Урок химии на тему «Вода» (9 класс)
9 класс
Урок №21.
Дата __________________________
Тема урока: Вода.
Автор, разработчик: Учитель Талицких М.В. МБОУ СОШ ст.Луковской им.С.Г.Астанина Моздокского р-на РСО-Алания
Предмет: Химия
(рабочая программа составлена на основе ФГОС, авторской программы по химии О.С.Габриеляна и ориентирована на использование учебника «Химия. 9 класс» Габриелян О.С. – М.: Дрофа, 2013г)
Класс: 9 класс
Тип урока:
По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;
По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;
По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.
Продолжительность урока: 1 урок по 40 минут.
Технология: развивающее обучение, технология критического мышления, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
Цели урока.
Обучающие:
Дать представление о роли воды в химии;
ознакомить учащихся со свойствами воды (физическими и химическими);
Развивающие:
Развитие познавательной активности учащихся, вырабатывать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, объяснять ход эксперимента;
Формирование основных учебных компетенций: учебной, коммуникативной, личностной;
Развивать умения мыслить нестандартно, творчески;
Воспитательные:
Воспитывать коммуникативные качества, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в паре;
Ориентирование учащихся на здоровый образ жизни;
Формирование правильной самооценки учащихся;
Воспитание потребности в знаниях, повышения познавательных интересов, привитие интереса к химии.
Здоровьесберегающие технологии: следить за осанкой учащихся; проводить упражнения для снятия напряжения глаз; проветривание помещения.
Методы – см в Приложении
Основной: проблемно-поисковый
Средства обучения:
1) учебник «Химия. 9 класс» Габриелян О.С. – М.: Дрофа, 2013г
2) мультимедийный проектор, экран, компьютер, колонки, таблица химических элементов.
3) на столах учащихся –тетрадь, в которой учащиеся делают записи в течении всего урока;
Формирование УУД- см в Приложении:
Предметные:
П 1: Знать характерные свойства воды;
П 2: Иметь представление о роли воды в природе и жизни человека;
П 3: анализ и синтез информации;
Деятельность учащихся – см в Приложении
Ход урока (см. технологическую карту).
Технологическая карта урока
Содержание |
ДУ |
Методы |
УУД |
I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент |
|||
Звенит звонок и учащиеся готовятся к уроку. Приветствие учителя. (Ответ учащихся) |
ДУ 1 |
Д 1 |
Л4 Р1 |
II. Актуализация имеющихся знаний учащихся |
|||
Проверка Д/з: упр 1,4 стр 135, упр 3-5 стр 142 Беседа с учащимися о неметаллах, аллотропии, свойствах водорода. |
ДУ18 ДУ19
|
Д 7 |
Л4 Л3
|
III. Постановка учебной задачи, формулировка темы урока и целей. |
|||
Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока. Вода – чудесный дар природный, То обретает легкость пара: То ручейком, то речкой вьется, Она плывет к нам облаками,
И наша тема урока? – Вода. Запишем число и тему в тетрадь. |
ДУ 3
ДУ 9 |
Д 5 |
К1
|
IV. Объяснение нового материала |
|||
Строение молекулы воды. Молекулы воды имеют треугольную формулу: атомы водорода образуют с атомом кислорода угол, равный 104,3 %. Вблизи атома кислорода образуется отрицательно заряженное поле, т. к. наибольшая электронная плотность сосредотачивается на атоме кислорода, а вблизи атомов водорода образуется положительно заряженное поле – молекула воды – диполь. Водородная связь Физические свойства воды. – работа с учебником стр. 144-149 вода – бесцветная жидкость, без вкуса и запаха, плотность – 1 г/см3; температура замерзания – 0 °C (лед)- при замерзании расширяется, кипения – 100 °C (пар). При 100 °C и нормальном давлении водородные связи рвутся и вода переходит в газообразное состояние – пар. Высокая теплоемкость. Обладает поверхностным натяжением. Вязкость (с повышением давления вязкость увеличивается, с ростом t-ры – уменьшается). Хороший растворитель.
Химические свойства воды. Фотосинтез Взаимодействие с основными оксидами и металлами Взаимодействие с кислотными оксидами
Разлагается под действием света, эл. тока или высоких t-р – 15000С
Гидролиз некоторых солей
Со фтором
Образует кристаллогидраты: Медный купорос Кристаллическая сода Гипс
Вода в природе и жизни человека - § 21- работа с учебником |
ДУ 8
ДУ 9
ДУ 7
ДУ 9
|
Д 2
О
Д 1
Д 2
Д 5
|
Л4 Р4
К3
К6
Л5 |
V. Повторение, закрепление и проверка изученного материала |
|||
Видео «Свойства воды» упр. 7,8 стр 152 ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ |
ДУ 4 ДУ 14 ДУ 19 |
Д 7 Д 4 Д 6 |
Р6
П3 |
VI. Рефлексия |
|||
-Как вы оцениваете свою работу на уроке? (Мнение учителя о работе каждого из отвечающих.) Дополните предложение высказав своё мнение об уроке Сегодня на уроке …. Было легко… Я узнал Мне понравилось Я научился Не понравилось Было сложно Меня удивило |
ДУ13 ДУ15
|
Д 5
|
М6 |
VII. Д/з |
|||
§ 20-21(21- конспект), упр. 7,8 стр 152 Спасибо за урок!!! |
ДУ16 |
|
Л5 Р7 |