Урок математики в 3 классе «Нахождение делимого при делении с остатком»
Урок математики в 3 классе
Система Л. В. Занкова
Нахождение делимого при делении с остатком
Цель: сформировать у учащихся первичное умение находить делимое при делении с остатком с помощью алгоритма.
Планируемые результаты
Личностные
- становление мотивационной основы учебной деятельности;
- формирование способностей к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- проявление заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий;
- ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности.
Метапредметные
Познавательные УУД
- соотносить учебные задачи, поставленные в начале урока, с полученными результатами;
- использовать ИКТ в ходе работы с электронным приложением к учебнику.
Регулятивные УУД
- переводить практическую задачу в учебную;
- определять способ решения учебной задачи, планировать ход деятельности;
- отслеживать выполнение плана;
- оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию.
Коммуникативные УУД
- отвечать на вопросы учителя;
- осуществлять диалог, принимать участие в коллективном обсуждении, формулировать ответ на вопрос, учитывая мнение одноклассников;
- допускать возможность существования различных точек зрения, аргументировать свой ответ.
Предметные
- знать алгоритм нахождения делимого при делении с остатком;
- выполнять проверку деления с остатком на основе алгоритма.
Оборудование: учебник «Математика» для 3 класса, часть I (авт.И.И.Аргинская, Е.И.Ивановская, С.Н.Кормишина, 2014); презентация SmartNotebook; электронное приложение к учебнику; компьютер, экран; магниты; листы бумаги и маркеры (по количеству групп); см. Приложение – карточка для пробного действия, карточки для индивидуальной работы по количеству учащихся, карточки с глаголами для составления алгоритма;
Ход урока
Мотивационно – ориентировочный этап.
а) Создание мотивационной основы учебной деятельности.
- Известный древнегреческий ученый – математик Пифагор как-то сказал: «Миром правят числа». Как вы понимаете его слова?
- А мир умеет управлять числами? Как?
- Давайте и мы на сегодняшнем уроке математики попробуем это сделать. Подчинятся они нам или нет, вот и проверим.
б) Актуализация знаний.
Над какой темой мы работаем на протяжении нескольких уроков? (деление с остатком)
Вспомним алгоритм деления с остатком. Откройте учебник на с. 41. Найдите номер, в котором количество единиц в разряде десятков больше количества единиц в разряде единиц в 8 раз (№81). Расскажите, как выполнить деление с остатком на примере второго выражения (при ответе детей последовательно открываю запись алгоритма на экране).
Какое ценное знание о делении с остатком мы приобрели на вчерашнем уроке?
(остаток всегда меньше делителя)
Работа с электронным приложением, страница 4. Выполнение на карточках задания №1.
Последовательность действий.
- Фронтальное решение с объяснением по одному выражению из каждого столбца;
- дети договариваются в парах, кто какой столбец дорешивает;
- класс работает самостоятельно, один ученик работает за компьютером;
- дети выполняют проверку и оценку работы ученика на компьютере;
-осуществляется проверка в электронном приложении (нажатие кнопки «проверить»).
Самооценка: кто справился, в натуральном ряду чисел обводит простым карандашом число, стоящее между 10 и 12.
Обратная связь: встаньте, кто обвел число.
в) Проблемный вопрос (пробное действие).
Работа с электронным приложением, страница 5.
Выполнение на карточках задания №2.
- Заполните пропуск в первом равенстве (дается 30 секунд).
- У кого есть ответ? (записываю на доске все варианты). У кого нет ответа? Что вы не смогли сделать?
- Чем эти равенства отличаются от тех, с которыми мы работали в первом задании?
(неизвестно делимое при делении с остатком)
Попробуйте сформулировать тему урока (цель – узнать, как находить неизвестное делимое при делении с остатком, и научиться выполнять).
Что нам поможет проверить, достигли ли мы цели? Это должно стать результатом нашей работы (алгоритм)
2. Поисковый этап.
а) Сравнение равенств.
- Посмотрите на экран. Как вы думаете, какое задание я вам сейчас предложу? (сравнить)
- При сравнении двух или нескольких объектов мы называем … (сходства и различия).
Дети перечисляют сходства и различия.
Сходства: равенства, уравнения, неизвестно делимое.
Различия: неизвестное число обозначено разными буквами, второе уравнение с остатком.
б) Решение уравнений.
- Решите то, что сможете решить.
Проверка на экране с помощью «лупы».
У кого верно – обводят в натуральном ряду наибольшее однозначное число.
Обратная связь: встаньте, кто обвел число.
