12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фоминова Елена Владимировна6068
В детстве я хотела быть учителем. Поступила в КубГУ г. Краснодара на математический факультет по специальности «Математик. Преподаватель», но не была уверенна, что после его окончания пойду работать в школу. Но вернулась в родную школу в хуторе Братском.
Россия, Краснодарский край, Усть-Лабинск
Материал размещён в группе «Учителя физики»

Физика 7 класс

Тема урока: Строение вещества. Молекулы

w1625946668.JPG

Цель урока: формирование представления о строение вещества на основе данных, полученных в результате исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные: вызвать объективную необходимость изучения нового материала; способствовать овладению знаниями по теме «Строение вещества. Молекулы.»

Развивающие: развивать навыки исследовательской деятельности, содействовать развитию речи, мышления, познавательных и общетрудовых умений; содействовать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза.

Воспитательные: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Форма проведения: Исследовательская работа.

Оборудование: Тарелка с водой, подсолнечное масло, 2 сосуда с водой, пустой сосуд большего объема, акварельная краска, сосуд с горячей водой, демонстрационный термометр, лист белой бумаги (1/2 листа А4), 5 мл спирта; мел, пузырек с кристаллами марганцовокислого ка­лия, 3 стакана с чистой водой, стеклянная палочка.

Демонстрации:

1.Растекание капли масла по поверхности воды.

2. Уменьшение окраски раствора при добавлении чистой воды.

ХОД УРОКА

Инициация. (1 минута).

Метод «Релаксация» Здравствуйте. Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас настроился на рабочий лад. Просто расслабьтесь и скажите себе: «Я нахожусь сейчас на уроке физики. А обо всем остальном я не буду думать сейчас, я подумаю об этом потом». Прекрасно! А теперь давайте приступим к работе.

Вхождение в тему. (2 минуты).

Учитель. Эпиграфом к нашему уроку мне хотелось бы взять слова У. Блейка:

В одном мгновенье видеть вечность

Огромный мир – в зерне песка,

В едином миге – бесконечность

И небо – в чашечке цветка. Слайд 1


g1625946642.JPG

Учитель. Существует притча. Мудрец говорит своему ученику

Вот этот глиняный горшок я могу наполнить доверху три раза подряд, ни разу не опустошая. Ученик не поверил. Тогда мудрец набросал в горшок камней.

Наполнился? – спросил он.

Наполнился, – ответил ученик.

После этого поверх камней мудрец насыпал песок.

Снова наполнился?

 – Снова…

А теперь смотри, наполнится и в третий раз! – сказал мудрец и залил содержимое горшка водой. Слайд 2


k1625946691.JPG

Вы, наверное, не раз задумывались над вопросом, из чего состоит то или иное тело? Это самый древний и самый трудный вопрос естествознания. Вспомните, по каким правилам работают естествоиспытатели? Правильно: наблюдение → мысль → опыт → знание.

Я предлагаю вам, мои юные естествоиспытатели, найти ответ на вопрос: Существуют ли кирпичики мироздания?

Вопрос: Тема нашего урока? «Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества».

Формирование ожиданий учеников. (3 минуты).

Метод «Проблемные вопросы»

Цель: Заинтересовать учеников предстоящим содержанием темы урока.

Участники: Все ученики.

Проведение: перед учениками ставится опыт. Необходимо ответить на вопрос: Куда исчез спирт? (Демонстрируется исчезновение спиртового пятна с листа бумаги.).

Ученики выдвигают предположения, отвечая на вопросы.

Учитель: Скажите, отвечая на вопросы, вы были уверены в правильности ответов или предполагали?

Учитель: Как иначе называются предположения в науке? (Гипотеза.)

Учитель: Человек издавна пытался объяснить необъяснимое, увидеть невидимое, услышать неслышимое. Оглядываясь вокруг себя, он размышлял о природе и пытался решить загадки, которые она перед ним ставила. Сначала человек считал природу одушевленной, Слайд 4

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык. писал русский поэт Ф.И. Тютчев, но позже человек стал понимать, что движет всем вокруг закон. И только он стоит во главе всего, что нас окружает.

