12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Андреева Мария Алексеевна44
Россия, Камчатский край, Петропавловск-Камчатский

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ

М.А. Андреева, учитель географии МБОУ

«Средняя школа №15»,

г. Петропавловск-Камчатский

Урок географии в 8 классе

Тема «Прогноз погоды»

Планируемые результаты:

личностные: воспитание чувства ответственности за проделанную работу, патриотизма, эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде; формирование оценочной деятельности, профессионального самоопределения;

метапредметные: развитие познавательной активности, логического мышления, внимательности, наблюдательности, способности анализировать и преобразовывать информацию, умения рационально использовать время; совершенствование умения работать с различными источниками информации, организовывать свою деятельность, работать в группе; развитие межпредметных связей географии с другими науками;

предметные: формирование умений проводить наблюдения в географической среде и фиксировать их результаты, использовать данные наблюдений в географической среде для их интерпретации, хранения, обработки и получения информации; конкретизация краеведческих знаний о погоде и климате, их применение в повседневной жизни для объяснения и оценки условий проживания на территории своего региона, умений соблюдать меры безопасности в случае стихийных явлений, связанных с погодными условиями; развитие умения готовить и обсуждать презентации о роли методов изучения и прогнозирования климатических явлений.


 

Цели:

Образовательные:
закрепить знания и умения учащихся по теме «Климат Камчатского края», организовать выполнение практической работы с применением информационных технологий на уроке географии.

Развивающие:
развивать умения анализировать данные наблюдений, обрабатывать их и делать выводы по изучаемому материалу; преобразовывать текстовый материал в знаково-символическую форму, способствовать развитию межпредметных связей.

Воспитательные:
продолжить формирование научного мировоззрения; способствовать воспитанию чувства любви к своей малой родине, эмоционально-ценностного отношения к её природе, истории; способствовать развитию интереса к профессии синоптика, метеоролога.

Формы работы: в парах, фронтальная.
Методы: практический, частично-поисковый, эвристическая беседа.
Тип урока: урок-практикум.

Оборудование урока: компьютеры для учителя и учащихся (урок проходит в кабинете информатики или используется мобильный компьютерный класс); мультимедийный проектор; атласы «Люби и знай свой край», презентация, календари погоды, которые учащиеся вели в течение месяца, рисунки термометра (для каждого учащегося).

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный этап

Приветствует учащихся.

- Сегодня наш урок пройдет в кабинете информатики, т.к. мы выполним работу с помощью компьютера. Нам понадобятся календари погоды и компьютерная программа «Microsoft Exсel»

Приветствуют учителя, рассаживаются по двое за каждый компьютер. Ученики включают компьютеры, открывают программу «Microsoft Exсel»

Коммуникативные УУД: развитие навыков общения

2. Мотивационный этап

Демонстрирует на экране синоптическую карту Камчатского края с прогнозом погоды на дату проведения урока.

- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? Учитель открывает обратную сторону доски, на которой записана тема урока «Прогноз погоды».

- Что вы уже знаете о прогнозе?


 


 


 

 

- Отметьте, пожалуйста, на рисунке термометра тот уровень, который соответствует вашим знаниям о прогнозе погоды.

 

- Что бы вам хотелось узнать нового по этой теме?

Учитель корректирует ответы (цели) учащихся и прикрепляет к доске заранее приготовленные листы А4 с целями урока (Приложение 2)

- Что поможет нам в достижении этих целей?


 


 


 


 


 

- О прогнозе погоды

- Из уроков географии 6 класса мы знаем, что такое прогноз погоды, для чего он нужен, какие сведения необходимы для его составления, какие приборы используют для составления прогноза.

Отмечают на изображении термометра линию выше 0С

 

 

- Кто и как составляет прогноз для Камчатского края?

- С какого времени ведутся постоянные наблюдения за погодой на территории нашего края?

- Как называется служба, которая обрабатывает данные наблюдения за погодой и составляет прогноз для Камчатского края?

- Как фиксируются результаты наблюдения?

- Для чего обрабатывают данные о погоде каждого месяца и систематизируют эти сведения?

