Урок географии в 8 классе «Прогноз погоды»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ
М.А. Андреева, учитель географии МБОУ
«Средняя школа №15»,
г. Петропавловск-Камчатский
Урок географии в 8 классе
Тема «Прогноз погоды»
Планируемые результаты:
личностные: воспитание чувства ответственности за проделанную работу, патриотизма, эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде; формирование оценочной деятельности, профессионального самоопределения;
метапредметные: развитие познавательной активности, логического мышления, внимательности, наблюдательности, способности анализировать и преобразовывать информацию, умения рационально использовать время; совершенствование умения работать с различными источниками информации, организовывать свою деятельность, работать в группе; развитие межпредметных связей географии с другими науками;
предметные: формирование умений проводить наблюдения в географической среде и фиксировать их результаты, использовать данные наблюдений в географической среде для их интерпретации, хранения, обработки и получения информации; конкретизация краеведческих знаний о погоде и климате, их применение в повседневной жизни для объяснения и оценки условий проживания на территории своего региона, умений соблюдать меры безопасности в случае стихийных явлений, связанных с погодными условиями; развитие умения готовить и обсуждать презентации о роли методов изучения и прогнозирования климатических явлений.
Цели:
Образовательные:
закрепить знания и умения учащихся по теме «Климат Камчатского края», организовать выполнение практической работы с применением информационных технологий на уроке географии.
Развивающие:
развивать умения анализировать данные наблюдений, обрабатывать их и делать выводы по изучаемому материалу; преобразовывать текстовый материал в знаково-символическую форму, способствовать развитию межпредметных связей.
Воспитательные:
продолжить формирование научного мировоззрения; способствовать воспитанию чувства любви к своей малой родине, эмоционально-ценностного отношения к её природе, истории; способствовать развитию интереса к профессии синоптика, метеоролога.
Формы работы: в парах, фронтальная.
Методы: практический, частично-поисковый, эвристическая беседа.
Тип урока: урок-практикум.
Оборудование урока: компьютеры для учителя и учащихся (урок проходит в кабинете информатики или используется мобильный компьютерный класс); мультимедийный проектор; атласы «Люби и знай свой край», презентация, календари погоды, которые учащиеся вели в течение месяца, рисунки термометра (для каждого учащегося).
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1. Организационный этап |
||
Приветствует учащихся. - Сегодня наш урок пройдет в кабинете информатики, т.к. мы выполним работу с помощью компьютера. Нам понадобятся календари погоды и компьютерная программа «Microsoft Exсel» |
Приветствуют учителя, рассаживаются по двое за каждый компьютер. Ученики включают компьютеры, открывают программу «Microsoft Exсel» |
Коммуникативные УУД: развитие навыков общения |
2. Мотивационный этап |
||
Демонстрирует на экране синоптическую карту Камчатского края с прогнозом погоды на дату проведения урока. - Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? Учитель открывает обратную сторону доски, на которой записана тема урока «Прогноз погоды». - Что вы уже знаете о прогнозе?
- Отметьте, пожалуйста, на рисунке термометра тот уровень, который соответствует вашим знаниям о прогнозе погоды.
- Что бы вам хотелось узнать нового по этой теме? Учитель корректирует ответы (цели) учащихся и прикрепляет к доске заранее приготовленные листы А4 с целями урока (Приложение 2) - Что поможет нам в достижении этих целей? |
- О прогнозе погоды - Из уроков географии 6 класса мы знаем, что такое прогноз погоды, для чего он нужен, какие сведения необходимы для его составления, какие приборы используют для составления прогноза. Отмечают на изображении термометра линию выше 0С
- Кто и как составляет прогноз для Камчатского края? - С какого времени ведутся постоянные наблюдения за погодой на территории нашего края? - Как называется служба, которая обрабатывает данные наблюдения за погодой и составляет прогноз для Камчатского края? - Как фиксируются результаты наблюдения? - Для чего обрабатывают данные о погоде каждого месяца и систематизируют эти сведения? - А можем ли мы обработать данные календаря погоды, который заполняли на протяжении всего месяца? - Учебник, наблюдения за погодой, общение между собой, с родителями, информация в Интернете и других источниках |
Личностные УУД: мотивация учения, смыслообразования («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на этот вопрос), нравственно-этического оценивания
|
3. Процессуально-содержательный этап |
||
- Предвидя желание больше узнать, я попросила вашего одноклассника приготовить сообщение по теме нашего урока.