Вы выдвинули ряд гипотез. И на сегодняшнем уроке мы эти гипотезы проверим. Но, сначала, проверим пройденный материал.

Закрепление изученного (5 мин)

1. Выполнение самостоятельной работы по карточкам (см. приложение 1)

2. Ответы на вопросы к § 6:

1. Физика имеет громадное значение в развитии техники. Благодаря физическим открытиям прошлого века стали возможны радиосвязь, телевидение, атомная энергетика и много другое, без чего мы не можем представить себе нашу жизнь в XXI веке.

2. Например, Нильс Бор – исследования в области строения атома; Исаак Ньютон – законы механики, световые явления; Альберт Эйнштейн – создание специальной теории относительности.

Инпут (лекция). (15 минут).

Метод «Исследователи»

Цель: Развивать навыки исследовательской деятельности. Участники: Все ученики. Время проведения: 6 минут.

Материалы: кусочек мела, ступка, сахар, стакан с водой, стеклянная палочка, раствор марганца,2 стакана с водой, три пустых стакана, пипетка, стеклянная палочка, масло, емкость с водой, пипетка. (Приложение 2).

Проведение:

Учитель: Сегодня перед нами стоит задача - ответить на вопрос: Существуют ли кирпичики мироздания? Нам предстоит получить дан­ные, проведя исследования, и на основании этих данных сформировать представление о строение вещества и о причинах отдельных явлений природы. То есть проделать путь от опытных фактов через размышления к научной гипотезе. Проверяя ги­потезу на различных фактах, решая задачи, мы объявляем ее ИСТИНОЙ, если она подтверждается. Именно такой метод используется в науке.

На вопрос «Что является первоосновой материи? Философы античности ответили по-разному:

Анаксимен (VI в. до н.э.) – воздух

Фалес Милетский (VII-VI вв. до н.э.) – вода

Гераклит Эфесский (V в. до н.э.) - огонь

Аристотель (IV в. до н.э.) - огонь, земля, воздух, вода Слайд 5


l1625946751.JPG

Ученики делятся на четыре равных по возможностям группы. В каждой группе выбирается экспериментатор, теоретик, лаборант. Проводятся исследования согласно описаниям, представленным в карточках 1-4. (Приложение 2)

После окончания исследований, лаборанты возвращают оборудование на демонстрационный стол, экспериментатор и теоретик делают отчет по форме:

какое вещество вы исследовали?

в чём заключается опыт?

какой получили результат?

почему? выдвигайте гипотезы. (выслушать отчеты групп).

Слайд 6


n1625946781.JPG

После выступления групп ученики делают запись в тетради: Существует исключительно малая частица-носитель главного свойства вещества – молекула. Молекула вещества – это мельчайшая частица данного вещества.

В 1647 г. Пьер Гассенди (франц.) ввел слово «молекула» (molecula, уменьшительное от лат. moles — масса).

Учитель обра­щает внимание на сохранение молекулой основного свойства вещества: «Молекула марганцовки – розовая, а молекула сахара – сладкая».

Таким образом, мы приходим к мысли, что нам необходимо знать внутренне строение различных веществ для того, чтобы изготовить тот или иной механизм, и чтобы при этом он отвечал предъявляемым к нему требованиям. Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Цель, которую мы сегодня ставим перед собой – увидеть многое в малом, получить представление о внутреннем строении вещества.

Греческий учёный Демокрит (460-370 до н.э.) считал, что все вещества состоят из мельчайших частичек. В научную теорию эта идея превратилась только в XVIII в. и получила дальнейшее развитие в XIX в. Слайд 7


d1625946809.JPG

Проработка содержания темы. (10 минут).

Проблемный вопрос учителя: Хорошо, допустим, вы меня убедили и мельчайшие частицы существуют. А как «упакованы» эти частицы (как расположены)?

