Технологическая карта урока по математике по теме «Деление» (2 класс)
Технологическая карта
Тема урока: «Деление».
Класс: 2.
Тип: урок открытия новых знаний.
Цель: формирование представления у обучающихся о конкретном смысле деления.
Планируемые результаты:
Предметные | Метапредметные | Личностные |
– знакомство с новым арифметическим действием «деление»; – моделировать с помощью схематических рисунков и записывать действие деление; – решать задачи на деление по содержанию. | познавательные: - умение выявлять сущность, особенности объектов; - на основе анализа объекта делать выводы; - обобщать и классифицировать по признакам. регулятивные: - умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; - определять и формулировать тему и цель урока; - в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. коммуникативные: - умение слушать и понимать других; - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; - участвовать в коллективном обсуждении. | - осознание обучающимися ценности изучаемого способа построения квадрата и нахождения длин его сторон; - осознание практической важности полученных знаний о квадрате; - ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу. |
Оборудование: учебник «Математика, 2 класс. 2 часть» (Моро М.И. и др.), проектор, ноутбук, ММП, карточки №1 «Актуализация», карточки №2 «Первичная проверка понимания» (в парах), кейсы №1 «Первичное закрепление», карточки №3 «Рефлексия».
Ход урока
Этап урока | Методический комментарий | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент | Ф: фронтальная М: словесные Регулятивные УУД: умеют организовывать своё рабочее место. Личностные УУД: проявляют интерес к процессу познания; положительно относятся к школе. | - Прозвенел звонок. Начался урок. Встали ровно, тихо сели. На меня все посмотрели. - Здравствуйте, ребята. Начнём урок математики. Проверьте свою готовность к уроку: у вас на партах должны лежать учебник, тетрадь и пенал. Все готовы? Садитесь. - Ребята, сегодня к нам на урок пришёл гость. Как думаете, кто это может быть? Дам Вам подсказку в виде загадки: Днём спит, ночью летает, Ухает, людей пугает. В темноте горят глаза – Всем мышам она гроза. - Правильно, Совушка. Она поможет нам открыть сегодня ещё одну величайшую тайну математики. | - Здравствуйте. Проверяют свою готовность к уроку. - Сова. | Слайд №1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний | Ф: фронтальная М: словесные, наглядные, практические, методы повторения материала Регулятивные УУД: планируют своё высказывание (продумывают, что сказать вначале, а что потом). Познавательные УУД: устанавливают закономерность. Коммуникативные УУД: аргументируют свою точку зрения. | - Для того чтобы познать величайшую тайну математики, нам нужно заполнить таблицу. Устный счёт: - Ребята, на электронной доске вы видите таблицу. Покажите ответы с помощью карточек, которые лежат у вас на партах.
- Молодцы. Но нам этого недостаточно, чтобы познать тайну математики, нам нужно выполнить минутку чистописания. Минутка чистописания: - Мать с дочерью, да отец с сыном, да бабушка с дедушкой, да сестра с братом. Сколько их всех? - Решите задачу и запишите ответ цифрой. - Предлагаю прокомментировать написание цифры 8. | Выполняют устный счёт (показывают карточки):
- 8. Один ученик комментирует написание цифры 8, остальные записывают в тетради: Ставим ручку чуть выше и правее центра клеточки, по выгнутой влево наклонной поднимаемся до верхней линии, задерживаемся, смещаясь на 1/3 вправо, плавно срезаем верхний уголок, опускаемся по правой стороне клеточки на 1/3, резко уходим через центр клеточки к ее нижней стороне, в средней 1/3 нижней стороны клеточки задерживаемся и, плавно поднимаясь вверх, смыкаем элементы в начальной точке. | Слайд №2 Карточки №1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Целеполагание | Ф: фронтальная М: словесные, наглядные, практические, методы эмоционального стимулирования, метод проблемного изложения Познавательные УУД: осуществлять поиск нужной информации. Регулятивные УУД: -осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог. Познавательные УУД: -находить и выбирать способ решения. -прогнозировать результат вычисления. -использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия. | - Молодцы. Мы с Совушкой стали ближе к открытию величайшей тайны математики. - Сейчас к доске должно выйти 5 учеников. - Каждый из вас должен получить 1 тетрадь по математике и 1 тетрадь по русскому языку (раздаёт тетради). - Сколько тетрадей получи каждый? - Сколько всего тетрадей у ребят? - Как это