Урок литературного чтения

2
0
Материал опубликован 14 October

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

В. Осеева «Волшебное слово»

1. Булыгина Алёна Андреевна

2. Учитель начальных классов

3. Литературное чтение

5. 2 класс

6. В Осеева «Волшебное слово», 1 урок

7. Учебник «Литературное чтение» 2 класс Л. Ф.Климанова, В. Г. Горецкий - М.: Просвещение, 2012

8. Цель урока:

создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «вежливость» при работе с художественным текстом.

9. Задачи урока:

показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека;

развивать интерес к чтению;

учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;

формировать коммуникативные навыки работы в группах;

воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях;

воспитание любви и уважения в семье.

10. Тип урока: работа с художественным текстом

11. Формы работы учащихся: фронтальная и групповая работа

12. Необходимое техническое оборудование:

Для учителя – демонстрационный материал, учебник, карточки, мультимедийный проектор;

Для учащихся – учебник, письменные принадлежности

13.Структура и ход урока


1. Организационный момент. Психологический настрой

Дети читают хором (слайд):

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем вместе мы трудиться,
Чтобы весело учиться.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

Что вы почувствовали?

Какое у вас настроение?


Проверка домашнего задания.

- Ребята, что вы готовили к уроку дома?

Дети рассказывают отрывки. Делятся впечатлениями о прочитанном.

Слайды. «Просто старушка», «На катке», «Сыновья», «Хорошее», «Кто всех глупее», «Обидчики».

Что объединяет все эти рассказы?

Работа по теме урока

Стадия вызова

Предлагается синквейн без первой строчки

Слайд.

----------- (уважение)

воспитанный, внимательный, вежливый

помогает, заботится, радует

Он доброжелателен к окружающим.

Человек.

Вопрос:

Определите первое слово синквейна.

О чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Как человек может показать, что он уважает другого?

Дети, как вы понимаете слова «уважение», «вежливость»?

Слайд. В. Осеева «Волшебное слово».

- Ребята, сегодня к уроку мы получили письмо:
«Дорогие ребята!
Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их читать за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
- Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
- Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
- Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогало, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать». В Осеева.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением В.Осеевой.

Прочитайте, как он называется.

Прогнозирование. – О чем может быть рассказ с таким названием?

Дети говорят свои предложения.

Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный?

Физминутка

Восприятие нового

Работа с живописью

Слайд. Иллюстрации к рассказу (из учебника).

- Кто изображен на иллюстрации?

- Как выглядят герои? (Обратите внимание на выражение лица мальчика.)

- Что можно сказать о них?

- Как вы думаете, что произошло между ними? Что их объединяет?

Стадия осмысления

Чтение с остановками

Фрагмент 1

Начинает читать учитель. Затем читают дети, уловившие интонацию чтения.

(По ходу чтения подчеркивают непонятные слова, объясняют значения слов, используя словарь).

Вопросы по осмыслению текста:

Как выглядел мальчик, когда он встретился со стариком?

Какое у него было настроение?

Выборочное чтение.

Выделите и прочитайте отрывки, в которых говорится об отношении Павлика к сестре, брату, бабушке.

Как Павлик вёл себя при общении с сестрой?

С бабушкой?

С братом?

Заполнение кластера.

Давайте вспомним, каким был Павлик до встречи со стариком и заполним синие ячейки.

t1760439063aa.gif

Прогноз: – Можете вы предположить, что сказал Павлику старик?

Фрагмент 2. Читают дети «цепочкой»

Вопросы по осмыслению:

О чем Павлик узнал от старика?

Слайд «Волшебное слово»

Как изменяется герой под влиянием мудрого совета старика?

Какие изменения произошли в отношениях Павлика с родными?

Какое волшебное слово говорил Павлик?

Слайд «Пожалуйста»

Как можно по-другому назвать слово «пожалуйста».

Какие ещё вежливые слова вы знаете?

Слайд: пожалуйста, спасибо, будьте добры, извините, доброго пути, добрый день.

Работа в группах.

Ребята, сейчас мы с вами поработаем в группах.

Какие правила общения в группе нужно соблюдать?

Задания (работа с вопросами учебника – с.92.)

Группа 1. Что чувствовал Павлик, когда говорил волшебное слово? Как нужно говорить слово «пожалуйста», чтобы оно стало волшебным?

Группа 2. Что чувствовали люди, к которым обращался Павлик с волшебным словом. Почему они выполняли его просьбы?

Группа 3. Что хотел сказать Павлик старику, когда он прибежал в сквер?


Итог урока


- Какова главная мысль рассказа?

Слайд Справа налево. (проверка)

. тичу и урбод кеволеч йырбоД

. кев тёвижорп ербод в кеволеч йырбоД

Из частей пословиц соберите целые и подумайте, какая из них точнее выражает главную мысль рассказа.

Добрый человек ...         ... потом - говори.

Сначала думай...            ...добром и платят.

Вырасти вырос...           ...добру и учит.

Век живи…                    …а ума не вынес

За добро...                     ...век учись.


- Кто справился со всеми заданиями?


Рефлексия


- Что вы узнали сегодня на уроке?

- За что вы похвалили бы себя?

- Что у вас особенно получилось?

Чтение на доске:

Относись к людям так,
Как бы ты хотел,
Чтоб относились к тебе.

Могут ли эти слова быть итогом нашей работы на уроке?

Дети проявляют своё отношение к происходящему на уроке с помощью «светофорчиков».

Зеленые «огоньки» – я уважителен и доброжелателен к людям,

Желтые «огоньки» – я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться.

Красные «огоньки» – мне трудно быть уважительным и вежливым.

Не забывайте, пожалуйста, употреблять вежливые слова в общении со взрослыми, со сверстниками и вообще в жизни. Не забывайте здороваться! Будьте добрыми, хорошими и обязательно всегда улыбайтесь!


Домашнее задание

Какое задание вы предложили бы выполнить дома?

На доске: стр. 100-103 по ролям.

Стр. 104-105, вопросы( по желанию).

Закончить кластер



14. Таблица «Технологии, используемые на уроке»

Этап урока

Название технологии

Время

(в мин.)

1

Орг.момент. Психологический настрой


2 мин

2

Проверка д/з


3-5 мин

3

Работа по теме урока


Стадия вызова


Прогнозирование


Восприятие нового




Стадия осмысления



Работа в группах

Технология развития критического мышления

- синквейн




Работа с живописью

Технология «Образ и мысль»


ТРКМ

- чтение с остановками

- кластеры




5 мин


1-2 мин



3-4 мин



7 мин

3 мин

5 мин

4

Итог урока


5 мин

5

Рефлексия


3 мин

6

Д/з

Уровневая дифференциация

1-2 мин


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.