Выслушать предположения ребят.

Демонстрация.

1. На­ду­тый воз­душ­ный шарик, если при­ло­жить уси­лия, можно за­мет­но сжать. При этом число ча­стиц в ша­ри­ке оста­ет­ся тем же самым, но форма и объем ша­ри­ка из­ме­ня­ют­ся.

Сжи­мая шарик, мы умень­ша­ем рас­сто­я­ние между ча­сти­ца­ми воз­ду­ха, на­хо­дя­ще­го­ся в нем.

2. Можно взять самую обык­но­вен­ную ре­зин­ку и, при­ло­жив уси­лия,  рас­тя­нуть ее. При этом снова из­ме­ня­ют­ся и форма, и раз­мер ре­зин­ки, но ко­ли­че­ство ча­стиц и в этом слу­чае оста­ет­ся преж­ним.

 Рас­тя­ги­вая ре­зин­ку, мы уве­ли­чи­ва­ем рас­сто­я­ние между ча­сти­ца­ми, из ко­то­рых она со­сто­ит

В пер­вом слу­чае мы сжи­ма­ли пред­мет, во вто­ром слу­чае рас­тя­ги­ва­ли его. Из этих опы­тов можно сде­лать вывод, что между ча­сти­ца­ми ве­ще­ства есть про­ме­жут­ки.

3. Демонстрация (фильм). Про­ве­дем еще один опыт, на­гляд­но до­ка­зы­ва­ю­щий, что это дей­стви­тель­но так. Возь­мем мед­ный шарик, ко­то­рый в обыч­ных усло­ви­ях про­хо­дит через коль­цо. Если же этот шарик на­греть, то про­ме­жут­ки между ча­сти­ца­ми долж­ны из­ме­нить­ся. Через неко­то­рое время, когда шарик на­гре­ет­ся, по­про­бу­ем вновь по­ме­стить его в коль­цо. Мы уви­дим, что шарик за­стре­ва­ет в коль­це.

УЧИТЕЛЬ корректирует ответы, добиваясь употребления физической термино­логии: «все вещества состоят из молекул», «между молекулами сущес­твуют промежутки» и т.д. Слайд 8


f1625946842.JPG

Промежутки между частицами могут изменяться, увеличиваться или уменьшаться. Слайд 9


v1625946862.JPG

Запись в тетради: Между молекулами вещества есть «пустоты».

Итак, мы при­шли к сле­ду­ю­щим важ­ным вы­во­дам:

1) все ве­ще­ства со­сто­ят из ча­стиц;

2) между ча­сти­ца­ми есть про­ме­жут­ки;

3) раз­ме­ры ча­стиц очень малы, а их ко­ли­че­ство в ве­ще­стве огром­но. Слайд 10


p1625946882.JPG

Разминка. (2 минуты).

Метод «Логическая цепочка»

Цель: Стабилизировать эмоциональный фон учащихся.

Проведение: Класс разбивается на группы по 6 человек. Берут карточки, на которых написано атом, молекула, материя, вещество, тело, окружающий мир. Необходимо встать в ряд по мере убывания понятия. Меняются ролями по очереди. Слайд 11


b1625946904.JPG

Подведение итогов. Рефлексия (2 минуты).

УЧИТЕЛЬ: - Сегодня мы убедились, что сами можем многого добиться, пользуясь методами физики: опыты, размышления приводят нас к гипотезе, с по­мощью которой мы объясняем происходящие вокруг нас явления.

Метод «Оценка»

Цель: Оценить собственный вклад в работу группы и группы в целом.

Участники: все ученики. Время проведения: 3 минуты.

Необходимые материалы: наборы карточек с изображенными баллами («5» на зеленом фоне, «4» на синем фоне, «3» на красном фоне) по количеству участников группы, кластеры для наборов карточек.

Проведение: Каждый ученик оценивает только участников своей группы и себя, передавая карточки с изображенными баллами. Ученики демонстрируют карточки. Учитель при необходимости вносит коррективы и комментирует свою точку зрения. Выставляются оценки.

