Урок литературы в 8 классе «Образ Емельяна Пугачёва в исторической поэме С. Есенина "Пугачёв"»
Урок литературы в 8 классе.
Тема урока: Образ Емельяна Пугачева в исторической поэме С.А.Есенина «Пугачев»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цель: определить авторское отношение к личности Пугачёва и бунту как стихийному всплеску народного недовольства через анализ средств выразительности
Задачи:
Характеризовать главного героя поэмы, определять авторское отношение к герою
формировать умение находить в тексте тропы и определять их виды;
-создать условия для развития у восьмиклассников умения работать с различными формами текстов;
-развивать способности высказывать свое мнение и аргументировать его.
- сформировать умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности.
Планируемые результаты:
Личностные:
Стремиться к речевому эталону, к грамотной, точной, выразительной речи, позволяющей ученику наиболее точно выражать собственные мысли, чувства, эмоции;
Метапредметные:
Устанавливать метапредметные связи между историей и литературой
читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее
уметь работать в парах, группах;
участвовать в общей беседе;
задавать вопросы, отвечать на вопросы;
формулировать собственные мысли.
Предметные:
- характеризовать героев-персонажей
- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции
- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий
-пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
Ресурсы урока
Учебно-методические: УМК: В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина, Н. В. Беляева , 2014, М.Просвещение;; раздаточный материал – тексты, цветные распечатки «Облако слов»
Материально-технические: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку.
Ход урока.
Этап мотивации.
Вступительное слово учителя
Сегодня мы в рамках курса «Литература и история» обратимся к исторической поэме С.Есенина «Пугачев», написанной в 1921 году
Учитель: Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
-В каких произведениях мы уже встречались с этой исторической личностью, с Пугачёвым ?
2. Формулирование темы и цели урока
-Определим цель и задачи урока ( Уточнение учителя : учитель кратко говорит о Есенине как представителе «имажинизма». Основное выразительное средство имажинистов — метафора, поэтому на уроке раскрывать образ Пугачева учащиеся будут через анализ художественно-выразительных средств)
3. Организация познавательной деятельности.
Задание 1. Работа в парах.
Учитель: Как говорил Сергей Есенин , «большое видится на расстоянии». Давайте узнаем, почему Есенин оглядывается назад в прошлое, почему именно в 1919 году обращается к этой теме
Задание: Сравним две эпохи- 1770-е и 1910-е года. (на слайде даны исторические факты).Сравните два исторических периода и выпишите сходные явления в центр кругов Венна. Работайте в парах.
Результат : в центре слова «голод», «война», «притеснения крестьян», «восстание». Так ученики сделали вывод: в эти эпохи происходили сходные явления, было тяжелое положение крестьянства. Есенина волнует судьба деревни, крестьян, ответы на волнующие его вопросы он ищет в эпохе Пугачева.
Задание 2
Учитель: дома вы прочитали по учебнику отрывки из поэмы в сокращении. Давайте восстановим содержание всей поэмы и соотнесем его с историческими событиями для того, чтобы лучше понимать текст поэмы.
Выполнение интерактивного упражнения (ссылка ниже) с использованием проектора
https://learningapps.org/watch?v=po9w6p7wa22
Результат:
Задание 3 Работа с учебником. Проверка домашнего задания .
Дети объясняют, какие эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения , повторы они нашли. Расшифровывают их смысл. (примеры ответов на слайде) При фронтальной работе в классе с этими найденными примерами ребята уверенно определили виды тропов , поняли, что с помощью них выражается общее состояние тревоги Пугачева и страха перед будущим, но сказали о том, что они не всё понимают.
( Примеры ответов :Ржет дорога в жуткое пространство – метафора- выражает тревогу Пугачёва, страх перед грядущими событиями;
О, помоги же, степная мгла,
Грозно свершить мой замысел!- олицетворение и эпитеты-выражают уверенность в правоте, но неуверенность в исходе мятежа)
Создание проблемных ситуаций.
Учитель: Какие строки остались непонятыми ? Какие вопросы можем сформулировать?
Среди вопросов , заданных самим себе ,были такие :
Почему грустит деревня?
Почему глаза жабьи?
Странное сравнение луна-медведь?
ПОЧЕМУ ГОЛОВА-ПАРУС? ПОЧЕМУ присутствует ОБРАЗ ВОЛНЫ, когда дорога Пугачёва пролегает по степи?
Задание 4 Работа в группах
Дети сразу догадались, что метафора глаза деревни- это окна домов, но не поняли почему жабьи и почему грустит деревня. Разгадать это досталось первой группе.
