Урок химии в 9 классе «Получение металлов»
9 класс
Урок №8.
Дата __________________________
Т ема урока: Получение металлов.
Автор, разработчик: Учитель Талицких М.В. МБОУ СОШ ст.Луковской им.С.Г.Астанина Моздокского р-на РСО-Алания
Предмет: Химия
(рабочая программа составлена на основе ФГОС, авторской программы по химии О.С.Габриеляна и ориентирована на использование учебника «Химия. 9 класс» Габриелян О.С. – М.: Дрофа, 2013г)
Класс: 9 класс
Тип урока:
По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;
По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;
По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.
Продолжительность урока: 1 урок по 40 минут.
Технология: развивающее обучение, технология критического мышления, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
Цели урока.
Обучающие:
Познакомить учащихся с природными соединениями металлов и с самородными металлами;
Дать понятие о рудах и металлургии;
Рассмотреть такие ее разновидности, как пиро-, гидро- и электрометаллургия, металлотермия.
Развивающие:
Закрепить умение находить степени окисления;
Развитие познавательной активности учащихся, вырабатывать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, объяснять ход эксперимента;
Формирование основных учебных компетенций: учебной, коммуникативной, личностной;
Развивать умения мыслить нестандартно, творчески;
Воспитательные:
Воспитывать коммуникативные качества, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в паре;
Ориентирование учащихся на здоровый образ жизни;
Формирование правильной самооценки учащихся;
Воспитание потребности в знаниях, повышения познавательных интересов, привитие интереса к химии.
Здоровьесберегающие технологии: следить за осанкой учащихся; проводить упражнения для снятия напряжения глаз; проветривание помещения.
Методы – см в Приложении
Основной: проблемно-поисковый
Средства обучения:
1) учебник «Химия. 9 класс» Габриелян О.С. – М.: Дрофа, 2013г.
2) мультимедийный проектор, экран, компьютер, колонки, видеосюжеты («Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов»), таблица химических элементов.
3) на столах учащихся –тетрадь, в которой учащиеся делают записи в течении всего урока.
4) химические реактивы для лабораторного опыта.
Формирование УУД- см в Приложении:
Предметные:
П 1: Знать характерные свойства амфотерных элементов, их соединений;
П 2: Иметь представление о решении задач нового типа;
П 3: анализ и синтез информации;
Деятельность учащихся – см в Приложении
Ход урока (см. технологическую карту).
Технологическая карта урока
Содержание | ДУ | Методы | УУД |
I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент | |||
Звенит звонок и учащиеся готовятся к уроку. Приветствие учителя. (Ответ учащихся) | ДУ 1 | Д 1 | Л4 Р1 |
II. Актуализация имеющихся знаний учащихся | |||||
Проверка д/з: Варианты 2-4 стр. 95 – по вариантам на листочках.
упр.5 0 +1 +5 -2 +2 +5 -2 0 +1 -2 5Ca + 12HNO3 = 5Ca(NO3)2 + N2 + 6H2O 0 +2 восстановитель Ca - 2 ē → Ca 10 5 окисление +5 0 окислитель 2N + 10 ē → N2 2 1 восстановление
упр.7 0 +1 +6 -2 +2 +6 -2 +1 -2 +1 -2 4Zn + 5H2SO4 = 4ZnSO4 + H2S + 4H2O (конц) 0 +2 восстановитель Zn - 2 ē → Zn 8 4 окисление +6 -2 окислитель S + 8 ē → S 2 1 восстановление | ДУ19 | Д 6 Д 4 | К1 К6 Л4 Л3 | ||
III. Постановка учебной задачи, формулировка темы урока и целей. | |||||
Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока. И наша тема урока? – Получение металлов. Запишем число и тему в тетрадь. | ДУ 3 ДУ 9 | Д 5 | К1 М1 | ||
IV. Объяснение нового материала | |||||
1. Ме в природе 2. Самородные ме – Cu, Ag, Au 3. Минералы, горные породы, руды
Fe2O3 – красный железняк PbS – свинцовый блеск ZnS – цинковая обманка и др. 4. Получение металлов
1)Пирометаллургия (определение в учебнике) в тетрадь (высокая t-ра; восстановители С, СО, Н2, Mg, Al) +4 -2 0 0 +2 -2 а) углеродом SnO2 + C = Sn + CO 4 ē
б) оксидом углерода (IV) +2 -2 +2 -2 0 +4 -2 FeO + CO = Fe + CO2 2 ē
в) водородотермия (определение в учебнике) в тетрадь +6 -2 0 0 +1 -2 WO + 3H2 = W + 3H2O 6 ē г) магнийтермия (определение в учебнике) в тетрадь +4 -1 0 0 +2 -1 TiCl4 + 2Mg = Ti + 2MgCl2 4 ē е) алюмотермия (определение в учебнике) в тетрадь +4 -2 0 0 +3 -2 MnO2 + 4Al = Mn + 2Al2O3 12 ē 2) Гидрометаллургия (определение в учебнике) в тетрадь I стадия – получение раствора соли данного металла: CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O II стадия – вытеснение более активным металлом (или электролизом): Fe + CuSO4 = Cu + FeSO4 3) Электрометаллургия – восстановление ме в процессе электролиза растворов или расплавов их соединений. | ДУ 6 ДУ10 ДУ 11 ДУ 8 ДУ10 ДУ 8 ДУ10 ДУ 6 ДУ10 | Д 6 О Д 1 Д 3 | Л1 Л4 Л5
Р1 Р2 Р4 П3 М4 | ||
V. Повторение, закрепление и проверка изученного материала | |||||
упр.6 стр. 81 Дано: Решение: m(руды) = 120т 15кмоль n ώ(Cu2S) = 20% Сu2S + 2O2 = 2СuO + SO2 η = 90% 1кмоль 2 кмоль mпрак (Cu) - ? 30 кмоль n 2СuO + C = 2Сu + CO2 2кмоль 2 кмоль
m (Cu2S) = = 24т n(Cu2S) = = 15кмоль n(CuО) = 15кмоль ∙ 2 = 30 кмоль n(Cu) = n(CuО) = 30 кмоль (теор) n(прак) = =27кмоль (Cu) m(прак) = 27кмоль ∙ 64 кг/кмоль =1728 кг (Cu)
Ответ: m(прак) = 1728 кг (Cu) | ДУ 12 | Д 4 Д 6 | Л2 Р3 Р4 Р5 К3П3 | ||
VI. Рефлексия | |||||
-Как вы оцениваете свою работу на уроке? (Мнение учителя о работе каждого из отвечающих.) Дополните предложение высказав своё мнение об уроке С егодня на уроке …. Было легко… Я узнал Мне понравилось Я научился Не понравилось Было сложно Меня удивило | ДУ20 ДУ22 | Д 5 | Р6 М6 | ||
VII. Д/з | |||||
§ 12, упр.6 стр. 81 (если в классе не успели), Радецкий стр.94 вар 2 Спасибо за урок!!! | ДУ23 | | Л5 Р7 |
Список использованной литературы
1. О.С.Габриелян «Химия 9 класс – изд. «Дрофа». 2014 г.
2. А.М.Радецкий «Дидактический материал по химии 8-9 класс» – М.: «Просвещение», 2011 г.
Видео – самородки в алмазном фонде
https://ok.ru/video/7031227817
Коррозия ме
https://www.youtube.com/watch?v=ScFhqgX0Zak