Урок математики в 3 классе «Нахождение делимого при делении с остатком»

10
0
Материал опубликован 29 March 2018 в группе

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Нижнеилимского района Иркутской области

«Железногорская средняя общеобразовательная школа №5 им. А. Н. Радищева»

УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ

3 КЛАСС

ТЕМА: «Нахождение делимого при делении с остатком»

УМК развивающая система Л.В. Занкова

учитель начальных классов

Зайдулина Лилия Минсагировна

г. Железногорск-Илимский

Пояснительная записка

Предмет: математика

Класс: 3 класс

ФИО: Зайдулина Лилия Минсагировна

Название ОУ: Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Железногорская средняя общеобразовательная школа №5 им. А.Н. Радищева»

УМК: Развивающая система Л.В. Занкова

Учебник: Математика: учебник для 3 класса: в 2 ч. – Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н.

Раздел программы: деление.

Количество часов: в неделю – 4 часа; в год – 136 часов.

Тема урока: Нахождение делимого при делении с остатком.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Методы обучения: метод стимулирования мотивации учения; методы организации и осуществления учебных действий: словесные, наглядные, практические; методы устного контроля и самоконтроля.

Формы обучения: коллективная, парная, групповая, индивидуальная.

Технологии используемые на уроке:

технология деятельностного метода по Петерсон Л.Г. – групповые технологии;

технология проблемно-диалогического обучения по Мельниковой.

ИКТ технологии;

здоровье сберегающие технологии.

Оборудование: персональные компьютеры, мультимедийный проектор, учебно-лабораторное оборудование: система голосования «Живой опрос»(Optivote), мультимедийная презентация в программе Power Point; карточки для групповой работы.

Список литературы и Интернет-ресурсов:

Математика: учебник для 3 класса: в 2 ч. – Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н.

http://slovo.ws/bio/rus/Lomonosov_Mihail_Vasilevich/

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EE%EB%F3%F8%EA%E0

Цели деятельности учителя: учить находить делимое по значению частного и остатку; совершенствовать навык деления с остатком; закреплять умение решать задачи; учить записывать решение задачи сложным выражением; развивать умение рассуждать и доказывать.

Воспитательные: формирование норм нравственного – эстетического поведения в разных формах;

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: имеют представление о понятиях «делимое», «делитель», «частное»; умеют находить делимое по значению частного и остатку, решать задачи и записывать решение задачи сложным выражением.

Личностные: дают оценку работам и ответам одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности, ориентируются на соблюдение моральных норм в совместной деятельности.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки ком­понентов универсальных учебных действий - УУД):

Регулятивные: определяют цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя, принимают и сохраняют учебную задачу, соот­ветствующую этапу обучения.

Познавательные: кодируют информацию в знаково-символической форме в простейших случаях; на основе кодирования строят простей­шие модели математических понятий, отношений.

Коммуникативные: принимают участие в работе парами и груп­пами; воспринимают мнение других людей, доказывают свою точку зрения, делают выводы.

Данный урок составлен для учащихся 3го класса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В основе урока лежит системно-деятельностный подход, который предполагает гарантированность достижения планируемых результатов освоения математического материала, на основе самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций и способов деятельности.

Материал урока отражает современный уровень преподавания и соответствует современным требованиям ФГОС НОО.

Целью урока является знакомство с правилом нахождения делимого с помощью компонентов действия деления с остатком. Также на уроке решается ряд важных задач, направленных на формирование метапредметных умений: развитие коммуникативных умений и навыков, развитие умения взаимодействовать и сотрудничать друг с другом, помогать друг другу. У детей в ходе уроке развивается логическое мышление, они проявляют самостоятельность и инициативность, а также учатся контролировать себя, свои эмоции, поведение товарищей.

Этапы урока

Цель / задача этапа

Планируемое время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Запланированный результат этапа

I. Организационный момент

Подготовить учащихся к работе на уроке, психологический настрой учащихся, обеспечение нормальной обстановки в классе, организация внимания на уроке.

