Цели: создавая условия для развития наблюдательности, любознательности, формировать умения отличать икону от живописи, сформировать отношение уважения к объектам православного искусства.
Планируемые результаты:
Личностные – готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни; способность характеризовать собственные знания по предмету; познавательный интерес к основам православной культуры.
Метапредметные – устанавливать взаимосвязи между иконой и живописью; строить алгоритм поиска необходимой информации; умения моделировать и решать учебные задачи; планировать, контролировать и корректировать ход учебной задачи.
Регулятивные – определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу;
Познавательные – планировать работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе сообщений; уметь передавать содержание в сжатом виде;
Коммуникативные – участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; участвовать в работе группы, договариваться с другом.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент
- Здравствуйте, Слово какое чудесное, Красивое, доброе, чуточку нежное. -Здравствуйте! Скажем мы новому дню! -Здравствуйте! Скажем мы друг другу! -Здоровья желаем всем и всему!
Приветствуют
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
На экране изображения натюрморта, пейзажа, портрета, иконы, фотографии
-Ребята, дайте название каждому изображению, объясните лексическое значение.
- Что можно увидеть в музеях? Ответьте одним словом. /все/
- Что можно увидеть только в храме? /икона/
- Как появляются картины и иконы? /их пишут/
-Как одним словом назвать картины? /живопись/
-Как называется человек, который пишет картины? /художник, живописец/
- Как называется человек, который пишет иконы? /иконописец/
Отвечают на вопросы учителя, обосновывают свои ответы
3. Постановка учебной задачи.
-Ребята отгадайте загадку, отгадка которой станет темой нашего урока.
-К этим я изображеньям Приступаю с уваженьем. Приложусь благоговейно, И от них святым елеем Я помазания жду. Я молюсь, кладу поклоны Образам, святым ... /иконам/
- Назовите тему урока. Какие цели поставим перед собой.
Отгадывают загадку, называют тему, ставят цели урока.
4. Построение проекта выхода из затруднения
/работа в парах/
С 52 /учебник/
- Прочитайте информацию об иконе. Найдите ошибки в моем тексте.
« Слово «икона» в переводе с греческого языка означает «образ».
Не каждый человек – это образ Божий. Поэтому христианин воспринимает как святыню только святого человека, и люди друг другу не кланяются.
Священник в храме кадит и людям, и иконам.
Икона отличается от картины. Главная задача иконы - показать характер святого человека»
Читают текст на с.52, исправляют ошибки в тексте на листах. Тот ученик, который закончит первым, исправляет ошибки в презентации на компьютере.
-Ребята, давайте рассмотрим отличия иконы от картины /слайды 5-23 /
Сл5-6
-Как вы думаете, где картина, а где икона. Почему?
Сл7-8
- Рассмотрите икону и картину. Что вы можете сказать о тени на них?
Сл 9-10
- Что вы можете сказать про освещение на иконе и на картине?
Сл.11-12
- Что всегда изображается на иконе?
Сл.13-14
-
Рассматривают слайды, находят различия.
5. Первичное закрепление.
Слайд 24
- Определите что перед вами: картина или икона. Докажите, что вы правы.
Рассматривают изображение, определяют вид, доказывают, аргументируя свой ответ.
6. Игра «Я возьму с собой…»
- Для того, чтобы выяснить кого изображали на иконах, давайте сыграем в игру «Я возьму с собой»
На доске репродукции икон Христа, Богородицы, святых, церковных праздников.
-Я возьму с собой икону «Господь Вседержитель»
Ученики должны собрать в одну группу все иконы Иисуса Христа
-Я возьму с собой икону Владимирской иконы Божьей Матери.
Ученики должны собрать в одну группу все иконы Пресвятой Богородицы
- Я возьму с собой икону «Преображение Господне»
Ребята собирают иконы к церковным праздникам
- Я возьму с собой икону пр.Сергия Радонежского.
Ребята собирают святых
- Ребята, кого же изображают на иконах?
Обобщают получившиеся группы, делают вывод
7.Рефлексия деятельности (итог )
/работа в группах/
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
- 1 слово: возьмите имя существительное, которое является темой урока /икона/
- Во вторую строку поставьте два имени прилагательных /православная святая/
- В третью стоку поставьте три глагола. /оберегает. Молятся, исцеляет/
-В четвертой строке – предложение из четырех слов по данной теме. Выберите из предложенных вариантов то, которое подходит к нашей теме.//
Составляют в группах синквейн, зачитывают вслух.
8.Домашнее задание
Принести икону или фотографию иконы, которая есть дома, рассказать о ней.