Урок географии в 6 классе «Вода в атмосфере»

1
0
Материал опубликован 12 November 2020

Презентация "Вода в атмосфере"
PPT / 2.62 Мб

ГОКУ «Санаторная школа-интернат № 4»











Технологическая карта урока по географии в 6 классе.

Тема :« Вода в атмосфере»







Автор: Учитель географии

Уринова Наталья Михайловна









г. Усолье-Сибирское.

Урок географии в 6 классе

Тема: Вода в атмосфере.

Цель: сформировать представление о влажности воздуха.

Задачи

1.Раскрыть содержание понятий водяной пар, абсолютная и относительная влажность, конденсация водяного пара, облака, гигрометр.

2. Выявить причины формирования различных видов облаков.

3. Способствовать формированию географической культуры, развитию умения работать в группе и индивидуально.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

сформировать понятия «абсолютная влажность», «относительная влажность», «конденсация»;

выявить зависимость между изменением температуры воздуха и влажностью.

сформировать знания о тумане, видах облаков.


Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнять;

Искать пути решения проблемной ситуации, умение выявлять причинно-следственные связи в отношении температуры воздуха и влажности;

Оценивать достижения на уроке

Оценивать работу одноклассников

Высказывать суждения, подтверждая ее фактами

Работать с текстом учебника и дополнительной информацией


Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

Умение работать индивидуально, в паре и в группе

Понимать значимость знаний о водяном паре в атмосфере, для практической жизни людей;

Стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.


Ресурсы урока: учебник, раздаточный материал, презентация. гигрометр , насос, пустая бутылка, защитные очки

Формы работы: индивидуальная, групповая, в паре.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Ход урока

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности.

Мотивирование на учебную деятельность

1 минута

Придумано кем- то просто и мудро, при встрече здороваться «Доброе утро». Доброе утро Солнцу и птицам. Доброе утро улыбчивым лицам.

Доброе утро! И каждый становится добрее и мудрее. И сегодня с вами на уроке мы будем шагать вперед, и вперед, и стремиться к вершинам: побеждать, находить, что- то новое, интересное.

- Все друг к другу повернулись, Все друг другу улыбнулись.

Повернулись и ко мне, улыбнулись - ка и мне!

Спасибо, будем работать с улыбкой на лице!

- На уроке мы будем работать с помощью маршрутных листов, подпишите их.

Приветствуют учителя. Выполняют действия.

Актуализация знаний

5 минут

- Какую природную оболочку вы изучаете?

Включить звук ветра


Тест по теме: «Ветер». (Прием «Верно-неверно)

1.Верите ли вы то, что атмосфера – это водная оболочка Земли?

2.Верители вы в то, что ветер – это движение воздуха в вертикальном направлении?

3.Верите ли вы то, что направление ветра определяют флюгером?

4.Верите ли вы то, что ветер дует из области ВД в область НД?

5.Верите ли вы, что чем больше разница давления, тем ветер слабее?

6. Верите ли вы, что бриз днем дует со стороны водоема на сушу?

7. Верите ли вы, что северный ветер дует на юг?

8. Верите ли вы, что график показывающий направление ветров в данной

местности, называется Роза ветров?

- На это вам отводится 3 мин.


Теперь обменяйтесь со своим соседом по парте, и проверите правильность выполнения задания.


Ответы: 1- нет; 2 – нет; 3 – да; 4 – да; 5- нет; 6 – да; 7 –да; 8 –да.


Поставьте баллы: Если вы набрали 7-8 плюсов – 3 балла; 5-6 плюсов – 2 балла; 3-4 плюса – 1 балл; 0-2 плюса – 0 баллов


- выполняют тест




















- взаимопроверка


Целеполагание и постановка проблемы

3 мин





Вытираю доску мокрой тряпкой

- На то, чтобы намочить так классную доску, пошло не менее 10 г. воды. Но пройдет несколько минут - и доска будет сухая. Куда же денется вода?


- Значит, в воздухе содержится вода?

- Почему мы ее не видим?

В каком состоянии из трех вам уже известных находится вода в атмосфере?



- Как вы думаете, какая сегодня тема урока?

