Урок для 9 класса по биологии «Среда обитания организмов»
В архиве: https://drive.google.com/file/d/0B9mjc1tyI7yMZzRiS010aUlmeDA/view
содержится интерактивный плакат, технологическая карта урока, информационные карты.
Тема урока: «Среда обитания организмов»
Урок в 9 классе
Автор: Дьячкова Наталья Анатольевна,
учитель биологии и ИЗО МБОУ Верхнесоленовская СОШ,
высшая квалификационная категория
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о приспособленности организмов к условиям обитания как одной из стратегий выживания.
Задачи:
Образовательные: сформировать у учащихся ряд понятий «среда жизни», «среда обитания», «местообитание»; познакомить с основными средами жизни живых организмов, с особенностями каждой среды и главными адаптациями к ним живых организмов.
Развивающие: развивать умение логически мыслить, рассуждать, высказывать свою точку зрения и уметь слушать других.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к окружающей среде; воспитывать умение уважать мнение других людей.
Тип урока: урок изучения нового материала с опорой на имеющиеся знания.
Формы организации учебной деятельности: Фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: репродуктивные, эвристические, частично-поисковые, урок проводится с использованием компьютерных технологий.
Оборудование: мультимедийная презентация (интерактивный плакат) по теме «Среда обитания организмов и ее факторы» (занятие проводится в компьютерном классе).
Интернет-ресурсы: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8904cdd3-3c12-41e8-ba83-e72e0dd4bfd1/[BIO9_08-49]_[TI_02_2].html
Приемы обучения: рассказ, беседа, работа с информационными картами урока, работа у интерактивной доски.
Средства обучения: интерактивная доска, презентация , информационные карты урока.
Ход урока
Структура |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время |
1. Оргмомент. |
Приветствие. Ребята, разгадайте ребус, и вы узнаете тему нашего урока! Молодцы, правильно! (слайд 2) Сегодня Запишите тему урока: Среда обитания |
Слушают, записывают тему урока. |
2 |
2. Целеполагание |
|||
3. Изучение и закрепление нового материала |
Среда обитания — это та часть природы, которая окружает живой организм и с которой он непосредственно взаимодействует. На нашей планете животные освоили четыре среды обитания (учитель обращает внимание на второй форзац учебника). Это почвенная, водная, наземно-воздушная. - Ребята, а как вы думаете, какую среду занимают живые организмы, которых называют паразитами? (Слайд 3-7) -Да, эта среда так и называется: среда, образуемая живыми организмами. Все эти среды сильно различаются по специфике условий. - Несмотря на то, что разнообразие жизненных условий на Земле привело к разнообразию сред, в которых могут обитать организмы, можно выделить специфические среды, для которых характерны общие черты и признаки. Так, отчетливо различают четыре качественно отличные среды обитания для живых организмов: 1) водная; 2) наземно-воздушная; 3) почвенная; 4) сами живые организмы, заселенные паразитами, полупаразитами и симбионтами (организмы, существующие совместно и извлекающие пользу от сожительства, например водоросли или цианобактерии, образующие вместе с грибами единый организм — лишайник). Первые три разновидности среды обитания составляют абиотическую среду (не живую среду), четвертая — биотическую (живая среда).
Класс разбивается на четыре группы и работает, заполняя инструктивные карты по своей среде обитания. Используют ресурс: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8904cdd3-3c12-41e8-ba83-e72e0dd4bfd1/[BIO9_08-49]_[TI_02_2].html После заполнения таблицы осуществляется выступление каждой группы и проверка таблиц, опираясь на слайды интерактивного плаката. (Слайды 8-11) - Для дальнейшей работы необходимо познакомиться с термином «местообитание».
- Чем «место обитания» отличается от «среды обитания»? (Слайды 12-14)
Проверка знаний (Слайды15-18).
- Молодцы, ребята! А теперь предлагаю сделать выводы по уроку. |
Слушают учителя, отвечают на вопросы, выполняют задания в инструктивных картах.
Работают в группах.
Выступление групп.
Краткое сообщение учащегося «Дрофа — птица открытых пространств». Отвечают на поставленный вопрос. Отвечают на вопросы по интерактивному плакату. Делают выводы: Биосфера – оболочка Земли, заселенная живыми организмами. В пределах биосферы можно выделить четыре основные среды жизни: водную, наземно-воздушную, почвенную и организменную. |
38 |
4. Задания на дом. Рефлексия. |
Домашнее задание: Распределите живые организмы по средам обитания и местам обитания. (слайд 19) Рефлексия по вопросам: «Ребята, теперь оцените себя каждый сам себя по листочкам, которые лежат у вас на парте». Спасибо за урок! |
Оценивают себя за каждый критерий по 1 баллу |
5 мин |
Список используемой литературы:
Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. – М.: ВАКО, 2009
Курс лекций по учебной дисциплине «Экология» http://publekc.ru/lekciya-1-vvedenie-obekt-izucheniya-ekologii-vzaimodejstvie-ji/index.html
Общая экология- http://mydocx.ru/10-140842.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B0
http://www.grandars.ru/shkola/geografiya/sreda-obitaniya-zhivyh-organizmov.html
Евгений Алексеевич
Дьячкова Наталья Анатольевна
Дьячкова Наталья Анатольевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Дьячкова Наталья Анатольевна
Андреева Нина Александровна
Панов Егор Игоревич