Урок литературы в 5 классе на тему: "Э.Сетон-Томпсон "Чинк"
Пояснительная записка
Предмет: литература
Класс: 5
Тема: Э.Сетон-Томпсон «Чинк»
Продолжительность урока: 45 мин
Цель: Организовать деятельность обучающихся для ознакомления с рассказом Э.Сетона-Томпсона «Чинк», формировать навык чтения вслух и про себя, совершенствовать сознательность правильность, беглость и выразительность чтения обучающихся, способствовать развитию умений грамотно оформлять свои мысли в устной форме, воспитывать интерес к чтению книг.
Технологии, применяемые на уроке: Технология развития критического мышления, здоровьесберегающая, интерактивная технологии.
Планируемый результат: Называет факты из жизни Э.Сетона-Томпсона, находит необходимую информацию в произведении, выделяет главное из прочитанного рассказа, анализирует литературный текст с опорой на вопросы учителя, читает рассказ выразительно.
Оборудование: ТСО (ноутбук, проектор, интерактивная доска) презентация «Э.Сетон-Томпсон «Чинк», учебник литературы В.Я. Коровина, выставка, посвященная творчеству Э.Сетона-Томпсона, (портрет поэта, книги), видеозапись социальной направленности, раздаточный материал: фишки, конверты с заданием, лист самооценки, таблички с названием групп.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет | Литература |
УМК | Под редакцией В.Я. Коровиной |
Класс | 5 «А» |
Тема | Э.Сетон-Томпсон «Чинк» |
Тип урока | «Открытие» нового знания (Знакомство с новым текстом) |
Цели урока. | Организовать деятельность обучающихся для ознакомления с рассказом Э.Сетона-Томпсона «Чинк», формировать навык чтения вслух и про себя, совершенствовать сознательность правильность, беглость и выразительность чтения обучающихся, способствовать развитию умений грамотно оформлять свои мысли в устной форме, воспитывать интерес к чтению книг. |
Планируемый результат (для выпускника) | Понимают литературу как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; называют произведения Э.Сетона-Томпсона (в рамках программы). |
Планируемый результат урока | Называет факты из жизни Э.Сетона-Томпсона, находит необходимую информацию в произведении, выделяет главное из прочитанного рассказа, анализирует литературный текст с опорой на вопросы учителя, читает рассказ выразительно. |
Предметно-развивающая среда | ТСО (ноутбук, проектор, интерактивная доска) презентация «Э.Сетон-Томпсон «Чинк», учебник литературы В.Я. Коровина, выставка, посвященная творчеству Э.Сетона-Томпсона, (портрет поэта, книги), видеозапись социальной направленности, раздаточный материал: фишки, конверты с заданием, лист самооценки, таблички с названием групп. |
Основные термины, понятия | Человечность, сострадание |
Характеристика этапов урока
Этап фрагмента урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П– познавательные, Р – регулятивные, К – коммуникативные) | Личностные | ||||||||
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (2 минуты) | Сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения данного материала. | Метод: словесный (беседа) Прием: цитата | Организует деятельность по включению в работу на урок: Приветствует обучающихся Организует фронтальную работу с цитатой целью мотивации обучающихся к уроку: - Прежде чем начать урок, я предлагаю вам взглянуть на слайд презентации и составить цитату из слов: - Как вы относитесь к данному высказыванию? - На данном уроке я предлагаю Вам прожить еще одну увлекательную жизнь, познакомиться с автором и с героями одного интересного произведения. -За работу на уроке Вы будете получать фишки. Желаю Вам удачи. | Проявляют эмоциональный настрой на урок Приветствуют учителя Составляют цитату из слов: «Читатель переживает тысячи жизней. Человек, никогда не читающий, переживает только одну» Джорж Мартин Читают и анализируют цитату. Высказывают свое мнение относительно поставленного вопроса: - Книги позволяют нам путешествовать по разным выдуманным мирам и проживать жизни за их персонажей | Ф | ТСО (ноутбук, проектор), презентация «Э.Сетон-Томпсон «Чинк», карточка со словами из цитаты | - | - | К: формулирует собственное мнение П: строит сообщение в устной форме, осуществляет анализ | Проявляет широкую мотивационную основу учебной деятельности |
