Урок истории в 5 классе по теме «Путешествие по родному городу» в технологии веб-квест
Пояснительная записка.
«Образовательный веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
Веб – квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу.
Веб-квест в педагогике – проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернет.
Веб-квест сочетает в себе идеи проектного метода и игровых технологий в среде WWW средствами веб-технологий.
Изучив накопленный другими учителями опыт по применению проектной технологии веб – квест и познакомившись с уже готовыми квест-уроками, я решила создать свой квест, руководствуясь методическими рекомендациями.
Итак, вот, что получилось.
Первое, что я сделала – это определилась с темой квеста. Поскольку тема малой родины для меня очень важна, то я и решила свой первый квест посвятить ей. Чтобы ребятам было интересно – решила провести квест в виде путешествия. Ребятам была дана ссылка на страничку квеста в интернете.
Зайдя в квест по ссылке https://www.sites.google.com/site/urokputesestvieporodnomugorodu/vvedenie,
ребята попадают на первую страничку, знакомятся с проблемной ситуацией, решение которой необходимо будет найти.
Далее я определила роли, от лица которых ребята будут проходить данный квест. Это:
- историки
- журналисты
- экскурсоводы
- социологи
- фотографы.
Каждая группа получила своё задания.
Затем ребята выбирают себе роль, в соответствии с которой будут работать, изучают задачи своей роли и переходят на страницу сайта, на которой описывается порядок работы.
Всю необходимую информацию для работы ученики получают из ресурсов сети Интернет по указанным ссылкам. Работая с информацией в Интернет, ребята учатся отбирать нужную информацию, критически ее осмысливать, интерпретировать, понимать ее суть. Для того, чтобы решить поставленную проблему, ученики должны проанализировать полученную информацию согласно поставленным вопросам к проблеме.
Следующим этапом является обобщение материала и представление его с помощью приложений пакета Microsoft Office. Каждая группа, проанализировав различные источники, представляет свою работу, решение поставленной проблемы с точки зрения своей роли, ребята обсуждают поставленные проблемы, делают выводы.
Замечу, что перед каждой группой ставится конкретное задание, для выполнения которого им необходимы полученные знания.
Например, историки, которые самостоятельно знакомились с историей создания Олонецкой верфи, на уроке должны будут создать презентацию Power Point , расположив слайды в правильной хронологической последовательности и защитить её перед классом.
На завершающем этапе урока учащиеся объединяют все 5 проектов в один проект под общим названием «Путешествие по родному городу». Все работы учащихся в последующем загружаются на страницу квеста «Результат».
Учитель и учащиеся оценивают работы, в соответствии с критериями, которые также выложены на отдельной странице квеста.
Кроме оценивания работы учеников учителем, провожу рефлексию: как ребята оценивают свою работу как члена группы, всей группы и тот конечный продукт, который получился в результате их совместной работы.
Оцените по 4-бальной шкале работу на занятии с позиции:
„Я“ 0________4
„Мы“ 0________4
„Дело“ 0________4
В разделе «Коллега-коллеге» содержатся методические рекомендации для преподавателей, которые будут использовать веб-квест.
Квест – урок в 5 классе по теме «Путешествие по родному городу».
Дисциплина: История
Класс: 5
Тема урока: «Путешествие по родному городу».
Тип урока: Обобщение изученного.
Время: 45 минут.
Цель: систематизация знаний обучающихся по истории родного края в петровскую эпоху, используя технологию веб-квеста.
Урок направлен на достижение следующих результатов:
Предметных:
систематизация знаний обучающихся по истории родного края в петровскую эпоху
Метапредметных:
Обучение умению самостоятельно определять цели и задачи обучения, решение их в процессе учебной деятельности
Воспитание чувства уважения к истории России, гордости её историей
Формирование высокоморальных качеств, необходимых защитникам Родины.
Развитие навыков работы с историческими источниками.
