12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Богданова Татьяна Николаевна526

Тема: Урок культурного поведения

Цель: Уточнить и расширить представление детей о культуре поведения человека, осознанной необходимости использования правил культурного поведения в жизни.

Задачи: - Уточнить и расширить представление уч-ся о хороших манерах, правилах поведения и этикета.

- Формировать умение давать оценку поступкам, высказывать свое мнение по теме.

 - Развивать познавательный интерес, расширять кругозор  учащихся.

 - Воспитание нравственных основ культуры поведения.

- Развивать навыки работы в сотрудничестве.

Форма проведения: игра

Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация, листы с картинками для групповой работы, индивидуальные листы на печатной основе

Межпредметные связи: связь с жизнью, литературой, историей, театральной деятельностью

Ход урока

этап. Организационный момент. Мотивация (создание проблемной ситуации)

Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы

Деятельность обучающихся,

ее содержание, формы и методы

Ожидаемые результаты

(Формирование УУД и личностных результатов)

Проверка готовности детей к уроку.

Приветствие детей. Эмоциональный настрой:

- Друг на друга посмотрели, Улыбнулись, тихо сели.

Приветствуют гостей.

Р. Подготовка к работе на уроке, самоорганизация

-Ребята, я для вас сегодня приготовила сюрприз.

Ученики смотрят сценку:

Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Печенье он запихивал в рот целиком, не жуя. В вазу с вареньем он залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. Когда Мальвина отвернулась, он схватил кофейник, выпил какао из носика и пролил на скатерть.

Девочка поморщилась и сказала строго:

Кто вас воспитывал, скажите, пожалуйста?

Когда папа Карло, а когда никто.

Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте спокойны.

П. В процессе просмотра сценки рассказа извлекают необходимую информацию, делают выводы

- Чему была возмущена Мальвина?

- Почему так себя повел Б?

- Вы правы, он не знает элементарных правил поведения, ему не хватает воспитания.

(Не сидит за столом прямо, ест,не прожевывая, большими кусками, ест руками, пьет из кофейника, проливает кофе на скатерть.

Потому что его никто не воспитывал. Он не культурный. Не знал правил поведения.

П. Анализируют полученную информацию, делают выводы.

2 этап. Вводная часть.

- Чему же мы посвятим наше занятие?

- Действительно воспитание это не только правила поведения за столом, а еще …?

- Так давайте же вспомним все эти правила, которые так необходимы нам в жизни и познакомим с ними Буратино.

- Для решения этой задачи вы уже разделились на 4 команды. Вы в своих командах будете выполнять разные задания, 2 мин вы будете обсуждать эти задания, а затем капитаны команд выступят с ответом.

Посвятим наше занятие воспитанию Б.


 

В классе, на улице, общественных местах.

К. Высказывают свои мысли, вступать в беседу.

3 этап. Основная часть.

1задание

-Ребята, у вас на столах лежит конверт, откройте его, достаньте

- Рассмотрите картинки, обсудите в группе и решите, где дети ведут себя правильно, объясните свой выбор классу.

1 группа Культура поведение за столом

- Мы с вами в школе тоже ходим в столовую. Какие правила поведения за столом вы соблюдаете?


 


 


 


 


 


 


 


 

2 группа Культура поведение в транспорте

- Мы с вами тоже много совершаем поездок на транспорте. Какие правила поведения в транспорте вы соблюдаете?


 


 


 

3 группа Культура поведение в театре

- Мы с вами тоже много раз смотрели спектакли. Какие правила поведения вы соблюдаете там?


 


 


 

4 группа Культура внешнего вида

- Что отличает вас, как школьников, от других групп людей?

-Итак, воспитанного человека нетрудно распознать с первого взгляда: он умеет вести себя в обществе, обладает хороши­ми манерами.


 


 

Ученики выполняют коллективное задание в 4 группах и представляют результаты своей работы:

1 группа Мы выбрали 1 картинку. Культура поведение за столом

Дети ведут себя за столом правильно. Они пользуются столовыми приборами, а не руками как на другой картинке. Не размахивают руками, не кладут их на стол, пользуются салфетками. Стол у них чистый.