Актуализация знаний. Постановка учебной проблемы (7 мин) | актуализировать прежние знания, навыки и умения непосредственно связанные с темой урока; подготовка учащихся к работе на уроке. | Метод: Словесный (обобщающая беседа), практический (упражнение репродуктивного характера), Прием: «Верно- не верно» (технология развития критического мышления) | Организует деятельность по актуализации знаний о жизни и творчеству Э. Сетона-Томпсона Задает вопросы: -Скажите, с каким автором и произведением мы познакомились на прошлом уроке? Просит обучающихся вспомнить основные факты из жизни писателя через выполнение интерактивного задания: 1. Где родился Э.Сетон-Томпсон? 2. Как называется первое произведение Сетона-Томпсона? 3. Вместе с родителями он переехал в… 4.Чем занимался Э.Сетон-Томпсон помимо писательской деятельности? Организует деятельность по выполнению самостоятельной работы с целью проверки знаний о произведении «Арно» через прием «Верно-неверно» (технология ТРКМ) Дает инструкцию по выполнению задания на карточке. (Приложение) | Актуализируют знания о жизни и творчестве Э. Сетона-Томпсона Отвечают на вопросы: -На прошлом уроке мы изучали жизнь и творчество Э. Сетона-Томпсона -Мы познакомились с произведением «Арно» Отвечают на вопросы викторины - В Англии -«Жизнь диких зверей» -В Канаду -Он был художником Выполняют самостоятельную работу | Ф И | ТСО (ноутбук, проектор), презентация «Э.Сетон-Томпсон «Чинк», интерактивное задание, карточка с самостоятельной работой, книжная выставка, посвященная творчеству писателя, репродукции его картин, видеоролик социальной направленности | Устный опрос | Называет факты из жизни Э.Сетона-Томсона, находит необходимую информацию в произведении, выделяет главное из прочитанного | К: высказывает своё мнение строит речевое высказывание П: осуществляет анализ | Проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу |
Организует пошаговый контроль по эталону (взаимопроверка) -Если задание выполнено верно, то ставите «+» -У кого выполнено задание верно? -У кого есть ошибки? Какие ошибки? Над чем надо поработать? Какой совет мы можем дать? | Осуществляют взаимопроверку по эталону Высказывают свое мнение | Ф | Взаимопроверка по эталону | Р: осуществляет пошаговый контроль К: формулирует собственное мнение | Оценивает жизненные ситуаций с точки зрения общечеловеческих норм. | |||||
Организует деятельность по постановке к теме урока через видеоролик и проблемный вопрос Предлагает посмотреть видеоролик -Какое впечатление от этой истории? -Если бы Вас попросили назвать качества характера к следующим словам (собака и человек), что бы Вы назвали. -Какой проблемный вопрос мы будем рассматривать на уроке? -Почему эта проблема актуальна на сегодняшний день? -Сформулируйте тему урока | Осуществляют просмотр видеоролика с последующим анализом -Отрицательное отношение, потому что человек предал животных. Называют качества к героям Собака: верность преданность Человек: предательство Ставят проблемный вопрос «Какое взаимоотношение между человеком и животным?» Формулируют тему урока: «Взаимоотношение человека и животных в рассказе Э.Сетона-Томпсона «Чинк» | Ф | П: осуществляют анализ Р: принимает и сохраняет учебную задачу планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | |||||||
Организует деятельность обучающихся по формулированию целей урока -Эти цели и будут нашим планом на урок | Ставят цели на урок с помощью слов-помощников: 1) Проанализировать: -содержание произведения «Чинк»; -образы и поступки героев; 2) Ответить на проблемный вопрос: -разобраться в понятиях сострадание и человечность | Ф | Р: принимает и сохраняет учебную задачу планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | |||||||