Задание группы 1
Расшифруем образ :
Пучились в сердце жабьи глаза
Грустящей в закат деревни.
Используя текст поэмы в учебнике на странице 97-98 и вспомогательные тексты (из Радищева и сети интернет), определите, о чем грустит деревня, почему чернь придавленная? Сделайте вывод , выразителем каких народных настроений стал Пугачёв.
ТЕКСТ 1А.Н. РАДИЩЕВ ОБ УГНЕТЕНИИ КРЕСТЬЯН ПОМЕЩИКАМИ
Я обозрел в первый раз внимательно всю утварь крестьянской избы. Четыре стены, до половины покрытые так, как и весь потолок, сажею; пол в щелях, на вершок по крайней мере поросший грязью; печь без трубы, но лучшая защита от холода, и дым, всякое утро зимою и летом наполняющий избу; оконницы, в коих натянутый пузырь, смеркающий в полдень, пропускал свет; горшка два или три. Деревянная чашка и кружки, тарелками называемые; стол, топором срубленный, который скоблят скребком по праздникам. Корыто кормить свиней или телят, буде есть; спать с ними вместе, глотая воздух, в коем горящая свеча, как будто в тумане. Посконная рубаха, обувь, данная природою, онучки с лаптями для выхода. Тут видна алчность дворянства, грабеж, мучительство наше и беззащитное нищеты состояние. Звери алчные, пиявицы ненасытные, что крестьянину мы оставляем? То, чего отнять не можем,— воздух. Да, один воздух! Отъемлем нередко у него не только дар земли, хлеб и воду, но и самый свет. Закон запрещает отнять у него жизнь. Но разве мгновенно! Сколько способов отнять ее у него постепенно!
ТЕКСТ 2 Из сети интернет:
В крестьянских домах использовали для окон рыбий паюс (плева, в которой лежит икра в рыбе), бычий пузырь, холст, а зимой вставляли даже лед.
Результат:
Дети нашли в поэме яркое сравнение , что грусть вызвана неволей и голодом, «с голоду хоть жри железо». Ребята узнали, что в крестьянских избах использовали для окон рыбий паюс (плева, в которой лежит икра в рыбе), бычий пузырь, холст, а зимой вставляли даже лед. Поэтому окна похожи на жабьи глаза. После этого был показан слайд :
Задание для группы 2
Проанализируйте отрывок из поэмы, чтобы понять, какое значение имеет образ луна-медведь?
Чтобы ребятам было легче сделать выводы, я подготовила распечатки , где использовала прием вставь словечко. Слова- подсказки они брали из облака слов.
Текст расположен в форме вопроса, но они справились.
Результат: красным детские ответы. Ребята зачитали вывод о том, что Есенин сравнивает не только луну, но и Пугачева с медведем , говорит о зверином начале мятежника.
Задание для группы 3
Проанализируйте отрывки из поэмы :
Рать врагов цепью волн распалась,
Не удалось им на осиновый шест
Водрузить головы моей парус.
***
Я ж хочу научить их под хохот сабль /Обтянуть тот зловещий скелет парусами
И пустить его по безводным степям,/Как корабль.
А за ним/По курганам синим/Мы живых голов двинем бурливый флот.
Послушайте! Для всех отныне/Я — император Петр!
Определите вид тропа ( это развёрнутая метафора)
Использую текст 3 главы, ответьте на вопросы : какое значение имеет образ ГОЛОВА-ПАРУС? ПОЧЕМУ присутствует ОБРАЗ ВОЛНЫ, когда дорога Пугачёва пролегает по степи?
Вывод:
Проанализировав средства выразительности из третьей главы «Осенней ночью», мы пришли к выводу, что Есенин показывает Пугачёва как человека, который возглавил мятеж .
Мы расшифровали символы голова –парус –это Пугачёв- глава восстания, но он выступает под чужой личиной Петра III , поэтому эпитет «зловещий скелет» говорит о трагическом конце пути Пугачёва.
Выступление групп, обобщение
Дети заметили, что все средства выразительности оказались связаны с образом главного героя.
-Как автор относится к своему герою?
-Отличие есенинской интерпретации этого образа от пушкинской?
Домашнее задание. Составить синквейн «Пугачев в поэме С.Есенина»
Пример выполненного ученицей домашнего задания:
ПУГАЧЕВ в поэме
Одинокий, сильный
Поднимает на мятеж, защищает крестьян, его предали
Пугачёв как парусник среди бури
Трагическая личность
Горбачёва Марина Юрьевна
Пашанина Татьяна Викторовна