- На какие вопросы вы уже получили ответы, прослушав выступление вашего товарища?
- Какой цели мы ещё не достигли?
Я предлагаю вам поработать сегодня синоптиками и обработать данные календаря погоды за март. Работать будем по инструктивной карточке (Приложение 3). Время выполнения работы – 25 минут Демонстрирует на экране верно выполненные диаграммы (см. документ «Эталон») |
Слушают выступление учащегося с дополнительной информацией к теме урока (2-3 мин.)
- С какого времени ведутся постоянные наблюдения за погодой на территории нашего края? - Как называется служба, которая обрабатывает данные наблюдений за погодой и составляет прогноз для Камчатского края? - Как фиксируются результаты наблюдения? - Для чего обрабатывают данные о погоде каждого месяца и систематизируют эти сведения? - Хотели попробовать обработать данные календаря погоды за март
Изучают содержание инструктивных карточек, распределяют функции, выполняют задания.
Учащиеся сравнивают свою работу с эталоном. (Самопроверка) Учащиеся оценивают свою деятельность по алгоритму: 1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель задания). 2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью). 3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки). 4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс). 5. Какую себе поставишь отметку? |
Личностные УУД: развитие интереса к профессии синоптика, метеоролога, воспитание любви к своей малой родине, к её истории
Коммуникативные УУД: развитие навыков сотрудничества, толерантного отношения к чужому мнению, освоение основных социальных ролей и правил. Развитие умений работы с современными средствами передачи информации – ИКТ-технологиями Личностные УУД: развитие инициативности Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, выделение необходимой информации, её количественных и качественных характеристик
Регулятивные УУД: работать по инструктивной карточке, определять последовательность выполнения работы, в соответствии с критериями оценивания. Регулятивные УУД: сравнение выполненной работы с образцом, умение оценивать степень успешности своей деятельности, осознавать причины успеха или неуспеха, находить способы выхода из ситуации неуспеха |
4. Рефлексивный этап |
||
- Назовите тему нашего урока. - Какие цели к уроку мы ставили? - Каких целей мы достигли и что помогло в их достижении? - Каких целей не достигли, что помешало в их достижении? - Как вам работалось в группе? - По какому принципу вы договорились о распределении функций? - Какие трудности возникли при распределении функций? - Что вы узнали нового на уроке? - Чему научились? - Понравилась ли такая форма работы? - Возникли ли у вас вопросы на будущее? - Как вы оцениваете свою работу на уроке? - Отметьте, пожалуйста, на рисунке термометра тот уровень, который теперь соответствует вашим знаниям о прогнозе погоды. |
Учащиеся дают связные ответы на вопросы учителя Отмечают на изображении термометра линию, соответствующую, по их мнению, уровню знаний. |
Коммуникативные УУД: развитие навыков сотрудничества Познавательные УУД: активизация мышления на основе сравнения Личностные УУД: формирование нравственно-эстетического отношения к результатам обучения
|
5. Домашнее задание (по выбору): 1. На основе текста пособия Л.А. Сахно «География Камчатской области» (с. 50 – 53) составить рассказ о климате Камчатского края по плану: - климатообразующие факторы, определяющие климат нашего края. - распределение температуры на территории края. - распределение атмосферных осадков на территории края. - влияние климата на условия проживания человека на территории нашего края. 2. Составить кроссворд (чайнворд) по теме «Климат Камчатского края». 3. Написать мини-сочинение «Моё любимое время года». 4. Составить памятку о правилах поведении человека на Камчатке при экстремальных погодных условиях. Сделать подборку пословиц, стихов, песен, народных примет о погоде Камчатки. |
Познавательные УУД: развитие логического мышления, внимательности, наблюдательности, способности анализировать и преобразовывать информацию. Регулятивные УУД: умение соблюдать меры безопасности в случае стихийных явлений, связанных с погодными условиями Личностные УУД: воспитание эмоционально-ценностного отношения к родной природе |
Приложение 1
Термометр tС |
||
50 |
50 |
|
40 |
40 |
|
30 |
30 |
|
20 |
20 |
|
10 |
10 |
|
0 |
0 |
|
10 |
10 |
|
20 |
20 |
|
30 |
30 |
|
40 |
40 |
|
50 |
50 |
Приложение 2
Цели урока (каждая из них напечатана на отдельном листе А4):
- Кто и как составляет прогноз для Камчатского края?
