Урок математики по теме «Деление» (2 класс)
Предмет: математика
Класс: 2
Учебник: «Математика 1 часть» Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука
Тип урока: открытие нового знания
Тема: деление
Цель:
раскрыть конкретный смысл действия деления в ходе решения задач на деление по содержанию;
совершенствовать вычислительные навыки;
совершенствовать умения выполнять действия с величинами;
Планируемые результаты:
Регулятивные:
самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;
самостоятельно определять необходимость выполнения заданий;
определять правильность выполнения заданий.
Познавательные:
ориентироваться в учебнике, определять область своего незнания, планировать свою работу по изучению нового;
извлекать информацию, представленную в форме текста, иллюстрации и т.д.;
анализировать, делать выводы.
Коммуникативные:
участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
сотрудничать с учителем и одноклассниками.
Личностные:
осмысление личностного смысла учения, понимать позицию другого.
Оборудование: карточки с заданиями, проектор, интерактивная доска.
Ход урока:
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. | Организационный момент. | - Здравствуйте, ребята. Начинаем урок математики. Проверьте готовность к уроку. - Работать на уроке вы будете в группах. - Вспомните правила работы в группе. - Перечислите правила, которые вы вспомнили. | Проверяют готовность к уроку, садятся на свои места. Объединяются по 4 ученика, парты которых, находятся рядом друг с другом. Вспоминают, как надо работать в группе. - Слушать мнение каждого участника группы, уважать друг друга, обсуждать проблему спокойно, приходить к единому мнению и т. д. |
2. | Актуализация знаний. | - Теперь вы готовы к работе. Начнём урок с математической разминки. - Возьмите карточку №1. Заполните её. Выполняйте работу самостоятельно. (На интерактивной доске включается таймер на3 минуты). - Проверим, что у вас получилось. Передайте свою работу соседу слева. Возьмите ручку красного цвета. - Посмотрите на доску (интерактивная доска). На ней такая же таблица. Найдите правильные ответы и перетащите их в нужную клетку. - Теперь, когда получили все правильные ответы, проверьте работу вашего соседа. - Верните карточки обратно друг другу. Кто выполнил задание без ошибок? Молодцы. - Кто допустил ошибки, исправьте. - Какое арифметическое действие вы выполняли в этом задании? - Вспомните, что вы знаете про это действие. Составьте рассказ. Заполните карточку №2 (приложение 2). - Послушаем, что у вас получилось. - Молодцы. Придумайте, пожалуйста, для других групп задачу, которая решалась бы умножением. |
Обучающиеся передают работы по часовой стрелке. По одному человеку от группы выходят к доске, находят правильный ответ, перетаскивают его в пустую клетку.
- Умножение. Обучающиеся в группах вспоминают, что они знают про действие умножения и все вместе составляют краткий рассказ. Записывают в карточку №2 (приложение 2). По одному человеку от группы зачитывают получившиеся высказывания. Дополняют друг друга. Составляют простые задачи на умножение. Устно решают задачи, полученные от других групп. |
3. | Постановка проблемы. | - Аня и Ваня тоже придумали для вас задачу. Послушайте её. В вазе лежало 10 яблок. Их раздали по 2 яблока каждому ребёнку. Сколько детей получили яблоки? - Подумайте, как решить эту задачу. - Почему, предложенные вами варианты решения, отличаются друг от друга? - Как же нам решить эту проблему и найти решение задачи? | Обсуждают в группах возможное решение задачи. Выдвигают свою версию.
