Урок по литературному чтению «Характеристика героев в сказке А.М. Горького "Самовар"» (3класс)
Технологическая карта урока литературного чтения
Предмет: литературное чтение, 3 класс
Учебник (УМК): автор: Матвеева Е.В., система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Тема урока: «Характеристика героев в сказке А.М. Горького «Самовар»
Цель урока: Составление характеристики героев произведения А.М. Горького «Самовар» для дальнейшего ее использования при выразительном чтении и инсценировке сказки.
Задачи:
развивать умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям;
развивать умение ставить перед собой цель, принимать решения;
развивать умение самостоятельно находить выход из нестандартной ситуации;
развивать умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться;
систематизировать знания учащихся
учить оценивать характер персонажей, настроение.
Планируемые результаты:
Личностные:
формирование навыков сотрудничества: готовность открыто выражать свою позицию на уроках;
формирование учебной мотивации, адекватной самооценки, осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат.
Предметные:
развитие устной речи;
образное и логическое мышление;
систематизация знаний учащихся;
умение оценивать героев по их поступкам, словам.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
формирование умения осуществлять действие по плану;
оценивание процесса и результата деятельности.
Познавательные УУД:
подведение под понятие на основе выделения существенных признаков;
осуществление смыслового выразительного чтения;
выполнение предложенных заданий с опорой на знания и умения;
работа с источником информации.
Коммуникативные УУД:
формирование умения слышать и слушать;
вести устный диалог; чтение по ролям;
сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач;
адекватно оценивать себя, работу других учеников.
Тип урока: «открытие» нового знания (изучение нового материала).
Оборудование урока: компьютер, проектор, раздаточный материал.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
Организационный момент |
Создает эмоциональный настрой. Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем думать, рассуждать, И друг другу помогать. Поприветствуем гостей, - Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками. Шапка для размышлений «Надеть шапку» - дети должны «мягко завернуть» уши от верхней точки до мочки 3 раза. Это помогает им слышать резонирующий звук своего голоса, когда они говорят или поют. Кулак – ребро - ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произнося их вслух или про себя. |
Настраиваются на работу.
Дети выражают степень заинтересованности. |
Личностные: самоопределение (мотивация учения). Коммуникативные УУД: слушать учителя, взаимодействовать с одноклассниками. |
Актуализация знаний |
- Мы продолжаем вместе с вами изучение раздела «И сразу стало всё не так…» Давайте вспомним, с какими произведениями и авторами мы уже познакомились? - Что их объединяет?
- Мне нужна ваша помощь. Помогите, пожалуйста, расшифровать анаграммы. Может кто-то напомнит, что это такое? (Анаграмма - это перестановка букв в слове, дающая новое слово.) РВАНИНЕСЕ ПЕТИТЭ ЕНИЛОТИРОВЕЦИ - Молодцы, а что объединяет эти слова? - Верно, это изобразительные средства или приёмы, которые помогают автору создавать образы в произведениях. - Подберите для каждого приёма нужную модель. Какой приём чаще всего встречается в произведениях данного раздела? |
Раскрашивают, соединяя цитату с названием и автором.
- Все герои в произведениях сказочные, используется много олицетворений. У каждого героя свой характер. |
Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы. Познавательные УУД: осознанно строить речевое высказывание. |
Целеполагание |
- Отгадайте загадку. Руки в боки, как начальник, Раньше всех на стол встает. Сам себе плита и чайник. Сам заварит. Сам нальет. - Да, это самовар. В старину говорили: «В моей хате печка – матушка, а самовар – батюшка». Мы с вами познакомились с произведением А.М. Горького «Самовар». И сегодня мы продолжим работу над этим произведением. - Давайте посмотрим презентацию. Как думаете, в чём она может нам помочь? - В этой презентации мы с Вами видим иллюстрации к произведению, с которым мы работаем в исполнении разных художников. Что общее можно увидеть на всех изображениях? Что кажется Вам интересным?
- Совершенно верно. Автор произведения использует один прием для создания художественного образа своих героев. Как вы думаете, какой это прием?
