Урок химии в 9 классе «Получение металлов»

1
0
Материал опубликован 25 January 2020

9 класс

Урок №8.

Дата __________________________

Тt1579949346aa.jpg ема урока: Получение металлов.

Автор, разработчик: Учитель Талицких М.В. МБОУ СОШ ст.Луковской им.С.Г.Астанина Моздокского р-на РСО-Алания

Предмет: Химия

(рабочая программа составлена на основе ФГОС, авторской программы по химии О.С.Габриеляна и ориентирована на использование учебника «Химия. 9 класс» Габриелян О.С. – М.: Дрофа, 2013г)

Класс: 9 класс

Тип урока:

По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;

По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;

По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.

Продолжительность урока: 1 урок по 40 минут.

Технология: развивающее обучение, технология критического мышления, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.

Цели урока.

Обучающие:

Познакомить учащихся с природными соединениями металлов и с самородными металлами;

Дать понятие о рудах и металлургии;

Рассмотреть такие ее разновидности, как пиро-, гидро- и электрометаллургия, металлотермия.

Развивающие:

Закрепить умение находить степени окисления;

Развитие познавательной активности учащихся, вырабатывать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, объяснять ход эксперимента;

Формирование основных учебных компетенций: учебной, коммуникативной, личностной;

Развивать умения мыслить нестандартно, творчески;

Воспитательные:

Воспитывать коммуникативные качества, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в паре;

Ориентирование учащихся на здоровый образ жизни;


Формирование правильной самооценки учащихся;

Воспитание потребности в знаниях, повышения познавательных интересов, привитие интереса к химии.

Здоровьесберегающие технологии: следить за осанкой учащихся; проводить упражнения для снятия напряжения глаз; проветривание помещения.

Методы – см в Приложении

Основной: проблемно-поисковый

Средства обучения:

1) учебник «Химия. 9 класс» Габриелян О.С. – М.: Дрофа, 2013г.

2) мультимедийный проектор, экран, компьютер, колонки, видеосюжеты («Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов»), таблица химических элементов.

3) на столах учащихся –тетрадь, в которой учащиеся делают записи в течении всего урока.

4) химические реактивы для лабораторного опыта.

Формирование УУД- см в Приложении:

Предметные:

П 1: Знать характерные свойства амфотерных элементов, их соединений;

П 2: Иметь представление о решении задач нового типа;

П 3: анализ и синтез информации;

Деятельность учащихся – см в Приложении

Ход урока (см. технологическую карту).


Технологическая карта урока

Содержание

ДУ

Методы

УУД

I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Звенит звонок и учащиеся готовятся к уроку.

Приветствие учителя. (Ответ учащихся)
Учитель организует работу учащихся на уроке.


ДУ 1


Д 1


Л4

Р1

II. Актуализация имеющихся знаний учащихся


Проверка д/з:

Варианты 2-4 стр. 95 – по вариантам на листочках.

t1579949346ab.gif

упр.5

0 +1 +5 -2 +2 +5 -2 0 +1 -2

5Ca + 12HNO3 = 5Ca(NO3)2 + N2 + 6H2O

0 +2

восстановитель Ca - 2 ē → Ca 10 5 окисление

+5 0

окислитель 2N + 10 ē → N2 2 1 восстановление

упр.7

0 +1 +6 -2 +2 +6 -2 +1 -2 +1 -2

4Zn + 5H2SO4 = 4ZnSO4 + H2S + 4H2O

(конц)

0 +2

восстановитель Zn - 2 ē → Zn 8 4 окисление

+6 -2

окислитель S + 8 ē → S 2 1 восстановление






ДУ19







Д 6


Д 4


К1


К6


Л4


Л3

III. Постановка учебной задачи, формулировка темы урока и целей.

Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока.

И наша тема урока? – Получение металлов.

Запишем число и тему в тетрадь.


ДУ 3


ДУ 9



Д 5



К1

М1


IV. Объяснение нового материала

1. Ме в природе

2. Самородные ме – Cu, Ag, Au

3. Минералы, горные породы, руды

Руда- это минерал, в котором ме находится в количествах, пригодных для получения чистого ме в промышленности.

