Технологическая карта урока по физике в 10 классе по теме «Электроемкость. Конденсаторы»
Технологическая карта урока по физике в 10 классе по теме «Электроемкость. Конденсаторы».
Тема |
«Электроемкость. Конденсаторы». |
||||
Тип урока: |
Комбинированный |
||||
Цель |
Обеспечение изучения принципа действия и устройства конденсатора. |
||||
Задачи |
Образовательные: 1.работая с текстами, обсуждая информацию в группах и в классе выяснить, что такое конденсатор, как он устроен, принцип его действия; 2.используя демонстрационный эксперимент, фронтальные экспериментальные задания и решая задачи понять, что такое электроемкость и как определять заряд конденсатора; 3.выяснить какие виды конденсаторов существуют и где используются. Развивающие:
1.продолжить развитие познавательного интереса обучающихся к предмету, используя ФЭЗ, занимательный материал, демонстрационный эксперимент; 2.используя правила написание синквейна и выражая свое отношение к теме развивать рефлексивную культуру школьника; 3.высказывая свое мнение и обсуждая данную проблему развивать у обучающихся умение говорить, анализировать, делать выводы. Воспитательные: 1.в ходе проведения эксперимента, работы с материалами урока содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира; 2.работая в группах при обсуждении проблемы воспитывать коммуникативную культуру школьников. |
||||
Планируемый результат. Метапредметные результаты. 1.сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений об электростатическом поле; 2.умение работать с источниками информации, включая эксперимент; 3.умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. Предметные результаты. 1.правильное понимание, что такое конденсатор, электроемкость. 2.применение новых знаний в новой ситуации. |
УУД Личностные. Формируются ответственное отношение к учению и коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации. Регулятивные. Учатся определять цель своей деятельности, на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно, оценивать и корректировать полученный результат. Коммуникативные. Формируются речевые умения: учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. |
||||
Основные понятия темы |
Электризация, взаимодействие, притяжение, отталкивание, заряд, проводники, диэлектрики, электростатика. |
||||
Организация пространства |
|||||
Основные виды учебной деятельности обучающихся. |
Основные технологии. |
Основные методы. |
Формы работы. |
Ресурсы. Оборудование. |
|
1.Слушание и анализ выступлений своих товарищей и учителя. 2.Самостоятельная работа с оборудованием и материалами. 3.Наблюдение и проведение эксперимента. 4. Составление синквейна. |
Технология: ТРКМ. |
1.словесные; 2.наглядные; 3.практические. |
Индивидуальная, общеклассная, в парах постоянного состава, групповая. |
Физическое оборудование: электрометр, плоский конденсатор, эбонитовая палочка, войлок, стеклянная пластина, деревянная, конденсатор переменной емкости, источник тока, провода, лампочка, комплекты с разными видами конденсаторов. Ресурсы: тексты, учебник, диск к учебнику, табло для игры. |
Структура и ход урока.
№ |
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Время |
Мотивационно – ориентировочный компонент |
||||||
1. |
Организационный этап |
Психологическая подготовка к общению |
Обеспечивает благоприятный настрой. |
Настраиваются на работу. |
Личностные |
1 мин. |
2. |
Этап мотивации и актуализации (определение темы урока и совместной цели деятельности). |
Обеспечить деятельность по актуализации знаний и определению целей урока. |
Предлагает сыграть в игру, обсудить задачи и назвать тему урока, определить цель. |
Пытаются ответить, решить устно задачи. Определяют тему урока и цель. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
10 мин. |
Операционно – исполнительный компонент |
||||||
3. |
Изучение нового материала. |
Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному изучению материала. |
Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям. Демонстрационный эксперимент. Видео эксперимента. |
Изучение нового материала на основе предложенных текстов. Чтение текстов, выделение ключевых слов, составление планов рассказа. Обсуждение изученного материала. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
20 мин. |
Рефлексивно – оценочный компонент |
||||||
4. |
Контроль и самопроверка знаний. |
Выявить качество усвоения материала. |
Предлагает решить практическую задачу. ФЭЗ. «Определение электроемкости конденсатора и вычисление заряда». |
Работают с раздаточным материалом. Решают. Отвечают. Обсуждают. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
10 мин. |
5. |
Подведение итогов, рефлексия. |
Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. |
Предлагает составить синквейн. |
Составляют. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
3 мин. |
6. |
Подача домашнего задания. |
Закрепление изученного материала. |
Запись на доске. |
Записывают в дневник. |
Личностные |
1 мин. |
Приложение.
1. Повторить. Опорные знания по теме «Проводники и диэлектрики».
Игра «Крестики – нолики».
Правила игры.
