12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мельник Виктория Олеговна563
учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №1 п.Хор района имени Лазо Хабаровского края, стаж 29 лет
Россия, Хабаровский край, район Лазо р.п.Хор
Материал размещён в группе «Учитель истории и обществознания. »
9

Урок истории в 5 классе Архитекторы, скульпторы, гончары, поэты и учёные Греции

Тема урока истории 5 класс

Архитекторы, скульпторы, гончары, поэты и учёные Греции


Почтальон приносит в класс письмо. Ребята разворачиваю письмо – свиток и читают: « Если вы не бывали в Афинах – вы чурбаны; если были и не восхищались ими, вы – ослы, а если вы покинули их по своей воле, вы - верблюды».


Учитель:

- Ребята, исходя из текста письма, определите, как афиняне относились к своему городу? Почему афиняне так любили свой город и гордились им?

Давайте докажем авторам письма, афинянам, что мы – не чурбаны, не ослы и не верблюды!

Отправляемся в Афины!


Организовывается работа в группах с документами, дополнительной литературой, фотографиями сохранившихся греческих храмов, скульптур.

1-я группа

Прочитайте документ о Керамике и ответьте на вопросы после документа

 В Афинах район гончарных мастерских назывался Керамик.

Документ Керамик

Район гончарных мастерских – Керамик был известен далеко за пределами  Греции: здесь жили и трудились искусные гончары, создававшие великолепные расписные вазы. Название этому району и дали гончары. Оно происходит от слова «керамос» - глина, а «керамика» - это обожженная глина. Улочки района Керамик были очень узкими. Спрашивается, ну чем тут восхищаться? Но дело в том, что именно здесь, в этом районе, рождается великое волшебство под названием «греческая керамика». Начинается волшебство с правильного выбора глины. Хотя город стоял на большом месторождении глины, самую лучшую брали в 12 км от Афин. Афинские гончары придумали вот такую хитрость: они стали подмешивать к глине мелко нарезанную солому. В результате сосуды получались более легкими, а вода в них медленнее нагревалась и медленнее остывала. Жители других городов не могли понять, почему это происходит, и вынуждены были эти сосуды покупать. Афинские сосуды были настолько популярны, что их стали называть по району керамикой. А потом это название распространилось на все гончарные изделия вообще.

Вкладывая душу в обычный кусок глины, мастер создавал удивительные творения. Именно в этом районе Афин создали новый стиль знаменитой греческой керамики: вазы украшали чернофигурным рисунком – по красноватой глине художник наносил фигуры черным лаком. Позже греки стали поступать наоборот. Вся поверхность покрыта черным лаком, а фигуры остаются в цвете натуральной глины, т.е. красными. Такие фигуры называются краснофигурными. Долгое время вазы украшали чернофигурным рисунком: по красноватой глине художник наносил фигуры черным лаком.

На краснофигурном сосуде для фигур сохраняли естественный красноватый цвет глины, а лаком покрывали остальную поверхность вазы. Черный лак  блестел на солнце и не тускнел от времени.

Вопросы:

1.Какое слово в русском языке имеет общий корень со словам «керамик»? Что оно означает? Кто живет в этом районе?

2.Почему гончарное дело в древности играло большую роль в жизни людей, нежели в наши дни?

3.Объясните основные понятия:

Керамик – Амфора – Краснофигурные вазы - Чернофигурные вазы-

4.Почему гончар должен был уметь не только работать с глиной, но и хорошо рисовать?

5. Почему же афиняне так гордились районом города Афин под названием Керамик?


2 группа – Архитекторы

Прочитайте параграф 34, пункт 1 и 2 (с.184 – 186), рассмотрите фотографии сохранившихся греческих храмов и ответьте на вопросы

1.Какой особый тип храма создали греческие архитекторы?

2.Какие два вида колонн создали греческие архитекторы? Опишите их

3. Чем дорический стиль отличается от ионического?

4.Какие храмы в городе Афины посвящены самой богине Афины?

5. Почему же афиняне так гордились своим Акрополем?


3 группа – Скульпторы

Прочитайте параграф 34, пункт 2, 3 (с.185 – 187) рассмотрите фотографии сохранившихся в музеях греческих скульптур и ответьте на вопросы

1.Какие скульптура (статуя) была в городе Афины, посвященная богине Афины? Кто автор этой статуи? Чем могла бы поразить эта статуя вас? (К сожалению, она не сохранилась до наших времен, есть только словесное описание её)

2.Какие еще известны афинские статуи? Перечислите их

3.В чём состоят художественные достижения древнегреческих скульпторов?

4.Каким представляли себе скульпторы идеального гражданина?

5. Почему же афиняне так гордились своими скульптурами?


4 группа – Греческая вазопись

Рассмотрите иллюстрации ваз на с.145 учебника, рассмотрите фотографии сохранившихся в музеях греческих ваз; прочитайте документ «Греческая вазопись» и ответьте на вопросы к документу

Документ «Греческая вазопись»
Роспись древнегреческих ваз делалась в так называемом 
чернофигурном стиле. Рисунок орнамента или фигуры заливался черным лаком и хорошо выделялся на красноватом фоне обожженной глины. На сырой сосуд краской наносили рисунок. Линии, которые должны были остаться красными, процарапывали стилом (заостренная палочка). Затем сосуд закладывали в печь и в определенный момент закрывали в печи все отверстия, и сосуд становился черным. После этого температуру в печи понижали, отверстия открывали. Покрашенные места оставались черными, а непокрашенные – красными. Дополнительная белая краска использовалась для большего эффекта. Благодаря надписям на вазах, сохранились имена многих гончаров и вазописцов. Самым знаменитым художником этого периода Эксекий. Другая его работа называется «Ахилл и Аякс играют в кости».