Развитие коммуникативных навыков: умение работать в группах, умение ясно и интересно излагать информацию.
Урок проводился в технологии веб-квест.
Формы организации познавательной деятельности:
1. фронтальная
2. парная
3. индивидуальная
4. групповая
Оборудование урока:
Рабочая папка с заданиями для каждой группы.
Презентация PowerPoint
Ноутбуки для групп
Интерактивная доска
Примечание: Урок был дан на «чужом» классе.
Класс разделён на 5 групп. У каждой группы на столах папки с заданиями.
1.Организационный момент. Постановка целей и задач.(5 мин)
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Н.Ю. Я уверена, что вы настроены на активную и плодотворную работу. И предлагаю вам начать наш урок.
-Скажите: вы любите путешествовать? А где вы бывали? (ответы учащихся)
А я сегодня приглашаю вас отправиться в виртуальное путешествие по страницам истории.
Как бы вы определили цель нашего путешествия? (ответы учащихся)
А тему нашего путешествия мы проследим в процессе занятия и в конце озвучим её.
2.Основная часть.
Придя в класс, вы сели по группам. Названия групп вы видите:
· Фотографы
· Журналисты
· Социологи
· Историки
· экскурсоводы
Чем будет заниматься каждая группа? Почему вы так решили? (ответы учащихся)
Итак, для того чтобы успешно пройти веб-квест вы должны правильно выполнить все задания. При этом помните, что вы работаете в группе. Правильно распределите работу между всеми участниками группы.
Работайте сообща.
На ваших столах находятся конверты с заданиями. Возьмите их в руки . Смотрим.
· Жёлтые листы – задание для группы
· Файл со вспомогательными материалами – тексты, фотографии, диаграммы, карты
· Красные прямоугольники – сигнал о помощи к учителю
· Зеленые – сообщение о выполнении работы
Итак приступаем к работе. (10 мин) – работа в группах.
Итак, подошло время представления ваших проектов.
Физкультминутка.
Встаньте, пож-ста. Давайте покажем, что вы команда. Возьмитесь за руки и громко прокричите: Мы команда, мы все вместе! (2 раза). Выдохнули.
Молодцы. Садитесь.
Обращаю ваше внимание: ваше выступление продолжается не более 3 мин. Следить за временем вам помогут песочные часы. Будьте внимательны. Во время выступления групп внимательно слушайте своих товарищей и будьте готовы ответить на вопросы.
Выступление групп. (20мин.)
Историки .
Задание: на вашем ноутбуке размещена презентация. Но вирус перепутал все слайды. Вам предлагается расположить слайды в правильной хронологической последовательности. Обратите внимание: первый слайд должен содержать название презентации, а последний – вывод : в чем значение Олонецкой верфи для всей страны?
Для этого ответьте на вопросы:
· С чем связано решение Петра I начать строительство верфи?
· Почему выбор места пал именно на Присвирье?
· Когда была заложена верфь на Свири? Какое название она получила и почему?
· Назовите первый корабль, спущенный со стапелей верфи? Укажите дату спуска его на воду.
· В каком году верфь и прилегающие к ней деревни получили статус города? Когда был учреждён герб города?
· Какие памятники свидетельствуют о той эпохе?
После завершения работы, презентуйте свой проект, подготовив небольшое выступление.
· Вопрос классу: как назывался первый корабль, спущенный со стапелей верфи
Благодаря нашим историкам мы познакомились с историей Олонецкой верфи.
Фотографы .
Задание:Вам предлагается выбрать фотоматериалы, относящиеся к истории города в период петровских преобразований. Но хитрый вирус перемешал эти фотографии с другими, которые относятся к разным эпохам. Попробуйте найти нужные фотографии. Используйте предложенные подсказки. Продумайте выступление перед классом : на каких фотографиях что изображено.
Вот эти подсказки:
· Здесь место спуска кораблей Петровых, и якорь памятный стоит.
· Портрет его, змеёю окаймлённый, известен каждому из вас.
