Конспект занятия в 5 классе на тему «Путешествие по родному краю»
Пояснительная записка к презентации
Тема: «Путешествие по родному краю»
Цель: воспитание любви и привязанности к родному краю через легенды, сказки, притчи, стихи местных поэтов и на основе этнокультурных традиций мордовского народа.
Задачи:
• формирование знаний об истории своего народа, его языковой культуре, национальном характере, легендах, традициях ;
• воспитание активных, ответственных граждан, любящих свою Родину, осознающих себя представителями своего народа, способных сохранять и развивать национальные традиции и культуру.
• развитие навыков исследовательской деятельности через изучение легенды о рождении мордовского народа.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
1. Проверка готовности к уроку.
2. Психологический настрой.
Кроме матери родной,
Нету матери на свете.
Кроме родины – иной
Нет родной земли на свете.
- Ребята, каким чувством пронизано четверостишие?
II. Мотивация к уроку.
Давайте настроимся на то, чтобы именно таким чувством было пронизано наше занятие. Начать его я хочу с притчи:
Жил Человек там, где родился. И, вот, захотелось ему взглянуть на белый свет, найти райскую страну, где всем живется весело и богато. Отправился Он за тридевять земель. Прибыл в страну, о которой мечтал и стал там жить. Жилось ему там не хуже, чем в родных краях, а в чем-то может и лучше. Места там были красивые, хоромы прекрасные, одежды носил он царские, за столами сиживал богатыми. Но для счастья ему всегда чего-то не хватало. Просила его душа, о чем-то, но понять Он ее не мог и не знал, чего же ему недостает в тридевятом царстве. Как-то лунной ночью не спалось ему, думы думались, ответы на вопросы все искались, да в душе своей разобраться хотелось. Вдруг, слышит Он тихий, серебристый звук колокольчика. Прислушался. Ба! Да, это ж не колокольчик! Это ж голос чей-то! - осенило Его. Еще лучше стал вслушиваться в эти звуки:- Где родился там сгодился, - пел тонкий серебристый голосок. Задумался Человек над словами этой незатейливой песенки. И понял Он, что это его Земля родная к себе зовет, души предков о себе напоминают. Затосковал Человек по отчей земле, но бросить свой дом, хоромы прекрасные не мог. А тоска все дольше и больше. Хоромы стали видеться не такими прекрасными, как самый малый дом в родной сторонушке; одежды не такие царские, как обычное рубище, что носил в родной сторонке; столы не такие богатые и не такие вкусные, какие были пироги в родном доме его. Ничего не хотелось ему с тех пор, кроме родной земли, где могилка его матушки родимой и отца его, где растет рябинка им посаженная, где стоит дом, им построенный. Бросил Человек тридевятое царство богатое, страну эту райскую, и отправился туда, куда звала его душа, в родную сторонушку. И зазвенели радостным звоном голоса в душе его, и Солнце ярко освещало его путь, и дорога, словно звала за собой, а сердце радостно билось, как птица, трепеща в груди его, словно предвкушая Счастье, которое не купишь ни за какие богатства мира. Это был путь на Родину, дорога к себе самому!
III. Определение темы урока.
- Как вы думаете, почему урок мы начали с этой притчи?
- Молодцы, ребята, правильно, мы будем говорить о родном крае и о том, что с ним связано.
IV. Актуализация знаний о родном крае.
1.Беседа.
- Ребята, а как вы понимаете, что такое Родина?
- Что вы знаете про свою малую родину?
(Дети называют область, район, название села).
2. Изучение стихотворения А.Большакова «Кивать»
Учитель: много стихотворений о родном крае написали местные поэты: В.П.Ефимов, Л.М.Шапошникова, А.Большаков. А сейчас я хочу предложить повторить всеми нами любимое стихотворение А.Большакова «Кивать».
(Читают наизусть по цепочке стихотворение А. Большакова «Кивать»).
Кивать.
Источника святого сила,
Купели чистой благодать
И слышится мне вздох России
В селе с названием Кивать.
Здесь по традиции воскресной,
Без суеты, уже давно,
Пекут подовый хлеб чудесный.
И варят вкусный квас хмельной.
Рассвет узором тонким выткан,
Судьба у времени в тисках,
Истории живая нитка
Забилась жилкой у виска.
Мне видится, как под горою,
Не протрезвевшие с утра,
Идут в тужурках чёрных трое
Казнить священника Петра.
Как в годы мутного броженья
Беда склонилась над селом,
Как светлый храм от разрушенья,
Крестьянской мудростью спасён.
Ступеней скрип на колокольне
И терпкий запах старины.
Младенца лик хранит икона
И образ матери хранит.
Молитвы голос слышу ровный.
На пасху праздничный пирог
И стих под куполом церковным.
Густой мордовский говорок.