· Не разговаривай, когда ешь, старайся кушать беззвучно.

· Из блюда бери ближний к себе кусок, не выбирай.

· Пищу надо брать с тарелки вилкой или ложкой.

· Не откусывай больших кусков.

·Никогда не отзывайся плохо о блюде, которое едят твои соседи. Если ты сам его не любишь, не порть аппетит другим.

· Не сиди боком к столу – это некрасиво.

· Не кроши хлеб, доедай кусок до конца. Не забывай, сколько людей трудилось, чтобы этот кусочек попал к тебе на стол.

2 группа: Культура поведение в транспорте

Мы выбрали 2 картинку, на ней дети ведут себя правильно. Сидят, ни кому не мешают.

· При входе в автобус мальчик пропускает девочку вперед, а выходит первым.

Выйдя из автобуса, мальчик подает руку девочке, а также маме, бабушке.

Младшие уступают место старшим, мужчины – женщинам.

В транспорте нельзя громко смеяться и разговаривать. Нельзя кушать, так как можно запачкать других.

Нельзя бросать мусор в окно, оставлять на сиденье, бросать на пол.

Нужно твердо знать, что на сиденье сидят, а не стоят.

Если нужно взять билет, то вежливо просят делать это пассажиров, стоящих рядом.

3 группа: Культура поведение в театре

У нас дети в театре. Мы выбрали 1 картинку. Дети смотрят представление, не разговаривают, не едят. Они хорошо одеты. С собой они принесли цветы для артистов.

· При входе в зал мальчик пропускает девочку вперед.

· Нельзя громко смеяться и разговаривать. Нельзя кушать. Нельзя выходить в буфет и туалет во время представления – ты мешаешь смотреть спектакль.

Нельзя оставлять мусор на сиденье или бросать его на пол.

Нужно твердо знать, что на сиденье сидят, а не стоят.

4 группа: Культура внешнего вида

Мы считаем, что верная 1 картинка. Ученики рассуждают:

- Мы знаем, что нельзя ходить на уроки неопрятным, а также в спортивной одежде. Спортивная одежда уместна только на уроках физической культуры. В магазинах, банках служащие и продавцы ходят в специальной одежде. В театр или в гости мы тоже одеваемся по-особенному, нарядно.

Мы ходим в строгой одежде и в жилетках.

Пр. Проверяют свои знания полученные ранее.

- Мы двигаемся дальше.

- Везде и во все времена люди помнили, что они живут среди других людей и сохранили в пословицах мудрые советы молодым поколениям о правилах поведения.

2 задание - Я предлагаю вам вспомнить известные вам пословицы или открыть для себя новые.

-Соберите пословицу из рассыпанных слов.

Зачитайте пословицу и объясните, чему она нас учит.

У себя как хочешь, а в гостях – как велят.

Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.

Когда я ем, я глух и нем.


 

Вежливость ничего не стоит, но много приносит.


 


 

(Ученики в ходе групповой работы собирают пословицы из рассыпанных слов)


 


 

Дома можно вести себя свободно, но выходя из дома мы все должны соблюдать правила поведения.

Всегда старайся, чтобы твоя одежда была чистой и к месту – правильно подобранной.

Во время еды не отвлекайся на посторонние предметы и не разговаривай – это вредно для здоровья.

Добрые, разумные слова, поступки, улыбка, идущие от сердца, дают человеку великую силу - тебе становится теплее, радостнее, светлее.

 

3 задание Инсценировка в группах по ситуации.

Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым – за умением ими пользоваться.

Вам дана ситуация, обыграйте ее.

1 группа Ты идешь и видишь, как твоему однокласснику расстегнули портфель и убежали. Как ты поступишь?

2 группа После звонка ты выбегаешь из класса и нечаянно задеваешь парту. Ручки и карандаши выпадают из пенала, рассыпаются. Твои действия.

3группа После тренировки, уставший, ты едешь в троллейбусе. Ты удобно расположился на сиденье. На остановке входит пожилой человек. Как ты поступишь?


