Урок литературного чтения в 3 классе «Животные в нашем доме. Стихотворения В. Берестова «Прощание с другом», Г. Сапгира «Морская собака»)
7
Калашникова Е.Н.
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия»
Литературное чтение 3класс
Урок 64.
Тема раздела: ЖИВОТНЫЕ В НАШЕМ ДОМЕ
Тема: Введение в раздел. Стихотворения В. Берестова «Прощание с другом», Г. Сапгира «Морская собака»
Цели:
• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Оборудование: презентация, фрагмент мультфильма «О всех на свете», сигналы +, -
Этапы урока |
Ход урока
|
Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний.
|
2 - Продолжается наш учебный день. Поприветствуем улыбкой гостей. Настроимся на плодотворную работу. Слайд 2 1. Чтение стихотворения Б. Заходера. Прогнозирование названия раздела. – Прочитайте отрывок из стихотворения Б. Заходера. – Определите тему стихотворения. – Как бы вы его озаглавили? Эта «Песенка о всех на свете» звучит в мультфильме «О всех на свете», герои которого – Ягнёнок, щенок Чмок, маленький Котёнок. - Я предлагаю вам посмотреть отрывок из этого мультфильма. – Почему мы начали урок с этого стихотворения? Как вы думаете, о чём будут произведения следующего раздела? – Вспомните сказку А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Какие строчки из сказки могли бы стать эпиграфом этого раздела? («Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».) – Если бы вы были художниками-оформителями учебника, какие рисунки вынесли бы на разворот раздела? – Теперь откроем учебник и прочитаем название раздела. (стр.74-75) слайд 3 - Какие животные могут жить в нашем доме? (Домашние, дикие, дрессированные) Составление кластера. 2. Введение в раздел. – О каких животных мы будем читать? Как догадались? (По иллюстрациям.) – Произведения о животных каких авторов вы любите читать? – Какие произведения о домашних животных вы уже читали? (Ю. Коваль «Дик и черника», С. Михалков «Щенок», Е. Чарушин «Томкины сны».) слайд 4 Что предстоит прочесть? (Чтение «Содержания», с. 207.) – Какие животные есть у вас дома? – Что бы вы хотели ещё узнать об их жизни? |
Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
|
II. Развитие умений.
|
2 4 2 2 4 1. Чтение стихотворения В. Берестова «Прощание с другом». (стр.76) (слайд 5) 1. Работа с текстом до чтения. – Прочитайте фамилию автора, название стихотворения, рассмотрите иллюстрацию. – О каком друге мы узнаем из стихотворения? – Какие это стихи: весёлые или грустные? (Предположения детей.) 2. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение (самостоятельное чтение про себя). – Подтвердились ли наши предположения о герое, настроении? 2. Повторное чтение вслух частями и беседа-размышление по ходу чтения. Валентин Берестов ПРОЩАНИЕ С ДРУГОМ Он сбежал у меня на глазах. («...у меня на глазах» – т.е. герой … (видел, как убегает его друг – ёж). О чём сразу хочется спросить автора? (Почему? Что случилось?)) Я его провожаю в слезах. Мы с ежом замечательно жили, Уважали друг дружку, дружили, Позволял он потрогать брюшко. Он с ладошки лизал молоко. (Действительно, дружили по-настоящему.) У него была милая рожица. Не любил он колоться и ёжиться. (Значит, ёжику тоже нравилась такая замечательная жизнь?) Но открытой Оставили дверь, И сердитый Бежит он теперь. Как чужой, и шипит он, и колется. (Что же случилось? Почему так изменилось поведение ежа?) Проводил я его до околицы. (То есть до конца деревни.) И в колючей траве он исчез, И, свободный, отправился в лес. (Получили мы ответ на наш вопрос?) 3. Обобщающая беседа. а) Чьими глазами мы видим жизнь друзей («замечательно жили»)? б) А ёж был согласен с тем, что его жизнь замечательная? в) Сердится ли герой стихотворения на своего друга-ежа? г) Как понимаете последнюю строчку стихотворения? (Как бы хорошо ни жилось ежу в доме героя, он был в неволе. Теперь по-настоящему свободным спешит в родной лес.) д) Сколько в стихотворении частей? Какие? (Две: как жили и что случилось.) е) Какие картинки вы бы нарисовали к каждой части? ж) Почему автор именно так озаглавил стихотворение, а не «Прощание с ежом»? 