записать? (после ответа учеников на электронной доске появляется запись 2 * 5 = 10). - Верно. Совушка на слайде тоже показала нам такое выражение. Садитесь на свои места. Затем учитель раздаёт 18 тетрадей по 2 каждому ученику. - Встаньте, пожалуйста, те, кто получил тетради. - Посчитайте, сколько учеников получили тетради. - Сколько было тетрадей? - По сколько тетрадей раздавали? - С помощью какого из изученных арифметических действий можно это записать? - Каким словом можно заменить слово «раздать»? - Как может называться это действие? Посмотрите на слайд. Совушка предлагает нам разгадать ребус, чтобы ответить на этот вопрос. - Проверьте свой ответ. Откройте учебник на с.58, прочитайте тему и задачи урока. | К доске выходит 5 учеников. - 2. - 10. - 2 * 5 = 10. - 9. - 18. - По 2. Обучающиеся пробуют, но затрудняются. - Разложить, разделить. - Деление. - Тема: Деление. Задачи: учимся выполнять деление, решая задачи. | Слайд №3 Слайд №4 Учебник, с.58 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичное усвоение новых знаний | Ф: фронтальная М: словесные, наглядные Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | - Обратите внимание на слайд. У Совушки есть 10 яблок. Ей надо раздать по 2 яблока каждому ученику. Сколько учеников получат яблоки? - Посмотрите на слайд (при помощи анимации показывается, как Совушка отдаёт 2 яблока первому ученику, затем берёт ещё 2 яблока и отдаёт их следующему ученику и так, пока не раздаст все яблоки). - Сколько раз Совушка брала по 2 яблока? - Сколько учеников получили яблоки? - Такие задачи, в которых надо по одинаковому количеству предметов раздать, разложить, разделить и узнать, сколько раз, например, по 2 яблока содержится в 10, решают с помощью арифметического действия, которое называется делением. Решение нашей задачи можно записать так: 10 : 2 = 5 (учитель делает запись на доске). - Две точки - это знак деления. Читают данное равенство так: 10 разделить на 2, получится 5. Посмотрите на слайд, как Совушка изобразила решение этой задачи с помощью рисунка. | - 5. - 5. - 5. | Слайд №5 Слайд №6 Слайд №7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичная проверка понимания | Ф: фронтальная, парная М: словесные, наглядные, практические, методы выработки умений и накопления опыта учебной деятельности, методы контроля Познавательные УУД: выполнение действий по алгоритму. Регулятивные УУД: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии. | - Совушка предлагает нам решить одну интересное задание. Давайте посмотрим, какое. - Обратите внимание на слайд (на слайде появляется Совушка и говорит о том, что задание нужно выполнить в парах). - И так, ребята, как сказала Совушка, задание вы выполняете в парах. У вас на партах лежат карточки, на них есть само задание и написано, что нужно делать: 1. Рассадите бабочек на цветы по 3 бабочки. Сколько цветов они займут? 2. Расставьте по 5 цветов в вазы. Сколько ваз потребовалось? - Запишите решение этих заданий в виде арифметических действий. - А сейчас проверим, правильно ли вы выполнили задание. Обратите внимание на слайд. - Молодцы. Ребята, а сейчас снова посмотрите на слайд. Что нам говорит Совушка? - Верно. Прочитайте условие задачи №1 на с.58. - Сделаем рисунок к задаче. Орехи обозначим кругами. Сколько нужно нарисовать кругов? - Сколько орехов получил каждый ребёнок? - Как это показать на рисунке? - Сколько раз в 12 содержится по 3? - Каким действием решается задача? - Сколько детей получили орехи? - А сейчас проверим, правильно ли вы выполнили задание. Обратите внимание на слайд, Совушка показывает нам верное решение этой задачи. Проводит физкультминутку: Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.) Все умеем мы считать, (Хлопаем в ладоши.) Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.) Руки за спину положим, (Руки за спину.) Голову поднимем выше (Подняли голову выше.) И легко-легко подышим. (Глубокий вдох-выдох.) Подтянитесь на носочках — Столько раз, Ровно сколько, сколько пальцев (Показали, сколько пальцев на руках.) На руке у вас. (Поднимаемся на носочках 10раз.) Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопаем в ладоши.) Топаем ногами. (Топаем ногами.) Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте.) Хлопаем руками. (Хлопаем в ладоши.) | Выполняют задание на карточке в парах. - 9 : 3 = 3. - 15 : 5 = 3. Проверяют правильность выполнения задания. - Для того чтобы ещё больше узнать о величайшей тайне математики, нам нужно решить задание №1 на с.58 учебника. - Детям раздали 12 орехов, по 3 ореха каждому. Сколько детей получили орехи? Один ученик выполняет задание у доски, остальные записывают в тетради: - 12 (выполняет рисунок на доске). - 3. - Отделить чёрточками по 3 круга. - 4. - Делением. - 4. Ученик записывает решение задачи на доске, остальные - в тетрадях: 12 : 3 = 4 (детей). Ответ: 4 детей получили орехи. Проверяют правильность выполнения задания. Выполняют физкультминутку. | Слайд №8 Карточки №2 Слайд №9 Слайд №10 Учебник, с.58 Слайд №11 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление | Ф: фронтальная, групповая, парная М: словесные, наглядные, практические, методы контроля Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли полно и точно. Познавательные УУД: умение распознавать задачу. Кейс-технологии | - Ребята, посмотрите на слайд. Совушка нам предлагает решить ещё одно задание из учебника. - Прочитайте задачу №4. - Сколько пассажиров осталось на теплоходе, когда 25 вышли? - Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько пассажиров стало на теплоходе, когда туда сели 25 пассажиров? - А сейчас проверим, правильно ли вы выполнили задание. Обратите внимание на слайд, Совушка показывает нам верное решение этой задачи. - Посмотрите на слайд. Совушка предлагает вам поработать в группах. Вам нужно разделиться на 3 группы: 1 группа - 1 ряд, 2 группа - 2 ряд, 3 группа - 3 ряд. - Сейчас вы получите кейсы, в которых будут задания, где вам нужно вставить пропущенное число. А также каждое предложение схематически проиллюстрировать. 1 группа: Положите поровну 6 яблок в 2 корзины. Ответ: в каждой корзине будет по __ яблока. Разделите 9 конфет на троих детей. Ответ: каждому достанется по __ конфеты. 2 группа: Положите 12 орехов по 3 ореха в пакет. Ответ: получим __ пакета с орехами. Положите 10 пирожных на 2 тарелки поровну. Ответ: в каждой тарелке будет по __ пирожных. 3 группа: Разделите 16 конфет на 4 девочки. Ответ: конфеты получат __ девочки. Положите поровну 9 груш в 3 корзины. Ответ: в каждой корзине будет по __ груши. - Молодцы, ребята. Все группы удачно справились с заданием. - А сейчас посмотрите на экран. Совушка вам предлагает самостоятельно выполнить задание №5 организовать проверку в парах. - Молодцы. | - На теплоходе было 75 пассажиров. На пристани 25 пассажиров вышли, а 25 сели на теплоход. Сколько пассажиров стало на теплоходе? Один ученик выполняет задание у доски, остальные записывают в тетради: - 75 - 25 = 50 (пассажиров) - осталось на теплоходе. - 50 + 25 = 75 (пассажиров) - стало на теплоходе. Ответ: 75 пассажиров. Проверяют правильность выполнения задания. Выполняют задания (кейсы) в группах: 1 группа: - 3. - 3. 2 группа: - 4. - 5. 3 группа: - 4. - 3. Самостоятельно выполняют задание №5 и осуществляют взаимопроверку в парах: 76 + 18 = 94 76 - 18 = 58 63 - 37 = 26 51 + 45 = 96 | Слайд №12 Учебник, с.58 Слайд №13 Кейсы №1 Учебник, с.58 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов урока | Ф: фронтальная М: словесные, наглядные Познавательные УУД: осуществляют анализ объекта с выделением существенных признаков; проводят сравнение. Коммуникативные УУД: признавать свои ошибки, соглашаться, если на ошибки указывают другие. Регулятивные УУД: выделяют и осознают, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; фиксировать удовлетворённость (неудовлетворённость) своей работой. | - Ребята, посмотрите на слайд. Перед тем как уйти, Совушка хочет задать вам несколько вопросов. Давайте ответим на них. - Чем был интересен сегодняшний урок? - Как называется действие, с которым мы сегодня познакомились? - Всё ли вам было понятно сегодня? - Что вам далось легче, а что - труднее? - Сегодня вместе с Совушкой мы познали ещё одну великую тайну математики - познакомились с таким арифметическим действием, как деление, научились выполнять деление, решая задачи. А сейчас Совушке пора домой, открывать великие тайны математики другим ребятам! | - Деление. | Слайд №14 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия | Ф: фронтальная М: словесные Регулятивные УУД: оценивают свою работу | - Ребята, сейчас вы получите карточки, на которых написано слово УРОК. К каждой букве этого слова вам нужно придумать прилагательное, которое характеризует наш сегодняшний урок. | У - увлекательный. Р - развивающий. О - обучающий. К - комфортный. | Карточки №3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Информация о д/з, инструктаж по его выполнению | Ф: фронтальная М: словесные | - Запишите домашнее задание: учебник, с.58, №2,4. - У вас есть вопросы по домашнему заданию? - Спасибо за урок. До свидания. | - До свидания. | Учебник, с.58 |