12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Дьячкова Наталья Анатольевна5330 Учитель биологии, химии, изобразительного искусства высшей квалификационной категории. Руководитель РМО и МО естественно-математического цикла. Победитель ПНПО-2019, лауреат премии Губернатора Ростовской области. Россия, Ростовская обл. Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Урок для 9 класса по биологии «Среда обитания организмов»
В архиве:
содержится интерактивный плакат, технологическая карта урока, информационные карты.
Тема урока: «Среда обитания организмов»
Урок в 9 классе
Автор: Дьячкова Наталья Анатольевна,
учитель биологии и ИЗО МБОУ Верхнесоленовская СОШ,
высшая квалификационная категория
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о приспособленности организмов к условиям обитания как одной из стратегий выживания.
Задачи:
Образовательные: сформировать у учащихся ряд понятий «среда жизни», «среда обитания», «местообитание»; познакомить с основными средами жизни живых организмов, с особенностями каждой среды и главными адаптациями к ним живых организмов.
Развивающие: развивать умение логически мыслить, рассуждать, высказывать свою точку зрения и уметь слушать других.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к окружающей среде; воспитывать умение уважать мнение других людей.
Тип урока: урок изучения нового материала с опорой на имеющиеся знания.
Формы организации учебной деятельности: Фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: репродуктивные, эвристические, частично-поисковые, урок проводится с использованием компьютерных технологий.
Оборудование: мультимедийная презентация (интерактивный плакат) по теме «Среда обитания организмов и ее факторы» (занятие проводится в компьютерном классе).
Интернет-ресурсы:
Приемы обучения: рассказ, беседа, работа с информационными картами урока, работа у интерактивной доски.
Средства обучения: интерактивная доска, презентация , информационные карты урока.
Ход урока
Структура | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
1. Оргмомент. | Приветствие. Ребята, разгадайте ребус, и вы узнаете тему нашего урока! Молодцы, правильно! (слайд 2) Сегодня Запишите тему урока: Среда обитания | Слушают, записывают тему урока. | 2 |
2. Целеполагание | |||
3. Изучение и закрепление нового материала | Среда обитания — это та часть природы, которая окружает живой организм и с которой он непосредственно взаимодействует. На нашей планете животные освоили четыре среды обитания (учитель обращает внимание на второй форзац учебника). Это почвенная, водная, наземно-воздушная. - Ребята, а как вы думаете, какую среду занимают живые организмы, которых называют паразитами? (Слайд 3-7) -Да, эта среда так и называется: среда, образуемая живыми организмами. Все эти среды сильно различаются по специфике условий. - Несмотря на то, что разнообразие жизненных условий на Земле привело к разнообразию сред, в которых могут обитать организмы, можно выделить специфические среды, для которых характерны общие черты и признаки. Так, отчетливо различают четыре качественно отличные среды обитания для живых организмов: 1) водная; 2) наземно-воздушная; 3) почвенная; 4) сами живые организмы, заселенные паразитами, полупаразитами и симбионтами (организмы, существующие совместно и извлекающие пользу от сожительства, например водоросли или цианобактерии, образующие вместе с грибами единый организм — лишайник). Первые три разновидности среды обитания составляют абиотическую среду (не живую среду), четвертая — биотическую (живая среда).
Класс разбивается на четыре группы и работает, заполняя инструктивные карты по своей среде обитания. Используют ресурс: После заполнения таблицы осуществляется выступление каждой группы и проверка таблиц, опираясь на слайды интерактивного плаката. (Слайды 8-11) - Для дальнейшей работы необходимо познакомиться с термином «местообитание».
- Чем «место обитания» отличается от «среды обитания»? (Слайды 12-14)
Проверка знаний (Слайды15-18).
- Молодцы, ребята! А теперь предлагаю сделать выводы по уроку. | Слушают учителя, отвечают на вопросы, выполняют задания в инструктивных картах.
Работают в группах.
Выступление групп.
Краткое сообщение учащегося «Дрофа — птица открытых пространств». Отвечают на поставленный вопрос. Отвечают на вопросы по интерактивному плакату. Делают выводы: Биосфера – оболочка Земли, заселенная живыми организмами. В пределах биосферы можно выделить четыре основные среды жизни: водную, наземно-воздушную, почвенную и организменную. | 38 |
4. Задания на дом. Рефлексия. | Домашнее задание: Распределите живые организмы по средам обитания и местам обитания. (слайд 19) Рефлексия по вопросам: «Ребята, теперь оцените себя каждый сам себя по листочкам, которые лежат у вас на парте». Спасибо за урок! | Оценивают себя за каждый критерий по 1 баллу | 5 мин |
Список используемой литературы:
Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. – М.: ВАКО, 2009
Курс лекций по учебной дисциплине «Экология»
Общая экология-
Комментарии (7)
сменить сортировку