5 мин.

Добрый день, дорогие ребята. Ребята, давайте поприветствуем друг друга.

Давайте порадуемся солнцу и птицам,

А также порадуемся улыбчивым лицам

И всем, кто живёт на этой планете,

«Добрый день» скажем мы вместе.

«Добрый день!» взрослые и дети.

«Не по чужой, по доброй воле, он стал разумен и велик». (Слайд 2)

Ребята! А как вы думаете, о ком так говорят? (Ответы детей)
– Это сказано о великом человеке. О Ломоносове М.В.

Что вы знаете об этом человеке? (ответы детей) (Слайды 3-4)
– А кто из вас хочет стать разумным и великим? Что для этого надо сделать?
– Значит, вперед! Сегодня мы будем много исследовать, и открывать новые знания!

Приветствуют учителя и друг друга.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Познавать, узнавать

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

II. Актуализация опорных знаний

Обеспечить высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Развитие логических операций.

10 мин.

Сравните выражения:

16 • 3 … 16 • 5

252 :5 … 225 • 5

364 • 4 … 364 + 4

988 : 1 … 998 – 1

327• 0 … 327 + 0

32: 32 … 32 – 32

(С помощью учебно-лабораторного оборудования системы голосования «Живой опрос» (Optivote), что позволяет быстро провести опрос учащихся и оценить уровень их знаний).

Решите задачу. (СЛАЙД 5)

Михаил Васильевич пошёл на масленичный базар. У него было 60 полушек. Сколько он сможет купить пряников, если каждый пряник стоит 8 полушек? Сколько полушек у него останется?

(Полушка – старинная мелкая медная монета.) (60:8= 7 ост.4)

Расшифруйте слово (СЛАЙД 6). Работа в группах.

9 (ост. 2)

3 (ост. 2)

7 (ост. 3)

5 (ост. 1)

8 ост. 3)

9 (ост. 2)

6 (ост. 4)

8 (ост. 1)

               

Что это за слово?

Молодцы! Мои дорогие маленькие философы! Я думаю, что Михаил Васильевич был бы за вас рад! Потрудились вы на славу!

выполняют задания,

считают,

объясняют свои действия

Философы

Познавательные: применяют алгоритм устного умножения, сложения, вычитания и деления с остатком

III. Постановка темы и цели урока

Подвести учащихся к формированию темы и цели урока.

5 мин.

Работа в группах. (СЛАЙД 7)

Прочитайте математические записи. Заполните пропуски.

+ 6 = 12

13 – = 4

 • 4 = 24

25 : = 5

: 5 = 6 (ост. 4)

Всё ли получилось? Какие пропуски вы не смогли заполнить?

Назовите это выражение, мои дорогие философы.

Можем ли мы его решить?

– С какой трудностью столкнулись?

Так, значит, что мы сейчас должны сделать?

Какой компонент деления нам неизвестен? (делимое)

– Значит, что будем учиться делать? (учиться находить неизвестное делимое).

В каком случае? (При делении с остатком)

Сформулируйте тему нашего урока.

Выполняют задание,

Объясняют свои действия

Анализируют

: 5= 6(ост.4)

Остановиться и подумать.

Намечают цель урока,

определяют тему

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

IV. Открытие нового знания

Вывести правило нахождение делимого с помощью компонентов действия деления с остатком.

10 мин.

Коллективная работа

(Задание № 99).

Запись на доске:

х : 7 = 9 и е : 7 = 9 (ост. 3)

– Сравните равенства.

Чем они отличаются?

Решите уравнение. (Один ученик работает у доски)

З а п и с ь: x : 7 = 9

x = 9 • 7

x = 63

63 : 7 = 9

9 = 9

Чему равен корень уравнения?

