Урок физики «Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение» (9 класс)

13
4
Материал опубликован 15 July 2022 в группе

Цели урока: формирования понятия   равноускоренного движения, мгновенной скорости, ускорения, единицы ускорения; рассмотрение основных характеристик равноускоренного движения;

Задачи урока:

образовательные: опираясь на имеющиеся знания, ввести понятия равноускоренное движение, ускорение, единица ускорения; построить графики скорости равномерного и равнопеременного движения;

развивающие: развивать практические умения учащихся: умение рассуждать, опираясь на имеющиеся знания, анализировать, обобщать, выделять   главную мысль из рассказа учителя и делать выводы, приводящие в итоге к осознанию совершенно нового материала;

воспитывающие: отрабатывать навыки учебного труда по составлению опорного конспекта (схемы) материала, воспитывать трудолюбие, терпимость, усидчивость.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний

Форма работы: беседа, составление опорного конспекта, наблюдение, фронтальная работа, работа в группах, индивидуальный опрос (работа в тетрадях, рефлексия)

Оборудование: наклонная плоскость, шарик, брусок, презентация  к уроку,  рабочие тетради.

Презентация к уроку


Урок_5
DOCX / 230.45 Кб

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим изучать раздел  “Кинематика” Какое ваше настроение? Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас настроился на рабочий лад. Улыбнитесь,  скажите себе: «Я нахожусь на уроке физики, а обо всем остальном  не буду думать сейчас. Я подумаю об этом потом». Прекрасно! А теперь давайте приступим к работе.


2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Ученики работают по обучающим карточкам по теме «Перемещение при прямолинейном равномерном движении»  (Приложение 1)

  1. Вхождение в тему.

Учитель. Эпиграфом к нашему уроку мне хотелось бы взять слова Томаса  Фридмана: «Каждое утро в Африке просыпается газель. Она должна бежать быстрее льва, иначе погибнет. Каждое утро в Африке просыпается и лев. Он должен бежать быстрее газели, иначе умрет от голода. Не важно кто ты — газель или лев. Когда встает солнце, надо бежать.                                                                                                                             

x1657884931.JPG

Опираясь на эти слова, предположите тему нашего урока. Ученики приводят ответы.

Тема нашего урока «Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение».         

Учитель. Ребята, давайте вспомним,  о чем мы говорили на прошлом уроке? (О прямолинейном  равномерном движении).

Чем характеризуется такой вид движения? (Скоростью, перемещением, временем)

o1657884996.JPG

Что характеризует скорость? Дается три варианта ответа, учащиеся должны отметить правильный ответ на слайде

q1657885041.JPG

Назвать основную единицу скорости. Дается три варианта ответа, учащиеся должны отметить правильный ответ на слайде

Равномерное движение — это движе­ние, при котором тело за любые равные промежутки времени совершает одинаковые перемещения.

4. Изучение нового теоретического материала.

Однако, в повседневной жизни, люди сталкиваются с другим, более сложным видом движения. Трогается или тормозит автомобиль, взлетает или садится самолет. Во всех этих случаях скорость движения постоянно меняется. Такое движение в физике назвали неравномерным.

Эксперимент. Наклонная плоскость, шарик и секундомер.

n1657885173.JPG

Учитель.  Хорошо ребята вам было видно, прохождение шариком расстояние? Какой вы можете сделать вывод?

Вывод: шарик скатывается по наклонной плоскости за равные промежутки времени, проходит разное расстояние, при этом скорость увеличивается.

Вы можете охарактеризовать движение шарика? (Рассуждения учащихся)

Учитель. Рассмотрим пример – идущий человек. Рассмотрите внимательно расстояние, время изменения скорости.

А теперь сформулируйте определение равноускоренного движения. Приведите примеры равноускоренного движения.

Неравномерное движение — это такое движение, при котором тело, за любые равные промежутки времени совершает разные перемещения, или, говорят, меняется проекция вектора скорости.

При рассмотрении неравномерного движения пользоваться понятием скорости не целесообразно, так как скорость тела постоянно меняется с течением времени. Поэтому, в некоторых случаях,  пользуются понятием средней скорости.

Средняя скорость показывает, чему равно перемещение, которое тело в среднем совершает за единицу вре­мени.

Если, например, автомобиль, двигаясь по прямой, проходит 600 км за 10 ч, то это значит, что в среднем она за каждый час прохо­дит 60 км. Но ясно, что какую-то часть времени автомобиль  вовсе не двигался, а стоял на остановке; трога­ясь с нее, автомобиль увеличивал свою скорость, приближаясь к ней — уменьшал ее. Все это не принимается во внимание и считается, что автомобиль каж­дый час проходит по 60 км.

Знание средней скорости позволяет определить перемещение по формуле

q1657885277.JPG

Зная среднюю скорость, нельзя решать главную задачу механики — определять положение тела в любой момент времени. 

Вопрос. Можно ли каким-нибудь другим способом свести не­равномерное движение к равномер­ному?

Этого сделать нельзя, потому что механическое движение — это процесс непре­рывный: ни координаты тела, ни его скорость не могут изме­няться скачками.

Следовательно, в каждой точке траектории движения и в каждый момент времени ско­рость тела имеет определенное значение.

Скорость тела в данный момент времени или в данной точке траектории называют мгно­венной скоростью.

Вводится новая величина – ускорение. Ускорение -   величина, характеризующая быстроту изменения скорости.

Записывается формула ускорения.

Единица ускорения. За единицу ускорения принимают ускорение такого равноускоренного движения, при котором за 1с скорость изменяется на 1 м/с.

Например, если мотоцикл движется с постоянным ускорением 5 м/с, что это означает?

(что его скорость за 1 с изменяется на 5 м/с)

V. Закрепление нового материала. Решение задач

1. Тело начинает движение из состояния покоя равноускоренно и за  2 с достигает скорости 12 м/с. Определите ускорение тела.

2. Тело, двигаясь со скоростью 20 м/с, останавливается через 10 с.  Каково ускорение тела?

3. Какую скорость разовьет автомобиль, который трогается с места и движется с ускорением 0,2 м/с2 в течение 6 с? Какой путь он при этом пройдет?

Вводятся кинематические уравнения равнопеременного прямолинейного  движения

e1657885412.JPG

VI. Подведение итогов урока.  Задание на дом. §5, упр.5

VII. Рефлексия. .

  • Я сегодня на уроке открыл для себя...
  • Мне понравилось на уроке то, что...
  • На уроке меня порадовало...
  • Я удовлетворён своей работой, потому что...
  • Мне хотелось бы порекомендовать...
  • Если бы я был учителем, то ...​​​​​​​


Список использованной литературы:

  1. Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике: 9 класс. –М.: ВАКО, 2012
  2. Перышкин А.В., Гутник Е.М.  Физика. 9 класс. Учебник. –М.: Дрофа, 2014
  3. Амирова Н.Г. Разработка уроков по физике 9 класс. https://ds03.infourok.ru/uploads/doc/0432/000065d9-9b8f7b9d.doc
  4. Ошлыкова Л.В.  Равноускоренное движение. Ускорение  http://festival.1september.ru/articles/642682/



 
Комментарии

Елена Владимировна Молодец!

15 July 2022

Сергей Иванович, рада, что мой урок Вам понравился.

15 July 2022

Елена Владимировна, спасибо за ценную помощь коллегам!

16 July 2022

Раиса Поликарповна, большое спасибо.

18 July 2022

Похожие публикации