Урок музыки в 6 классе на тему «Космический пейзаж»
7
Урок музыки в 6 классе
«Космический пейзаж» .
Тема полугодия: «Образы камерной и симфонической музыки»
Тема урока: «Космический пейзаж»
Художественное название урока: «Быть может, вся природа мозаика цветов?».
Вид урока: урок - путешествие
Цель урока: Познакомить обучающихся с миром космических образов через произведения Ч.Айвза и Э. Артемьева.
Проблемный вопрос урока:
- Как вы думаете, можно ли с помощью музыкальных звуков изобразить Космос?
-Возможности каких инструментов симфонического оркестра вы бы использовали?
Задачи урока:
1)Образовательная:
Познакомить обучающихся с выразительными возможностями электромузыкальных инструментов (синтезатора);
Учить анализировать прослушанную музыку, выделять главное; изображать музыку в цветовом моделировании; познакомить с синтезатором.
2)Развивающая: Развивать умение анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;.
3)Воспитательная: Пробуждать интерес к музыке, к другим предметам (астрономии, литературе, изобразительному искусству);
бережно относиться к музыкальному наследию композиторов разных стран.
Планируемые результаты УУД:
Личностные: Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Развитие у обучающихся эстетического чувства прекрасного, фантазии и творческого воображения, музыкального слуха и образного мышления, умения видеть необычное в обычных вещах и явлениях;формирование у детей целостного восприятия окружающего мира; воспитание у школьников доброты и патриотизма, любви и чувства ответственности за свои поступки, бережного отношения друг к другу и к окружающему миру;
Метапредметные: планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции,действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения,осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
Предметные: определять форму музыкального произведения, определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке, взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления.Рассмотреть интонационную природу музыкальных образов на примере произведения Ч.Айвза «Космический пейзаж»;
-дать определение понятий «диссонанс», «консонанс»;
- вспомнить понятие «музыкальный тембр»;
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в парах, групповая.
Техническое оборудование: доска, ноутбук, мультимедийный проектор, экран.
Музыкальный материал: «Вопрос, оставшийся без ответа» («Космический пейзаж»). Пьеса для камерного оркестра Ч. Айвз «Мозаика». Пьеса для синтезатора
Э. Артемьев.
Репродукции картин:«Геометрическая фантазия»А.Фоменко,«Нераздельная Мудрость Хранения»Е.Горовецкий,«Солнечная корона» Е.Леонов.
Ресурсы урока: портреты композиторов, раздаточный материал (таблицы для анализа, иллюстрации, презентация).
Методы: словесные (объяснение, фронтальный опрос, рассказ, беседа); наглядные; практические; репродуктивные; частично-поисковые. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы;
Использование педагогических технологий: здоровьесберегающие; информационно-коммуникативные; технология учебного диалога, технология проблемного обучения; технология деятельностного подхода, хоровое исполнение песни.
Ход урока
1.Организационный момент.
Приветствие. «Здравствуйте дорогие дети».
Учитель: Давайте с вами вспомним тему нашего прошлого урока? («Инструментальный концерт. Итальянский концерт»). Назовите композиторов, о которых шла речь на прошлом уроке? (А. Вивальди, И. Бах). С каким жанром мы познакомились? (концерт) Что такое концерт? (Концерт - музыкальное произведение, для симфонического оркестра и солирующего инструмента.) Какие произведения мы слушали? (А. Вивальди «Весна», из цикла «Времена года» И.С. Бах «Итальянский концерт».).
2.Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.
Целеполагание:
Учитель: К. Бальмонт писал:
Мы видим, мы слышим,
Как светят нам солнца,
Как дышат нам блики
Нездешних миров.
Учитель: Как вы думаете, о какой музыке пойдет речь на сегодняшнем уроке? (О космической).
Учитель: Когда художник создает свое произведение и рисует на нем картину природы, как называется эта картина? (Пейзаж).
Учитель: А какие разновидности пейзажа вы уже знаете? (Сельский пейзаж (деревенский), городской пейзаж, природный, морской пейзаж, парковый).
Учитель: А если художник нарисует картину космоса, может он ее назвать пейзажем? (Да).
Учитель: Верно. Ведь космос - это тоже природа.
Учитель: Скажите, как можно назвать сегодня тему нашего урока?
Ученики: « Космический пейзаж»
Учитель: Сегодня мы попытаемся представить себе, какая же она – музыка космоса, музыка других миров. А значит, нам предстоит нарисовать свой космический пейзаж.
Проблемный вопрос урока:
Учитель: На какие вопросы мы должны с вами ответить?
можно ли с помощью музыкальных звуков изобразить Космос?