Учитель:

Решать загадки можно вечно.

Вселенная ведь бесконечна.

Спасибо всем нам за урок,

А главное, чтоб был он впрок! Слайд 12


u1625946940.JPG

Мне очень понравилось с вами работать.

А теперь давайте подведем итоги вашей работы на сегодняшнем уроке.

Домашнее задание. (1 минута)

§7, 8, ответить на вопросы к параграфам. ЗЛ №40, 45-49

Литература:

Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011.

Затынайченко Б.Д. Строение вещества. http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2013/12/07/urok-fiziki-v-7-klasse-po-teme-stroenie-veshchestva-molekuly


Приложение 1

Самостоятельная работа (к уроку 5 7 класс)

Вариант 1

1. Какие явления относятся к физическим?

1) радуга; 2) Пожелтение листьев; 3) Падение капель дождя

А.1. Б.2. В.3. Г.1,2 Д.1,3. Е.2,3 Ж. 1,2,3

2. Какие явления относятся к тепловым?

1) Работа телевизора. 2) Плавление стали. 3) Бросок мяча

А.1. Б.2. В.3. Г.1,2 Д.1,3. Е.2,3 Ж. 1,2,3

3. Что из перечисленного является веществом?

1) Железо. 2) Веревка. 3) Бумага

А.1. Б.2. В.3. Г.1,2 Д.1,3. Е.2,3 Ж. 1,2,3

4. Земля притягивает к себе все тела. Чем является процесс падения яблока с ветки на землю по отношению к явлению притяжения?

А. Независимым процессом. Б.Физическим явлением.

В. Опытным фактом. Г. Причиной. Д. Следствием

5. Что из перечисленного является основной единицей физической величины?

1. Секунда. 2.Литр. 3.Час.

А.1. Б.2. В.3. Г.1,2 Д.2,3. Е.1,3 Ж. 1,2,3



Самостоятельная работа (к уроку 5 7 класс)

Вариант 3

1. Какие явления относятся к механическим?

1) Полет птицы. 2) Свечение электролампочки 3) Солнечное излучение

А.1. Б.2. В.3. Г.1,2 Д.1,3. Е.2,3 Ж. 1,2,3

2. Что из перечисленного является физическим телом?

1) Ураган. 2) Вода. 3) Нож

А.1. Б.2. В.3. Г.1,2 Д.1,3. Е.2,3 Ж. 1,2,3

3. Каким образом изучались перечисленные явления?

1. Замерзание зимой воды в пруду.

2. Вода в стеклянной колбе помещена в холодильную камеру. Получен и изучен лед, образовавшийся в колбе.

А.1, 2-опытным путем Б.1-опытным путем, 2 – в процессе наблюдения

В.2-опытным путем, 1 – в процессе наблюдения

Г.1,2– в процессе наблюдения

4. Какие слова обозначают физические величины?

1. Часы. 2.Скорость. 3.Километр.

А.1. Б.2. В.3. Г.1,2 Д.1,3. Е.2,3 Ж. 1,2,3

5. Определите цену деления мензурок I и III, изображенных на рисунках. Каков предел измерения каждой мензурки? Чему равна погрешность измерения в каждом случае?

t1625946552aa.png

мл


Самостоятельная работа (к уроку 5 7 класс)

Вариант 2

1. Какие явления не относятся к физическим?

1) Вращение Луны вокруг Земли. 2)Гниение соломы. 3) Образование капель росы

А.1,2,3 Б.1. В.2. Г.3 Д.1,2 Е.2,3 Ж. 1,3

2. Какие явления относятся к электрическим?

1) Молния. 2) Спуск санок с горы. 3) Работа плеера

А.1,2,3 Б.1. В.2. Г.3 Д.1,2 Е.2,3 Ж. 1,3

3. Что из перечисленного является веществом?