Открытие «новых» знаний. Решение учебной проблемы. | Организует проговаривание чистоговорок с целью развития речевого аппарата и овладением речевой деятельностью (говорение) - Итак, ребята, прежде чем приступить к изучению нового материала, мы должны с Вами подготовить наш речевой аппарат, а для этого я предлагаю вам прочитать чистоговорку: В четверг четвёртого числа, в четыре с четвертью часа, четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто! -Хорошо, теперь наш речевой аппарат готов к работе | Читают чистоговорку вслух медленно, соблюдая знаки препинания | Ф | ТСО (ноутбук, проектор), презентация «Э.Сетон-Томпсон «Чинк», учебник 5 класса под ред. В.Я. Коровиной, текст с произведением, книжная выставка, посвященная творчеству писателя, репродукции его картин | Проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу | |||||
Развитие читательского умения антиципация т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации | Метод: словесный (беседа), практический (работа с текстом) Прием: бортовой журнал (технология ТРКМ) | Работа с текстом до чтения Организует первичное восприятие рассказа «Чинк» с последующим осмыслением эмоционального содержания при восприятии Предлагает посмотреть на название рассказа и иллюстрации и предположить о чем этот текст. -В бортовые журналы запишите свои предположения до чтения текста, во время чтения вы будете заполнять правую графу журнала Дает установку при чтении рассказа: -Подумайте, какие эмоции вызывает у Вас это произведение? Организует осмысление эмоционального содержания рассказа при восприятии Выясняет впечатления обучающихся. –Понравилось ли вам произведение? –Что особенно понравилось? | Высказывают предположение о произведении Читают выразительно вслух фрагмент произведения Делятся впечатлениями о прочитанном рассказе Высказывают свое мнение | Ф | - | определяет жанр текста, составляет краткую аннотацию (автор, название, жанр) читает со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного | К.: слушает и понимает речь ученика, высказывает свое мнение, строит сообщение в устной форме П: осуществляет анализ Р: осуществляет прогнозирование | |||
Физминутка (1 мин) | Обеспечить активный отдых организму обучающихся в процессе определенной учебной деятельности. | - | Организует физминутку. Показывает движения (видеофизминутка) | Выполняют и повторяют движения | Ф | ТСО (ноутбук, проектор), видеофайл физминутки | - | - | - | проявляет установку на ЗОЖ |
Достижение понимание текста на уровне содержания | Метод: словесный (беседа), практический (работа с текстом) | Работа с текстом во время чтения Задает вопросы на понимание рассказа: -Определите жанр произведения. -Сколько героев в рассказе? - Какие это герои? -Как автор изображает характер и поведение щенка? - Что Вы можете сказать о его поведении? - Какая была заветная мечта у Чинка? -Как Чинк набирался опыта? Какие знания появились у щенка? Обобщает ответы обучающихся Чинк путем проб и ошибок приобрел жизненный опыт Предлагает составить портрет литературного героя к рассказу Чинк. -В чем был виноват хозяин перед Чинком? | Отвечают на вопросы по содержанию текста -Рассказ о животных -В произведении 2 героя -Старик Билл Обри и Чинк - Поймать сумчатую крысу «… И постепенно в нем стало развиваться зерно – пока еще маленькое, но живое зернышко собачьего здравого смысла…» Составляют портрет литературного героя к рассказу Чинк - В том, что он бросил собаку | Ф | ТСО (ноутбук, проектор), презентация «Э.Сетон-Томпсон «Чинк», учебник 5 класса под ред. В.Я. Коровиной, текст с произведением, раздаточный материал (таблички с названием групп, жетоны, карточка с заданием) | - | определяет жанр текста, составляет краткую аннотацию (автор, название, жанр) читает со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного | К.: слушает и понимает речь ученика, высказывает свое мнение, строит сообщение в устной форме П: осуществляет анализ устанавливает причинно-следственные связи, пользуется разными видами чтения. | Оценивает жизненные ситуаций с точки зрения общечеловеческих норм. | |
Достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – «чтение между строк») | Метод: практический (задание творческого характера) Прием работы: рефлексивного чтения (через творческий проект), яркое пятно | -Можно ли так поступать с животными? -Как бы Вы поступили на месте Билла Обри? Работа с текстом после чтения Организует деятельность по созданию мультфильма (проект) к рассказу Э.Сетона-Томпсона «Чинк» реализованный в ходе групповой работы - Перед уроком заходя в класс Вы брали жетон и таким образом Вы разделились на группы. -Что нам предстоит сделать Вы узнаете из письма. - В создании мультфильма принимает участие много специалистов. 1 группа «Сценаристы» 2 группа «Художники-постановщики» 3 группа «Художники-фазовщики» 4 группа «Рекламщики» -Но для начала вспомним правила работы в группах. | Высказывают свое мнение Разделяются на группы и слушают инструкцию к заданию Называют правила работы в группах: 1.Думай, слушай, высказывайся. 2. Говори спокойно ясно, только по делу. 3. Уважай мнение других. 4. Записывай идеи. 5.Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы. 6. В группе равные возможности успеха. | Г | находит в тексте необходимую информацию определяет авторскую позицию | К: слушает и понимает речь ученика, высказывает свое мнение, строит сообщение в устной форме П: устанавливает причинно-следственные связи, пользуется разными видами чтения, строит рассуждение Р: осуществляет планирование | ||||
Организует проверку выполнения задания -Оцените работу группы по листу самооценки -Какие трудности были у вас при выполнении заданий? Предлагает вернуться к плану урока и ответить на вопрос: все ли цели на урок, достигнуты и каким образом. | Выполняют задание (творческий проект по созданию мультфильма) Участвуют в обсуждении Высказывают свое мнение Оценивают свою работу в составе группы Высказывают свое мнение Возвращаются к целям урока | Ф | Лист самооценки | Р: осуществляет пошаговый контроль | ||||||
Рефлексивно-оценочный этап (3 минуты) | Организовать рефлексию и самооценку учениками своей собственной учебной деятельности на уроке, соотнести цель и результаты своей учебной деятельности, зафиксировать степень их соответствия. | Метод: Словесный (беседа) Прием: микрофон | Организует деятельность по самооценке обучающихся по задачам урока через прием «Микрофон» Подводит итоги урока: Задает вопросы: - Какая тема урока? - Какие задачи ставили на урок? -Какие задачи выполнили? -Скажите все-таки о чем же рассказ? -Чем помог маленький пес Чинк своему хозяину? -Какое впечатление у Вас осталось после урока? - Над чем заставил задуматься Вас рассказ? | Осуществляют оценочную деятельность по уроку. Отвечают на вопросы Вспоминают, какие задачи были поставлены на уроке, каким образом они решались | Ф | ТСО (компьютер, проектор), презентация «Э.Сетон-Томпсон «Чинк». | - | владеют информацией о произведении «Чинк» называют главных героев произведения; выделяют главную мысль | Р: осуществляет итоговый контроль П: строит сообщения в устной форме К: строит понятные высказывания | Проявляет ориентацию на понимание причин успеха в учебной деятельности |
Домашнее задание | Предлагает выполнить разноуровневое домашнее задание (на выбор) 1. Сочинить продолжение рассказа 2. Сделайте иллюстрацию к рассказу 3. Напишите письмо Э. Сетону-Томпсону с высказыванием своего мнения о прочитанном рассказе -Спасибо за урок! | Записывают домашнее задание Получают инструкцию по его выполнению |
Раздаточный материал:
Утверждение | Согласен | Частично согласен | Не согласен |
Я в полной мере участвовал в обсуждении | |||
Большинство решения принято мной | |||
Мне интереснее и полезнее работать в паре | |||
Если я не согласен, предлагаю другое решение |
Игра правда или ложь.
Задание: Прочитай утверждения, если ты с ним согласен поставь галочку, если нет – крестик
1.В деревню Элизабет было выпустить голубей во время первого испытания. ____
2. 50 голубей участвовало в соревновании, за победу в котором Арно получил на лапку серебряное кольцо. ____
3. 2590 С номер был на кольце, закреплённом на лапке Арно. _____
4. Большой Сизый — красивая, но мелкая и неповоротливая птица с большим зобом. _____
5. Возвратных голубей разводят не на показ, а потому, что они быстрокрылы и умны ______
ПрезентацияPPTX / 4.92 Мб
Сны ТатьяныMP3 / 2.74 Мб
ПисьмоMP3 / 401.53 Кб
Биография писателяMP4 / 17.45 Мб
Социальный роликMP4 / 7.76 Мб
Раздаточный материалDOCX / 2.21 Мб
Трефилова Раиса Поликарповна