- Какова будет цель и задачи урока?




Отвечают на проблемный вопрос

- она превратиться в невидимые глазом капельки пара, испарилась


В газообразном – водяной пар (Водяной пар – это не мельчайшие капельки воды, а ее молекулы. Т.е. водяной пар – это газ)



Определяют тему урока.

Ставят цель и задачи

Записывают тему урока в свои маршрутные листы.


Организация познавательной деятельности

Изучение нового материала

20 минут

- Что является причиной испарения воды?




-Посмотрите внимательно на данную схему и скажите, что вы наблюдаете, какой смысл вложили географы в данную схему.



t1605190840aa.jpg

- Всегда ли при данной температуре содержится такое количество водяного пара?

-Приведите пример


Прием «Дырчатое чтение»

- С помощью учебника и дополнительной информации вставьте пропуски в текст в ваших маршрутных листах.(желтые листы)


- Чем выше температура, тем больше содержание водяного пара. Количество водяного пара, находящегося в атмосфере, называется ___________, измеряется в __________ в 1 м³ воздуха. Фактическое содержание влаги в атмосфере называется_________________ и измеряется в ______. Прибор для измерения влажности воздуха называется _____________.

- А теперь давайте закроем глаза, представим раннее летнее утро. Мы с вами на берегу реки. Что вы ощущаете? Видите?

-Ребята, посмотрите на слайд, какой термин я зашифровала?

КОНДЕНСАЦИЯ



Рассказ о тумане.



Демонстрация опыта «Туман в бутылке»



Загадка: Ватные хлопья по небу плывут.

Это вот башня, а то вон верблюд.

Прыгнуть бы в вату, она высока.

Над нами по небу плывут…... (облака)



Физминнутка: ( Под видеофильм «Взгляд на небо – плывущие облака»

Исходное положение – сидя за столом. Беленькое облако (Округленные руки перед собой)
Поднялось над крышей. (Подняться и встать)
Устремилось облако выше, выше, выше.
(Подтянуться руками вверх)
Ветер это облако  (Плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)
Зацепил за кручу.
Превратилось облако в грозовую тучу.  (Руками описать круг и опустить.)



-Ребята, кто из вас был в облаках? Почему образуются облака?

- Облако – это тот же туман, только на высоте.

-Какие виды облаков бывают? Стр 127









Работа в группах: «Виды облаков»

- Прочитав текст, заполните таблицу, подпишите виды облаков на схеме:

Кучевые облака можно наблюдать в тёплое время года. На высоте 2-10 км Они имеют причудливые формы и растут медленно, по мере того как воздушные потоки, исходящие от тёплой почвы или поверхности воды, поднимаются вверх. Если их рост продолжается достаточно долго, то они становятся темнее и превращаются в кучево - дождевые облака. С ними связаны ливневые дожди и грозы.

Если воздух сильно насыщен влагой, образуются слоистые облака. Высота их образования не более 2 километров. Образовываться они могут в течение всего года. Они обычно плотной пеленой покрывают всё небо. Иногда становятся похожими на большие валы с серым оттенком, и тогда их называют слоисто-кучевыми. Слоистые облака могут превратиться в дождевые и давать моросящие обложные дожди.

Перистые облака образуются на большой высоте, круглый год, поэтому состоят из кристалликов льда. Они похожи на прозрачные тонкие нити или перья. Осадков не дают, но часто служат признаком смены погоды.


Виды облаков

Внешний вид

Высота образования

В какой сезон можно наблюдать

Виды осадков

А) кучевые







Б) слоистые









В) перистые

«пышны»







Виде слоёв









напоминают перья птиц

2-10км







менее 2км









10 -12 км

С весны по осень





В течение всего года









В течение всего года

ливни







моросящие дожди







без осадков


-Солнце, температура воздуха.( в жаркий день температура выше, соответственно будет выше испарение, больше водяного пара.


Работа со схемой.

Вывод: Чем выше температура, тем больше содержание водяного пара.










- Нет


- Пустыня



Стр.125 .п. «Влажность и температура».Дополнительные источники информации вставляют в текст пропущенные слова.