Путь к роднику тропинкой вьётся
И через мостик над ручьём
Ведёт к «поповскому» колодцу,
К воде богатой серебром.
Источника святого сила,
Купели чистой благодать.
Живёт великая Россия
В селе с названием Кивать.
А.Большаков.
(«Кузоватовские вести» 19 июня 2013 г.)
- Что вы можете сказать об отношении поэта к Родине?
- Какие достопримечательности села описываются в данном стихотворении?
- Спасибо, молодцы! А теперь давайте совершим с вами небольшую заочную экскурсию и полюбуемся достопримечательностями села.
3. Игра «Соотнеси картинки» и описание. (Достопримечательности села)
Цель – кратко рассказать о достопримечательностях села.
- (Дети работают в группах, соотносят картинки с описанием).
- Здесь проходит Всероссийский фестиваль мордовского фольклора и декоративно-прикладного творчества «Масторавань морот» («Песни матери земли»); (Этнографический комплекс «Мордовская усадьба»).
- Недалеко от этого места в лесу погиб псаломщик местной церкви Пётр Павлов, поэтому вода в нём считается святой (Святой источник);
- Почему в народе звали его «Лёватка» никто не помнит, но в далёкие 70 годы он был сборщиком старых вещей, которые менял на воздушные шары, что доставляло детям большое удовольствие (Лёваткинский родник);
- Название ему никто не дал, поэтому в народе его называют «Безымянным» (Безымянный родник);
- Это уникальное сооружение, он один из немногих в нашей Симбирской митрополии, который не закрывал свои двери даже в годы лихолетья. На нем держалась вера православных людей, населяющих наш район (Храм в Честь Иконы Казанской Божьей Матери);
--у мордвы, огороженное плетью место для мольбища в лесах, в полях, на лугах;
- Есть предание, стремясь показать свою силу, мордовский богатырь, наместник Ивана Грозного, Надей срыл дёрн земли площадью 1кв. метр, подняв ношу над головой, принялся шагом измерять территорию. С тех пор и величают его Сила - Мурзой (площадка Сила Мурзы).
Учитель: Как говорит в своём стихотворении поэтесса Елена Руль:
Уголки нашей Родины малой
Нас к себе очень часто влекут
Во сне, в воспоминаниях детства
Красоту эту видеть зовут.
Вся эта красота находится в нашем селе.
4. Легенда о рождении мордовского народа.
- Скажите, а жители какой национальности проживают в нём?
- А как появился мордовский народ?
«Легенда о рождении мордовского народа» - рассказывают дети.
Однажды в мордовских дремучих лесах свершилось великое чудо. Ранней весной Бог солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку - и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты первозданной и невиданной. За ним – другой третий. И стала вся яблонька ослепительно белой и сказочно прекрасной. Залюбовалась красотой неслыханной птица счастья, коснулась своим крылом чудо-яблоньку и превратила её в девицу ненаглядную. И пошла она по цветущей земле. И там, где нога её ступала, рождался мордовский народ: высокий, голубоглазый, златокудрый, мудрый, добрый, трудолюбивый и хлебосольный.
- А откуда узнали эту легенду?
- Ребята, а вы хорошо знаете свой родной язык?
- Любите его?
- Давайте проверим знание языка и поиграем в игру «Знатоки родного языка».
5. Дидактическая игра - работа в группе (две группы) «Знатоки родного языка».
Цель – привитие интереса к изучению эрзянского языка.
Правила игры: выбирают раздел, задание на количество баллов, если не смогут ответить, отвечает команда соперников и баллы переходят им, в конце игры подсчитывают количество баллов. (Всего 20 вопросов).
Вопросы:
1.Люди
10 – «Мать» на эрзянском языке;
20 - «Отец» на эрзянском языке;
30- слово «сестра» на эрзянском языке;
40- слово «брат» на эрзянском языке;
50 - слова «девочка», «мальчик» на эрзянском языке.
2.Одежда.
10 - женская рубашка из белого холста;
20 - праздничный женский головной убор;
30 - длинная распашонка из белой холщовой ткани с вышивкой;
40 - набедренная повязка девушек и замужних женщин;
50 - икельга паця.
3.Боги мордвы.
10 - мифический образ символизирующий зло;
20 - мифический образ символизирующий счастье;
30 - лесной дух, покровительница, хозяйка леса;
40 - мифический образ – дух воды;
50 - самый главный персонаж, богатырь, обладающий несокрушимой силой , мудростью и хитростью.
4.Украшения.
10 - наушные украшения;
20 - украшение на пальце;
30 – бусы;
40 - нагрудная застёжка;
50 – через плечное украшение.
Подсчёт баллов, выявляется команда «Знатоков родного языка»
Учитель: Эрзянский язык — богатство, которое нам всеми силами надо сохранить и гордиться им.
5.История возникновения села Кивать.
