Урок экологии «Мир, который нужен мне..» (5–8 класс)
Пояснительная записка к презентации
Урок экологии «Мир ,который нужен мне..»
СЛАЙД 1
Здравствуйте все, кто сегодня с радостью пришел в школу! Начинается учебный год. Снова уроки. И сейчас мы проведем первый экологический урок на тему «МИР, КОТОРЫЙ НУЖЕН МНЕ »
Человечество знает достаточно много о планетах солнечной системы: о холодном Марсе, о мёртвой Луне, о кипящей Венере. И только наша планета-Земля является исключительной прекрасной среди других планет Солнечной системы, потому что лишь на ней есть жизнь.
СЛАЙД 2
Но в последнее время мы всё чаще говорим и замечаем, что наша планета серьёзно заболела, а случилось это по вине людей. И теперь болезнь природы угрожает жизни самого человека. Давайте сегодня на уроке мы с вами выясним:
- какая наука занимается охраной природы?
- как человек должен вести себя в природе?
- и как мы можем помочь нашей планете стать такой же прекрасной, какой она была ранее.
Итак, начнем!!!
СЛАЙД 3
Ребята, вы наверное слышали такое слово как экология? И, наверняка, многие из вас знают , что оно обозначает?
СЛАЙД 3 (щелк)
Экология в переводе с греческого языка означает наука о доме, то есть наука о природном доме. Экология - сложная наука, которая использует знания из многих других наук: географии, биологии, климатологии. Это наука о том, как сохранить нашу планету, именно она занимается охраной природы.
СЛАЙД 4
Природа украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. Мы с большим удовольствием слушаем песни птиц, журчание ручейка, таинственный шёпот лесов. Мы с наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек, красотой цветов, могуществом гор и яркой зеленью лесов. Всё это нам щедро дарит планета Земля.
А взамен она просит только одного – бережного, доброго отношения к ней. Когда-то человек подчинялся власти природы, но постепенно он стал освобождаться от этой зависимости. Он становился хозяином. Многие действия людей наносят большой ущерб природе, и природа подаёт сигнал о спасении – SOS.
Слайд 5
- Кто знает, что означают эти три буквы?
(ОТВЕТЫ)
SOS — международный сигнал бедствия. Экологическая катастрофа.
Посмотрите на следующие кадры.
Слайд 6
Загрязнение природы отходами
Проблема отходов признаётся учёными одной из самой главных и трудных. Горы отходов изуродовали леса, луга и реки. Учёные считают, что человек обязан не вываливать груды разовой посуды и упаковочных материалов, и работают над изготовлением этих предметов на бумажной основе, которые не так вредны в природе.
Слайд 7-8-9
Загрязнение воды
Проблема чистой воды в настоящее время приобрела мировое значение. Чистая питьевая вода стала дефицитом.
Слайд 10
Пожары
Много лесов погибает из-за пожаров. Большая часть пожаров происходит по вине человека.
Слайд 11
Вырубка лесов
Вырубленный лес не восстанавливается. На его месте появляется безжизненная пустыня. Жителям леса некуда деваться, и они многие погибают. Чтобы вырастить новый лес, нужно ждать 15 – 20 лет.
Слайд 12
Высыхание водоёмов
Из-за неправильного хозяйствования многие реки и озера стали меньше, и поэтому многие животные, населяющие водоёмы, из-за недостатка воды умирают.
Слайд 13
Истребление цветов
Когда человек собирает букет, то выбирает самые лучшие, красивые и крупные, а семена остаются худшие. Происходит вырождение цветов. Сорванные цветы быстро вянут. Если цветы исчезнут, то природа обеднеет.
Слайд 14-15
Загрязнение воздуха дымом и выхлопными газами
На сегодняшний день чистый воздух - это огромный дефицит, это проблема больших и малых городов, проблема помещений, в которых мы живём.
Многие болезни появляются из-за загрязненного воздуха.
-Что же произошло с природой и, кто в этом виноват?
-Вина лежит на человеке.
На основе данных фактов из нашей жизни явно выявлены проблемы экологии.
Экологические проблемы – важнейшие проблемы на Земле. Ребята, вы согласны?
Чтобы сохранить планету чистой, мы должны разумно хозяйствовать на Земле, потому что каждому из нас приятно видеть красивое дерево, купаться в прозрачной воде, дышать свежим воздухом. Чистота начинается с нас самих.
