12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Касимова 184
Россия, Ульяновская обл., село Кивать
3

Занятие «Путешествие по родному краю»



 

Тема: «Путешествие по родному краю»

Путешествие по родному краю

Цель: воспитание любви и привязанности к родному краю через легенды, сказки, притчи, стихи местных поэтов и на основе этнокультурных традиций мордовского народа.

Задачи:

формирование знаний об истории своего народа, его языковой культуре, национальном характере, легендах, традициях ;

• воспитание активных, ответственных граждан, любящих свою Родину, осознающих себя представителями своего народа, способных сохранять и развивать национальные традиции и культуру.

• развитие навыков исследовательской деятельности через изучение легенды о рождении мордовского народа.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

1. Проверка готовности к уроку.

2. Психологический настрой.

Кроме матери родной,

Нету матери на свете.

Кроме родины – иной

Нет родной земли на свете.

- Ребята, каким чувством пронизано четверостишие?

II. Мотивация к уроку.

Давайте настроимся на то, чтобы именно таким чувством было пронизано наше занятие. Начать его я хочу с притчи:

Жил Человек там, где родился. И, вот, захотелось ему взглянуть на белый свет, найти райскую страну, где всем живется весело и богато. Отправился Он за тридевять земель. Прибыл в страну, о которой мечтал и стал там жить. Жилось ему там не хуже, чем в родных краях, а в чем-то может и лучше. Места там были красивые, хоромы прекрасные, одежды носил он царские, за столами сиживал богатыми. Но для счастья ему всегда чего-то не хватало. Просила его душа, о чем-то, но понять Он ее не мог и не знал, чего же ему недостает в тридевятом царстве. Как-то лунной ночью не спалось ему, думы думались, ответы на вопросы все искались, да в душе своей разобраться хотелось. Вдруг, слышит Он тихий, серебристый звук колокольчика. Прислушался. Ба! Да, это ж не колокольчик! Это ж голос чей-то! - осенило Его. Еще лучше стал вслушиваться в эти звуки:- Где родился там сгодился, - пел тонкий серебристый голосок. Задумался Человек над словами этой незатейливой песенки. И понял Он, что это его Земля родная к себе зовет, души предков о себе напоминают. Затосковал Человек по отчей земле, но бросить свой дом, хоромы прекрасные не мог. А тоска все дольше и больше. Хоромы стали видеться не такими прекрасными, как самый малый дом в родной сторонушке; одежды не такие царские, как обычное рубище, что носил в родной сторонке; столы не такие богатые и не такие вкусные, какие были пироги в родном доме его. Ничего не хотелось ему с тех пор, кроме родной земли, где могилка его матушки родимой и отца его, где растет рябинка им посаженная, где стоит дом, им построенный. Бросил Человек тридевятое царство богатое, страну эту райскую, и отправился туда, куда звала его душа, в родную сторонушку. И зазвенели радостным звоном голоса в душе его, и Солнце ярко освещало его путь, и дорога, словно звала за собой, а сердце радостно билось, как птица, трепеща в груди его, словно предвкушая Счастье, которое не купишь ни за какие богатства мира. Это был путь на Родину, дорога к себе самому!

III. Определение темы урока.

- Как вы думаете, почему урок мы начали с этой притчи?

- Молодцы, ребята, правильно, мы будем говорить о родном крае и о том, что с ним связано.

IV. Актуализация знаний о родном крае.

1.Беседа.

- Ребята, а как вы понимаете, что такое Родина?

- Что вы знаете про свою малую родину?

(Дети называют область, район, название села).

2. Изучение стихотворения А.Большакова «Кивать»

Учитель: много стихотворений о родном крае написали местные поэты: В.П.Ефимов, Л.М.Шапошникова, А.Большаков. А сейчас я хочу предложить повторить всеми нами любимое стихотворение А.Большакова «Кивать».

(Читают наизусть по цепочке стихотворение А. Большакова «Кивать»).

Кивать.

Источника святого сила,

Купели чистой благодать

И слышится мне вздох России

В селе с названием Кивать.

Здесь по традиции воскресной,

Без суеты, уже давно,

Пекут подовый хлеб чудесный.

И варят вкусный квас хмельной.

Рассвет узором тонким выткан,

Судьба у времени в тисках,

Истории живая нитка

Забилась жилкой у виска.

Мне видится, как под горою,

Не протрезвевшие с утра,

Идут в тужурках чёрных трое

Казнить священника Петра.

Как в годы мутного броженья

Беда склонилась над селом,

Как светлый храм от разрушенья,

Крестьянской мудростью спасён.

Ступеней скрип на колокольне

И терпкий запах старины.

Младенца лик хранит икона

И образ матери хранит.

Молитвы голос слышу ровный.

На пасху праздничный пирог

И стих под куполом церковным.

Густой мордовский говорок.

Путь к роднику тропинкой вьётся

И через мостик над ручьём

Ведёт к «поповскому» колодцу,

К воде богатой серебром.

