Конспект занятия в 5 классе на тему «Путешествие по родному краю»

3
1
Материал опубликован 15 October 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

 

Тема: «Путешествие по родному краю»

Путешествие по родному краю

Цель: воспитание любви и привязанности к родному краю через легенды, сказки, притчи, стихи местных поэтов и на основе этнокультурных традиций мордовского народа.

Задачи:

формирование знаний об истории своего народа, его языковой культуре, национальном характере, легендах, традициях ;

• воспитание активных, ответственных граждан, любящих свою Родину, осознающих себя представителями своего народа, способных сохранять и развивать национальные традиции и культуру.

• развитие навыков исследовательской деятельности через изучение легенды о рождении мордовского народа.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

1. Проверка готовности к уроку.

2. Психологический настрой.

Кроме матери родной,

Нету матери на свете.

Кроме родины – иной

Нет родной земли на свете.

- Ребята, каким чувством пронизано четверостишие?

II. Мотивация к уроку.

Давайте настроимся на то, чтобы именно таким чувством было пронизано наше занятие. Начать его я хочу с притчи:

Жил Человек там, где родился. И, вот, захотелось ему взглянуть на белый свет, найти райскую страну, где всем живется весело и богато. Отправился Он за тридевять земель. Прибыл в страну, о которой мечтал и стал там жить. Жилось ему там не хуже, чем в родных краях, а в чем-то может и лучше. Места там были красивые, хоромы прекрасные, одежды носил он царские, за столами сиживал богатыми. Но для счастья ему всегда чего-то не хватало. Просила его душа, о чем-то, но понять Он ее не мог и не знал, чего же ему недостает в тридевятом царстве. Как-то лунной ночью не спалось ему, думы думались, ответы на вопросы все искались, да в душе своей разобраться хотелось. Вдруг, слышит Он тихий, серебристый звук колокольчика. Прислушался. Ба! Да, это ж не колокольчик! Это ж голос чей-то! - осенило Его. Еще лучше стал вслушиваться в эти звуки:- Где родился там сгодился, - пел тонкий серебристый голосок. Задумался Человек над словами этой незатейливой песенки. И понял Он, что это его Земля родная к себе зовет, души предков о себе напоминают. Затосковал Человек по отчей земле, но бросить свой дом, хоромы прекрасные не мог. А тоска все дольше и больше. Хоромы стали видеться не такими прекрасными, как самый малый дом в родной сторонушке; одежды не такие царские, как обычное рубище, что носил в родной сторонке; столы не такие богатые и не такие вкусные, какие были пироги в родном доме его. Ничего не хотелось ему с тех пор, кроме родной земли, где могилка его матушки родимой и отца его, где растет рябинка им посаженная, где стоит дом, им построенный. Бросил Человек тридевятое царство богатое, страну эту райскую, и отправился туда, куда звала его душа, в родную сторонушку. И зазвенели радостным звоном голоса в душе его, и Солнце ярко освещало его путь, и дорога, словно звала за собой, а сердце радостно билось, как птица, трепеща в груди его, словно предвкушая Счастье, которое не купишь ни за какие богатства мира. Это был путь на Родину, дорога к себе самому!

III. Определение темы урока.

- Как вы думаете, почему урок мы начали с этой притчи?

- Молодцы, ребята, правильно, мы будем говорить о родном крае и о том, что с ним связано.

IV. Актуализация знаний о родном крае.

1.Беседа.

- Ребята, а как вы понимаете, что такое Родина?

- Что вы знаете про свою малую родину?

(Дети называют область, район, название села).

2. Изучение стихотворения А.Большакова «Кивать»

Учитель: много стихотворений о родном крае написали местные поэты: В.П.Ефимов, Л.М.Шапошникова, А.Большаков. А сейчас я хочу предложить повторить всеми нами любимое стихотворение А.Большакова «Кивать».

(Читают наизусть по цепочке стихотворение А. Большакова «Кивать»).

Кивать.

Источника святого сила,

Купели чистой благодать

И слышится мне вздох России

В селе с названием Кивать.