- А что Вы, ребята, ждёте от сегодняшнего урока? - Что необходимо, для того, чтоб у нас все получилось? |
Дети просматривают презентацию, в которой представлены иллюстрации к произведению Горького «Самовар». - Мы поймём цель сегодняшнего урока. - Особенностью всех иллюстраций является то, что герои нарисованы с глазами, улыбками, ушами и другими признаками, свойственными животным или людям. Иллюстрации забавные. - Автор использует олицетворение. Поэтому и художники изображают героев произведения живыми.
|
|
Обсуждение и решение проблем. |
- Когда автор использует прием олицетворения, он неживым предметам придает свойства живых. А в нашем случае, автор сравнивает героев произведения с людьми. Как Вы думаете, только внешние признаки, которые мы можем наблюдать на иллюстрациях, натолкнули автора на мысль использовать олицетворение? |
- Не только внешние признаки. Наши герои ведут диалог, общаются, как и люди.
|
|
Решение учебных задач. |
- Исходя из того, что мы уже знаем о произведении «Самовар», к какому жанру вы могли бы отнести это произведение? Это рассказ? - Правильно! Очень интересно выяснить, а почему автор написал это произведение именно так? Как Вы думаете? - Чтобы лучше понять героев, нам необходимо более внимательно прочитать текст. Что нам в этом поможет?
- Ребята, на ваших столах у каждой группы есть таблица, которую Вы должны заполнить цитатами из текста. С помощью данной таблицы мы с вами составим характеристику каждого из героев. Обратите внимание, что цитаты вы должны распределить по нескольким категориям: внешний вид, речь, черты характера. - Эту работу вы будете выполнять в группе. У каждой из семи групп есть капитан, он и будет заносить все цитаты, найденные членами группы в табличку. Кто из Вас ребята, напомнит мне, как мы работаем в группе? - Начинайте выполнять работу. После того, как закончите заполнение таблицы, поднимите руку и подайте знак учителю.
|
- Это произведение похоже на сказку. Но, в нем есть и стихотворные строки. - Для того, чтобы мы лучше могли понять героев и все, что происходит в этой сказке. - Необходимо читать выразительно, обращать внимание на все изобразительные средства, которые использует автор, чтобы понять характер наших героев. Дети знакомятся с формой таблицы, с которой будут работать в группе. - Разговаривать во время обсуждения мы должны вполголоса, не выкрикивать, уважать друг друга и слушать мнение каждого члена группы. Дети выписывают краткие цитаты из текста произведения и распределяют их по категориям. Класс (28 человек) поделен на 7 групп. В группе по четыре человека. Каждая группа работает над отдельным героем: Самовар, Чайник, Сахарница, Сливочник, Тушилка, Кружки. Анализ кружек дан ребятам, в которых работают более слабые ученики. Соединив плоды работы каждой группы воедино, мы получим более подробную характеристику героев. |
|
Физкультминутка |
|
|
|
Контроль знаний, обратная связь. Итог урока
|
- На левой половине доски, ребята, вы видите таблички, где представлены все герои произведения. Начиная с главного героя самовара – на доске мы с вами составим общую картину, происходящую на кухне. А так же попытаемся выяснить характер каждого героя. Пока командиры команды представляют работу своей группы, вы должны дополнить свои таблицы и внести туда основные цитаты, которые более ярко характеризуют героя. Я буду делать это на доске. |
Капитан команды зачитывает цитаты из текста в соответствии с категориями, представленными в таблице, называя качество или черту характера, которую иллюстрирует автор в озвученных строках. Учитель выносит самые удачные находки учеников на доску, для того чтоб класс мог заполнить колонки таблицы по всем героям. |
|
Рефлексия
|
- Ребята, мы хорошо поработали и получили характеристику всех героев. Как думаете для чего нам это необходимо?
- А как вы думаете, теперь мы сможем не только красиво прочитать, но и изобразить героев этого произведения? - Прекрасная идея, которую мы обязательно воплотим в жизнь, на следующих уроках. - Как вы сегодня поработали на уроке? Узнали ли вы что-то новое? - Предлагаю вам составить синквейн, посвящённый нашему главному герою – самовару. А теперь раскрасьте самовар нужным цветом: Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке. Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно. Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов. - Я предлагаю вам оценить свою работу при помощи баранок.