Источника святого сила,

Купели чистой благодать.

Живёт великая Россия

В селе с названием Кивать.

А.Большаков.

(«Кузоватовские вести» 19 июня 2013 г.)

- Что вы можете сказать об отношении поэта к Родине?

- Какие достопримечательности села описываются в данном стихотворении?

- Спасибо, молодцы! А теперь давайте совершим с вами небольшую заочную экскурсию и полюбуемся достопримечательностями села.

3. Игра «Соотнеси картинки» и описание. (Достопримечательности села)

Цель – кратко рассказать о достопримечательностях села.

- (Дети работают в группах, соотносят картинки с описанием).

- Здесь проходит Всероссийский фестиваль мордовского фольклора и декоративно-прикладного творчества «Масторавань морот» («Песни матери земли»); (Этнографический комплекс «Мордовская усадьба»).

- Недалеко от этого места в лесу погиб псаломщик местной церкви Пётр Павлов, поэтому вода в нём считается святой (Святой источник);

- Почему в народе звали его «Лёватка» никто не помнит, но в далёкие 70 годы он был сборщиком старых вещей, которые менял на воздушные шары, что доставляло детям большое удовольствие (Лёваткинский родник);

- Название ему никто не дал, поэтому в народе его называют «Безымянным» (Безымянный родник);

- Это уникальное сооружение, он один из немногих в нашей Симбирской митрополии, который не закрывал свои двери даже в годы лихолетья. На нем держалась вера православных людей, населяющих наш район (Храм в Честь Иконы Казанской Божьей Матери);

--у мордвы, огороженное плетью место для мольбища в лесах, в полях, на лугах;

- Есть предание, стремясь показать свою силу, мордовский богатырь, наместник Ивана Грозного, Надей срыл дёрн земли площадью 1кв. метр, подняв ношу над головой, принялся шагом измерять территорию. С тех пор и величают его Сила - Мурзой (площадка Сила Мурзы).

Учитель: Как говорит в своём стихотворении поэтесса Елена Руль:

Уголки нашей Родины малой

Нас к себе очень часто влекут

Во сне, в воспоминаниях детства

Красоту эту видеть зовут.

Вся эта красота находится в нашем селе.


 

4. Легенда о рождении мордовского народа.

- Скажите, а жители какой национальности проживают в нём?

- А как появился мордовский народ?

«Легенда о рождении мордовского народа» - рассказывают дети.

Однажды в мордовских дремучих лесах свершилось великое чудо. Ранней весной Бог солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку - и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты первозданной и невиданной. За ним – другой третий. И стала вся яблонька ослепительно белой и сказочно прекрасной. Залюбовалась красотой неслыханной птица счастья, коснулась своим крылом чудо-яблоньку и превратила её в девицу ненаглядную. И пошла она по цветущей земле. И там, где нога её ступала, рождался мордовский народ: высокий, голубоглазый, златокудрый, мудрый, добрый, трудолюбивый и хлебосольный.

- А откуда узнали эту легенду?

- Ребята, а вы хорошо знаете свой родной язык?

- Любите его?

- Давайте проверим знание языка и поиграем в игру «Знатоки родного языка».

5. Дидактическая игра - работа в группе (две группы) «Знатоки родного языка».

Цель – привитие интереса к изучению эрзянского языка.

Правила игры: выбирают раздел, задание на количество баллов, если не смогут ответить, отвечает команда соперников и баллы переходят им, в конце игры подсчитывают количество баллов. (Всего 20 вопросов).

Вопросы:

1.Люди

10 – «Мать» на эрзянском языке;

20 - «Отец» на эрзянском языке;

30- слово «сестра» на эрзянском языке;

40- слово «брат» на эрзянском языке;

50 - слова «девочка», «мальчик» на эрзянском языке.

2.Одежда.

10 - женская рубашка из белого холста;

20 - праздничный женский головной убор;

30 - длинная распашонка из белой холщовой ткани с вышивкой;

40 - набедренная повязка девушек и замужних женщин;

50 - икельга паця.

3.Боги мордвы.

10 - мифический образ символизирующий зло;

20 - мифический образ символизирующий счастье;

30 - лесной дух, покровительница, хозяйка леса;

40 - мифический образ – дух воды;

50 - самый главный персонаж, богатырь, обладающий несокрушимой силой , мудростью и хитростью.

4.Украшения.

10 - наушные украшения;

20 - украшение на пальце;

30 – бусы;

40 - нагрудная застёжка;

50 – через плечное украшение.

 

Подсчёт баллов, выявляется команда «Знатоков родного языка»

Учитель: Эрзянский язык — богатство, которое нам всеми силами надо сохранить и гордиться им.


 

5.История возникновения села Кивать.

- Мы знаем, как появился мордовский народ, знаем родной эрзянский язык, а как же возникло наше мордовское село?