4. Подготовка к выразительному чтению. - Выразительно прочитать это стихотворение нам поможет словарь настроений (слайд 6) и умение интонировать (слайд 7). Дети готовятся в паре: расставляют паузы, логическое ударение. 5. Выразительное чтение. По желанию детей по 1 паре от ряда выразительно читают стихотворение. 6. Беседа об авторе. (слайд 8) – Каким вы представляете автора стихотворения Валентина Берестова? Что скажете о нём по названиям его стихотворений: «Котёнок», «Воробушки», «Рыбка строит дом», «Верблюжонок». Да, он очень любил животных Читая стихи В. Берестова, мы видим его разным. Перед нами то ироничный собеседник, то добрый сказочник, то озорной выдумщик. – Как вы думаете, почему это стихотворение открывает раздел? (Автору удалось передать доброе отношение к четвероногому другу, пробудить гуманные чувства у читателя, заставить задуматься, кого мы называем друзьями и как им живётся рядом с нами.) Физминутка. (слайд 9) -Внимание на экран. А это что за текст? -Прочитайте текст и выполните движения. 2. Чтение стихотворения Г. Сапгира «Морская собака». (стр.89) (слайд10) 1. Работа с текстом до чтения. – Мы уже не раз встречались со стихотворениями Генриха Вениаминовича Сапгира. Какие это были стихи? («Нарисованное солнце», «Четыре конверта» – весёлые, озорные, ритмичные…) – Что ждёте от встречи со стихотворением Г. Сапгира, которое называется «Морская собака»? О чём хотите сразу спросить? 2. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение (про себя). 2. Выявление первичного восприятия. – Вы поняли, о какой собаке идёт речь? (О морском животном.) А почему такая иллюстрация на с. 89? (Это шутка художника.) – Как вам кажется, автор придумал эту историю или она произошла на самом деле? – Какое это стихотворение? (Весёлое, шутливое, озорное.) 3. Повторное чтение с комментариями. После первого четверостишия: – Почему по ошибке? (Герой удивлён: вроде похоже животное на собаку, но с рыбьим хвостом.) А почему слово не договорил до конца? (От удивления.) Попробуйте прочитать первые четыре строчки и передать это удивление. После второго четверостишия: – Наш герой пытается убедить морскую собаку, что на настоящую она вовсе не похожа. А что же в ответ? Читаем дальше. После чтения до конца: – Расстроилась ли морская собака, что не очень похожа на настоящую? (Нет, конечно! Главное – у неё есть хвост, и им можно вилять!) 4. Беседа. – Оправдались ваши ожидания? – Да, стихотворение весёлое, озорное, шутливое. А художник тоже оказался человеком с чувством юмора и нарисовал… настоящую собаку, но с рыбьим хвостом! -Хотите узнать, как выглядит настоящая морская собака? (Слайд 11) 5. Выразительное чтение. Работа со словарём настроений, интонирование. (Слайд12) – Подведём итоги нашей деятельности на уроке. Желающие могут принять участие в эстафете читательского творчества. (Слайд 13) Давайте определим место наших новых произведений в кластере. (слайд 14) -Какие умения формировались на уроке? (слайд15) (Читать текст выразительно, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам, выказывали своё отношение к героям.) -Оцените свою деятельность, деятельность класса. (слайд16) |
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах.
|
ΙΙΙ. Итог. |
Чтение авторского текста на с. 76. – В этом разделе мы прочитаем разные произведения: и серьёзные, и весёлые, но все они будут очень интересные! |
|
ΙV. Домашнее задание. |
- Какое домашнее задание вы бы предложили одноклассникам? Выучить наизусть одно из стихотворений. (слайд15) |
|
© ООО «Баласс», 2013
Источники:
https://multiurok.ru/index.php/files/litieraturnoie-chtieniie-stikhotvorieniia-v-bierie.html
Потамошнева Наталья Алексеевна