Урок изучения нового материала по биологии "Свойства живого"
Технологическая карта урока
Авторы, разработчики: | Учитель биологии Михайлова Анастасия Викторовна |
Предмет | Биология (рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по биологии Н.Н.Пасечник |
Класс | 5-а класс |
Тип урока | Урок изучения нового материала (открытия нового знания) |
Технология урока | Технология развития критического мышления, ИКТ |
Тема | Свойства живого |
Цель | Сформировать у обучающихся понятие организм, познакомить с основными признаками и свойствами живого |
Задачи | Образовательные: расширить знания о признаках – свойствах живых организмов, продолжить работу по формированию биологических терминов, сформировать понятие «организм». Развивающие: научить школьников выявлять характерные свойства живых организмов, развитие самостоятельной деятельности, усиление активизации и мотивации учения, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности. Воспитательные: развивать речевую культуру, воспитывать культуру общения. |
Планируемые | Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). Познавательные УУД: - основы ознакомительного чтения; - осуществлять анализ и сравнение объектов с целью выделения признаков. Личностные УУД: - обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. - осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Предметные результаты: Предметные УУД: - называть основные признаки и свойства живых организмов, органы организма, их функции; - формулировать основные термины по теме; - применять биологические понятия. |
Основные термины, понятия | Обмен веществ, организм, орган |
Образовательные | |
Оборудование | мультимедиапроектор, ПК |
Наглядно-демонстрационный материал | Презентация «Свойства живых организмов» Раздаточный материал Конспекты для обучающихся на печатной основе |
Урок 2 «Свойства живого»
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||
Проверка домашнего задания | Метапредметные результаты: Коммуникативные УУД: - осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий; - слушать и понимать речь других. | Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним (на доске вывешивается слово – биология). Что такое биология? Какие биологические науки вы знаете? Каковы задачи биологии? Что изучает биология? Что такое живая природа? | Вспоминают ранее изученный материал. Отвечают на вопросы. | ||||||
Вызов | Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). Познавательные УУД: - основы ознакомительного чтения. Личностные УУД: - обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | 1. Создание проблемной ситуации и актуализация знаний. Диалог Незнайки и Биолога (презентация): Незнайка биологу: Скажите, пожалуйста, чем вы занимаетесь? Биолог: Я изучаю живые организмы. Незнайка: Это разные жуки, ящерицы, птицы… Биолог: Не только. Это и растения, и грибы, и микроорганизмы. Незнайка: Так что же у них общего? Биолог: Ты и сам это хорошо знаешь. Давай попробуем вспомнить. - Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке? - Предположите тему урока. Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске. 2. Предлагает учащимся заполнить первую и вторую графу таблицы.
| Читают текст. Анализируют прочитанное. Высказывают предположения. Лучшее предположение: - какими свойствами обладает любой живой организм; - тема урока: свойства живого организма. Вспоминают, что им известно по теме, высказываются. Заполняют таблицу. | ||||||
Осмыс-ление | Метапредметные результаты: Познавательные УУД: - осуществлять анализ и сравнение объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные УУД: - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Личностные УУД: - обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению. Предметные УУД: - называть основные признаки и свойства живых организмов, органы организма, их функции; - формулировать основные термины по теме.
| 1. Мы начинаем изучать удивительный мир живых организмов, которые относятся к живой природе. Оглянитесь вокруг себя, и вы увидите множество тел живой природы: животных, растения, грибы, да и сам человек тоже тело живой природы, часть ее. Тела живой природы называют организмами. Каждый из нас уверен, что знает, что живое, а что нет. Задание 1. По рисунку определите, что является телом живой природы, а что нет (презентация). - приведите еще примеры живых организмов (петух, кошка, белка, заяц, корова и т.д.). - как вы думаете, почему это - организмы? - по каким признакам-свойствам можно определить, что тело природы – организм? Проверьте свои предположения с помощью рис. на стр. 9. Задание 2. Оформите свои предположения с помощью кластера.
СВОЙСТВА ЖИВОГО Задание 3. Работа в паре. - с помощью рисунка предположите, что такое обмен веществ (презентация); – прочтите текст на стр. 9 и оцените правильность своего предположения; – найди отличия обмена веществ у коровы и растения. - рассмотрев рисунки на стр. 10 объясните, что происходит с елью. Сделайте вывод, что такое рост. Проверьте себя по учебнику. – сравните изменения, происходящие с икринкой и гусеницей на рисунке. В чём разница? – предположите, как называются эти изменения, проверьте себя по тексту. – сделайте вывод, какими свойствами отличаются живые организмы. | Работают с рисунком в учебнике, либо презентации. Классифицируют по очереди изображения на тела живой и неживой природы. Предполагают, что живым организмам присущи свойства: питание, дыхание, рост, развитие и т.д. Оформляют кластер. Работают с рисунками. Формируют понятие «обмен веществ». Делают вывод, что корова поглощает кислород, выделяет углекислый газ и т.д. Предполагают, что это развитие. Заканчивают кластер. Делают вывод, что организмы отличаются по развитию, питанию, движению. | ||||||
Рефлек-сия | Метапредметные результаты: Коммуникативные УУД: - работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Предметные УУД: - применять биологические понятия. Регулятивные УУД: - самостоятельно контролировать своё время и управлять им. | 1. Самостоятельное применение знаний. Работа в паре. Выполнить творческое задание: «Докажите, что растение – живой организм». Для задания использовать рисунок (презентация). 2. Взаимопроверка. 3. Учитель предлагает заполнить третью графу таблицы. – На какой вопрос мы отвечали на уроке (какую проблему решали)? Что мы выяснили? – Как вы работали, что удалось на уроке, что нет? 4. Самооценка. Проведите самооценку, поставьте себе оценку за урок. Критерии: Если нет ошибок, оценка «5»; Допущена одна незначительная ошибка, оценка «4»; Допущены две ошибки, оценка «3». 5. Домашнее задание. Стр. 12, вопросы (устно). | Используя рисунок, анализируют, делают выводы. Устно отвечают на вопрос. Слушают друг друга. Анализируют, оценивают правильность выполненного задания. Заполняют таблицу. Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу на уроке. |
Трефилова Раиса Поликарповна