- Послушайте одну притчу. Шёл мудрец и встретил 3 работников. « Что ты сегодня делал?» - спросил он каждого. Первый ответил:- «Я целый день таскал ненавистные камни». Второй ответил:- «Я немного устал, но добросовестно выполнял свою работу». Третий ответил:- «Сегодняшняя работа принесла мне радость и большое удовлетворение». - Кто из вас на уроке был первым работником, вторым работником, третьим работником? |
- Для того, чтобы мы могли выразительно читать сказку «Самовар», и наш слушатель понимал сразу каковы наши герои. - Да, теперь мы можем даже разыграть сценку на основе сказки.
Дети заполняют шаблон синквейна.
Дети выбирают баранки, нанизывают их на веревочки. Маленькая – неудовлетворён своей работой. Средняя – могу работать лучше. Большая – мне понравилась моя работа. После того, как каждая группа оценила себя, капитаны групп выходят к доске и надевают ожерелье из баранок на шею, чтобы все могли увидеть результат их работы. |
|
Домашнее задание |
Формулировка: Нарисовать рисунок к сказке «Самовар». Комментарий: Так, как у нас с вами ребята, в дальнейших планах инсценировка этого произведения, в рисунке вы должны отразить характер героев. Необходимо расположить наших героев на листке бумаги, будто на кухонном столе. Подумать, кого бы вы поставили в центр? Расположите лист формата А4 горизонтально и представьте, что его плоскость - это стол, на котором собрались все наши герои. |
Дети записывают домашнее задание в дневник.
|
|
|
Пусть книги друзьями заходят в дома, Читайте всю жизнь, набирайтесь ума. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет, Пусть добрым будет ум у вас. А сердце будет умным. |
|
|
Приложения (для распечатки)
Актуализация знаний (раскрасить одним цветом, используя 6 карандашей: цитату, название произведения и автора)
|
|
Эпиграф урока (на доску)
Строчка за строчкой,
Фраза за фразой –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Откроется самая главная мысль!
Карточки (средства выразительности): эпитет, сравнение, олицетворение
Таблица характеристик героев (для групп)
Самовар |
Чайник |
Сливочник |
Сахарница |
Тушилка |
Чашки* |
Чашки* |
Внешний вид: |
Внешний вид: |
Внешний вид: |
Внешний вид: |
Внешний вид: |
Внешний вид: |
Внешний вид: |
Речь: |
Речь: |
Речь: |
Речь: |
Речь: |
Речь: |
Речь: |
Черты характера: |
Черты характера: |
Черты характера: |
Черты характера: |
Черты характера: |
Черты характера: |
Черты характера: |
*Две группы, в которые входят «слабые» ученики, работают над характеристикой чашек.
Заполненная таблица характеристик героев
Самовар |
Чайник |
Сливочник |
Сахарница |
Тушилка |
Чашки |
Внешний вид: пузатый самовар, кран у него отпаялся и повис, как нос у пьяного, одна ручка тоже вывихнулась, развалился самовар на кусочки |
Внешний вид: старенький, с трещиной на боку |
Внешний вид: Синий сливочник, из которого вылили все сливки, горбатенький с одной ручкой, отколов ручку у сливочника |
Внешний вид: Пустая, стеклянная, была толстая, широкая |
Внешний вид: чумазая тушилка |
Внешний вид:
|
Речь: смотрел горячо распевая, фыркает паром и ворчит, форсисто фыркая, раскалился и гудит, всё ещё бормотал |
Речь: шипит, подзадоривая, зашипел чайник, шипит своё, Заворчал чайник
|
Речь: всегда говорил что-нибудь печально, невесело сказал сливочник
|
Речь: ответила сахарница сладеньким голосом
|
Речь: зазвенела, «Дзинь!», бормочет
|
Речь: Хохочут и поют, давай дребезжать и звенеть |
Черты характера: кипятился, хвастаясь (хвастун), считал себя умницей, красавцем, «Фух, как я могуч!», храбрился и гудел |
Черты характера: любил дразнить самовар, начинал закипать, кипели, мешая спать всем, чайник дразнит |
Черты характера: господин унылого характера |
Черты характера: «Да, их болтовня |
Черты характера: испугалась и звенит, Тушилка обрадовалась, тушилка, испугавшись, откатилась |
Черты характера: ничего не боясь, хохочут, «мы скромные чашки», « мы привыкли ко всему!» |