Урок литературы в 6 классе «Звуки и краски в поэзии А.А. Фета»
Открытый урок
литературы в 6 классе
на тему:
«Звуки и краски
в поэзии А.А.Фета»
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Фёдор Тютчев
Предметные: научить воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, потомку. Развивать умение анализировать прочитанное, творческие способности и читательскую наблюдательность, умение оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел.
Метапредметные: способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, извлекать информацию из различных источников, вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор на тему.
Личностные: воспитывать доброту, любовь к природе. Стремиться к речевому самосовершенствованию, к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Оборудование: Компьютер + медиапроектор (слайды), текст стихотворения А.Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…», карточки, тетради.
Ход урока
1. Оргмомент.
Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь.
Сегодня наш урок я бы хотела начать с небольшой притчи.
Однажды в школе проходил урок на тему «Семь чудес света». Задание заключалось в том, чтобы каждый ученик написал семь чудес света на свой взгляд. Когда учитель собирал тетради, он заметил, что одна девочка ещё не закончила работу. Учитель спросил, не нужна ли ей помощь.
Ученица ответила:
- Я долго сомневалась, какие выбрать. На свете так много чудес. Тогда учитель предложил зачитать, что она выбрала. Помедлив несколько секунд, девочка стала читать:
-Для меня 7 чудес света, это:
Видеть
Слышать
Чувствовать
Двигаться
Говорить
Смеяться
Любить.
- Почему девочка выбрала именно эти понятия и посчитала их чудесами?
- Без способности видеть, мы будем в темноте, не увидим природу, близких и т.д.
Если мы оглохнем, мы не услышим звуков, без чувств - превратимся в роботов, а без движений – умрем, язык – помогает нам выразить мысли и чувства, смех помогает радоваться всему, что нас окружает. А без любви мы станем одиноки. Любовь мы испытываем с самого раннего детства.
- Как вы думаете, почему наш урок мы начали именно с этого разговора?
- Без этих чудес не появились бы величайшие произведения искусства.
- Что мы отнесём к произведениям искусства? (поэзия, музыка, живопись)
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? - У вас есть любимый уголок природы? Что вы чувствуете, когда находитесь там?
-Вы догадались о чем будем говорить сегодня?
Сегодня у нас, ребята, не совсем обычный урок. Тема урока “Краски и звуки в пейзажной лирике А.А. Фета”. Мы будем говорить о том, как звуки в стихотворениях великого поэта-пейзажиста запечатлены в словах, какие краски использует поэт при описании природы, какие чувства испытывает лирический герой при восприятии природы. И сегодня мы будем учиться видеть, слышать и понимать , и тогда красота природы откроется нам
Запись числа и темы урока
Цель: научить воспринимать художественный текст как произведение искусства, умение оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел
Индивидуальные задания.
Рассказ о А.А.Фете. / /(слайд 3)
Афанасий Афанасьевич Фет (Фёт) родился 5 декабря ( 23 ноября по старому стилю) 1820 года в усадьбе Новоселке, Мценского уезда, Орловской губернии. Поэт, мыслитель, публицист, переводчик.
А.А. Фет родился 1820 году и в том же году крещен по православному обряду. В метрической книге записан как сын Афанасия Неофитовича Шеншина. Четырнадцать лет спустя, духовные власти Орла обнаружили, что ребенок родился до венчания родителей и Афанасий был лишен права носить фамилию отца, и лишен дворянского титула. Это событие ранило впечатлительную душу ребенка, и он почти всю свою жизнь переживал двусмысленность своего положения. Отныне он должен был носить фамилию Фет, богатый наследник внезапно превратился в "человека без имени", сына безвестного иностранца сомнительного происхождения. Фет принял это как позор. Вернуть утраченное положение стало навязчивой идеей, определившей весь его жизненный путь.