Работа с церковно приходской летописью (ксерокопия - выборочное чтение).

Как сказано в «Церковно-приходской Летописи Богородице-Казанской церкви с. Кивати» - «… Прихожане – мордва эрзянского племени, выселенные сюда по сказанию летописца священника Иоанна Тихомирова из сел Карсунского уезда, Кивати и Кандарати…». Отсюда можно заключить, что выселенные мордва основали село с таким же названием – Кивать (Название которого связано с водой).

Вопросы для выборочного чтения:

- Из какого уезда переселился народ?

- Из каких сёл?

- Прочитайте, какой вывод можно сделать о названии села.

6. Устное народное творчество мордовского народа..

Учитель. Мордовский народ не только глубоко чтит родной язык, изучает историю родного края, но и передаёт из уст в уста творчество своего народа. В легендах говорится, что среди мордовских божеств существовало злое мифическое существо «Варда» в образе девочки оборвыша и доброе существо «Уцяска», в переводе «Счастье».

- Ребята, а давайте вспомним в какой мордовской народной сказке мы встречались с этими персонажами? («Девушка Берёзка»)

- Что символизирует образ «Варды»? Образ «Уцяски»?

- Кратко расскажите сюжет сказки:

- Варда сестру к обрыву заманила, сырой землёй завалила. На этом месте вырастает берёзка. Проходившие мимо музыканты, делают из берёзки скрипку, которая вновь превращается в Уцяску. Сказка заканчивается тем, что Добро побеждает Зло.

Давайте попробуем выразить характер героев.

2.Инсценирование отрывков - работа в группе.

Задание: Вам нужно войти в образ героев – девочек и инсценировать отрывки.

Первая группа

Уцяска: Как здесь хорошо! Какой воздух чистый, а сколько грибов! Собирай, Вардушка!

Варда: Фу, какой лес противный, эти ветки все мои ручки ободрали. Надо было тебе сюда идти! Тащи теперь эту корзинку, наклоняйся, надрывайся!

Уцяска:Давай я тебе помогу, грибочков и для тебя наберу. Вот, смотри, какие крепкие, красивые.

Варда: Лучше бы дома сидели, на печке грелись.

Вторая группа

Варда: Ой, моё колечко, вниз укатилось (плачет) .

Уцяска:Не плачь, сестрёнка, я тебе своё отдам.

Варда: Не нужно мне твоё, ты меня сюда привела, ты кольцо моё и доставай.

Уцяска:Ну что ж, подожди, сейчас я его достану.

Ведущая: Спустилась младшая за кольцом, а край оврага осыпался, и завалило девушку землёй.

Уцяска: Помоги, сестрица! Сестрица, помоги!

Варда: Как же! Полезу я помогать. Так тебе и надо! Пойду домой скорей, глядишь меня и похвалят. (Берёт корзинки и уходит) .

-Чем закончилась сказка?

(Сказка закончилась тем, что Уцяска вышла замуж за музыканта, а Варда – злое существо вообще исчезло из жизни)

- А в жизни добро всегда побеждает зло? (не всегда)

- От кого это зависит? (от ситуации, от человека…)

Учитель. В заключении я хочу пригласить Вас в гости к одной из героинь этой сказки. Вот две избы, в одной живёт Уцяска, а в другой Варда. Подумайте, к кому бы вы хотели зайти, пройдите к той избе.

Обоснуйте, пожалуйста, свой выбор.

(Нужно подвести к тому, что если Зло оставить в одиночестве, оно и дальше будет совершать злодеяние, поэтому надо обязательно зайти к Варде, чтобы побудить в ней Добро)

V. Подведение итога.

- Почему занятие заканчиваем сказкой? Как она связана с темой нашего занятия «Путешествие по родному краю»?

(Ответы детей)…

Вывод. Это сказка нашего мордовского народа. В сказках народ стремится преодолеть зло, хотя бы с помощью волшебства. Какой бы невиданной силой не обладал злодей, обязательно найдется герой, способный его победить, ради того чтоб на его родной Земле царил мир. Давайте, же беря пример с добрых героев сказок стремиться к добру, чтобы наш родной край всегда был гостеприимным и радушным уголком нашей Родины!

VI. Рефлексия.

-Что вы взяли для себя с занятия?

-Что именно понравилось?

Продолжите фразу:

Сегодня на уроке я узнал …

Сегодня на уроке мне было легко …

Сегодня на уроке мне было трудно …

Сегодня на уроке я чувствовал …

- Как вам было сегодня на уроке, выразите своё настроение выбором смайлика .


 


 


 


 

Список литературы

1. Газета «Кузоватовские вести» 19 июня 2013 г.

2. Выписка из летописи храма в Честь Иконы Казанской Божьей Матери.

Источники

1.http://www.proza.ru/2014/03/22/1306

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Ильина Оксана Геннадьевна, 19.10.17 в 23:02 1 Ответить Пожаловаться
Интересное занятие! Большое спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.