Урок химии в 8 классе. «_____»____________________ 20____ г.
Реакции обмена.
Цель. Дать представление о реакциях обмена.
Задачи:
Образовательные: сформировать понятие «реакции обмена», как реакции идущие между сложными веществами; дать понятие «реакции нейтрализации», как частный случай реакций обмена; выявить условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
Развивающие: развивать умения записывать уравнения реакций по аналогии; определять условия протекания реакций обмена; применять умения записывать формулы веществ; развивать химический язык; развивать умения определять тип химической реакции по уравнению химической реакции
Воспитательные: воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Оборудование и реактивы: хлорид железа (III), гидроксид натрия, фенолфталеин, соляная кислота, карбонат калия
Ход урока.
Орг. момент.
Проверка домашнего задания.
Какие реакции называют реакциями замещения? Сравните их с реакциями соединения и разложения.
Даны металлы: магний, олово, серебро, цинк, алюминий, медь, ртуть. Укажите формулы тех металлов, с которыми может взаимодействовать соляная кислота.
Даны металлы: калий, цинк, железо, свинец, барий, серебро, марганец, золото. Укажите формулы тех металлов, с которыми будет взаимодействовать хлорид меди ().
Упр. 2 стр. 164
Письменная работа.
1 вариант.
Допишите реакции, расставьте коэффициенты, укажите тип реакции.
Al + S →
Fe2O3 + H2→Fe + ...
H2CO3 →CO2 + H2O
Ca + HCl→ ... + ....
Решите задачу. Рассчитайте объем водорода (н.у.), который образуется при взаимодействии 2 моль алюминия с соляной кислотой.
2 вариант.
Допишите реакции, расставьте коэффициенты, укажите тип реакции.
Ba + O2→
Al + HCl→ ... + ...
MnO2 + Al→ Al2O3+ ...
CaCO3→CaO + CO2
Решите задачу. Рассчитайте объем водорода (н.у.), который образуется при взаимодействии 2 моль цинка с соляной кислотой.
Изучение новой темы.
Познакомимся с последним типом реакций по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции.
На стр. 165 найдите определение «реакции обмена».
Как вы считаете, какие вещества (простые или сложные) являются исходными веществами реакции обмена?
Как вы считаете, какие вещества (простые или сложные) являются продуктами реакции обмена?
Демонстрационный опыт. В пробирку нальем раствор щелочи, а затем добавим хлорид железа (III). Выпадает осадок коричневого цвета – гидроксида железа (III). Укажите признак химической реакции. Запишем уравнение данной реакции.
3NaOH + FeCl3→Fe(OH)3↓+ 3NaCl
Демонстрационный опыт.В пробирку нальем раствор щелочи, а затем добавим фенолфталеин и прильем раствор соляной кислоты. Укажите признаки химической реакции. Составим уравнение данной химической реакции.
NaOH + HCl→NaCl + HOH
Почему раствор сначала стал малиновым, а затем обесцветился? Какие вещества образовались в результате реакции?
Демонстрационный опыт.В пробирку нальем раствор карбоната натрия, а затем прильем раствор соляной кислоты. Укажите признак химической реакции. Запишем уравнение данной реакции.
Na2CO3 + 2HCl→2NaCl + H2O + CO2↑
Мы с вами рассмотрели три признака химических реакций. Еще раз перечислим их. Эти признаки указывают на то, что реакции ионного обмена идут до конца (обратить внимание на таблицу растворимости).
На стр. 166 найдите определение реакции нейтрализации. Из приведенных опытов встретилась нам реакция нейтрализации? Укажите ее.
Упражнения.
Составьте уравнения реакций, укажите их тип по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции».
NaOH + HCl→
LiOH + H3PO4→
Fe(NO3)3 + KOH→
Na2CO3 + HCl→
Al2(SO4)3 + Ba(NO3)2 →
Допишите уравнения реакций и укажите их тип по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции».
K2O + N2O5→ KNO3
Fe2O3 + C→ Fe + CO
Fe2O3 + HCl→
Fe(OH)3→ Fe2O3 + H2O
Al(OH)3 + H2SO4→
N2O5 + H2O →HNO3
NH4Cl →NH3 + HCl
Al + H2SO4→
Домашнее задание.§32 упр. 3 стр. 168