познакомиться с композиторами, которые писали космический пейзаж
послушать музыку космоса
узнать, какие использовались для этого музыкальные инструменты
3. Актуализация знаний.
Учитель: Вид звездного неба – эта бриллиантовая россыпь множества звезд всегда привлекал, завораживал человека. Когда-то очень давно один философ сказал, что если бы звездное небо было видно только в каком-нибудь одном месте Земли, то к этому месту непрерывно двигались бы толпы людей, чтобы полюбоваться великолепным зрелищем.
Учитель: Как вы считаете, почему человека издавна влекли к себе высокое небо, далекие Звезды, загадочные дали космоса, Вселенной?
(ответы детей)
Учитель: Уже в древности народ мечтал о полетах, и поэтому в сказках и мифах возникали разные образы. Кто из вас помнит, какие? (Баба Яга на помеле и в ступе, Иван-царевич на ковре - самолете, Иванушка - дурачок на Коньке- Горбунке)
Учитель: Начиная с 19 века о полетах на другие планеты, пришельцах из космоса, космических войнах рассказывают писатели - фантасты: Ж.Верн, Г. Уэлсс, А.Беляев, братья Стругацкие, Кир Булычев и др.
Учитель: Позже появляются фантастические фильмы: « «Звездные войны». «Армагеддон»… Какие можете назвать вы?
(ответы детей)
Учитель: Из какого фильма вы сейчас увидите фрагмент? (видео) ( «Гостья из будущего»)
Учитель: В 20 век был запущен первый космический корабль с человеком на борту. В каком году и кто был первым летчиком – космонавтом? (1961г , космонавт - Юрий Гагарин.)
Учитель: Обычный весенний день 12 апреля 1961 года навсегда вошёл в историю человечества. В тот день с космодрома Байконур стартовал космический корабль – спутник «Восток», пилотируемый гражданином нашей страны Юрием Алексеевичем Гагариным.
(показ ролика «Полёт Юрия Гагарина»)
Учитель: Эхо космического старта прокатилось по всей нашей планете, вызывая восхищение и гордость всех людей на земле! Свершилось! Сбылась вековая мечта человечества! Впервые житель планеты Земля устремился к звёздам.
Юрий Гагарин сделал один виток вокруг Земли, но этот подвиг открыл новую эру полётов человека в космическое пространство.
Учитель: Какая древняя наука изучает те объекты и явления, которые наблюдаются на небе? (Астрономия).
Учитель: Что мы называем Вселенной? (Безграничный и постоянно меняющийся мир, где мы видим и солнце с планетами, и звезды, и галактики).
Учитель: Воображение композиторов, писателей, художников не могло остаться равнодушным к чарующим красотам звездного неба. Какая же она музыка космоса, музыка других миров?
4.Первичное усвоение новых знаний.
Учитель: Какая же она, музыка космоса, музыка других миров? Давайте сопоставим ваше представление о «звуковом мире» Космоса и представление американского композитора начала 20 века Чарльза Айвза.
Свое произведение «Космический пейзаж» композитор создал в начале XX в. — в то время, когда совершались научные открытия в области покорения космоса и создания летательных аппаратов. Серьезным, чуждым всякой суетности отношением к музыке, возвышенным строем Мыслей и чувств Айвз впоследствии будет напоминать Баха.
Учитель: Сейчас прозвучит это интересное и необычное произведения.
Учитель: Послушайте, насколько своеобразна, необычна музыка, как сама Вселенная, представьте этот необычный пейзаж.
Слушание фрагмента «Космический пейзаж»
Анализ прослушанной музыки (ответы детей)
Учитель: Сколько образов в произведении?
Два образа:
Первый - образ неизвестной планеты( струнные инструменты)
Второй - образ исследователей космоса (деревянно-духовые инструменты)
Учитель: Как меняется музыка?
Учитель: Какие инструменты исполняют произведение? (Струнные, духовые, флейты, труба).
Учитель: Есть ли в музыке повторяющаяся интонация? (Да)
У трубы - повторяющаяся интонация вопросительного характера.
«Космический пейзаж» Ч. Айвза |
|
Инструментальное воплощение |
Музыкальный образ |
Струнные |
|
Духовые |
|
Флейты |
|
Труба |
|
|
|
|
|
Учитель:Эта пьеса, построенная на диалоге струнных и деревянных духовых инструментов, стала философским размышлением о месте и роли человека во Вселенной.
Струнные инструменты изображают неизведанные дали, звезды, планеты. Они играют всё время одинаково тихо, в едином очень медленном темпе, без пауз.
Духовые инструменты передают образ людей-космонавтов, а так же неизвестных нам жителей других планет.