Здесь по традиции воскресной,

Без суеты, уже давно,

Пекут подовый хлеб чудесный.

И варят вкусный квас хмельной.

Рассвет узором тонким выткан,

Судьба у времени в тисках,

Истории живая нитка

Забилась жилкой у виска.

Мне видится, как под горою,

Не протрезвевшие с утра,

Идут в тужурках чёрных трое

Казнить священника Петра.

Как в годы мутного броженья

Беда склонилась над селом,

Как светлый храм от разрушенья,

Крестьянской мудростью спасён.

Ступеней скрип на колокольне

И терпкий запах старины.

Младенца лик хранит икона

И образ матери хранит.

Молитвы голос слышу ровный.

На пасху праздничный пирог

И стих под куполом церковным.

Густой мордовский говорок.

Путь к роднику тропинкой вьётся

И через мостик над ручьём

Ведёт к «поповскому» колодцу,

К воде богатой серебром.

Источника святого сила,

Купели чистой благодать.

Живёт великая Россия

В селе с названием Кивать.

А.Большаков.

(«Кузоватовские вести» 19 июня 2013 г.)

- Что вы можете сказать об отношении поэта к Родине?

- Какие достопримечательности села описываются в данном стихотворении?

- Спасибо, молодцы! А теперь давайте совершим с вами небольшую заочную экскурсию и полюбуемся достопримечательностями села.

3. Игра «Соотнеси картинки» и описание. (Достопримечательности села)

Цель – кратко рассказать о достопримечательностях села.

- (Дети работают в группах, соотносят картинки с описанием).

- Здесь проходит Всероссийский фестиваль мордовского фольклора и декоративно-прикладного творчества «Масторавань морот» («Песни матери земли»); (Этнографический комплекс «Мордовская усадьба»).

- Недалеко от этого места в лесу погиб псаломщик местной церкви Пётр Павлов, поэтому вода в нём считается святой (Святой источник);

- Почему в народе звали его «Лёватка» никто не помнит, но в далёкие 70 годы он был сборщиком старых вещей, которые менял на воздушные шары, что доставляло детям большое удовольствие (Лёваткинский родник);

- Название ему никто не дал, поэтому в народе его называют «Безымянным» (Безымянный родник);

- Это уникальное сооружение, он один из немногих в нашей Симбирской митрополии, который не закрывал свои двери даже в годы лихолетья. На нем держалась вера православных людей, населяющих наш район (Храм в Честь Иконы Казанской Божьей Матери);

--у мордвы, огороженное плетью место для мольбища в лесах, в полях, на лугах;

- Есть предание, стремясь показать свою силу, мордовский богатырь, наместник Ивана Грозного, Надей срыл дёрн земли площадью 1кв. метр, подняв ношу над головой, принялся шагом измерять территорию. С тех пор и величают его Сила - Мурзой (площадка Сила Мурзы).

Учитель: Как говорит в своём стихотворении поэтесса Елена Руль:

Уголки нашей Родины малой

Нас к себе очень часто влекут

Во сне, в воспоминаниях детства

Красоту эту видеть зовут.

Вся эта красота находится в нашем селе.


 

4. Легенда о рождении мордовского народа.

- Скажите, а жители какой национальности проживают в нём?

- А как появился мордовский народ?

«Легенда о рождении мордовского народа» - рассказывают дети.

Однажды в мордовских дремучих лесах свершилось великое чудо. Ранней весной Бог солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку - и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты первозданной и невиданной. За ним – другой третий. И стала вся яблонька ослепительно белой и сказочно прекрасной. Залюбовалась красотой неслыханной птица счастья, коснулась своим крылом чудо-яблоньку и превратила её в девицу ненаглядную. И пошла она по цветущей земле. И там, где нога её ступала, рождался мордовский народ: высокий, голубоглазый, златокудрый, мудрый, добрый, трудолюбивый и хлебосольный.

- А откуда узнали эту легенду?

- Ребята, а вы хорошо знаете свой родной язык?

- Любите его?

- Давайте проверим знание языка и поиграем в игру «Знатоки родного языка».

