12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ванчугова Светлана Михайловна10373
В профессии уже более 30 лет. Люблю свою работу и своих учеников
Россия, Кировская обл., советск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
4

Урок литературного чтения по теме " все весны дыханием согрето, все вокруг и любит, и поёт"

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение

Класс: 2

Тема урока: «Все весны дыханием согрето, все вокруг и любит, и поет». (Картины весны в стихотворениях А. Плещеева «Весна», «Сельская песенка»)

Учитель: Ванчугова Светлана Михайловна, высшая квалификационная категория

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний

Общая дидактическая цель: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию знаний и способов деятельности по теме: «Картины весны в стихотворениях А. Плещеева «Весна», «Сельская песенка»

Триединая дидактическая цель:

Образовательная: познакомить детей с произведениями А. Плещеева, показать красоту образов весны с помощью разных видов искусства, обратить внимание на специфику художественного выражения языком поэзии, музыки, живописи, влиять на формирование образа весны через опору на личностный опыт общения с природой и пробуждение эстетических ассоциаций при чтении стихотворений А. Плещеева.

Развивающая: развивать речь учащихся через совершенствование навыка выразительного чтения, обогащение словарного запаса учащихся весенними эпитетами, метафорами, олицетворениями, творческое воображение через приемы словесного рисования.

Воспитательная: воспитывать в детях любовь к прекрасному через пробуждение интереса к поэзии, так как именно в ней наиболее ярко выражен внутренний мир человека, личные чувства, учить понимать и читать с душой.

Логика урока: целеполагание – актуализация субъектного опыта – организация восприятия – организация осмысления – первичная проверка понимания – организация первичного закрепления- анализ – рефлексия

Уровневая цель, адаптированная на ученика:

1 уровень: осмыслить содержание стихотворения, передать свои чувства в выразительном чтении,

2 уровень. 1 уровень + выстаивать ассоциации на основе текста, давать простейшую интерпретацию образа весны,

3 уровень.1,2 уровень + делать словесные зарисовки на основе поэтического текста и фрагмента музыкального произведения.

Методы обучения: частично- поисковый, элементы проблемного метода.

Формы организации: индивидуальная, фронтальная, групповая.


Средства обучения:

1. Литературное чтение учебник для 2 класса Составители: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова – М: Просвещение 5, 2009, серия «Школа России»

2. Дидактический материал (карточки для групповой работы, репродукции картин и фотографий весны, кораблики, презентация)

Познавательные УУД формируются через работу с текстами художественных произведений, совершенствование таких видов речевой деятельности, как слушание, чтение, говорение.

Личностные УУД формируются через привлечение субъектного опыта учащихся, эмоциональную отзывчивость на прочитанное, создание словесных картин на основе наблюдений, интерпретации стихотворных текстов, фрагментов музыкальных произведений

Регулятивные УУД формируются через умение планировать свою деятельность с учётом рекомендаций учителя, активное участие в познавательной деятельности, через умение выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении произведений

Коммуникативные УУД формируются через сотрудничество с учителем и одноклассниками, коллективное обсуждение учебной задачи, активное участие в групповой работе по созданию словесно-зрительного образа, подготовку сообщения по теме, слушание выступлений товарищей, дополнение и оценку их ответов.












Действия учителя

Действия учащихся

ФОПД

Результат

Формирование ОУУН

Организационный момент. Цель: подготовить учащихся к работе на уроке, обеспечить благоприятную обстановку на уроке

Приветствует учащихся, создаёт эмоциональный настрой

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку

Фронтальная

Доброжелательный настрой учителя и учащихся, полная готовность класса к сотрудничеству

УО: организация рабочего места

Целеполагание и мотивация. Цель: формировать целенаправленный характер учебной деятельности

Сообщение темы урока в занимательной форме через отгадывание загадки о весне

Ставит перед учащимися цель урока в виде цели путешествия

Отгадывают загадку


Принимают цели урока

Фронтальная

Активность познавательной деятельности учащихся, пробуждение познавательного интереса

УК: высказывать свое предположение

УИ: принимать познавательную задачу

УО: принимать цель обучения индивидуально через внутреннюю мотивацию


Актуализация знаний и умений. Цель: пробудить личностный опыт учащихся через ситуацию-иллюстрацию

Создаёт эмоциональный настрой через просмотр видеоролика

Организует фронтальную беседу с учащимися на основе их весенних наблюдений

Создают проблемное поле урока

Фронтальная

Актуализация личного жизненного опыта, пробуждение интереса к наблюдению

УК: передавать впечатления о видеоролике, делиться личными наблюдениями

Первичное усвоение учебного материала. Цель: познакомить с содержанием стихотворений А.Плещеева «Весна», «Сельская песенка»