Fe2O3 – красный железняк

PbS – свинцовый блеск

ZnS – цинковая обманка и др.


4. Получение металлов

Металлургия – наука о производстве ме и сплавов и их обработке.

1)Пирометаллургия (определение в учебнике) в тетрадь

(высокая t-ра; восстановители С, СО, Н2, Mg, Al)

+4 -2 0 0 +2 -2

а) углеродом SnO2 + C = Sn + CO

t1579949346ac.gif4 ē

б) оксидом углерода (IV)

+2 -2 +2 -2 0 +4 -2

FeO + CO = Fe + CO2

t1579949346ac.gif2 ē

в) водородотермия (определение в учебнике) в тетрадь

+6 -2 0 0 +1 -2

WO + 3H2 = W + 3H2O

t1579949346ac.gif6 ē


г) магнийтермия (определение в учебнике) в тетрадь

+4 -1 0 0 +2 -1

TiCl4 + 2Mg = Ti + 2MgCl2

t1579949346ac.gif4 ē

е) алюмотермия (определение в учебнике) в тетрадь

+4 -2 0 0 +3 -2

MnO2 + 4Al = Mn + 2Al2O3

t1579949346ac.gif12 ē


2) Гидрометаллургия (определение в учебнике) в тетрадь

I стадия – получение раствора соли данного металла:

CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O

II стадия – вытеснение более активным металлом (или электролизом):

Fe + CuSO4 = Cu + FeSO4


3) Электрометаллургия – восстановление ме в процессе электролиза растворов или расплавов их соединений.




ДУ 6











ДУ10








ДУ 11











ДУ 8



ДУ10





ДУ 8



ДУ10




ДУ 6


ДУ10





Д 6



О



Д 1































Д 3















Л1


Л4


Л5
















Р1


Р2


Р4


П3


М4

V. Повторение, закрепление и проверка изученного материала

упр.6 стр. 81

Дано: Решение:

m(руды) = 120т 15кмоль n

ώ(Cu2S) = 20% Сu2S + 2O2 = 2СuO + SO2

η = 90% 1кмоль 2 кмоль

mпрак (Cu) - ?

30 кмоль n

2СuO + C = 2Сu + CO2

2кмоль 2 кмоль

m (Cu2S) = t1579949346ad.gif = 24т

n(Cu2S) = t1579949346ae.gif = 15кмоль

n(CuО) = 15кмоль ∙ 2 = 30 кмоль

n(Cu) = n(CuО) = 30 кмоль (теор)

n(прак) = t1579949346af.gif =27кмоль (Cu)

m(прак) = 27кмоль ∙ 64 кг/кмоль =1728 кг (Cu)

Ответ: m(прак) = 1728 кг (Cu)

ДУ 12





Д 4

Д 6


Л2

Р3

Р4

Р5

К3П3

VI. Рефлексия

-Как вы оцениваете свою работу на уроке?

(Мнение учителя о работе каждого из отвечающих.)

Дополните предложение высказав своё мнение об уроке

Сt1579949346ag.gif егодня на уроке …. Было легко…

Я узнал Мне понравилось

Я научился Не понравилось

Было сложно Меня удивило


ДУ20



ДУ22





Д 5



Р6


М6

VII. Д/з

§ 12, упр.6 стр. 81 (если в классе не успели), Радецкий стр.94 вар 2

Спасибо за урок!!!

ДУ23


Л5

Р7

Список использованной литературы


1. О.С.Габриелян «Химия 9 класс – изд. «Дрофа». 2014 г.

2. А.М.Радецкий «Дидактический материал по химии 8-9 класс» – М.: «Просвещение», 2011 г.

Видео – самородки в алмазном фонде

https://ok.ru/video/7031227817

https://yandex.ru/video/preview?filmId=454721403129317798&text=%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%B8%20%D0%B2%20%D0%B0%D0%BB%D0%BC%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%B5%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE&noreask=1&path=wizard&parent-reqid=1569657819802236-1112098523187858209400103-sas1-7051



Коррозия ме

https://www.youtube.com/watch?v=ScFhqgX0Zak



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.