Технологическая карта уроки физики в 10 классе по теме «Реактивное движение. Уравнение Мещерского»
Аллаярова Розалия Рафаэловна , учитель высшей категории МБОУ СОШ № 29, г. Сургут
Конспект занятия в системно-деятельностном подходе
Тема урока: Реактивное движение. Уравнение Мещерского.
Класс: 10
Тип урока: урок развивающего контроля и рефлексии.
Используемые технологии: развитие исследовательских навыков, информационно-комуникативные, групповые.
Цели урока:
Образовательные:
Формирование умений применять теоретические знания на практике
и решать задачи с использованием законов Ньютона и закона сохранения импульса;
Воспитательные:
способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся;
умению работать в парах и группах.
Развивающие:
формировать научное мировоззрение, представления о роли физики в жизни общества и его технических достижений.
Технологическая карта урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Примечание |
Организационный момент | Приветствует учащихся. Визуально проверяя готовность учащихся к уроку (наличие принадлежностей на уроке) | Приветствуют учителя | Личностные: сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности | |
Мотивция | А.С. Пушкиным написаны следующие строки: «О сколько нам открытий трудных Готовит просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений парадоксов друг. И случай, бог изобретатель». Мы часто вспоминаем на наших уроках эти слова. Можете сказать, почему? Да, действительно любому открытию предшествуют многочисленные опыты и ошибки. Но без знания (просвещения) невозможно сделать открытие. Поделитесь ситуацией, когда вы говорили: «Я сделал открытие». Каждый человек в своем стремление к знаниям достигая истины. Это и есть его открытие. И сегодня, я надеюсь, вы совершите открытия | Слушают учителя; Высказывают предположения Рассказывают о своих открытиях | Регулятивные УУД: сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью; Познавательные УУД: : выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия; Коммуникативные УУД: представлять публично результаты индивидуальной деятельности, как перед аудиторией; Личностные: ориентация на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению | |
Актуализация знаний | Любую задачу в механике можно решить, используя законы Ньютона. На предыдущих уроках, используя законы Ньютона мы вывели закон сохранения импульса. Сформулируйте его пожалуйста.; Запишите математическую формулу закона; Каково условие применения закона СИ? Работа с тестом из 5 вопросов. Самопроверка. | Учащиеся формулируют ответы Черновики сдают учителю. Выполняют самопроверку и выставляют оценку; | Регулятивные УУД: организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; Познавательные УУД: анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации; Коммуникативные УУД: воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития; Личностные: готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию | |
Постановка учебной задачи | Что общего между кальмаром и ракетой? Какое движение называют реактивным? Назовите области применения реактивного движения; Работа в парах. С лодки, движущейся со скоростью 2м\с, человек бросает весло массой 5кг с горизонтальной скоростью 8м\с по направлению движения лодки. С какой скоростью стала двигаться лодка после броска, если её масса вместе с массой человека равна 200кг? Можно ли такое движение назвать реактивным? Рассмотрим ситуацию, когда человек каждую секунду выбрасывает следующее весло с той же скоростью. Рассчитайте скорость лодки после следующих трех бросков. Проведем мысленный эксперимент. Заменим лодку с человеком на ракету, а весло на струю газа. Как рассчитать скорость движения ракеты в любой момент времени? Какие величины необходимы для этого определить? Сформулируем цель нашего сегодняшнего урока? Цель урока – вывести уравнение движения ракеты | Используют один вид движения - реактивный; Ракеты и скоростные самолеты; Выдвигают предположения; Формула Циолковского; Выполняют расчеты, сообщают ответы на каждом этапе; Ведут записи в тетради; выдвигают идеи для решения проблемы; формулируют вопрос: как связать изменение массы ракеты и скорость ее движения; Как записать уравнение движения ракеты в общем виде? | Регулятивные УУД: сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы; Познавательные УУД: критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций; Коммуникативные УУД: развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; Личностные: готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки | |
Этап построения проекта выхода из затруднения | Какую математическую зависимость физических величин мы должны определить для решения данной проблемы? Определим величины в первоначальный момент времени; Определим величины через промежуток времени Δt; Запишем формулу ЗСИ для системы «ракета-газ» Выведем уравнение движения ракеты в общем виде Сделаем вывод | Выдвигают идеи о зависимости скорости от времени; Что такое реактивная сила; Ввести переменную массу; Расход топлива; Использовать закон сохранения импульса | Регулятивные УУД: задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; Познавательные УУД: искать и находить обобщенные способы решения задач; Коммуникативные УУД: точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений; Личностные: заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию | |
Этап реализация построенного проекта и решения исходной задачи | Вывод уравнения движения тела переменной массы рассмотрим на примере движения простейшей ракеты. Будем рассматривать ракету как достаточно малое тело, положение центра масс которого не изменяется по мере сгорания топлива. В этом случае ее можно считать материальной точкой переменной массы, положение которой совпадает с центром масс. Будем считать, что вылетающая из ракеты частица газа массой Δ m взаимодействует с ней только в момент отделения. Примем также, что изменение массы ракеты происходит непрерывно, без скачков, т.е. существует производная массы по времени, которая характеризует быстроту изменения массы Δ m /Δ t . Пусть в момент времени t ракета с топливом имеет массу m , скорость относительно неподвижной системы отсчета (Земли) υ и импульс ……(p =m υ). За время Δ t от ракеты отделяется некоторая масса газа Δ m , скорость которой относительно ракеты u. Относительно выбранной нами неподвижной системы отсчета ее скорость будет u +υ, а импульс p? Масса ракеты станет …..? , скорость …..? , а импульс….. ? В общем случае на ракету будут действовать внешние силы, в числе которых силы гравитационного притяжения Земли, Солнца и планет, а также сила сопротивления среды, в которой она движется. В соответствии с основным законом динамики изменение импульса системы (ракета– выбрасываемые газы) равно импульсу результирующей внешних сил (запишем) . Раскрыв скобки и, пренебрегая произведением Δ m Δ υ, как бесконечно малой величиной высшего порядка, получим: m Δ u + Δm υ = F Δt . Разделив последнее соотношение на Δ t , получим уравнение ? Это уравнение динамики тела переменной массы впервые было получено профессором Петербургского политехнического института И.В. Мещерским и носит его имя. Физминутка | Учащиеся работают совместно с учителем над формулой Мещерского, ведут записи в тетради | Регулятивные УУД: сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью; Познавательные УУД: распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; Коммуникативные УУД: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми; Личностные: готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки | |
Первичное закрепление | Может ли ракета двигаться в пустоте? Может ли парусная лодка приводиться в движение с помощью компрессора, установленного на ней, если струя воздуха направлена на паруса? Что произойдёт, если поток воздуха будет направлен мимо парусов? | Учащиеся, формируя логические цепочки, решают качественные задачи | Регулятивные УУД: организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; Познавательные УУД: использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий; Коммуникативные УУД: развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; Личностные: заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию | |
Самоанализ и самоконтроль (этап самостоятельной работы) | Выполните задание 16 из упражнения 10. В случае затруднения можете обратиться к параграфу 5.7 Примеры решения задач. Задача №5 стр312 Контролирую работу класса, в случае необходимости оказываю помощь, одновременно оцениваю работу учащихся и выявляю ошибки | Учащиеся решают задачу по образцу, но с расширенными данными; Осуществляют самоконтроль и оценивают работу | Регулятивные УУД: сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы; Познавательные УУД: критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций; Коммуникативные УУД: при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.); Личностные: ориентация на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению | |
Этап включения в систему знаний и повторения | Посмотрите видеофрагмент «Реактивные двигатели»; Прочтите параграф 5.5 и ответьте на вопросы к нему; Работа в группах. Представим в виде обобщающей и систематизирующей схемы информацию о законе сохранения импульса; Если следовать логике изучения физики, что мы будем изучать на следующем уроке? | Просмотр; Фронтальная работа по вопросам «с продолжением»; Построение обобщенной схемы; Предлагают варианты тем для изучения | Регулятивные УУД: задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; Познавательные УУД: осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; Коммуникативные УУД: согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим решением; Личностные: сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности | |
Рефлексия | Ну, что же сегодня на уроке мы продуктивно поработали! Наш урок подходит к завершению. В атмосфере и обстановке, в которой мы с вами работали, каждый чувствовал себя по-разному. Проанализируйте свое состояние и заполните пробелы 1.На уроке я работал……..потому что……… 2.Своей работой на уроке я……… 3.Урок для меня показался……. 4.За урок я….. 5.Мое настроение…….. 6.Материал урока мне был……… ответьте на вопросы: Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Отлично! А теперь оцените себя. Но за собой я оставляю право корректировать вашу оценку, если в этом будет необходимость. А сейчас перейдем к домашнему заданию; Хочу закончить урок на поэтической волне: Б. Пастернак: Во всем мне хочется дойти До самой сути В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней. До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья. Сегодня мы с вами сделали много маленьких открытий – дошли до истины, до сущности, «до их причины». Так дерзайте, открывайте новые истины. Попутного вам ветра в паруса. До свидания! | Можно использовать мобильный класс или приложение Можно просто на листочках Учащиеся заполняют карточки; Формулируют ответы на вопросы; Заполняют оценочные листы; Записывают домашнее задание | Регулятивные УУД: сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью; Познавательные УУД: критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций; Коммуникативные УУД: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми; Личностные: готовность к научно-техническому творчеству, владению достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки | |