Урок литературы в 8 классе «Образ Емельяна Пугачёва в исторической поэме С. Есенина "Пугачёв"»

9
2
Материал опубликован 3 June 2022

Урок литературы в 8 классе.


Тема урока: Образ Емельяна Пугачева в исторической поэме С.А.Есенина «Пугачев»


Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель: определить авторское отношение к личности Пугачёва и бунту как стихийному всплеску народного недовольства через анализ средств выразительности

Задачи:

Характеризовать главного героя поэмы, определять авторское отношение к герою

формировать умение находить в тексте тропы и определять их виды;

-создать условия для развития у восьмиклассников умения работать с различными формами текстов;

-развивать способности высказывать свое мнение и аргументировать его.

- сформировать умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные:

Стремиться к речевому эталону, к грамотной, точной, выразительной речи, позволяющей ученику наиболее точно выражать собственные мысли, чувства, эмоции;

Метапредметные:

Устанавливать метапредметные связи между историей и литературой

читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее

уметь работать в парах, группах;

участвовать в общей беседе;

задавать вопросы, отвечать на вопросы;

формулировать собственные мысли.

Предметные:

- характеризовать героев-персонажей

- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции

- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий

-пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;



Ресурсы урока

Учебно-методические: УМК: В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина, Н. В. Беляева , 2014, М.Просвещение;; раздаточный материал – тексты, цветные распечатки «Облако слов»

Материально-технические: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку.

Ход урока.

Этап мотивации.

Вступительное слово учителя

Сегодня мы в рамках курса «Литература и история» обратимся к исторической поэме С.Есенина «Пугачев», написанной в 1921 году

Учитель: Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

-В каких произведениях мы уже встречались с этой исторической личностью, с Пугачёвым ?

2. Формулирование темы и цели урока

-Определим цель и задачи урока ( Уточнение учителя : учитель кратко говорит о Есенине как представителе «имажинизма». Основное выразительное средство имажинистов — метафора, поэтому на уроке раскрывать образ Пугачева учащиеся будут через анализ художественно-выразительных средств)

3. Организация познавательной деятельности.

Задание 1. Работа в парах.

Учитель: Как говорил Сергей Есенин , «большое видится на расстоянии». Давайте узнаем, почему Есенин оглядывается назад в прошлое, почему именно в 1919 году обращается к этой теме

t1654278039aa.png

Задание: Сравним две эпохи- 1770-е и 1910-е года. (на слайде даны исторические факты).Сравните два исторических периода и выпишите сходные явления в центр кругов Венна. Работайте в парах.

Результат : в центре слова «голод», «война», «притеснения крестьян», «восстание». Так ученики сделали вывод: в эти эпохи происходили сходные явления, было тяжелое положение крестьянства. Есенина волнует судьба деревни, крестьян, ответы на волнующие его вопросы он ищет в эпохе Пугачева.



t1654278039ab.png

Задание 2

Учитель: дома вы прочитали по учебнику отрывки из поэмы в сокращении. Давайте восстановим содержание всей поэмы и соотнесем его с историческими событиями для того, чтобы лучше понимать текст поэмы.

Выполнение интерактивного упражнения (ссылка ниже) с использованием проектора

https://learningapps.org/watch?v=po9w6p7wa22

Результат:

t1654278039ac.png

Задание 3 Работа с учебником. Проверка домашнего задания .

Дети объясняют, какие эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения , повторы они нашли. Расшифровывают их смысл. (примеры ответов на слайде) При фронтальной работе в классе с этими найденными примерами ребята уверенно определили виды тропов , поняли, что с помощью них выражается общее состояние тревоги Пугачева и страха перед будущим, но сказали о том, что они не всё понимают.

( Примеры ответов :Ржет дорога в жуткое пространство – метафора- выражает тревогу Пугачёва, страх перед грядущими событиями;
О, помоги же, степная мгла,
Грозно свершить мой замысел!- олицетворение и эпитеты-выражают уверенность в правоте, но неуверенность в исходе мятежа)

Создание проблемных ситуаций.

Учитель: Какие строки остались непонятыми ? Какие вопросы можем сформулировать?

Среди вопросов , заданных самим себе ,были такие :

Почему грустит деревня?

Почему глаза жабьи?

Странное сравнение луна-медведь?

ПОЧЕМУ ГОЛОВА-ПАРУС? ПОЧЕМУ присутствует ОБРАЗ ВОЛНЫ, когда дорога Пугачёва пролегает по степи?

Задание 4 Работа в группах

Дети сразу догадались, что метафора глаза деревни- это окна домов, но не поняли почему жабьи и почему грустит деревня. Разгадать это досталось первой группе.

Задание группы 1

Расшифруем образ :

Пучились в сердце жабьи глаза

Грустящей в закат деревни.

Используя текст поэмы в учебнике на странице 97-98 и вспомогательные тексты (из Радищева и сети интернет), определите, о чем грустит деревня, почему чернь придавленная? Сделайте вывод , выразителем каких народных настроений стал Пугачёв.

ТЕКСТ 1А.Н. РАДИЩЕВ ОБ УГНЕТЕНИИ КРЕСТЬЯН ПОМЕЩИКАМИ

Я обозрел в первый раз внимательно всю утварь крестьянской избы. Четыре стены, до половины покрытые так, как и весь потолок, сажею; пол в щелях, на вершок по крайней мере поросший грязью; печь без трубы, но лучшая защита от холода, и дым, всякое утро зимою и летом наполняю­щий избу; оконницы, в коих натянутый пузырь, смеркающий в полдень, пропускал свет; горшка два или три. Деревянная чашка и кружки, тарелками называемые; стол, топором срубленный, который скоблят скребком по праздникам. Корыто кормить свиней или телят, буде есть; спать с ними вместе, глотая воздух, в коем горящая свеча, как будто в тумане. Посконная рубаха, обувь, данная природою, онучки с лаптями для выхода. Тут видна алчность дворянства, грабеж, мучительство наше и беззащитное нищеты состояние. Звери алчные, пиявицы ненасытные, что крестьянину мы оставляем? То, чего отнять не можем,— воздух. Да, один воздух! Отъемлем нередко у него не только дар земли, хлеб и воду, но и самый свет. Закон запрещает отнять у него жизнь. Но разве мгновен­но! Сколько способов отнять ее у него постепенно!

ТЕКСТ 2 Из сети интернет:

В крестьянских домах использовали для окон рыбий паюс (плева, в которой лежит икра в рыбе), бычий пузырь, холст, а зимой вставляли даже лед.

Результат:

Дети нашли в поэме яркое сравнение , что грусть вызвана неволей и голодом, «с голоду хоть жри железо». Ребята узнали, что в крестьянских избах использовали для окон рыбий паюс (плева, в которой лежит икра в рыбе), бычий пузырь, холст, а зимой вставляли даже лед. Поэтому окна похожи на жабьи глаза. После этого был показан слайд :

t1654278039ad.png



Задание для группы 2

Проанализируйте отрывок из поэмы, чтобы понять, какое значение имеет образ луна-медведь?

t1654278039ae.png

t1654278039af.png

Чтобы ребятам было легче сделать выводы, я подготовила распечатки , где использовала прием вставь словечко. Слова- подсказки они брали из облака слов.

Текст расположен в форме вопроса, но они справились.

Результат: красным детские ответы. Ребята зачитали вывод о том, что Есенин сравнивает не только луну, но и Пугачева с медведем , говорит о зверином начале мятежника.



t1654278039ag.png

Задание для группы 3

Проанализируйте отрывки из поэмы :

Рать врагов цепью волн распалась,

Не удалось им на осиновый шест
Водрузить головы моей парус.

***

Я ж хочу научить их под хохот сабль /Обтянуть тот зловещий скелет парусами

И пустить его по безводным степям,/Как корабль.

А за ним/По курганам синим/Мы живых голов двинем бурливый флот.

Послушайте! Для всех отныне/Я — император Петр!



Определите вид тропа ( это развёрнутая метафора)

Использую текст 3 главы, ответьте на вопросы : какое значение имеет образ ГОЛОВА-ПАРУС? ПОЧЕМУ присутствует ОБРАЗ ВОЛНЫ, когда дорога Пугачёва пролегает по степи?

Вывод:

Проанализировав средства выразительности из третьей главы «Осенней ночью», мы пришли к выводу, что Есенин показывает Пугачёва как человека, который возглавил мятеж .

Мы расшифровали символы голова –парус –это Пугачёв- глава восстания, но он выступает под чужой личиной Петра III , поэтому эпитет «зловещий скелет» говорит о трагическом конце пути Пугачёва.

Выступление групп, обобщение

Дети заметили, что все средства выразительности оказались связаны с образом главного героя.

-Как автор относится к своему герою?

-Отличие есенинской интерпретации этого образа от пушкинской?

Домашнее задание. Составить синквейн «Пугачев в поэме С.Есенина»

Пример выполненного ученицей домашнего задания:

ПУГАЧЕВ в поэме

Одинокий, сильный

Поднимает на мятеж, защищает крестьян, его предали

Пугачёв как парусник среди бури

Трагическая личность





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за интересную работу! Заходите в гости!

4 June 2022

Спасибо! Обязательно!

4 June 2022

Похожие публикации