Даёт краткую информацию об авторе и читает вслух стихотворения

Дети воспринимают стихотворения и дают свою эмоциональную оценку

Фронтальная


Индивидуальная

Усвоение знаний и способов деятельности на репродуктивном уровне

УИ: понимать и осмысленно воспринимать тест художественного произведения

УК: давать эмоциональную оценку стихотворному тексту

Осознание и осмысление содержания учебного материала. Цель: получение новой информации через непосредственный контакт с текстом художественного произведения и его анализ

Предлагает прочитать текст выразительно по партитуре, выбрать слова, передающий звуки весны, перечислить приметы весны, сделать вывод на основе анализа стихотворения

Предлагает через приемы словесного рисования дать свою интерпретацию произведения





Читают выразительно произведение по партитуре, отвечают на вопросы учителя, делают вывод.




Составляют словесные картины от лица человека, восхищенного красотой и свежестью весны, художника, музыканта.


Индивидуальная




Фронтальная




Индивидуальная

Определение уровня понимания идеи произведений

УИ: совершенствовать навык выразительного чтения стихотворения

УИН: самостоятельно формулировать точные ответы на вопросы учителя

УК: участвовать в фронтальной беседе

УИН: создавать словесные картины







Первичное закрепление изученного материала Цель: обеспечение закрепления в памяти учащихся знаний и способов деятельности

Организует деятельность учащихся по интеграции знаний в словесно-зрительных картинах в группе


Создают словесно-зрительный образ весны в виде афиши

Групповая

Умение учащихся соотносить между собой словесно-зрительные образы, применять цитирование авторского текста в измененной ситуации для создания словесных картин

УК: продуктивно участвовать в работе группы, предлагать свои способы действий, принимать способы действий одноклассников

УИ: выбирать точные цитаты по теме, группировать словесно-зрительный материал

УО: понимать познавательную задачу проблемного характера

Подведение итогов урока. Рефлексия. Цель: рефлексия своих достижений

Предлагает на весеннем кораблике написать ассоциации к слову весна, отпустить кораблик в весеннее путешествие

Благодарит за работу

Пишут свои ассоциации к слову весна, обмениваются корабликами

Индивидуальная

Качественная оценка деятельности класса и отдельных учащихся

УО: анализ и оценка своей познавательной деятельности и деятельности одноклассников

УК: подводить итоги диалога, беседы, выражать свою точку зрения и умение выслушать точку зрения одноклассника


Информация о домашнем задании. Цель: предложить самостоятельную работу с текстом художественного произведения для развития читательских умений, обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Предлагает уровневое домашнее задание на выбор

Выбирают домашнее задание, записывают его, задают вопросы учителю

Индивидуальная

Осмысление учащимися способов деятельности

УО: самостоятельно определять задачу предстоящей учебной деятельности

Самоанализ урока

Урок литературного чтения проведен во 2б классе. Данный урок включен в раздел «Люблю природу русскую». Включение данного урока обеспечивает знакомство с творчеством А. Плещеева, способствует развитию представления о картинах весны в стихотворениях русских поэтов. Содержание урока направлено на проблемный анализ художественного произведения, кроме того, на уроке решаются задачи речевого и эстетического развития учащихся, а также введение детей в мир художественной литературы и воспитание читательской культуры. В содержании урока прослеживаются метапредметные связи: содержание и форма. В ходе урока учащиеся осмыслили содержание поэтических текстов А. Плещеева в форме выразительного чтения, устного словесного рисования, сопоставления с произведениями музыки и живописи, создания собственного словесно-наглядного образа весны с использованием цитат из стихотворений А.Плещеева.

Тема урока: «Все весны дыханием согрето, все вокруг и любит, и поет». (Картины весны в стихотворениях А. Плещеева «Весна», «Сельская песенка»)

Общая дидактическая цель: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию знаний и способов деятельности по теме Картины весны в стихотворениях А. Плещеева «Весна», «Сельская песенка»

Исходя из общедидактической цели тип урока – изучение и первичное закрепление новых знаний.

ТДЦ включала в себя три аспекта, реализация которых на уроке позволила создать условия для эффективного обучения, воспитания и развития учащихся.

Образовательный аспект включал в себя следующие задачи: познакомить детей с произведениями А. Плещеева, показать красоту образов весны с помощью разных видов искусства, обратить внимание на специфику художественного выражения языком поэзии, музыки, живописи, влиять на формирование образа весны через опору на личностный опыт общения с природой и пробуждение эстетических ассоциаций при чтении стихотворений А. Плещеева.