Позднее появляется другой стиль росписи – краснофигурный. Вместо черных фигур на светлом фоне стали изображать светлые фигуры на темном фоне. На черном фоне покрытого лаком сосуда эффектно выделялись неокрашенные светлые фигуры цвета глины. Детали уже не процарапывали, а прорисовывали тонкой черной линией. Эта техника позволяла более свободно изображать фигуры людей и животных. 

Помимо сцен из мифов греки изображали повседневные занятия и развлечения. Например, юношей, упражняющихся в палестре (спортивный зал), флейтисток и танцовщиц, мастерскую ремесленника, школу, веселый пир. На древнегреческих вазах можно увидеть орнамент и сюжетную композицию. Орнаментом украшали горлышко, ручки и ножку ваз.

Орнамент - (от латинского – «украшение») узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов.

Самый любимый орнамент греков – это меандр

Меандр – узор в виде ломаной линии. Есть предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент меандр, а затем и волнообразный орнамент. Другим распространенным узором являлась пальметта – орнамент, напоминающий лист пальмы.

Вопросы:

1. Что вазопись? Какие два стиля вазописи были в древней Греции? Опишите их отличия

2.В чём состоят художественные достижения древнегреческих вазописцев?

3. Что такое «орнамент»?

4.Какие были самые распространенные узоры (орнаменты) у древнегреческих вазописцев?

5. Почему же афиняне так гордились своими вазописцами?


5 группа – Театралы

Прочитайте на С. 187 – 188 учебника (параграф 34, пункт 4), рассмотрите иллюстрации греческого театра (реконструкция историков) и ответьте на вопросы


Вопросы:

1.Представьте, что вы удачно приехали в Афины, потому что смогли попасть на театральное представление. Какие представления вы смогли посмотреть?

2.Чем афинский театр отличается от современного? Кто был актёрами? Какие у них были костюмы, маски? Как выглядели трагедийные актеры?

3.Объясните слова: театр, орхестра, скена, трагедия, комедия.

4.Когда начинались представления в театре, и когда заканчивались?

5. Почему же афиняне так гордились своим театром?


6 группа – Учёные

Прочитайте на С. 181 учебника (параграф 33, пункт 2), изучите дополнительный материал из Детской энциклопедии и ответьте на вопросы

Вопросы:

1.Представьте, что вы удачно приехали в Афины, потому что смогли попасть на лекции ученых Греции, а также смогли прочитать их труды (книги). Что смогли бы вы узнать о научных открытиях древнегреческих учёных?

2.Какие науки получили развитие в Греции?

3.Какая наука считалась в Греции самой главной и почему?

4.Какой афинский ученый известен всем людям сегодня?

5. Почему же афиняне так гордились своими учёными?

Этап закрепления материала

Прием «Дырявый текст»

Дырявый текст по теме АРХИТЕКТОРЫ, СКУЛЬПТОРЫ, ПОЭТЫ ГРЕЦИИ

1.На возвышающемся над Афинами холме — Акрополе до нашего времени сохранились величественные руины древних храмов, отстроенных при Перикле в честь победы в греко-персидских войнах.

2. Колонна — важнейший элемент древнегреческой архитектуры. В V (5) веке до н.э. существовало два вида колонн — дорические и ионические.

3.Жизнь греков невозможно представить себе без театральных представлений, их любимого зрелища. Почти в каждом городе имелся театр; а в Афинах он вмещал до 17 тысяч зрителей.

4. Театральные представления возникли из празднеств в честь бога Диониса, когда по улицам шествовали ряженые.

5-6. Существовало два вида театральных представлений — трагедия и комедия.

7. Основу трагедий составляли истории о богах и героях.

8. В комедиях действующими лицами являлись обычные люди, современники автора и зрителей.

9. Вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную форму и выполняются из камня или мрамора – это скульптура.

10. Вазопись — декоративная роспись сосудов специальными красками с последующим обжигом.

Список слов: 1) вазопись; 2)скульптура; 3)обычные люди; 4)театр;

5-6)трагедия и комедия; 7)Дионис; 8) боги и герои; 9) колонна; 10)Акрополь.


Рефлексия урока

Учитель:

- Исходя из высказывания, определите, как афиняне относились к своему городу? Почему афиняне так любили свой город и гордились им?

Доказали ли мы авторам письма, афинянам, что мы – не чурбаны, не ослы и не верблюды?! Предлагаю написать ответ жителям Афин.

(ученики составляют ответ жителям Афин как рефлексию по итогам работы на уроке)​​​​​​​

Домашнее задание: Параграф 34. Написать отзыв о путешествии в Афины и разместить на падлет-доске, пройдя по ссылке педагога.

Опубликовано в группе «Учитель истории и обществознания. »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.