(Если кто-то решил второе уравнение – пока оставить без проверки).
в) Работа в парах.
- Как найти неизвестное число во втором равенстве?
- Найдите в учебнике номер, являющийся наибольшим двузначным числом (№99).
- Обсудите в парах, как неизвестное число нашли ученики. Будьте готовы дать ответ: имя ребенка прав(а) или неправ(а), потому что…
После выполнения работы первые три пары, просигналившие о готовности, объясняют свой ответ, остальные дополняют.
- Оцените свой вклад в работу пары. По каким критериям вы будете это делать? (верный ответ, каждый высказал свою точку зрения, пришли к единому мнению). Обведите в натуральном ряду самое маленькое натуральное число.
Обратная связь: встаньте, кто обвел число.
г) Формулирование вывода.
- Сделайте вывод, как найти делимое при делении с остатком?
- Сравним наш вывод с выводом в учебнике.
д) Чтение вывода в учебнике с. 48 с логическими паузами.
- Выводы совпали?
- Зачем нам знать, как находить делимое при делении с остатком, и уметь это делать? (чтобы проверить правильность выполнения деления с остатком)
3. Практический этап.
а) Составление алгоритма.
- Мне нужны четыре помощника.
Вызываю четырех учеников, раздаю им карточки с глаголами, прошу их встать в том порядке, в котором мы будем находить делимое при делении с остатком, и объяснить свой шаг алгоритма.
СРАВНИВАЮ (остаток и делитель)
УМНОЖАЮ (значение частного на делитель)
СКЛАДЫВАЮ (полученное число и остаток)
ДЕЛАЮ (вывод)
После выполнения задания карточки прикрепляю на доску.
б) Решение второго уравнения по алгоритму.
Пишу на экране, дети - в тетрадях, хоровое комментирование.
Спросить тех, кто решал это уравнение (этап 2, пункт б). Если верно – обводят в натуральном ряду наибольшее однозначное число.
Обратная связь: встаньте, кто обвел число.
в) Самостоятельная работа.
Решение №99 (5) – любые два уравнения (сначала обсуждают в парах, кто какое решает, чтобы в парах были решены разные уравнения).
Проверка на экране с помощью интерактивного задания.
Самооценка: уравнение решено верно – обведение числа, в 2 раза меньшее четырех.
Обратная связь: встаньте, кто обвел число.
г) Включение в систему знаний.
- Какие числа обведены в натуральном ряду? Проверим (один ученик называет, я обвожу на доске).
Числа 1, 2, 9, 11.
- Встаньте, у кого обведены четыре числа (это говорит о том, что все самостоятельные задания выполнены правильно) и эти числа верны (задания по обведению чисел услышаны и выполнены без ошибок).
- Какая между ними связь? (можно составить равенство на деление с остатком)
Запись в тетради с проговариванием алгоритма деления с остатком и нахождения делимого при делении с остатком. Пишу на экране.
11 : 9 = 1 (ост. 2)
1 · 9 + 2 = 11
Работа в группах (выполняется при наличии времени на уроке).
Составьте по натуральному ряду, используя только данный его отрезок, и запишите выражение на листе бумаги маркером по такому же принципу (каждое число может использоваться в выражении один раз, деление с остатком). Время – 2 минуты (по таймеру).
Проверка: каждая группа прикрепляет свой лист на магнит; остальные группы хлопают в ладоши, если согласны.
Работа с электронным приложением. Проверка выполнения пробного действия. Встаньте те, кто правильно нашел делимое сам в начале урока.
4. Рефлексивно – оценочный этап.
а) Относительно темы и целей урока (какая была тема урока, достигли ли цели узнать / научиться, удалось ли подчинить числа), повторение алгоритма.
б) Относительно дальнейшей работы (надо ли еще тренироваться?).
в) Домашнее задание: №99 (6), дорешать на карточке.
Приложения
Для индивидуальной работы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Задание 1.
Задание 2.
Для актуализации знаний в начале следующего урока
Заполни пропуски.
8 · 5 + 3 = 43 43 : ___ = 8 (ост. 3)
9 · 6 + 1 = ___ ___ : 6 = 9 (ост. ___)
7 · 3 + 6 = ___ ___ : 3 = ____ (ост. ___)
9 · 6 + 5 = ___ ___ : ____ = ____ (ост. ____)
Карточки с глаголами для алгоритма
_______________
СРАВНИВАЮ
_______________
УМНОЖАЮ
_______________
СКЛАДЫВАЮ
_______________
ДЕЛАЮ
_______________
Карточка для пробного действия (крепится на доску)