Карточка ресурса
Автор (ФИО, должность) | Домашева Татьяна Васильевна |
Название ресурса | «Содружество обществоведов» |
Вид ресурса | Урок |
Тип ресурса | Игра |
Аудитория | 1 курс |
Цель | Проверить уровень готовности студентов к годовому дифференцированному зачёту. |
Задачи | - Повторить и систематизировать знания по модулям: политология, социология, экономика, культурология. - Выявить проблемные зоны пройденного материала, скорректировать подготовку к годовому дифференцированному зачёту. - Создать условия для самореализации студентов в нестандартных ситуациях. |
Использование | Ресурс разработан для проведения повторительно – обобщающего урока по обществознанию на 1 курсе. Может быть использован для внеурочной деятельности в рамках предметных недель |
Формы учебной деятельности | Игровая, групповая |
Описание ресурса | - В игре участвую 3- 4 команды от 7 до 10 человек. - Формирование команд рандомное. - В командах определяются функции капитана, секретаря, наблюдателя - Наблюдатели уходят в команды – соперников, секретарь ведёт учёт полученных баллов, капитан осуществляет руководство процессом работы команды - Игра проходит по нескольким раундам: 1 раунд «Разминка» 2 раунд «Социум» 3 раунд «Источники права» 4 раунд «Экономический консилиум» 5 раунд «Таинственный предмет» 6 раунд «Обществоведческий переводчик» 7 раунд «Сберегательный» - Вопросы в раундах учитывают пройденный материал за курс обществознания - Вопросы предполагают: А. командную работу Б. индивидуальную работу В. фронтальную работу для всех команд, на скорость - После прочтения вопроса, команда обсуждает ответ в течение 1 минуты. По истечении времени капитан определяет игрока, который даёт ответ - Правильный ответ оценивается 1 баллом. - В игре будут вопросы, которые оцениваются в 2 и в 3 балла - В случае не верного ответа право на ответ получает команда соперников. - Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. |
1 раунд «Разминка»
В этом раунде командам предлагаются зашифрованные определения, которые они должны расшифровать. Задания единые для всех команд, учитывается скорость и правильность ответа. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов – 9 баллов.
Ответы:
Конституция, закон, безработица, инфляция, брак, общество, предложение, религия, гражданство
2 раунд «Социум»
В этом раунде вопросы задаются по очереди каждой команде. Право первого хода получает команда, набравшая наибольшее количество баллов в первом раунде. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов – 9 баллов.
Назовите понятие: освоение индивидом социальных норм и культурных ценностей общества. (Социализация)
Горизонтальная мобильность – это… (Переход из группы в группу без изменения социального положения)
Приведите примеры социальных лифтов. (Получение образования, служба в армии, вступление в брак, приобретение собственности)
Что такое социальный статус? (Место, которое занимает индивид в социальной структуре общества)
Как называют статус, приобретаемый индивидом благодаря его собственным усилиям и требующий от него определённых индивидуальных способностей, знаний, труда. (Достигаемый статус: мать, жена врач, депутат, президент)
О каком статусе человека идёт речь: мальчик, принц, француз. (Предписанный статус – статус, получаемый на основе принадлежности к социальной группе и определяющийся общественным положением, унаследованным от родителей)
Перечислите виды социальных норм. (Обычаи и традиции, правовые нормы, моральные нормы, эстетические нормы, политические нормы, религиозные нормы, правила этикета)
Назовите понятие: средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. (Санкции)
Продолжите ряд: доходы, образование, возраст, место жительства… (Критерии социальной стратификации: власть, престиж, пол, национальность, религия, занятия)
раунд «Источники права»
В этом раунде участвует 1 игрок от команды. Игрок должен будет определить о каком источнике права пойдет. Игроки читают текст, и называют источник. По готовности ответить. Каждый правильный ответ – 2 балла. Максимальное количество баллов – 8 баллов
Этот источник – решение по какому-либо делу, которое стало образцом для последующих решений по аналогичным делам. Он применяется в том случае, когда суду необходимо принять решение, а в законодательстве страны нет необходимой для данного случая правовой нормы. В настоящее время часто применяется в Англии. У нас в стране он очень редок. (Судебный прецедент)
Этот источник становится правовым в том случае, если он наиболее применяем, общеизвестен, стабилен и одобряем государством. Государство придает ему обязательную юридическую силу и превращает его в официальный государственный документ. Данные документы был распространены в эпоху древнего мира и в Средние века. Их примерами являются законы двенадцати таблиц, Салическая Правда, законы Драконта, Русская Правда (Правовой обычай)
Этот источник- официальный документ, который создается компетентными (обладающими соответствующим правом государственными органами и содержит общеобязательные правовые нормы. К подобным источникам относятся: конституция(основной закон), законы, подзаконные акты (указы Президента, постановления Правительства, приказы министерств). (Нормативно-правовые акты)
Этот источник создается соглашением сторон (Нормативный договор)
4 раунд «Экономический консилиум»
В этом раунде команды получают одинаковое задание. Время выполнения – 5 минут. Задание может выполняться во время прохождения 3 раунда с последующей проверкой. Количество баллов от 1 до 7
«Основная проблема для экономики — это согласование безграничных и постоянно растущих потребностей людей с ограниченными ___________ (А) для их удовлетворения. Что такое потребности? Это понятие весьма многозначно и исторически изменчиво. Это ___________ (Б) того, без чего нельзя поддерживать не только жизнь человека, но и его развитие как личности и как члена общества. Человек своей хозяйственной деятельностью научился удовлетворять свои разнообразные потребности, производя товары и услуги, т. е. экономические блага. При этом количество и качество этих благ непрерывно растет и меняется под влиянием технического ___________ (В), расширения кругозора людей, моды, рекламы и т. д. Таким образом, потребности все время растут. А для того, чтобы их удовлетворить, нужны ___________ (Г). Те из них, которые удается вовлечь в производство экономических благ, называются факторами производства. Постепенно наука расширяла свои представления о факторах, необходимых для производства благ. Сначала считалось, что главный ресурс, главный фактор — это ___________ (Д), что только сельское хозяйство может произвести необходимые блага. Позднее, в качестве непременного фактора признали ___________ (Е) в любой сфере материального производства, а не только в сельском хозяйстве. С именем К. Маркса связано признание ___________ (Ж) как важнейшего фактора экономического развития.»
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) капитал 2) производство 3) возможности 4) ресурсы 5) прогресс
6) нехватка 7) информация 8) земля 9) труд
5 раунд «Таинственный предмет»
Внимание! Черный ящик! (выносится черный ящик)
В этом черном ящике лежит предмет, который самым непосредственным образом относится к политологии. Он появился в начале XX века, получил широкое распространение в наше время, но неизвестно, доживет ли до конца XXI века. Самое большое распространение получает во время участия большинства населения в политической деятельности. Иногда его признают недействительным. Итак, что лежит в черном ящике? Время!
(избирательный бюллетень)
Количество баллов - 3
6 раунд «Обществоведческий переводчик»
В этом раунде команды получают одинаковые задания. За каждый правильный ответ начисляется 2 балла. Максимальное количество баллов – 8 баллов.
Большинство понятий и терминов современного обществознания имеют греческие и латинские корни. Перед вами слова, полученные путем их буквального перевода на русский язык. Ваша задача назвать соответствующий русскому переводу научный термин.
Перевод на русский язык | Научный термин |
Власть лучших | Аристократия |
Экономика | Ведение домашнего хозяйства |
Социология | Учение об обществе |
Власть немногих | Олигархия |
7 раунд «Сберегательный»
В этом раунде команды получают пазлы с выражениями, нужно соотнести какие выражения имеют смысл «дешево», а какие «дорого" Какие выражения соответствуют понятиям «дорого», «дешево».
См. приложения. Правильно собранные пазлы оцениваются в 4 балла
дёшевоDOCX / 237.13 Кб
дорогоDOCX / 236.95 Кб
Александр
Домашева Татьяна Васильевна