда, это связано лучше с идеей.

-Прочитать, передавая страх.

-3 предложение. “Вбежала” – влетела, заскочила. Почему лучше писательское слово?

-“Вбежала” – более литературное слово (во внутрь и с целью).

-Надо ли слово “И”? Оно указывает на законченность действий.

-“Захлопнула” – закрыла; быстрота действий.

-4 предложение. “На куче песка остался” – был один, безысходность. Только – усиливает страх за судьбу мальчика.

-“Маленький” – мы представляем маленького мальчика.

-У писателя все конкретно, каждое слово необходимое, ничего лишнего, мы учимся этому.

- Надо ли дополнение – “на четвереньках” – значит “не уйти далеко”, “очень маленький”.

-“Он”, а не Андрюша, чтобы не повторялось.

-Почему “в песочной крепости”? Она не защитит.

-“Ревел” - плакал, с криком, от страха.

-“А” - надо ли? Прочитаем без него. Это противопоставление.

-“Грозный враг” - показать страх.

-“Шел на приступ” - “бежал на приступ” не подходит, враг итак грозен, что ему и бежать не надо.

Словарная работа.

Как вы понимаете их значение.

Умел ходить на четвереньках

Бросились врассыпную

Калитка

Враг шёл на приступ

Оскаленная, клыкастая пасть.

Плакала навзрыд

Ошейник

Убежище

Наперерез

Фьють

-Какие герои в этом произведении?

Мальчики

Андрюша

Лохмач

сторож


 

Валя

- Каким человеком на самом деле была девочка Валя?

- Давайте опишем ещё раз Валю. Какие черты характера у неё?

- Прочитайте напечатанные на карточках черты характера и свойства человека. Те, которые подходят к нашему герою произведения, вывешиваем на доску, а лишние убираем. Вот, что получилось.

3 этап – присвоение информации.

Стадия – рефлексия.

-Выразить свое эмоциональное отношение к героям произведений на заключительном этапе (рефлексия) свое понимание художественного образа мы с вами сделаем с помощью приема написания стихотворения по алгоритму: СИНКВЕЙНА.

Алгоритм составления синквейна

Кто? Что? Существительное

Какой? 2 прилагательных

Что делает? 3 глагола

Что автор думает? Фраза из 4 слов

о данном персонаже?

Кто? Что? Существительное (Новое имя героя)

Валя боязливая и трусливая

Прибежала, схватила, спасла

От собачей пасти малыша.

Значит она храбра и смела.

3.Итог урока.

- С каким рассказом сегодня познакомились?

- Кто автор?

- О каких человеческих качествах заставляет подумать? (О настоящей смелости, об ответственности за младших.)

- Ребята, вспомните, пожалуйста , в начале урока мы подбирали пословицу к тексту Осеевой «Друзья познаются в беде» Ведь

Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя,
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.

-Как вы думаете, можно ли эту пословицу отнести и к рассказу Н.М.Артюховой?

Вернёмся к нашей таблице:

- что нового узнали? Что хотим ещё узнать? Заполним её.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отличный урок!

28 January 2020