· Он по праву носит звание - первенец Балтийского флота. На его спуске присутствовал сам Пётр I, вёл его к Неве и освобождал её (Неву) от шведов.
· «В голубом поле оснащённый корабль в знак того, что на находящейся в сем городе верфи, построенные олончанами корабли первыми вышли в балтийское море под императорским флагом»
· Ему не страшны были войны:
Играя, строил он полки,
Чтоб, возмужав, с народом вместе,
Давать отпор врагам страны.
Создал он флот Отчизны нашей,
Открыл морские он пути.
И, прорубив окно в Европу,
Немало сделал для страны.
Вопрос классу : на каком месте расположен памятник с изображением Петра 1.
Наши фоторепортёры представили нам верфь в фотографиях.
Журналисты .
Задание: напишите рассказ (статью) на тему «Труд строителей верфи» - от имени работника верфи, Петра I, приезжего иностранца и т.д. Или это может быть рассказ – описание. В работе вам помогут документы, лежащие в вашей папке, и наводящие вопросы.
· Опишите местность, где велись работы.
· Кто работал на строительстве верфи
· Работные люди каких профессий работали на верфи
· Какие были условия труда
· Какие наказания применялись
· Какими орудиями труда пользовались работники верфи
! В конце статьи выскажите своё отношение к тому, каким был труд работников верфи.
Вопрос классу: – вам понравился рассказ?
Опираясь на документы, рассказали как шло строительство верфи.
Социологи.
Задание : проведите социологическое исследование на тему «Что знают современные лодейнопольцы об истории своего города в петровский период».
Для этого:
· Составьте вопросы или используйте предложенные учителем
· Выберите один вопрос и опросите 10 человек. Ими могут быть члены вашей семьи, одноклассники, друзья, учителя и т.д.
· Проанализируйте данные: определите сколько человек правильно ответили, а сколько – ошиблись.
· Заполните диаграмму (закрасьте цветом столько секторов диаграммы – сколько было дано верных ответов).
· Не забудьте написать свой вопрос на диаграмме.
· Сделайте вывод.
Предлагаемые вопросы для анкеты:
· Когда была основана верфь на Свири?
· Кто был основателем верфи?
· Как первоначально называлась верфь?
· Как назывался первенец Балтийского флота?
· Сколько было построено кораблей на верфи за всю историю её существования?
Вопрос классу: – согласны вы с выводами социологов?
Благодаря социологом, мы выяснили, что не все жители города хорошо знают исторические события, связанные с родным городом. (или – хорошо знают)
Экскурсоводы.
Задание: составьте безопасный маршрут экскурсии по Лодейному Полю петровской эпохи.
Для этого:
· Рассмотрите фотографии
· Определите, где находятся объекты, расположенные на них
· Обозначьте на карте города места их расположения
· Соедините их между собой, проложив безопасный маршрут экскурсии от начала до её завершения.
· Презентуйте свой маршрут
Вопрос классу: – поможет маршрут гостям города познакомиться с его историей?
С помощью наших экскурсовод мы можем познакомить гостей города с достопримечательностями петровской эпохи.
Групповые проекты оформляются на доске.
Итак, в результате работы групп у нас получился общий проект.
Чему он посвящен? Как вы определите тему урока? (ответы учащихся)
Ваши проекты в электронном виде будут размещены на веб-квесте и вы сможете с ними познакомиться.
3. Рефлексия.
Я предлагаю оценить свою работу и работу группы по 4-бальной шкале с позиции:
„Я“ 0_______4
„Мы“ 0_______4
„Дело“ 0_______4
Каждая группа показала свои знания по теме, проявила творчество, достойно представила свой проект. И получает «5».
Д/з – попробовать себя в другой роли.
Если историк – создать презентацию
Если журналист – написать рассказ
Если фотограф – сделать фотоальбом
Если экскурсовод – проект Экскурсия по родному городу
Если социолог – можно провести свой соц.оп