Труба «интонирует „Вечный вопрос существования“, произнося его всегда одинаково»;
Флейты вступают каждый раз после окончания «вопроса», символизируют поиски «невидимого ответа» на него. В последней, наиболее беспокойной и продолжительной своей реплике, флейты пытаются передразнивать трубу. Звучащий следом «вопрос» трубы так и не получает ответа, и произведение завершается растворяющимися в тишине звуками струнной группы.
Учитель: В заключительном варианте композитор назвал эту оркестровую пьесу «Вопрос, оставшийся без ответа». Как вы думаете, почему?
Можно обратиться за ответом к М. Ломоносову…
«Открылась бездна, звёзд полна;
Звездам числа нет – бездне - дна…»
Учитель: Можно ли изучить бездну?(Нет)
Поэтому вопрос композитор оставил без ответа.
Учитель: Сегодня мы познакомимся ещё с одним известным композитором, создавшим интересную и необычную музыку. Это ЭДУАРД АРТЕМЬЕВ (1937 г.р.).
Учитель: В 1960 году – был изобретен первый отечественный музыкальный электронный инструмент – синтезатор.
Учитель: С появлением электро-музыкальных инструментов, синтезаторов значительно расширились возможности создания других внеземных цивилизаций.
Учитель: Композитор - наш современник Эдуард Артемьев пошел по пути, на который, как говорят «не ступала рука» композитора, избрав главным объектом своего творчества - звук.
Учитель: Сейчас мы познакомимся с произведением, которое автор назвал «Мозаика» (читаются слова).
Быть может, вся природа - мозаика цветов?
Быть может, вся природа – различность голосов?
Быть может, вся природа – лишь числа и черты?
Быть может, вся природа – желанье красоты?
К. Бальмонт
Учитель: Что в изобразительном искусстве означает слово мозаика? (Изображение или орнамент, составленный из разноцветных камней, стекла, керамики, дерева и других материалов)
Учитель: Прослушаем фрагмент из пьесы «МОЗАИКА» Э. Артемьева и попытаемся ответить на вопросы:
Какой образ создаёт в пьесе «Мозаика» композитор?
Какие зрительные представления (ассоциации) возникают у слушателей (зрителей) в процессе восприятия музыки?
Какие звуковые эффекты использует композитор?
Какими выразительными средствами достигает композитор этих эффектов?
Какую техническую задачу решает композитор?
СЛУШАНИЕ: фрагмент пьесы «Мозаика» Э. Артемьева
«МОЗАИКА» Эдуарда Артемьева |
|
Музыкальный образ |
Образ пространства, образ космического пейзажа, образ Вселенной |
Зрительные ассоциации |
Музыка словно погружает в некое пространство, в сознании слушателя выступает образ непознаваемого мира |
Звуковые эффекты |
Гулы, шумы, звуковые волны, эффекты затухания, отражения, эха |
Выразительные средства |
ТЕМБРЫ голосов и инструментов – звучание рояля на клавишах и струнах, поющий голос, шёпот из свистящих и шипящих фонем, конкретные звуки |
Задача композитора |
Электронное преобразование натуральных тембров голосов и инструментов |
Учитель: Почему Артемьев назвал свое произведение «Мозаика»?
Учитель: Творческий поиск Э. Артемьева в пьесе «Мозаика» связан с извечным стремлением увидеть мир с необычной точки и осознать в нём себя.
5.Вокально-хоровая работа:
Упражнения по восстановлению дыхания.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой.
Распевание.
Исполнение песни:
«Прекрасное далеко» муз. Е Крылатова. сл. Ю .Энтина.
7. Закрепление и рефлексия:
Учитель: Подведём итог урока. Сегодня мы знакомились с творчеством композиторов, раскрывающих в своих произведениях образ космического пейзажа, образ Вселенной.
Учитель: Произведения каких композиторов мы слушали? (Чарльз Айвз и Эдуард Артемьев)
Учитель: Вспомните названия прослушанных вами произведений? («Космический пейзаж», «Мозаика»)
Учитель: В чём сходство и отличие этих произведений? (СХОДСТВО – они раскрывают образ космического пейзажа; ОТЛИЧИЕ – произведение Айвза - оркестровая пьеса, произведение Э. Артемьева – произведение электронной музыки)
Учитель: Назовите музыкальный инструмент с помощью которого Э. Артемьев создавал свои произведения? (Синтезатор АНС)
Учитель: Мы решили поставленные задачи?
Значит мы раскрыли тему урока.
Какие эмоции вас наполняют?
И в продолжение ваших эмоций я предлагаю песню в исполнении группы «Земляне» «Трава у дома»
7