5. Дидактическая игра - работа в группе (две группы) «Знатоки родного языка».

Цель – привитие интереса к изучению эрзянского языка.

Правила игры: выбирают раздел, задание на количество баллов, если не смогут ответить, отвечает команда соперников и баллы переходят им, в конце игры подсчитывают количество баллов. (Всего 20 вопросов).

Вопросы:

1.Люди

10 – «Мать» на эрзянском языке;

20 - «Отец» на эрзянском языке;

30- слово «сестра» на эрзянском языке;

40- слово «брат» на эрзянском языке;

50 - слова «девочка», «мальчик» на эрзянском языке.

2.Одежда.

10 - женская рубашка из белого холста;

20 - праздничный женский головной убор;

30 - длинная распашонка из белой холщовой ткани с вышивкой;

40 - набедренная повязка девушек и замужних женщин;

50 - икельга паця.

3.Боги мордвы.

10 - мифический образ символизирующий зло;

20 - мифический образ символизирующий счастье;

30 - лесной дух, покровительница, хозяйка леса;

40 - мифический образ – дух воды;

50 - самый главный персонаж, богатырь, обладающий несокрушимой силой , мудростью и хитростью.

4.Украшения.

10 - наушные украшения;

20 - украшение на пальце;

30 – бусы;

40 - нагрудная застёжка;

50 – через плечное украшение.

 

Подсчёт баллов, выявляется команда «Знатоков родного языка»

Учитель: Эрзянский язык — богатство, которое нам всеми силами надо сохранить и гордиться им.


 

5.История возникновения села Кивать.

- Мы знаем, как появился мордовский народ, знаем родной эрзянский язык, а как же возникло наше мордовское село?

Работа с церковно приходской летописью (ксерокопия - выборочное чтение).

Как сказано в «Церковно-приходской Летописи Богородице-Казанской церкви с. Кивати» - «… Прихожане – мордва эрзянского племени, выселенные сюда по сказанию летописца священника Иоанна Тихомирова из сел Карсунского уезда, Кивати и Кандарати…». Отсюда можно заключить, что выселенные мордва основали село с таким же названием – Кивать (Название которого связано с водой).

Вопросы для выборочного чтения:

- Из какого уезда переселился народ?

- Из каких сёл?

- Прочитайте, какой вывод можно сделать о названии села.

6. Устное народное творчество мордовского народа..

Учитель. Мордовский народ не только глубоко чтит родной язык, изучает историю родного края, но и передаёт из уст в уста творчество своего народа. В легендах говорится, что среди мордовских божеств существовало злое мифическое существо «Варда» в образе девочки оборвыша и доброе существо «Уцяска», в переводе «Счастье».

- Ребята, а давайте вспомним в какой мордовской народной сказке мы встречались с этими персонажами? («Девушка Берёзка»)

- Что символизирует образ «Варды»? Образ «Уцяски»?

- Кратко расскажите сюжет сказки:

- Варда сестру к обрыву заманила, сырой землёй завалила. На этом месте вырастает берёзка. Проходившие мимо музыканты, делают из берёзки скрипку, которая вновь превращается в Уцяску. Сказка заканчивается тем, что Добро побеждает Зло.

Давайте попробуем выразить характер героев.

2.Инсценирование отрывков - работа в группе.

Задание: Вам нужно войти в образ героев – девочек и инсценировать отрывки.

Первая группа

Уцяска: Как здесь хорошо! Какой воздух чистый, а сколько грибов! Собирай, Вардушка!

Варда: Фу, какой лес противный, эти ветки все мои ручки ободрали. Надо было тебе сюда идти! Тащи теперь эту корзинку, наклоняйся, надрывайся!

Уцяска:Давай я тебе помогу, грибочков и для тебя наберу. Вот, смотри, какие крепкие, красивые.

Варда: Лучше бы дома сидели, на печке грелись.

Вторая группа

Варда: Ой, моё колечко, вниз укатилось (плачет) .

Уцяска:Не плачь, сестрёнка, я тебе своё отдам.