Развивающий аспект: развивать речь учащихся через совершенствование навыка выразительного чтения, обогащение словарного запаса учащихся весенними эпитетами, метафорами, олицетворениями, творческое воображение через приемы словесного рисования.

Воспитательный аспект: воспитывать в детях любовь к прекрасному через пробуждение интереса к поэзии, так как именно в ней наиболее ярко выражен внутренний мир человека, личные чувства, учить понимать и читать с душой.

Мотивационная цель была поставлена учащимися на основе личностного опыта через ситуацию-иллюстрацию.

Целей урока учащиеся достигают под руководством учителя. Так как в ходе урока предлагаются задания на выбор, это способствует достижению качественного результата и осмыслению своей деятельности. Цель ученика ранжируется по уровням:

1 уровень: осмыслить содержание стихотворения, передать свои чувства в выразительном чтении,

2 уровень. 1 уровень + выстаивать ассоциации на основе текста, давать простейшую интерпретацию образа весны,

3 уровень.1,2 уровень + делать словесные зарисовки на основе поэтического текста и фрагмента музыкального произведения.

На уроке велась работа по формированию универсальных учебных действий учащихся:

Познавательные УУД формируются через работу с текстами художественных произведений, совершенствование таких видов речевой деятельности, как слушание, чтение, говорение.

Личностные УУД формируются через привлечение субъектного опыта учащихся, эмоциональную отзывчивость на прочитанное, создание словесных картин на основе наблюдений, интерпретации стихотворных текстов, фрагментов музыкальных произведений

Регулятивные УУД формируются через умение планировать свою деятельность с учётом рекомендаций учителя, активное участие в познавательной деятельности, через умение выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении произведений

Коммуникативные УУД формируются через сотрудничество с учителем и одноклассниками, коллективное обсуждение учебной задачи, активное участие в групповой работе по созданию словесно-зрительного образа, подготовку сообщения по теме, слушание выступлений товарищей, дополнение и оценку их ответов.

Урок методически грамотно выстроен: все этапы урока взаимосвязаны, ведут к четко поставленной цели, идет постоянное совершенствование и усложнение основных видов речевой деятельности. На этапе актуализации через обращение к видеофрагменту и жизненному опыту учащихся удалось пробудить интерес к содержанию произведений, поставить познавательную задачу урока. Чтение учителя позволило получить эстетическое удовольствие от произведений. Чтение текста по партитуре способствовало совершенствованию навыка выразительного чтения, учащиеся справились с заданием, передали в выразительном чтении свои чувства, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения, показали понимание смысловых отрезков поэтического текста. Участвуя в коллективном обсуждении содержания произведения, учащиеся точно отвечали на вопросы учителя, размышляли, высказывали свою точку зрения с опорой на текст и личный опыт, соблюдая речевые нормы. Учащиеся справились с заданиями по словесному рисованию: представили образ весны в красках и звуках, что говорит об осмыслении материала. При организации групповой работы использован прием афиширования, так как он позволяет свернуть содержание в краткую и наглядную схему, выстроить речевую опору для монологического ответа, наполненную личностным смыслом.. Творческие работы учащихся свидетельствуют о том, что они не только поняли содержание учебного материала, но и смогли в сотворчестве обобщить словесно-наглядный материал урока. На этапе рефлексии использован прием ассоциации и взаимооценки, что позволяет выразить свою точку зрения и поделиться ей с одноклассником. Таким образом, урок имеет открытый финал: мы приглашаем учащихся в весеннее путешествие по реке поэзии, предлагаем разноуровневые задания для домашней работы на выбор, позволяя каждому выстроить свою ближайшую перспективу.

На данном уроке приоритетное значение имели фронтальная, индивидуальная и групповая формы организации познавательной деятельности, это обусловлено типом урока, поставленными целями и задачами, возрастными особенностями учащихся.

Выбранные ФОПД позволили включить каждого учащегося в активную учебно-познавательную деятельность, при этом ФОПД соответствовали ТДЦ, содержанию учебного материала, методам обучения. На уроке активно использовались следующие методы обучения: частично-поисковый, элементы проблемного. Выбор данных методов обусловлен целями урока, спецификой предмета, содержанием проведения урока. Система контроля включала в себя оценочные суждения учителя, самооценку на каждом этапе урока.

Сравнивая желаемый результат с реальным, делаю вывод о том, что поставленные цели, отбор содержания, выбор форм, методов, приемов и средств обучения работали на реальный результат, который показал, что все аспекты цели реализованы.








Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.