1) Тетрадь. 2) Ветер. 3) Фарфор

А.1,2,3 Б.1. В.2. Г.3 Д.1,2 Е.2,3 Ж. 1,3

4. При нагревании воск плавится. Чем является процесс нагревания по отношению по отношению к процессу плавления воска?

А. Причиной. Б.Следствием. В. Опытным фактом.

Г. Независимым процессом. Д. Физическим явлением

5. Что из перечисленного является основной единицей физической величины?

1. Километр. 2.Метр. 3.Минутка.

А.1,2,3 Б.1, 2 В.1,3. Г.2,3 Д.1 Е.2 Ж. 3


Самостоятельная работа (к уроку 5 7 класс)

Вариант 4

1. Какие явления относятся к световым?

1) Блеск звезд. 2) Изображение человека в зеркале 3) Плавление воска

А.1,2,3 Б.1. В.2. Г.3 Д.1,2 Е.2,3 Ж. 1,3

2. Что из перечисленного является физическим телом?

1) Температура. 2) Мяч. 3) Слон

А.1,2,3 Б.1. В.2. Г.3 Д.1,2 Е.2,3 Ж. 1,3

3. Каким образом изучались перечисленные явления?

1. При раскручивании дисков электрофорной машины между шарами просекается искра.

2. Между грозовыми облаками и землей происходит вспышка молнии.

А.1,2- в процессе наблюдения Б.1,2- опытным путем.

В.1 - в процессе наблюдения, 1 – опытным путем

Г.1- опытным путем,2– в процессе наблюдения

4. Какие слова обозначают физические величины?

1. Масса. 2.Мензурка. 3.Длина.

А.2,3 Б.1,2 В.1,3 Г.2,3 Д.1 Е.2 Ж. 3

5. Определите цену деления мензурок II и IV, изображенных на рисунках. Каков предел измерения каждой мензурки? Чему равна погрешность измерения в каждом случае?


мл


t1625946552aa.png



Приложение 2

Группа 1: ________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Эксперимент: выяснить, как выглядит мельчайшая частица мела (раздробить).

Оборудование: кусочек мела, ступка

1. Проведите пальцем по поверхности мела. Что вы наблюдаете? Что вы можете сказать о размерах частиц, из которых состоит мел?_______________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Растворите мел в воде и сделайте отчет по физическому опыту.

Листок для отчёта по опыту.

какое вещество вы исследовали?____________________________________

в чём заключается опыт?__________________________________________

______________________________________________________________

какой получили результат?________________________________________

почему? выдвигайте гипотезы._____________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________


Группа 2: ________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Эксперимент: опыт с растворением сахара в стакане с водой (растворить в воде).

Оборудование: сахар, стакан с водой, стеклянная палочка

Листок для отчёта по опыту.

какое вещество вы исследовали?____________________________________

в чём заключается опыт?__________________________________________

______________________________________________________________

какой получили результат?________________________________________

почему? выдвигайте гипотезы._____________________________________

______________________________________________________________


Группа 3: ________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Эксперимент: опыт с растворением раствора марганца в стакане с водой

Оборудование: раствор марганца,2 стакана с водой, три пустых стакана, пипетка, стеклянная палочка.

Поместите каплю раствора марганца в сосуд с водой, тщательно перемешайте. Отлейте из сосуда половину окрашенной жидкости в другой сосуд, а первый долейте чистой водой до того же уровня. Повторите эту операцию еще раза. В конце опыта оцените окрас жидкости в первом сосуде и сделайте соответствующий вывод о размерах частиц краски.

Листок для отчёта по опыту.

какое вещество вы исследовали?____________________________________

в чём заключается опыт?__________________________________________

______________________________________________________________

какой получили результат?________________________________________

почему? выдвигайте гипотезы._____________________________________

______________________________________________________________

________________________________________________________________


Группа 4: ________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Эксперимент: опыт с растеканием масла по поверхности воды.

Оборудование: масло, емкость с водой, пипетка.

