Урок математики в 3 классе «Нахождение делимого при делении с остатком»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Нижнеилимского района Иркутской области
«Железногорская средняя общеобразовательная школа №5 им. А. Н. Радищева»
УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ
3 КЛАСС
ТЕМА: «Нахождение делимого при делении с остатком»
УМК развивающая система Л.В. Занкова
учитель начальных классов
Зайдулина Лилия Минсагировна
г. Железногорск-Илимский
Пояснительная записка
Предмет: математика
Класс: 3 класс
ФИО: Зайдулина Лилия Минсагировна
Название ОУ: Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Железногорская средняя общеобразовательная школа №5 им. А.Н. Радищева»
УМК: Развивающая система Л.В. Занкова
Учебник: Математика: учебник для 3 класса: в 2 ч. – Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н.
Раздел программы: деление.
Количество часов: в неделю – 4 часа; в год – 136 часов.
Тема урока: Нахождение делимого при делении с остатком.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Методы обучения: метод стимулирования мотивации учения; методы организации и осуществления учебных действий: словесные, наглядные, практические; методы устного контроля и самоконтроля.
Формы обучения: коллективная, парная, групповая, индивидуальная.
Технологии используемые на уроке:
технология деятельностного метода по Петерсон Л.Г. – групповые технологии;
технология проблемно-диалогического обучения по Мельниковой.
ИКТ технологии;
здоровье сберегающие технологии.
Оборудование: персональные компьютеры, мультимедийный проектор, учебно-лабораторное оборудование: система голосования «Живой опрос»(Optivote), мультимедийная презентация в программе Power Point; карточки для групповой работы.
Список литературы и Интернет-ресурсов:
Математика: учебник для 3 класса: в 2 ч. – Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н.
http://slovo.ws/bio/rus/Lomonosov_Mihail_Vasilevich/
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EE%EB%F3%F8%EA%E0
Цели деятельности учителя: учить находить делимое по значению частного и остатку; совершенствовать навык деления с остатком; закреплять умение решать задачи; учить записывать решение задачи сложным выражением; развивать умение рассуждать и доказывать.
Воспитательные: формирование норм нравственного – эстетического поведения в разных формах;
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: имеют представление о понятиях «делимое», «делитель», «частное»; умеют находить делимое по значению частного и остатку, решать задачи и записывать решение задачи сложным выражением.
Личностные: дают оценку работам и ответам одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности, ориентируются на соблюдение моральных норм в совместной деятельности.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Регулятивные: определяют цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя, принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
Познавательные: кодируют информацию в знаково-символической форме в простейших случаях; на основе кодирования строят простейшие модели математических понятий, отношений.
Коммуникативные: принимают участие в работе парами и группами; воспринимают мнение других людей, доказывают свою точку зрения, делают выводы.
Данный урок составлен для учащихся 3го класса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В основе урока лежит системно-деятельностный подход, который предполагает гарантированность достижения планируемых результатов освоения математического материала, на основе самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций и способов деятельности.
Материал урока отражает современный уровень преподавания и соответствует современным требованиям ФГОС НОО.
Целью урока является знакомство с правилом нахождения делимого с помощью компонентов действия деления с остатком. Также на уроке решается ряд важных задач, направленных на формирование метапредметных умений: развитие коммуникативных умений и навыков, развитие умения взаимодействовать и сотрудничать друг с другом, помогать друг другу. У детей в ходе уроке развивается логическое мышление, они проявляют самостоятельность и инициативность, а также учатся контролировать себя, свои эмоции, поведение товарищей.
Этапы урока |
Цель / задача этапа |
Планируемое время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Запланированный результат этапа |
||||||||||||||||
I. Организационный момент |
Подготовить учащихся к работе на уроке, психологический настрой учащихся, обеспечение нормальной обстановки в классе, организация внимания на уроке. |
5 мин. |
– Добрый день, дорогие ребята. Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Давайте порадуемся солнцу и птицам, А также порадуемся улыбчивым лицам И всем, кто живёт на этой планете, «Добрый день» скажем мы вместе. «Добрый день!» взрослые и дети. – «Не по чужой, по доброй воле, он стал разумен и велик». (Слайд 2) – Ребята! А как вы думаете, о ком так говорят? (Ответы детей) – Что вы знаете об этом человеке? (ответы детей) (Слайды 3-4) |
Приветствуют учителя и друг друга. Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Познавать, узнавать |
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. |
||||||||||||||||
II. Актуализация опорных знаний |
Обеспечить высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Развитие логических операций. |
10 мин. |
– Сравните выражения: 16 • 3 … 16 • 5 252 :5 … 225 • 5 364 • 4 … 364 + 4 988 : 1 … 998 – 1 327• 0 … 327 + 0 32: 32 … 32 – 32 (С помощью учебно-лабораторного оборудования системы голосования «Живой опрос» (Optivote), что позволяет быстро провести опрос учащихся и оценить уровень их знаний). – Решите задачу. (СЛАЙД 5) Михаил Васильевич пошёл на масленичный базар. У него было 60 полушек. Сколько он сможет купить пряников, если каждый пряник стоит 8 полушек? Сколько полушек у него останется? (Полушка – старинная мелкая медная монета.) (60:8= 7 ост.4) – Расшифруйте слово (СЛАЙД 6). Работа в группах.