СЛАЙД 16-17-18-19-20
(пауза)
В последнее столетие, расширяя промышленную деятельность, человечество все активнее вторгалось в живой мир Земли. В настоящее время на Земле не осталось ни одного участка суши или моря, где не обнаружены следы деятельности человека. Деятельность человека оказывает такое заметное действие на биосферу, что это приводит к серьезным экологическим проблемам.
Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь – на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки!
Слайд 21 Просмотр фильма об экологии
Мы привыкли считать, что природа всесильна, забывая при этом, что она ранима и нуждается в нашей помощи.
Земля наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом.
Изучив сегодняшний материал, мы думаем, что вы задумаетесь о том, как легко разрушить всё прекрасное на планете и как трудно восстановить богатство Земли.
Пора бы человечеству понять,
Богатство у природы, отбирая,
Что землю нужно тоже охранять
Она, как мы, такая же живая!
Ну ,а теперь немного поиграем в экологическую викторину «Знатоки природы»
Готовы мы сегодня поиграть?
Готовы вместе о природе рассуждать?
Ответы детей (да)
Сначала проведем разминку. Я задаю вопросы, а вы хором отвечаете.
1. Кто является царем зверей? (лев)
2. Лошадь в тельняшке? (зебра)
3. Кто является санитаром леса? (дятел)
4. Сумчатый попрыгун (кенгуру)
5. Самое упрямое животное (осёл)
6. У какого животного самая длинная шея (жираф)
Я вижу, настроение у всех замечательное, можно приступать к выполнению следующих заданий:
Следующее задание «Назови одним словом»
Волк, лиса, медведь, заяц – это … …………звери.
Берёза, сосна, дуб, липа – это … …………деревья.
Воробей, синица, дятел, ворона – это ………. птицы.
Щука, карась, сом, налим – это ……………. рыбы.
Клубника, малина, смородина, крыжовник – это … ……….ягоды.
Опята, маслята, рыжики, грузди – это …………. грибы.
Бабочка, комар, стрекоза, муха – это …. насекомые.
Ромашка, роза, тюльпан, мак – это … цветы.
Молодцы!
Ну и последняя игра . Я буду рассказывать различные ситуации. Вы же должны показать мне хорошо это или плохо . Если «да», то хлопайте, если « нет», то возмущенно топайте. Итак, поехали!
- Дети собрали бумагу на полянке и бросили ее в костер.
-Мальчик взял ножик и вырезал на дереве свое имя.
-В лесу на земле был муравейник, дети подошли к нему и палками разворошили его, раскидали в разные стороны муравейник, и поубивали многих жителей.
-Дети увидели около дерева гнездо птички, но трогать гнездо не стали.
-На полянке было кострище, но детям понравилось место у красивой елки, и они рядом с этим деревом зажгли костер.
-Принесли много зеленых веток, сорванных с дерева, и бросили их в костер.
-Пустые пластмассовые бутылки дети бросили в костер, пошел едкий, густой дым, и стало трудно дышать.
-После «пикника» туристы оставили много мусора.
-Один мальчик из компании туристов собрал пустые пластмассовые бутылки в пакет, взял этот пакет с собой домой, чтобы отнести их в мусорный контейнер.
-Ребята пошли сажать деревья по склону оврага.
- Незнакомый водитель слил бензин в канаву около дома.
- Около школы дети убрали мусор.
-Красивый автомобиль подъехал к речке, и водитель стал мыть в ней машину.
Молодцы, ребята!
Все на Земле должно быть нам родное и маленький ручеек и кудрявая березка. А вокруг столько жестокости, равнодушия к природе. Леса, реки, степи оказываются на краю гибели. Наша задача предотвратить все это. Больших проблем нам пока не решить, но кое - что вы можете сделать. Ребята, а что же мы с вами можем доброе сделать для нашей природы?
(Ответы детей)
СЛАЙД 22 (подсказка)
(Сажать деревья; подкармливать птиц; не засорять водоемы; не мусорить негде, мусор складывать в специально отведенные для этого места, контейнеры; и т.д)
Молодцы, ребята! Наша викторина закончена и урок экологии тоже подошел к концу ! Всем хотим сказать на прощанье:
СЛАЙД 23
Любите родную природу-
Озера, леса и поля.
Ведь это наша с тобою
Навеки родная Земля!
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе.
Мы к ней относится добрей!
Мы очень верим , что каждый из вас по-настоящему добрый человек !И каждый будет делать для природы только хорошие дела! Вместе с Вами мы сохраним и сбережем тот мир, который действительно нам нужен!
СЛАЙД 24 Видеоролик « Мир который нужен мне!
Спасибо за внимание! СЛАЙД 25
Презентация к уроку (Мир ,который нужен мне.)