Учился в немецкой школе-пансионате в городе Верро (ныне Выру, Эстония), затем в пансионе профессора Погодина, историка, писателя, журналиста, в который поступил для подготовки в Московский университет. Окончил университет, где учился сначала на юридическом, а затем на филологическом факультете. В это время, в 1840 году он и издал отдельной книгой свои первые произведения, не имевшие, однако, никакого успеха.
Особое положение в семье повлияло на дальнейшую судьбу Афанасия Фета, он должен был выслужить себе дворянские права, которых его лишила церковь и в 1845 году Фет поступает на военную службу в один из южных полков.
В 1850 в журнале "Современник", хозяином которого стал Некрасов, публикуются стихотворения Фета, которые вызывают восхищение критиков всех направлений. Он был принят в среду известнейших писателей (Некрасов и Тургенев, Боткин и Дружинин и др.), благодаря литературным заработкам улучшил свое материальное положение, что дало ему возможность совершить путешествие по Европе.
Самый известный сборник его стихов называется «Вечерние огни», который содержит более 300 стихотворений.
Основным источником вдохновения для Фета являлась природа.
Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть стихотворений Тютчева, Фета.
Посмотрите в окно. Какое чувство вызывает у вас погода, природа?
А ещё совсем недавно была осень, и разноцветные листья украшали мир. Листья не улетели навсегда, они вернутся весной.
- Ребята, обратите внимание на то, что природа служит источником вдохновения не только для многих поэтов, но и художников и композиторов.
Петра Ильича Чайковского «Времена года. Октябрь».(слайд 6)
- Какое настроение вызывает музыка Чайковского? Картины природы?
Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года» Осень.
Видеоролик. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
Беседа по вопросам:
-Какое время года изображает автор?
-О чем это стихотворение?
-Об одиноком путнике в лесу, где все гудет и колышется?
-О его тревоге, потому что он один в лесу.
-Понятно ли самому путнику его настроение. (Шумно и жутко и грустно и весело.) Я ничего не пойму.
-С чем сталкивается спутник? (ветер, мертвые листья)
-Что вселяет надежду в странника бедного?
-Согласитесь ли вы с мыслью, что из дикой природы, из кружения по темному лесу, до человека доносится – теплота, нежность человеческого общения и это помогает бороться с препятствиями, вселяет уверенность?
- Как вы понимаете строки стихотворения:
«Ель рукавом мне тропинку завесила»
«Кругом все гудет и колышется»
«Тонко взывающий рог»
Сладостен зов мне глашатая медного»
Учитель.
1.Как вы думаете, какое время года описано в стихотворении? Докажите.
-время года- осень ( кружатся листья, ветер, все колышется, листья мертвые).
Учитель.
2. Почему листья “мертвые”? Это красочный образ?
- они мертвые , так как упали на землю. Листья лежат повсюду. Они очень красивые.
- да, это образ красочный, потому что листья красные, желтые, коричневые, зеленые. Такое впечатление, что земля-это разноцветный ковер.
Учитель.
3.Какое состояние испытывает лирический герой?
Лирический герой- это образ поэта в лирике,
(ученики дают определение понятия “лирический герой”)
Учащиеся говорят, что , с одной стороны, лирический герой грустит, с другой-радуется. Лирический герой остался в лесу один. Поэтому ему и страшно, и жутко. Но потом, заслышав , зов глашатая медного”, он радуется, что рядом кто-то есть. Это тот, которому не страшен ни ветер, ни шум.
Учитель.
4.Какое слово в стихотворении повторяется. С какой целью?
Ученики.
-это слово ветер. Ветер пугает человека.
-любому человеку будет страшно в лесу, если дует сильный ветер, потому что качаются деревья, появляются различные звуки.
-эти звуки непонятные лирическому герою. Он сам говорит: “Я ничего не пойму”.
-он говорит, что вокруг “все гудет и колышется”/
Учитель.
4.Есть ли в стихотворении сказочный образ?