- А можем ли мы обработать данные календаря погоды, который заполняли на протяжении всего месяца?

- Учебник, наблюдения за погодой, общение между собой, с родителями, информация в Интернете и других источниках

Личностные УУД:

мотивация учения,

смыслообразования («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на этот вопрос),

нравственно-этического оценивания


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

3. Процессуально-содержательный этап

- Предвидя желание больше узнать, я попросила вашего одноклассника приготовить сообщение по теме нашего урока.

 

 

- На какие вопросы вы уже получили ответы, прослушав выступление вашего товарища?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Какой цели мы ещё не достигли?

 

 

Я предлагаю вам поработать сегодня синоптиками и обработать данные календаря погоды за март. Работать будем по инструктивной карточке (Приложение 3). Время выполнения работы – 25 минут

Демонстрирует на экране верно выполненные диаграммы (см. документ «Эталон»)

Слушают выступление учащегося с дополнительной информацией к теме урока (2-3 мин.)


 


- Кто и как составляет прогноз для Камчатского края

- С какого времени ведутся постоянные наблюдения за погодой на территории нашего края?

- Как называется служба, которая обрабатывает данные наблюдений за погодой и составляет прогноз для Камчатского края?

- Как фиксируются результаты наблюдения?

- Для чего обрабатывают данные о погоде каждого

 месяца и систематизируют эти сведения?

- Хотели попробовать обработать данные календаря погоды за март


 

Изучают содержание инструктивных карточек, распределяют функции, выполняют задания.

 

 

Учащиеся сравнивают свою работу с эталоном. (Самопроверка)

Учащиеся оценивают свою деятельность по алгоритму:

1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель задания).

2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью).

3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки).

4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс).

5. Какую себе поставишь отметку?

Личностные УУД: развитие интереса к профессии синоптика, метеоролога, воспитание любви к своей малой родине, к её истории

 

Коммуникативные УУД: развитие навыков сотрудничества, толерантного отношения к чужому мнению, освоение основных социальных ролей и правил. Развитие умений работы с современными средствами передачи информации – ИКТ-технологиями

Личностные УУД: развитие инициативности

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, выделение необходимой информации, её количественных и качественных характеристик

 

 

 

 

Регулятивные УУД: работать по инструктивной карточке, определять последовательность выполнения работы, в соответствии с критериями оценивания.

Регулятивные УУД: сравнение выполненной работы с образцом, умение оценивать степень успешности своей деятельности, осознавать причины успеха или неуспеха, находить способы выхода из ситуации неуспеха

4. Рефлексивный этап

- Назовите тему нашего урока.

- Какие цели к уроку мы ставили?

- Каких целей мы достигли и что помогло в их достижении?

- Каких целей не достигли, что помешало в их достижении?

- Как вам работалось в группе?

- По какому принципу вы договорились о распределении функций?

- Какие трудности возникли при распределении функций?

- Что вы узнали нового на уроке?

- Чему научились?

- Понравилась ли такая форма работы?

- Возникли ли у вас вопросы на будущее?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

- Отметьте, пожалуйста, на рисунке термометра тот уровень, который теперь соответствует вашим знаниям о прогнозе погоды.

Учащиеся дают связные ответы на вопросы учителя

Отмечают на изображении термометра линию, соответствующую, по их мнению, уровню знаний.

Коммуникативные УУД: развитие навыков сотрудничества

Познавательные УУД: активизация мышления на основе сравнения

Личностные УУД: формирование нравственно-эстетического отношения к результатам обучения


 


 


 

5. Домашнее задание (по выбору):

1. На основе текста пособия Л.А. Сахно «География Камчатской области» (с. 50 – 53) составить рассказ о климате Камчатского края по плану:

- климатообразующие факторы, определяющие климат нашего края.

- распределение температуры на территории края.

- распределение атмосферных осадков на территории края.

- влияние климата на условия проживания человека на территории нашего края.

2. Составить кроссворд (чайнворд) по теме «Климат Камчатского края».

3. Написать мини-сочинение «Моё любимое время года».

4. Составить памятку о правилах поведении человека на Камчатке при экстремальных погодных условиях.