Капните каплю растительного масла на поверхность воды. Проследите за ее поведением. Оцените размер масляного пятна. Сделайте соответствующий вывод о размерах частиц масла.

Листок для отчёта по опыту.

какое вещество вы исследовали?____________________________________

в чём заключается опыт?__________________________________________

______________________________________________________________

какой получили результат?________________________________________

почему? выдвигайте гипотезы._____________________________________

______________________________________________________________

________________________________________________________________


Карточка 1

Оборудование: мел, пузырек с кристаллами марганцовокислого ка­лия, 3 стакана с чистой водой, стеклянная палочка.

Ход работы:

Проведите пальцем по поверхности мела. Что вы наблюдаете? Что вы можете сказать о размерах частиц, из которых состоит мел?

Бросьте в стакан с чистой водой несколько крупинок марганцо­вокислого калия. (Будьте осторожны! Не до конца растворен­ные кристаллы или крепкий раствор этого вещества вызывают ожог!)

Размешайте раствор палочкой и перелейте несколько его капель во второй стакан, затем повторите эту процедуру еще раз. Сравните цвет раствора во всех трех стаканах.

Ответьте на вопросы:

Сохранилось ли основное свойство вещества – цвет – при умень­шении концентрации раствора?

Можете ли вы сделать предположение о том, сколько частичек марганцовокислого калия еще осталось в третьем стакане? А сколько их тогда было в первом стакане?

Вспомнив размеры кристалликов, брошенных вами в воду, мо­жете ли вы сказать что-либо о размерах мельчайших частиц вещества?


------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Карточка 2 (работа выполняется на демонстрационном столе)

Оборудование: колба с подкрашенной водой, пробка со вставленной в нее трубкой, маркер, штатив, асбестовая подставка, спиртовка.

Ход работы:

Положите подставку на держатель штатива, поставьте на него колбу, отметив маркером уровень воды в трубке. Попросите учи­теля зажечь спиртовку.

Наблюдайте, что происходит с уровнем воды в течение 2-3 ми­нут, после чего сообщите учителю об окончании опыта: спиртов­ка понадобится другой группе.

Обсудите результаты опыта.


------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Карточка 3

Оборудование: дощечка с двумя вбитыми в нее гвоздями, монета, пин­цет.

Ход работы:

Проверьте, легко ли проходит монета между вбитыми в дощечку гвоздями.

Возьмите монету за край пинцетом и с разрешения учителя по­держите ее около минуты в пламени спиртовки. Проходит ли мо­нета теперь между гвоздями?

Подождите, пока монета охладится. Повторите попытку.

Как вы можете объяснить результаты опыта?


Карточка 4

Оборудование: пустая колба, пробка с трубкой, бумажка, миска с хо­лодной водой.

Ход работы:

Вставьте пробку с трубкой в колбу, охладите колбу, погрузив ее широким концом в миску с водой на несколько секунд. Перевер­ните колбу, погрузив в воду трубку, обхватите ее руками. Наблю­дайте, что произойдет.

Попросите учителя зажечь бумажку и засунуть ее в колбу. Быстро закройте колбу пробкой и погрузите трубку в воду. Что вы наблюдаете?

Объясните наблюдаемые явления.


------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Карточка 5

Оборудование: пузырек из-под шампуня, медицинский шприц.

Ход работы:

Сожмите пузырек руками как можно сильнее. Изменился ли объем воздуха в нем?

Возьмите шприц, зажмите отверстие для иглы пальцем и попы­тайтесь сжать воздух в нем как можно сильней. На какую часть своего объема он сжался?

Попробуйте выдвинуть гипотезу (предположение) о строении газов.



Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (2)

Спицына Любовь Ивановна, 11.07.21 в 07:33 0Ответить Пожаловаться
Елена Владимировна, благодарю за возможность разместить Ваш материал в избранном!
Фоминова Елена Владимировна, 11.07.21 в 15:36 0Ответить Пожаловаться
Любовь Ивановна, рада, что мой урок Вам понравился.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.