– Предположите, как можно найти неизвестное число во втором равенстве? (устные высказывания)

Проанализируйте решения учащихся, которые предложены в учебнике на с. 48 в пункте 4.

Кто из ребят прав?

Почему вы так считаете? Как Ваня находил неизвестное делимое?

Давайте проверим:

66 : 7 = 9 (ост.3)

63 : 7 = 9

66 – 63 =3

Найдите делимое в равенствах пункта 5.

Ученики работают в группах.

З а п и с ь:

а) y : 6 = 8 (ост. 2)

y = 6 • 8 + 2 = 50

б) b : 8 = 7 (ост. 5)

b = 8 • 7 + 5 = 61

 

в) с : 9 = 4 (ост. 8)

с = 9 • 4 + 8 = 44

Какой вывод можно сделать?

Сравните наш вывод с правилом учебника. Что можете сказать? (Мы были правы)

Давайте вернёмся к выражению и попробуем найти неизвестное делимое.

5 • 6 + 4 = 34

5 • 6=30

30+4=34

Анализируют,

вычисляют.

Во втором равенстве есть остаток при делении.

Прав Ваня.

В ы в о д: при делении с остатком делимое равно произведению делителя на значение частного плюс остаток.

Познавательные: выводят правило нахождения делимого с помощью компонентов действия деления с остатком.

Регулятивные: самостоятельно находят решение учебной задачи.

V. Первичное закрепление

Формирование мотивации учения и обучения. Реализация принципа деятельности.

7 мин.

Работа в парах.

Предлагаю выполнить деление и проверить результаты, п.6.

Сначала давайте проговорим, как вы будете выполнять деление. Вспомним алгоритм.

Этот алгоритм в учебнике на с.41.

Выполните эту работу в парах. (одна пара работает у доски)

83: 9=9(ост2) 75:8=9(ост.3) 81:9=9 72:8=9

83-81=2 75-72=3

 

36:5=7(ост1) 69:7= 9(ост.6)

35:5=7 63:7=9

36-35=1 69-63=6

Проверьте работу.

Если без остатка не делится, то ищем ближайшее число, которое делится, затем от делимого вычитаем ближайшее число.

Познавательные и коммуникативные: принимая участие в работе парами систематизируют знания о действии деления с остатком.

VI. Включение новых знаний в систему знаний

Формирование положительной мотивации учения, познавательной активности, Повышение эффективности урока.

5 мин.

Прочитайте задачу №100.

Что известно?

Что требуется узнать?

Заполните самостоятельно кратко условие задачи, заполнив таблицу.

Сравните свою краткую запись с записью на слайде.

Решите её. (Ребята работают на компьютерах – вносят данные задачи в таблицу и записывают решение с помощью сложного выражения).

Анализируют задачу, составляют план решения задачи.

Познавательные: используют деление с остатком при решении задач.

VII. Рефлексия учебной деятельности.

Подвести итог проделанной работе на уроке, формирование личной ответственности за результаты своего труда.

3 мин.

Какую цель ставили

С какими затруднениями столкнулись?

Какого результата достигли?

Кто при выполнении заданий сегодня на уроке совершил ошибки, а потом разобрался и исправил ошибки? Похлопайте в ладоши.
– Кто выполнял все задания без ошибок? Похлопайте в ладоши.

Вот это шквал аплодисментов! И я, конечно рада, что вы такие отличные философы-исследователи!
– А, как вы считаете, надо ли потренироваться в решении примеров на деление с остатком?

Тогда – домашнее задание. Откройте дневник и запишите. (СЛАЙД 8)

(Учебник стр.52 №1, с. 49 №102)

Как вы думаете, для чего нужны эти умения? Урок окончен. Спасибо за урок!

Определение достижения цели урока: Научиться находить делимое по значению частного и остатку

Не умели находить делимое при делении с остатком. Научились находить делимое по значению частного и остатку

Оценивают свою работу на уроке

Регулятивные

Личностные: адекватная самооценка обучающихся

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.