Сделать подборку пословиц, стихов, песен, народных примет о погоде Камчатки.

Познавательные УУД:

развитие логического мышления, внимательности, наблюдательности, способности анализировать и преобразовывать информацию.

Регулятивные УУД: умение соблюдать меры безопасности в случае стихийных явлений, связанных с погодными условиями

Личностные УУД: воспитание эмоционально-ценностного отношения к родной природе

Приложение 1

Термометр

tС

     

50

50

40

40

30

30

20

20

10

10

0

 

0

10

10

20

20

30

30

40

40

50

50

Приложение 2

Цели урока (каждая из них напечатана на отдельном листе А4):

- Кто и как составляет прогноз для Камчатского края?

С какого времени ведутся постоянные наблюдения за погодой на территории нашего края?

- Как называется служба, которая обрабатывает данные наблюдения за погодой и составляет прогноз для Камчатского края?

- Как фиксируются результаты наблюдения?

- Для чего обрабатывают данные о погоде каждого месяца и систематизируют эти сведения?

- А можем ли мы обработать данные календаря погоды, который заполняли на протяжении всего месяца?

Приложение 3

Инструктивная карточка

Задание №1. Для составления графика хода температуры в программе «Microsoft Exсel» открываем «Лист 1». Заполняем на основе своих данных таблицу «Календарь погоды». Выделяем строчку с температурой. Выбираем команду «Вставка» - «Диаграмма» - «График» - «Далее», подписываем название диаграммы и осей « Готово».

Задание № 2. Чтобы высчитать среднемесячную температуру, нужно выделить за пределами таблицы «Календарь погоды» пустую ячейку, далее выбрать команду «Вставка» - «Функция» - «Среднее значение», в верхней строке появившегося окна выбираем числовой диапазон данных из строки «Температура» - таблицы «Календарь погоды» - «ОК».

Дополнительный вопрос. Вы знаете, что в сентябре и марте угол падения солнечных лучей на широте г. Петропавловска-Камчатского одинаков. Тогда почему у нас в сентябре намного теплее, чем в марте?

Задание № 3. Для составления графика «Роза ветров» в программе «Microsoft Exсel» составляем таблицу:

Направление ветра

Кол-во дней

северный

 

северо-восточный

 

восточный

 

юго-восточный

 

южный

 

юго-западный

 

западный

 

северо-западный

 

Затем выбираем команду «Вставка» «Диаграмма» «Лепестковая» «Далее», подписываем название диаграммы и осей « Готово».

Задание № 4. Для составление графика «Диаграмма облачности» посчитаем количество дней с разным видом облачности и в программе «Microsoft Exсel» составим таблицу:

Облачность

Кол-во дней

пасмурно

 

переменная

 

незначительная

 

ясно

 

Затем выбираем команду «Вставка» - «Диаграмма» - «Гистограмма»- «Далее» подписать название диаграммы и осей « Готово».

После окончания практической работы сохраняем полученные данные, для чего на Рабочем столе создаем папку «Практическая работа по географии. Фамилия, имя учеников, выполнявших работу». В этой папке сохраняем документ для проверки.

Критерии оценивания

Правильность выбора диапазона данных для построения диаграмм.

Наглядность типа диаграммы.

Оформление диаграммы (подписи данных, легенда, заголовок и т.д.)

Литература

  1. Баринова, И.И. География. Природа России : 8 класс. – М. : Дрофа, 2008.
  2. География Камчатской области/ под общ. ред. В.И. Волкова, - Петропавловск-Камчатский : Камчаткнига, 1994. -270 с.
  3. Ермаков, Л.Е. География Камчатской области. - Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное кн. изд-во, Камчатское отд., 1974. – 96 с.
  4. Кондратюк, В.И. Климат Камчатки. – М. : Гидрометеоиздат, 1994. – 204 с.
  5. Наймушина, Т.А. География Камчатки : методическое пособие. Петропавловск-Камчатский : Дальневосточное кн. изд-во, Камчатское отд., 2007.
  6. Люби и знай свой край : атлас - М., 1995.
Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.