Ученики.
-да , это ель. Она живая. Она похожа на волшебницу, на колдунью.
-она загораживает дорогу путнику. Не хочет его выпускать.
Учитель.
5.Как в стихотворении автор передает чувство восторга? Обратите внимание на предложения.
Ученики.
- в последнем четверостишье мы видим два восклицательных предложения. С помощью них автор передает эмоциональное состояние лирического героя.
-надо обратить внимание на слово “весело”. Лирическому герою радостно, потому что повсюду он видит необыкновенную красоту.
-разноцветные листья не просто лежат на земле. Они кружатся от ветра. От этого тоже становится весело и радостно.
Учитель.
6.Прочтите 2 строфу. Какие согласные передают шум ветра? (ш)
Какой звук создает шум ветра в первом четверостишье?
Ученик.
-это гласный у: “шумно”,”жутко”, “грустно”
аллитерация и ассонанс).
Аллитерация-повторение согласных звуков, придающих особую выразительность стихотворению.
Ассонанс-повторение гласных звуков, придающих музыкальность, выразительность стихотворению.
Учитель
7.А случалось ли вам одним быть в лесу. Что вы испытывали? Что вы чувствовали?
(одни ученики говорят, что они не боялись, другие- наоборот. Приводят примеры)
8.Как вы понимаете слово “глашатай”?
Ученики.
Глашатый--это человек, который к чему-либо взывает,
-это человек, призывающий к каким-либо действиям
Учитель.
9.А какой инструмент подразумевается под выражением “глашатая медного”?
Ученик.
Это медный рог.
Учитель.
Раньше богатые люди устраивали охоту на каких-нибудь зверей. Находились друг от друга на большом расстоянии. Вот тогда-то и использовали рог в качестве сигнала.
Учитель.
10.В стихотворении есть еще одно необычное слово “гудет”. Оно общеупотребительное или диалектное? Что оно обозначает?
Ученики.
-это слово диалектное. Оно обозначает какие-то доносившиеся звуки.
Причем эти звуки сильные.
-гудет, то есть издает звуки.
Учитель.
11.А почему “зов глашатая” лирическому герою” сладостен”?
Ученик.
-лирическому герою приятно слышать эти звуки.
-ему было страшно одному. Услышав звуки рога, он понял, что не один.
Учитель.
12.И еще об одном выражении- “странника бедного”. Почему бедный?
Его кто-нибудь обижает? Он не имеет своего жилья? У него нет денег?
Ученики.
-Фет подразумевает под этим выражением человека одинокого. У него нет друга. Ведь недаром в стихотворении говорится :” В лесу одному…”
-я думаю, что у человека нет жилья, и он вынужден скитаться по свету.
Учитель.
13.Как же чувствует себя этот скиталец среди природы?
Ученики.
-он радуется тому, что видит.
-природа его приветствует и своим шумом и звуком рога.
Метафора-- ель - женщина-колдунья, ветка - рукав ее платья
- Какими красками наполнено такое время года как осень?
- Ребята, а знаете ли вы, что каждый цвет имеет своё значение
Работа в группах.
Сообщение учителя о символике цвета. (слайды 8-15)
красный отождествлялся с войной, кровью и огнем, но мог иметь и другое толкование: вместе с красными оттенками приходили радость, красота, любовь, теплота;
белый символизировал непорочность, добродетель, в некоторых культурах сравнивался со смертью;
черный, как правило, подразумевал несчастье, горе, траур или гибель;
желтый олицетворял богатство и осень;
синий представлял собой вечность, доброту, честность, верность;
зеленый – жизнь, умиротворение и гармонию.
Вывод
- Каковы чувства лирического героя? Что несет нам природа? (радость общения, очищение, человек делается добрее).
Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года» Весна.
2. Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года» Зима.