- Подумать, посмотреть в учебнике и т.д. |
4. | Формулирование темы урока. | - Сформулируйте тему нашего урока. Чему будем сегодня учиться? | - Сегодня будем учиться решать новый вид задач. |
5. | Открытие нового знания. | - Приступим к поиску решения. Посмотрите на доску. - Перед вами 10 яблок и группа ребят. - Выполните условие задачи, раздайте по 2 яблока. - Сколько раз брали по 2 яблока? - Сколько детей получили яблоки? - Изобразите решение этой задачи с помощью рисунка (интерактивная доска). - Такие задачи, в которых надо по одинаковому количеству предметов раздать, разложить, разделить и узнать, сколько раз, например, по 2 яблока содержится в 10, решают с помощью арифметического действия, которое называется деление. - Кто знаком со знаком деления? - Подумайте, как записать решение задачи? - Как будем решать новый вид задач? - Как вы думаете, правы мы или нет? Как можем себя проверить? |
- 5 - 5 Обсуждают, какой рисунок может быть сделан к данной задаче. - 10:2=5 - Новый вид задач будем решать делением. - Проверить себя можем по учебнику. |
6. | Познавательная деятельность. | - Откройте учебник на странице 74. - Прочитайте правило. Как называется новое арифметическое действие? - Как оно обозначается? - Прочитайте решение задачи математическим языком. - Правильно мы с вами разобрали новый вид задач и способ их решения? - Будем применять новые знания в деятельности. №1 - Сколько кружков надо нарисовать? - По сколько кружков надо нарисовать в каждом ряду? - Нарисуйте 3 кружка в первом ряду. - Остались ещё кружки? - Нарисуйте ещё 3 кружка во втором ряду. - Сколько кружков мы нарисовали? Остались ещё кружки? - Сколько рядов получилось? №2 Выполняется коллективно. №3 Выполняется в группах. Задача 4 - Прочитайте условие задачи. - О чём задача? - Что известно? - Что надо узнать? - Выполним рисунок к этой задаче. Что будем рисовать? - Как разделить пряники поровну? - Нарисуйте ниже 2 тарелки, по одной для каждого сына. Стрелками раскладываем пряники на 2 тарелки. - По сколько пряников получилось на каждой тарелке? Посчитайте. - Запишите решение задачи. Прочитайте запись. - Запишите ответ задачи. Какой ответ записали? - Ответили на вопрос задачи? - Раз у вас всё получается, то поможем Космику решить задачу на деление. (Уроки Кирилла и Мефодия 2 класс, математика, деление, 3 задание) - Получилось помочь Космику с решением задачи? - Молодцы. Вы хорошо поработали. |
- Знак деления – это две точки. - 10 разделить на 2 получится 5.
- по 3 кружка - да - 6, кружков больше не осталось
Читают пример на деление и выполняют практическую работу у доски. Действие записывается в тетрадь. Группы выполняют деление. Результат представляют у доски. - В задаче говорится о пряниках, которые мама разделила между сыновьями. - Известно, что было 8 пряников и 2 сыновей.- Сколько пряников получил каждый мальчик? - Нарисуем 8 кругов. - Раздавать сыновьям по одному прянику.
- Да.
- Да. |
7. | Итог урока. | - Вспомните, какая проблема была у вас в начале урока? - Решили мы с вами эту проблему? - Как решать такие задачи? - Что нового вы узнали сегодня на уроке? | - Мы не знали, как решать задачи, в которых что-либо раздают, распределяют… - Да. - Такие задачи решаются делением. - Мы узнали, что есть четвёртое арифметическое действие – деление. Знак деления – это две точки. |
8. | Рефлексия. | - Проанализируйте свою работу на уроке. Вспомните, всё у вас получалось или были трудности, как вы работали в команде. - Приготовьте цветные карандаши. Нарисуйте на полях в тетради смайлик определённого цвета. | Значение смайликов ребята уже знают. Рисуют смайлики, объясняют свой выбор. |
9. | Домашнее задание. | Стр. 75 № 5, №6 |
Приложение 1
Карточка №1
Множитель | 4 | 8 | 9 | 5 | 3 | |||
Множитель | 6 | 7 | 5 | 6 | 9 | 8 | ||
Произведение | 21 | 16 | 36 | 40 | 56 |
Приложение 2
Карточка №2
Умножение – это Знак умножения – Компоненты умножения – |
Приложение 3