- Мы знаем, как появился мордовский народ, знаем родной эрзянский язык, а как же возникло наше мордовское село?
Работа с церковно приходской летописью (ксерокопия - выборочное чтение).
Как сказано в «Церковно-приходской Летописи Богородице-Казанской церкви с. Кивати» - «… Прихожане – мордва эрзянского племени, выселенные сюда по сказанию летописца священника Иоанна Тихомирова из сел Карсунского уезда, Кивати и Кандарати…». Отсюда можно заключить, что выселенные мордва основали село с таким же названием – Кивать (Название которого связано с водой).
Вопросы для выборочного чтения:
- Из какого уезда переселился народ?
- Из каких сёл?
- Прочитайте, какой вывод можно сделать о названии села.
6. Устное народное творчество мордовского народа..
Учитель. Мордовский народ не только глубоко чтит родной язык, изучает историю родного края, но и передаёт из уст в уста творчество своего народа. В легендах говорится, что среди мордовских божеств существовало злое мифическое существо «Варда» в образе девочки оборвыша и доброе существо «Уцяска», в переводе «Счастье».
- Ребята, а давайте вспомним в какой мордовской народной сказке мы встречались с этими персонажами? («Девушка Берёзка»)
- Что символизирует образ «Варды»? Образ «Уцяски»?
- Кратко расскажите сюжет сказки:
- Варда сестру к обрыву заманила, сырой землёй завалила. На этом месте вырастает берёзка. Проходившие мимо музыканты, делают из берёзки скрипку, которая вновь превращается в Уцяску. Сказка заканчивается тем, что Добро побеждает Зло.
Давайте попробуем выразить характер героев.
2.Инсценирование отрывков - работа в группе.
Задание: Вам нужно войти в образ героев – девочек и инсценировать отрывки.
Первая группа
Уцяска: Как здесь хорошо! Какой воздух чистый, а сколько грибов! Собирай, Вардушка!
Варда: Фу, какой лес противный, эти ветки все мои ручки ободрали. Надо было тебе сюда идти! Тащи теперь эту корзинку, наклоняйся, надрывайся!
Уцяска:Давай я тебе помогу, грибочков и для тебя наберу. Вот, смотри, какие крепкие, красивые.
Варда: Лучше бы дома сидели, на печке грелись.
Вторая группа
Варда: Ой, моё колечко, вниз укатилось (плачет) .
Уцяска:Не плачь, сестрёнка, я тебе своё отдам.
Варда: Не нужно мне твоё, ты меня сюда привела, ты кольцо моё и доставай.
Уцяска:Ну что ж, подожди, сейчас я его достану.
Ведущая: Спустилась младшая за кольцом, а край оврага осыпался, и завалило девушку землёй.
Уцяска: Помоги, сестрица! Сестрица, помоги!
Варда: Как же! Полезу я помогать. Так тебе и надо! Пойду домой скорей, глядишь меня и похвалят. (Берёт корзинки и уходит) .
…
-Чем закончилась сказка?
(Сказка закончилась тем, что Уцяска вышла замуж за музыканта, а Варда – злое существо вообще исчезло из жизни)
- А в жизни добро всегда побеждает зло? (не всегда)
- От кого это зависит? (от ситуации, от человека…)
Учитель. В заключении я хочу пригласить Вас в гости к одной из героинь этой сказки. Вот две избы, в одной живёт Уцяска, а в другой Варда. Подумайте, к кому бы вы хотели зайти, пройдите к той избе.
Обоснуйте, пожалуйста, свой выбор.
(Нужно подвести к тому, что если Зло оставить в одиночестве, оно и дальше будет совершать злодеяние, поэтому надо обязательно зайти к Варде, чтобы побудить в ней Добро)
V. Подведение итога.
- Почему занятие заканчиваем сказкой? Как она связана с темой нашего занятия «Путешествие по родному краю»?
(Ответы детей)…
Вывод. Это сказка нашего мордовского народа. В сказках народ стремится преодолеть зло, хотя бы с помощью волшебства. Какой бы невиданной силой не обладал злодей, обязательно найдется герой, способный его победить, ради того чтоб на его родной Земле царил мир. Давайте, же беря пример с добрых героев сказок стремиться к добру, чтобы наш родной край всегда был гостеприимным и радушным уголком нашей Родины!
VI. Рефлексия.
-Что вы взяли для себя с занятия?
-Что именно понравилось?
Продолжите фразу:
Сегодня на уроке я узнал …
Сегодня на уроке мне было легко …
Сегодня на уроке мне было трудно …
Сегодня на уроке я чувствовал …
- Как вам было сегодня на уроке, выразите своё настроение выбором смайлика .
Список литературы
1. Газета «Кузоватовские вести» 19 июня 2013 г.
2. Выписка из летописи храма в Честь Иконы Казанской Божьей Матери.
Источники
Ильина Оксана Геннадьевна