– Что это за слово? – Молодцы! Мои дорогие маленькие философы! Я думаю, что Михаил Васильевич был бы за вас рад! Потрудились вы на славу! |
выполняют задания, считают, объясняют свои действия Философы |
Познавательные: применяют алгоритм устного умножения, сложения, вычитания и деления с остатком |
||||||||||||||||
III. Постановка темы и цели урока |
Подвести учащихся к формированию темы и цели урока. |
5 мин. |
Работа в группах. (СЛАЙД 7) – Прочитайте математические записи. Заполните пропуски. + 6 = 12 13 – = 4 • 4 = 24 25 : = 5 : 5 = 6 (ост. 4) – Всё ли получилось? Какие пропуски вы не смогли заполнить? – Назовите это выражение, мои дорогие философы. – Можем ли мы его решить? – С какой трудностью столкнулись? – Так, значит, что мы сейчас должны сделать? – Какой компонент деления нам неизвестен? (делимое) – Значит, что будем учиться делать? (учиться находить неизвестное делимое). – В каком случае? (При делении с остатком) – Сформулируйте тему нашего урока. |
Выполняют задание, Объясняют свои действия Анализируют : 5= 6(ост.4) Остановиться и подумать. Намечают цель урока, определяют тему |
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. |
||||||||||||||||
IV. Открытие нового знания |
Вывести правило нахождение делимого с помощью компонентов действия деления с остатком. |
10 мин. |
Коллективная работа (Задание № 99). Запись на доске: х : 7 = 9 и е : 7 = 9 (ост. 3) – Сравните равенства. – Чем они отличаются? – Решите уравнение. (Один ученик работает у доски) З а п и с ь: x : 7 = 9 x = 9 • 7 x = 63 63 : 7 = 9 9 = 9 – Чему равен корень уравнения? – Предположите, как можно найти неизвестное число во втором равенстве? (устные высказывания) – Проанализируйте решения учащихся, которые предложены в учебнике на с. 48 в пункте 4. – Кто из ребят прав? – Почему вы так считаете? Как Ваня находил неизвестное делимое? – Давайте проверим: 66 : 7 = 9 (ост.3) 63 : 7 = 9 66 – 63 =3 – Найдите делимое в равенствах пункта 5. Ученики работают в группах. З а п и с ь: а) y : 6 = 8 (ост. 2) y = 6 • 8 + 2 = 50 б) b : 8 = 7 (ост. 5) b = 8 • 7 + 5 = 61
в) с : 9 = 4 (ост. 8) с = 9 • 4 + 8 = 44 – Какой вывод можно сделать? – Сравните наш вывод с правилом учебника. Что можете сказать? (Мы были правы) – Давайте вернёмся к выражению и попробуем найти неизвестное делимое. 5 • 6 + 4 = 34 5 • 6=30 30+4=34 |
Анализируют, вычисляют. Во втором равенстве есть остаток при делении. Прав Ваня. В ы в о д: при делении с остатком делимое равно произведению делителя на значение частного плюс остаток. |
Познавательные: выводят правило нахождения делимого с помощью компонентов действия деления с остатком. Регулятивные: самостоятельно находят решение учебной задачи. |
||||||||||||||||
V. Первичное закрепление |
Формирование мотивации учения и обучения. Реализация принципа деятельности. |
7 мин. |
Работа в парах. – Предлагаю выполнить деление и проверить результаты, п.6. – Сначала давайте проговорим, как вы будете выполнять деление. Вспомним алгоритм. – Этот алгоритм в учебнике на с.41. – Выполните эту работу в парах. (одна пара работает у доски) 83: 9=9(ост2) 75:8=9(ост.3) 81:9=9 72:8=9 83-81=2 75-72=3
36:5=7(ост1) 69:7= 9(ост.6) 35:5=7 63:7=9 36-35=1 69-63=6 – Проверьте работу. |
Если без остатка не делится, то ищем ближайшее число, которое делится, затем от делимого вычитаем ближайшее число. |
Познавательные и коммуникативные: принимая участие в работе парами систематизируют знания о действии деления с остатком. |
||||||||||||||||
VI. Включение новых знаний в систему знаний |
Формирование положительной мотивации учения, познавательной активности, Повышение эффективности урока. |
5 мин. |
– Прочитайте задачу №100. – Что известно? – Что требуется узнать? – Заполните самостоятельно кратко условие задачи, заполнив таблицу. – Сравните свою краткую запись с записью на слайде. – Решите её. (Ребята работают на компьютерах – вносят данные задачи в таблицу и записывают решение с помощью сложного выражения). |
Анализируют задачу, составляют план решения задачи. |
Познавательные: используют деление с остатком при решении задач. |
||||||||||||||||
VII. Рефлексия учебной деятельности. |
Подвести итог проделанной работе на уроке, формирование личной ответственности за результаты своего труда. |
3 мин. |
– Какую цель ставили – С какими затруднениями столкнулись? – Какого результата достигли? – Кто при выполнении заданий сегодня на уроке совершил ошибки, а потом разобрался и исправил ошибки? Похлопайте в ладоши. – Вот это шквал аплодисментов! И я, конечно рада, что вы такие отличные философы-исследователи! Тогда – домашнее задание. Откройте дневник и запишите. (СЛАЙД 8) (Учебник стр.52 №1, с. 49 №102) – Как вы думаете, для чего нужны эти умения? Урок окончен. Спасибо за урок! |
Определение достижения цели урока: Научиться находить делимое по значению частного и остатку Не умели находить делимое при делении с остатком. Научились находить делимое по значению частного и остатку Оценивают свою работу на уроке |
Регулятивные Личностные: адекватная самооценка обучающихся |