К доске выходят два ученика. Один из них «Крестик», другой «Нолик». «Крестик» начинает, вытягивает карточку с вопросом, если отвечает правильно, ставит свой знак. Если игрок не может ответить, ход переходит к сопернику. Кто первый закроет своим знаком три квадрата по вертикали, горизонтали или диагонали выигрывает и получает оценку «отлично».
Вопросы спрятаны под цифрами на табло.
1.Как можно изобразить электростатическое поле?
2. Строение диэлектрика?
3.Как ведет себя проводник в электростатическом поле?
4.Строение проводников?
5.Какое поле называют однородным?
6.Какие вещества относятся к проводникам, а какие к диэлектрикам?
7. Как ведет себя диэлектрик в электростатическом поле?
8.Что такое электризация?
9.Что такое электростатическая защита?
Макет для игры. Всего девять квадратов. К каждому цветному квадрату прикреплен карман. Карточку с вопросом достают из кармана, если ответ правильный в карман ставят свой знак Х или 0.
2. Изучение нового материала на основе предложенных текстов. Чтение текстов, выделение ключевых слов, составление планов рассказа. Обсуждение изученного материала.
Каждому учащемуся выдается небольшой текст. Тексты распечатаны на листах разного цвета. Их три. Учащиеся пересаживаются в новые группы по цветам бумаги с текстами, читают тексты, выделяют ключевые слова, выясняют непонятное, составляют план рассказа, чтобы в дальнейшем донести его суть до остальных участников.
Текст №1. История создания конденсатора.
Когда и кем был создан конденсатор? Рассмотрим историю этого электронного устройства.
Впервые конденсатор был создан случайно, как впрочем, и множество других изобретений в области науки и техники. По своим физическим характеристикам он имел много общего с современными конденсаторами, но совсем не был похож на них. Даже название у него было совершенно иное. Некий голландский ученый Питер ван Мушенбрук, проводя в 1745 году свои опыты с электрической машиной, случайно опустил один из ее электродов в банку с водой. А затем также случайно прикоснулся к электроду, когда машина не работала, и ощутил достаточно мощный электрический заряд.
По другой версии (как известно правдоподобность исторических фактов очень частот достаточно сложно доказать) Мушенбрук специально пытался «зарядить» воду в банке. В то время ученые и исследователи еще считали, что электричество – это некая жидкость, которая находится в любом заряженном теле или предмете. Так вот, ученый специально опустил электрод электрической машины в воду, а затем, взяв одной рукой банку, а другой случайно прикоснувшись к электроду, он опять-таки ощутил мощнейший удар током. А поскольку опыт проводился в городе Лейдене, то эту банку – прототип конденсатора, стали называть Лейденской банкой.
Есть и еще одна версия происшедшего события. Примерно в то же время – в 1745 году настоятель собора в Померании – немецкий священнослужитель Эвальд Юген фон Клейст пытался провести научный опыт с целью «зарядить» святую воду электричеством и сделать ее тем самым еще более полезной. Он также использовал электрическую машину, которая в то время была достаточно популярна. Правда, он не опускал в банку сам электрод, а использовал в качестве проводника металлический гвоздь. Случайно дотронувшись потом до гвоздя он также ощутил всю силу электричества.
В таком виде конденсатор просуществовал 200 лет. Ученые и исследователи его немного доработали – банку изнутри и снаружи покрыли металлом, а воду убрали, и использовали его для различных опытов в области изучения электричества.
Кстати слово «емкость», которое сейчас используется для обозначения номинала современных конденсаторов – это дань прошлому. Ведь изначально этот элемент был стеклянным сосудом (банкой), который имел некий объем или емкость. Кстати, Лейденские банки были разных объемов и чем больше, тем больше по площади электроды покрывали их изнутри и снаружи, как известно, даже из школьного курса физики – чем больше по площади электроды конденсатора, тем больше его емкость.
Текст№2. Применение конденсаторов.
В современной технике конденсаторы находят себе исключительно широкое и разностороннее применение, прежде всего в областях электроники. Здесь можно отметить их применение для следующих основных целей:
1.В радиотехнической и телевизионной аппаратуре – для создания колебательных контуров, их настройки, блокировки, разделения цепей с различной частотой, в фильтрах выпрямителей и т.д.
2.В радиолокационной технике – для получения импульсов большей мощности, формирования импульсов и т.д.
3. В телефонии и телеграфии – для разделения цепей переменного и постоянного токов, разделения токов различной частоты, искрогашения в контактах, симметрирования кабельных линий и т.д.
