Урок географии в 6 классе «Географическое положение России на физической карте, карте полушарий, глобусе. Столица России — Москва»
Казенное общеобразовательное учреждение «Мегионская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Урок географии в 6 классе.
«Географическое положение России на физической карте, карте полушарий, глобусе. Столица России - Москва».
Подготовила: учитель географии
Шахова Ирина Владимировна
г. Мегион
2020 г.
Тема: Географическое положение России на физической карте, карте полушарий, глобусе.
Столица России – Москва.
Цели: Познакомить учащихся с географическим положением России.
Задачи:
Познакомить обучающихся с местоположением России на физической карте, карте полушарий, глобусе.
Учить детей самостоятельно добывать информацию используя физическую карту, карту полушарий, глобус;
Учить правильно определять и показывать территорию России на физической карте, карте полушарий, глобусе;
Закреплять умение работать с контурной картой;
Развивать познавательную активность, внимание, умение ориентироваться в пространстве, умение работать с тетрадью, умение использовать информацию для практической работы.
Прививать интерес к урокам географии, любознательность.
Оборудование: физическая карта России, атлас «Карта полушарий», глобус, тетради, карточки, мультимедийная презентация, контурные карты.
Ход урока:
Организационный момент.
-Встали. Улыбнитесь друг другу, мне, гостям. Начинаем урок.
2. Актуализация опорных знаний. (Слайд2)
-У каждого из вас вопрос, и только после того как ответите, присаживаетесь на свои места. Прошу обратить внимание на доску, здесь можно найти ответы на ваши вопросы.
На сколько полушарий разделена земля на физической карте полушарий? (2)
Какие это полушария? (Западное и восточное).
На какие полушария делит Землю экватор? (Северное и южное).
Что такое - огромный участок суши, окруженный со всех сторон водой? (Материк).
Назовите самый большой материк? (Евразия).
Где он расположен? (В восточном полушарии к северу от экватора).
На какие 2 части света делится Евразия? (Европу и Азию).
В каком климатическом поясе расположена большая часть Евразии?
(В умеренном климатическом поясе).
Введение в тему. (Слайд 3,4,5)
- Сейчас мы отгадаем ребусы, и вы должны будете сами определить тему нашего урока.
Россия Карта Глобус
-Найдите эти объекты в классе, на доске или у себя на парте.
-Как вы думаете, какая же тема будет у нас сегодня на уроке? О какой стране пойдет речь? (Формулируют и записывают тему в тетрадь : «Географическое положение России на физической карте, карте полушарий, глобусе. Столица России – Москва.»)
3.Изучение нового материала.
-Посмотрите на силуэты разных стран. Кто может найти силуэт России? (Слайд 6)
(Попробуем найти эту территорию на физической карте)
А) Практическая работа с атласом «Карта полушарий» (Слайд 7)
-У вас на парте лежат карточки с заданиями (Индивидуальная работа со слабыми учащимися)
Найдите на карте полушарий Россию, покажите ее. | |
В каком полушарии находится Россия? | |
На каком материке расположена Россия? | |
Как она расположена по отношению к экватору? | |
Какие океаны омывают Россию? | На севере: На западе: На востоке: |
В каких частях света расположена Россия? | |
В каких поясах освещенности находится Россия? | |
Работаем по атласу стр4-5 «Физическая карта полушарий».
Ответы записываем в правый столбик.
Б) Проверка (Слайд 8)
Словарная работа со словом «Тундра»(по словарю)
На какой вопрос мы не нашли ответ?
(В каких частях света расположена Россия?)
Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами будем работать по физической карте России. Откроем в атласе эту карту на стр. 10, а так же смотрим на доску, там тоже есть физическая карта России.
4.Физминутка
Нет на свете Родины красивей – (шагают на месте)
Боевой страны богатырей. (изображают «богатырей»)
Вот она, по имени Россия,
От морей простёрлась до морей. (шагают на месте и широко разводят руки)
В) Работа по физической карте России.
Пояснения учителя, совместные действия –показ
(Работа с контурной картой)
Найдите на карте Россию.
Россия - самое крупное государство мира. С севера на юг она протянулась
на 4 тысячи км, а с З. на В. на 10 тысяч км. (Показываю). К территории России относится Калининградская область. Найдите у себя на карте. И острова, расположенные в Северном Ледовитом океане и Тихом океане.
-Кто сможет показать территорию России на физической карте у доски?
Мы все смотрим и потом исправляем.
-Кто из вас помнит, какая граница проходит по Уральским горам?
(между Европой и Азией)
-Найдите эти горы у себя в атласах. Как они протянулись? (С севера на юг)
Внимательно следим за моим показом.
Граница между Европой и Азией проходит по Уральским горам, реке Урал, Каспийскому морю, севернее Кавказских гор.
-Кто из вас сможет повторить за мной показ границы между Европой и Азией у доски.
-А сейчас подумайте и покажите ту часть России, которая находится в Европе.
Азии.
-Сравните эти части. Что можно сказать о размерах этой территории? (Азия больше в 2 раза).
-Как вы думаете, будет называться та часть России, которая расположена в Европе?
Образуйте прилагательное от слова Европа | Европейская |
-Какая равнина расположена на европейской части России? (Восточно – Европейская. У доски показ).
-А как будет называться та часть России, которая расположена в Азии?
Азиатская |
-Какие формы поверхности расположены в азиатской части России?
(Западно –Сибирская равнина и Средне - Сибирское плоскогорье). У доски.
Территории Западно – Сибирской равнины и Средне - Сибирского плоскогорья объединены и носят название Сибирь. А участок по побережью морей Тихого океана носит название Дальний Восток.
Поэтому территория азиатской части России делится на Сибирь и Дальний восток.
-В какой части России проживаем мы с вами? (Азиатская часть, Сибирь)
Г) Столица России.
-Соберем пословицу (Слайд 9)
Москва - сердце России.
-О чем так сказали? (О столице России)
-Найдите её на карте. Покажите у доски (прикрепляют звездочку)
- В какой части России она находится? (Европейской)
-Отметим Москву на контурной карте.
Д) Работа с учебником
Откройте учебник на стр. 136. Последний абзац. Читаем цепочкой.
О каком городе мы прочитали?
Какие названия улиц вы запомнили?
Москва-лицо нашей Родины. Это большой и красивый город, куда приезжает много гостей. Подробнее мы познакомимся с ней на следующих уроках.
5.Обобщение изученного материала.
Какая же тема у нас сегодня на уроке?
-Покажем Россию на физической карте, карте полушарий, глобусе.
Работа со схемой
Европейская
| Урал | Азиатская | |
Сибирь
| Дальний Восток |
В каких частях света расположена Россия? Какая часть больше?
Отделяем европейскую часть. Подписываем.
Как называется восточная часть России?
Какие горы отделяют европейскую часть от азиатской. Где подписываем?
На что делится азиатская часть России? Сибирь и Дальний Восток.
6.Оценивание знаний учащихся.
Развернутая словесная оценка учащихся.
7.Домашнее задание.
По учебнику стр.132-135 –рассмотреть карты. Стр.137 вопросы 1-3, дополнительное задание учащимся 1-2 группы вопросы 6-7.