 

4 группа Тебе срочно нужно обратиться к учителю, но в этот момент она разговаривает с другим человеком. Твои действия.

- Итак, только добрые слова и поступки поднимают на­строение, делают человека добрее, душевнее.


 


 


 

Я подойду и застегну портфель. Скажу обидчику: «Это нечестный и некрасивый поступок, потому что он обижает человека. Больше так себя не веди»

Я соберу упавшие предметы и расскажу обо всем товарищу: «Извини, твои ручки рассыпались по моей вине, но я их поднял. Посмотри, всё ли на месте»

Я посочувствую ему, предложу этому человеку присесть: «Пожалуйста, садитесь» Улыбнусь, для того, чтобы человеку со мной было хорошо, легко и радостно.

Я подойду к учителю, извинюсь, что отвлекаю и обращусь с просьбой: «Марья Семеновна, извините, что отвлекаю Вас, …

Р. Систематизируют свои знания, заполняя новой информацией рабочие листы.

4 задание.

- Выберете правило, соответствующее картинке.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

-Что мы видим?

- А вы как разговариваете по телефону?

- Что делают ребята?

- Что необходимо, чтоб примирить ссору?

- Какие слова нам помогут?

Пользуйся вилкой или ложкой

Будь вежлив, здоровайся со взрослыми первым.

Младшие уступают место старшим, мужчины – женщинам.

Чтобы у тебя были друзья, умей сам быть хорошим другом.

Не перебивай во время разговора.

Не подарок дорог, а внимание.

Умей вежливо разговаривать по телефону.

Не оставляй после себя мусор.

Общение по телефону.

Они ссорятся.

Подобрать добрые слова

 

Ещё 2400 лет назад, описывая, как должен держаться вежливый и воспитанный человек, Аристотель особо подчёркивал, что он будет остерегаться огорчать людей.

5 задание.

- Расскажи, какие слова ты используешь, чтобы помириться со своим другом.

-Ребята, а почему эти слова называют волшебными: в чем их сила?

- Какие ещё правила нужно соблюдать, чтобы тебя хорошо понимали все те, кто живет рядом с тобой?


 


 

Извини, пожалуйста, давай мириться; мне очень стыдно; я дорожу нашей дружбой; больше не будем ссориться; я сожалею о сделанном; прошу прощения.

Если сказать «пожалуйста» то с тобой поделятся или что-нибудь дадут поиграть. Если сказать «здравствуйте» - значит пожелать здоровья.)

· Выражай свои мысли кратко, точно и понятно.

· Будь вежлив как в словах, так и в поступках.

· Никогда не давай прозвища и клички товарищам.

· Культура человека – в умении слушать.

 

4 этап. Заключительная часть.

- Давайте подведем итог нашему занятию.

-Что нового вы узнали сегодня?

-Насколько полезной была для вас сегодняшняя встреча?

-Поделитесь своими мыслями и чувствами.

-Чему научился Б?


 


 

-Какие качества необходимы, чтобы вас уважали окружа­ющие, чтобы вами гордились родители?

-Вы закончите школу и станете врачами, учителями, художниками, космонавтами. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми, знающими правила культурного поведения и выполняющие их.

Что значит «культурное поведение»; как надо и как не надо себя ве­сти, как выработать культуру поведения.

Нужно правильно и красиво вести себя, быть вежли­вым и предупредительным со старшими, понимать, что прилично и что не прилично делать в той или иной ситуации. Например, неприлично кричать, громко переговариваться, перебивать речь другого, навязываться в друзья и знакомые.

Внимательность, доброжелательность, скромность, отзывчивость, деликатность, приветливость, уважение к старшим, пре­дусмотрительность, ответ­ственность за свое поведение, воспитанность.


 

Дети исполняют финальную песню и получают подарок -закладку.

 

Подарок- закладка (буклет)

1сторона 2 сторона

Путевой лист для 1 группы (распечатывается на лист с 2х сторон и складывается книжкой)

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Шарандина Валентина Владимировна, 05.12.18 в 20:15 0Ответить Пожаловаться
Поздравляю с победой в конкурсе, Татьяна Николаевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.