Самооценка.




Высказывают свое мнение. В ответе должно прозвучать «туман и роса»


Отгадывают ребус: конденсация. Запись термина в маршрутный лист.




Делают выводы, почему так происходит.




















Объясняют появление облаков. Температура понижается с высотой на 6 градусов каждый км.

Запись в маршрутном листе.





Работают в группе.

Заполняют свою часть таблицы, подписывают на схеме облака














По итогу оценивают свою работу в группе.

Домашнее задание

Параграф 19 пересказ. Понаблюдать за облаками, составить сборник песен стихотворений, пословиц, загадок об облаках.

Записывают д/з

Систематизация знаний

7 минут

Кроссенс: Вода в атмосфере. Образование облаков

Солнечные лучи попадают на поверхность Земли

Происходит испарение с поверхности океана

На высоте водяной пар переходит в жидкое состояние

При слияние капелек воды образуются облака (конденсация)

Существует три вида облаков

Кучевые облака похожи на куски ваты, такой вид облаков сопровождаются ливнями

Перистые облака, похожи на перья, осадков не несут

Третий вид –слоистые облака, покрывают небо плотной пеленой, могут давать моросящие дожди

Мульфильм «Трям, Здравствуйте!!!» , в котором звучит песня «Облака белогривые лошадки»


t1605190840ab.gif

Работа в парах.

















- аудиозапись ««Облака белогривые лошадки


Оценивание

Оцените свою работу:

10-12 баллов – оценка «5»

8-9 баллов - оценка «4»

5-7 баллов – оценка «3»


Оценивают свою работу на уроке.

Рефлексия

На столах лежат облака трех цветов, прикрепите к большому облаку облако того цвета, которое соответствует вашему впечатлению об уроке.




t1605190840ac.gif



Маршрутный лист ученика (цы) 6 А класса ____________________________________

Этапы урока

Критерии оценивания

Проверка домашнего задания: «Верно или неверно?»


1. Верно ли то, что атмосфера – это водная оболочка Земли?

2. Верно ли то, что ветер – это движение воздуха в вертикальном направлении?

3. Верно ли то, что направление ветра определяют флюгером?

4. Верно ли то, что ветер дует из области ВД в область НД?

5. Верно ли то, что чем больше разница давления, тем ветер слабее?

6. Верно ли то, что бриз днем дует со стороны водоема на сушу?

7. Верно ли то, что северный ветер дует на юг?

8. Верно ли то, что график показывающий направление ветров в данной местности Роза ветров?


Если у вас:

7-8 плюсов - «3» балла

5-6 плюсов – «2» балла

3 -4 плюса -это «1» балл

0 -2 плюса – «0» баллов

t1605190840ad.gif


Тема урока:_____________________________________________

Проанализируй схему:

t1605190840aa.jpg





Заполни пропуски:


Чем выше температура, тем больше содержание водяного пара.

Количество водяного пара, находящегося в атмосфере, называется _______________________, измеряется в __________ в 1 м³ воздуха.

Фактическое содержание влаги в атмосфере называется____________________________________и измеряется в ______.

t1605190840ae.gifПрибор для измерения влажности воздуха называется _______________________.























Поставьте себе столько баллов, сколько пропусков вы заполнили.


_____________________ - это превращение водяного пара в капельное (жидкое) состояние. Она происходит при охлаждении воздуха.

Еt1605190840ad.gif сли вы отгадали ребус, поставьте себе 1 балл





Облако, тот же туман, только на высоте. Виды облаков ___________________, ____________________,_____________________.


Пt1605190840ad.gif оставьте себе 1 балл

Работа в группе:

2 балла - если вы читали, обсуждали, отвечали на вопросы, заполняли таблицу, подписывали облака на схеме.

1t1605190840ad.gif балл – приняли участие в обсуждении

0 – нарушили правило работы в группе



ИТОГО:

Если вы набрали 10-12 баллов – оценка «5»

Еt1605190840ad.gif сли вы набрали 8-9 баллов – оценка «4»

Если вы набрали 5-7 баллов – оценка «3»

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!



t1605190840af.png





















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.