Чтец читает стихотворение « Учись у них – у дуба, у березы…»
Беседа по вопросам:
-Почему Фет призывает читателя учиться у природы «У дуба, у березы» ведь они не обладают разумом?
-Вспомним биографию Фета, знает ли он, как тяжела жизнь?
-Зима – это суровое испытание для природы? А для человека? ( «Они стоят, молчат…».) Такова доля человека «Молчи и ты!»
-Как понять строки «Не верь весне. Ее промчится гений, опять теплом и жизнию дыша». (Вечны ли на земле красота, счастье, а чего больше – боли, страданий.)
-Подумайте, а только ли о весне, зиме, дубе и березе идет речь?
К чему призывает Фет в своем стихотворении? (Пережившие мучение и скорби достойны встретить тепло радость жизни, учитесь у природы – дуб и береза, молча и открыто бросают вызов грозным силам природы.)
Почему поэт призывает учиться «у дуба, у берёзы»? (Поэт знает, как тяжела и жестока земная жизнь человека. В параллель он приводит и жизнь природы, в которой случаются холода и метели, наносящие глубокие раны её сыновьям-деревьям. Но деревья мужественно переносят суровые невзгоды и несчастья: «Они строят, молчат…». Такова же доля человека: «молчи и ты!»). - Какие эпитеты, олицетворения помогают представить жестокость зимы, мужество деревьев (дуба, берёзы) и кратковременные радости ясных весенних дней? (Эпитеты: «жестокая пора», «холод лютый», «новые откровения», «скорбящая душа»; Олицетворения: сжимаяся кора, злей метель, метель сердито рвёт листы, холод хватает за сердце). - Какой смысл вложил поэт в это стихотворение? К чему он призывал? (Вечны на этой земле для человека не красота, радость и счастье, а боль и страдания, скорбь и потери. Но только переболевшей скорбями душе открываются ясные дни и «новые откровения». Вот почему поэт призывает человека «учиться у дуба, у берёзы», молча и отважно бросающих вызов грозным напастям: пережившие мучения и скорбь достойны встретить тепло и радость жизни. Они способны понять мгновения красоты как самые ценные дары жизни).
Поэт призывает учиться не просто «у дуба, у берёзы», а у всей природы в целом. Учиться мужеству и стойкости, ведь у человека есть свои «зимы» и «метели» — горести, испытания, трудности, их нужно уметь преодолевать и жать дальше, ждать «весны», как деревья.
Зима у поэта предстаёт такой жестокой, потому что это не просто зима, а олицетворение всех трудностей на пути человека, которые он должен стойко преодолеть. Именно поэтому она — «жестокая пора», метель «всё злей... и... сердито рвёт последние листы», и «за сердце хватает холод лютый». Но деревья мужественны, они «стоят, молчат». Молчи и ты! Кратковременные радости ясных весенних дней передают следующие эпитеты и олицетворения: промчится гений, теплом и жизнию дыша, ясные, новые.
Многие стихи Фета положены на музыку.Давайте послушаем и отдохнем
Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года» Весна.
Чтец читает стихотворение «Еще майская ночь»
(Звучит еще раз второе стихотворение)
(Основное настроение – это настроение душевного подъёма. Поэт наслаждается красотой природы). - Какие строки стихотворения передают чувство восторга от красоты природы? (В словах «Благодарю, родной полночный край!» выражается вся сила любви и признательности к родному краю. Любовь как бы растворена в воздухе и ощутима каждому сердцу). - Найдите строки, подтверждающие, что стихотворение построено на внутренней смысловой антитезе? (И радостен и чужд ее убор / нежней и бестелесней. К тому же май – царство льдов, вьюг и снега). - Какие человеческие свойства приданы звёздам, берёзам, листу? (Звёзды «тепло и кротко в душу смотрят…», берёзы «ждут и дрожат», лист «манит»). - Как называется такое средство художественной выразительности. Когда природа, неодушевлённые предметы, явления наделяются свойствами живого? (Олицетворение)
Учитель. Лев Толстой, прочитав эти строки и испытав огромное душевное волнение воскликнул: «И откуда у этого добродушного и толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?»