С какого времени ведутся постоянные наблюдения за погодой на территории нашего края?
- Как называется служба, которая обрабатывает данные наблюдения за погодой и составляет прогноз для Камчатского края?
- Как фиксируются результаты наблюдения?
- Для чего обрабатывают данные о погоде каждого месяца и систематизируют эти сведения?
- А можем ли мы обработать данные календаря погоды, который заполняли на протяжении всего месяца?
Приложение 3
Инструктивная карточка
Задание №1. Для составления графика хода температуры в программе «Microsoft Exсel» открываем «Лист 1». Заполняем на основе своих данных таблицу «Календарь погоды». Выделяем строчку с температурой. Выбираем команду «Вставка» - «Диаграмма» - «График» - «Далее», подписываем название диаграммы и осей « Готово».
Задание № 2. Чтобы высчитать среднемесячную температуру, нужно выделить за пределами таблицы «Календарь погоды» пустую ячейку, далее выбрать команду «Вставка» - «Функция» - «Среднее значение», в верхней строке появившегося окна выбираем числовой диапазон данных из строки «Температура» - таблицы «Календарь погоды» - «ОК».
Дополнительный вопрос. Вы знаете, что в сентябре и марте угол падения солнечных лучей на широте г. Петропавловска-Камчатского одинаков. Тогда почему у нас в сентябре намного теплее, чем в марте?
Задание № 3. Для составления графика «Роза ветров» в программе «Microsoft Exсel» составляем таблицу:
Направление ветра |
Кол-во дней |
северный |
|
северо-восточный |
|
восточный |
|
юго-восточный |
|
южный |
|
юго-западный |
|
западный |
|
северо-западный |
Затем выбираем команду «Вставка» «Диаграмма» «Лепестковая» «Далее», подписываем название диаграммы и осей « Готово».
Задание № 4. Для составление графика «Диаграмма облачности» посчитаем количество дней с разным видом облачности и в программе «Microsoft Exсel» составим таблицу:
Облачность |
Кол-во дней |
пасмурно |
|
переменная |
|
незначительная |
|
ясно |
Затем выбираем команду «Вставка» - «Диаграмма» - «Гистограмма»- «Далее» подписать название диаграммы и осей « Готово».
После окончания практической работы сохраняем полученные данные, для чего на Рабочем столе создаем папку «Практическая работа по географии. Фамилия, имя учеников, выполнявших работу». В этой папке сохраняем документ для проверки.
Критерии оценивания
Правильность выбора диапазона данных для построения диаграмм.
Наглядность типа диаграммы.
Оформление диаграммы (подписи данных, легенда, заголовок и т.д.)
Литература
- Баринова, И.И. География. Природа России : 8 класс. – М. : Дрофа, 2008.
- География Камчатской области/ под общ. ред. В.И. Волкова, - Петропавловск-Камчатский : Камчаткнига, 1994. -270 с.
- Ермаков, Л.Е. География Камчатской области. - Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное кн. изд-во, Камчатское отд., 1974. – 96 с.
- Кондратюк, В.И. Климат Камчатки. – М. : Гидрометеоиздат, 1994. – 204 с.
- Наймушина, Т.А. География Камчатки : методическое пособие. Петропавловск-Камчатский : Дальневосточное кн. изд-во, Камчатское отд., 2007.
- Люби и знай свой край : атлас - М., 1995.