Варда: Не нужно мне твоё, ты меня сюда привела, ты кольцо моё и доставай.

Уцяска:Ну что ж, подожди, сейчас я его достану.

Ведущая: Спустилась младшая за кольцом, а край оврага осыпался, и завалило девушку землёй.

Уцяска: Помоги, сестрица! Сестрица, помоги!

Варда: Как же! Полезу я помогать. Так тебе и надо! Пойду домой скорей, глядишь меня и похвалят. (Берёт корзинки и уходит) .

-Чем закончилась сказка?

(Сказка закончилась тем, что Уцяска вышла замуж за музыканта, а Варда – злое существо вообще исчезло из жизни)

- А в жизни добро всегда побеждает зло? (не всегда)

- От кого это зависит? (от ситуации, от человека…)

Учитель. В заключении я хочу пригласить Вас в гости к одной из героинь этой сказки. Вот две избы, в одной живёт Уцяска, а в другой Варда. Подумайте, к кому бы вы хотели зайти, пройдите к той избе.

Обоснуйте, пожалуйста, свой выбор.

(Нужно подвести к тому, что если Зло оставить в одиночестве, оно и дальше будет совершать злодеяние, поэтому надо обязательно зайти к Варде, чтобы побудить в ней Добро)

V. Подведение итога.

- Почему занятие заканчиваем сказкой? Как она связана с темой нашего занятия «Путешествие по родному краю»?

(Ответы детей)…

Вывод. Это сказка нашего мордовского народа. В сказках народ стремится преодолеть зло, хотя бы с помощью волшебства. Какой бы невиданной силой не обладал злодей, обязательно найдется герой, способный его победить, ради того чтоб на его родной Земле царил мир. Давайте, же беря пример с добрых героев сказок стремиться к добру, чтобы наш родной край всегда был гостеприимным и радушным уголком нашей Родины!

VI. Рефлексия.

-Что вы взяли для себя с занятия?

-Что именно понравилось?

Продолжите фразу:

Сегодня на уроке я узнал …

Сегодня на уроке мне было легко …

Сегодня на уроке мне было трудно …

Сегодня на уроке я чувствовал …

- Как вам было сегодня на уроке, выразите своё настроение выбором смайлика .


 


 


 


 

Список литературы

1. Газета «Кузоватовские вести» 19 июня 2013 г.

2. Выписка из летописи храма в Честь Иконы Казанской Божьей Матери.

Источники

1.http://www.proza.ru/2014/03/22/1306

Предварительный просмотр презентации

Кроме матери родной, Нету матери на свете. Кроме родины – иной Нет родной земли на свете. Б.Укачин

Путешествие по родному краю

А.Большаков

Люди 10 20 30 40 50 Одежда 10 20 30 40 50 Боги мордвы 10 20 30 40 50 Украшения 10 20 30 40 50

10 баллов Слово мать на эрзянском языке Авай

20 баллов Отец на зрзянском языке Тетяй

30 баллов Слово сестра на эрзянском языке Сазор

40 баллов Слово брат на эрзянском языке Леляй

50 баллов Слова девочка, мальчик на эрзянском языке Тейтерьне, цёрыне

10 баллов Женская рубашка из белого холста Панар

20 баллов Праздничный женский головной убор Панго

30 баллов Длинная распашонка из белой холщовой ткани с вышивкой Руця

40 баллов Набедренная повязка девушек и замужних женщин Пулай

50 баллов Фартук Икельга паця

10 баллов Мифический образ символизирующий зло Варда

20 баллов Мифический образ символизирующий счастье Уцяска

30 баллов Лесной дух, покровительница, хозяйка леса Вирява

40 баллов Мифический образ – дух воды Ведява

50 баллов Самый главный персонаж, богатырь, обладающий несокрушимой силой , мудростью и хитростью Тюштя

10 баллов Наушные украшения Пилекст

20 баллов Украшение на пальце Суркс

30 баллов Бусы Эрьгть

40 баллов Нагрудная застёжка Сюлгамо

50 баллов Через плечное украшение Кичкор

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Интересное занятие! Большое спасибо!

19 October 2017