Работа в парах.Беседа по вопросам:
-Как мы можем применить высказывание Льва Толстого к этому стихотворению? (Красота вызывает чувство радости от жизни, творческие успехи.)
-Что изображено в стихотворении?
-Что приводит поэта в восторг?
-Как вы понимаете строки
Какая ночь! Все звезды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь!
-Какую роль играет повторение восклицания «Какая ночь!»
-Чего больше в этом стихотворении грусти или восторга?
-А в каких строках говорится о том, что и то и другое настроение есть у поэта, созерцавшего ночь?
-Что происходит с душой поэта при виде красоты? Что она ему повелевает?
Поэт олицетворяет мир природы: зима представляется ему заколдованным «царством льдов», «царством вьюг и снега» (отметим повтор), из которого май выпархивает подобно волшебной птице. «Вылетает май»: к олицетворению присоединяется метафора, май сравнивается с птицей, как проклюнувшиеся из почек листочки часто сравниваются с птенцами, которые высунули из скорлупок свои зеленые клювики. Тепло наступает настолько быстро и внезапно, что приход весны после долгих месяцев холода кажется невероятным, к нему даже трудно привыкнуть». (По О.А. Ерёминой)
Думаю, что в этом стихотворении всё-таки больше восторга: здесь очень много восклицательных предложений, уверений в том, что эта ночь прекрасна. Но здесь присутствует и чувство грусти:
Опять к тебе иду с невольной песней,
Невольной — и последней, может быть.
Беседа
1.Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения стихотворений?
2.Какие краски вы бы использовали, чтобы передать на картине это настроение?
3. Нарисуйте словесно последнюю строфу, попытайтесь передать состояние природы в этот момент
Работа с репродукциями картин русских художников. Презентация
-Скажите, какие картины созвучны стихотворению Фета?
-Какие чувства испытывает человек, общаясь с природой
Многие стихи Фета положены на музыку.Давайте послушаем самый красивый романс
Вывод
- Каковы чувства лирического героя? Что несет нам природа? (радость общения, очищение, человек делается добрее).
- Что автор хочет донести вам, молодому поколению, своим стихотворением?
(близость человека к природе, он никогда не будет одинок).
Итак, и художники, и композиторы, и поэты стремились в своём творчестве показать красоту родной природы, передать глубокое чувство любви к Родине. Вы увидели простой, неяркий русский пейзаж, но он помог нам понять, что природа - неотъемлемая часть жизни любого человека, она тоже живая!
А теперь давайте представим, что вы вышли завтра на улицу и не увидели ни березки, ни заснеженного кустика, ни травинки.
- Что вы почувствуете? (Пустоту, одиночество, мы не замечаем природу, но без нее мы не можем жить, она часть нашей жизни)
- Как же нужно относиться к нашей природе?
- Что мы можем сделать для того, чтобы наши потомки увидели красоту нашей природы? (Не мусорить, не ломать деревья)
В Москве есть лесной заповедник Лосиный остров. На одной из дощечек заповедника висит табличка: « Я сорвап цветок- и он засох, я поймал жука – и он умер у меня в ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем. Да, действительно, мы должны прикасаться сердцем к красоте, которую нам дарит природа. Еще раз прочитаем эпиграф к сегодняшнему уроку.
Рефлексия
На уроке мне было…
Я работал…
Я понял…
Я узнал…
Я познакомился…
. Мне хочется, чтобы в своих детских сердцах вы сохранили любовь к родной поэзии, к родной природе.
Домашнее задание Выучить стихотворение, которое понравилось.
Название стихотворения | |
1.Краски | |
2.Звуки | |
3. Состояние человека | |
4.Образы | |
5. Выразительные средства | |
| |
| |