4. В автоматике и телемеханике – для создания датчиков на емкостном принципе, разделения цепей постоянного и пульсирующего токов, искрогашения в контактах, в схемах тиратронных генераторов импульсов и т.д.
5. В технике счетно-решающих устройств – в специальных запоминающих устройствах и т.д.
6. В электроизмерительной технике – для создания образцов емкости, получения переменной емкости (магазины емкости и лабораторные переменные конденсаторы), создания измерительных приборов на емкостном принципе и т. д.
7. В лазерной технике – для получения мощных импульсов.
Кроме электроники и электроэнергетики, конденсаторы применяют и в других неэлектротехнических областях техники и промышленности для следующих основных целей:
В металлопромышленности - в высокочастотных установках для плавки и термической обработки металлов, в электроэрозионных (электроискровых) установках, для магнитоимпульсной обработки металлов и т.д.
В добывающей промышленности (угольной, металлорудной и т.п.) – в рудничном транспорте на конденсаторных электровозах нормальной и повышенной частоты (бесконтактных), в электровзрывных устройствах с использованием электрогидравлического эффекта и т.д.
В автотракторной технике – в схемах зажигания для искрогашения в контактах и для подавления радиопомех.
В медицинской технике – в рентгеновской аппаратуре, в устройствах электротерапии и т.д.
В технике использования атомной энергии для мирных целей – для изготовления дозиметров, для кратковременного получения больших токов и т.д.
В фотографической технике – для аэрофотосъемки, получения вспышки света при обычном фотографировании и т.д.
Текст№3. Виды конденсаторов.
''Конденсатор'' происходит от латинского слова condensare, что означает ''сгущение''. В учении об электрических явлениях этим словом обозначают устройства, позволяющие сгущать электрические заряды и связанное с этими зарядами электрическое поле. Без конденсатора невозможна работа ни одной электрической цепи. Даже цифровая электроника не может обойтись без них.
Основная классификация конденсаторов проводится по типу диэлектрика в конденсаторе. Тип диэлектрика определяет основные электрические параметры конденсаторов: сопротивление изоляции, стабильность ёмкости, величину потерь и др.
По виду диэлектрика различают:
Конденсаторы вакуумные (обкладки без диэлектрика находятся в вакууме) .
Конденсаторы с газообразным диэлектриком.
Конденсаторы с жидким диэлектриком.
Конденсаторы с твёрдым неорганическим диэлектриком: стеклянные (стеклоэмалевые, стеклокерамические, стеклоплёночные) , слюдяные, керамические, тонкослойные из неорганических плёнок.
Конденсаторы с твёрдым органическим диэлектриком: бумажные, металлобумажные, плёночные, комбинированные — бумажноплёночные, тонкослойные из органических синтетических плёнок.
Электролитические и оксидно-полупроводниковые конденсаторы. Такие конденсаторы отличаются от всех прочих типов прежде всего своей огромной удельной ёмкостью. В качестве диэлектрика используется оксидный слой на металлическом аноде. Вторая обкладка (катод) — это или электролит (в электролитических конденсаторах) или слой полупроводника (в оксидно-полупроводниковых) , нанесённый непосредственно на оксидный слой. Анод изготовляется, в зависимости от типа конденсатора, из алюминиевой, ниобиевой или танталовой фольги или спеченного порошка.
Кроме того, конденсаторы различаются по возможности изменения своей ёмкости:
Постоянные конденсаторы — основной класс конденсаторов, не меняющие своей ёмкости (кроме как в течение срока службы) .
Переменные конденсаторы — конденсаторы, которые допускают изменение ёмкости в процессе функционирования аппаратуры. Управление ёмкостью может осуществляться механически, электрическим напряжением (вариконды, варикапы) и температурой (термоконденсаторы) . Применяются, например, в радиоприемниках для перестройки частоты резонансного контура.
Подстроечные конденсаторы — конденсаторы, ёмкость которых изменяется при разовой или периодической регулировке и не изменяется в процессе функционирования аппаратуры. Их используют для подстройки и выравнивания начальных ёмкостей сопрягаемых контуров, для периодической подстройки и регулировки цепей схем, где требуется незначительное изменение ёмкости.
3. Контроль и самопроверка знаний.
ФЭЗ. «Определение электроемкости конденсатора и вычисление заряда».
Оборудование: наборы конденсаторов.
Задание: определите электроемкость конденсаторов, напряжение и вычислите заряд.
4. Правила составления синквейна.
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка - это написание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
Четвертая строчка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Источники.
1.Г.Я.Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н.Сотский «Физика10». Учебник для общеобразовательных школ.-М.: Просвещение,2016.
2. nsportal.ru/shkola/fizika/library/2016/04/18/urok-...oemkost-kondensatory или