Урок математики по теме «Производная»
Бугакова Галина Степановна
преподаватель математики БПОУ КАТТ
Цель урока:
Обобщение и систематизация знаний и умений по теме «Производная»: формулы и правила дифференцирования, геометрический и физический смысл производной,
Задачи
- выполнить задания на нахождение производной функции с применением формул и правил дифференцирования;
- понимать геометрический смысл производной;
- уметь находить уравнение касательной к графику.
По типу: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: Интерактивная доска, презентация к уроку, раздаточный материал (разноуровневые карточки с практическими заданиями), оценочный лист, карточки с основными формулами.
Ход урока
1 ЭТАП. Организационный момент
Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова Ньютона
“При изучении наук примеры не менее
поучительны, нежели правила”
К этим словам мы вернемся позднее.
Класс разбивается на три группы (причем ребята сами оценивают свои знания и выбирают группу).
Консультант каждой группы получает оценочный лист икарточку с таблицей, в которую он будет выставлять баллы после каждого задания всем членам команды.
2 ЭТАП.
1). Актуализация знаний студентов:
Устно Выполнить задание на повторение, но задание зашифровано, и чтобы его выполнить, необходимо предварительно ответить на ряд теоретических вопросов по теме: «Производная». Задание: Назовите фамилию учёного – одного из основоположников дифференциального исчисления. Учитель: Я вам немного помогу: если вы правильно ответите, я назову вам буквы, из которых состоит фамилия, по одной за каждый ответ, а вы из них попробуете её составить».
Вопросы:
1)Что называется производной?
Производной функции называется предел отношения приращения функции к приращению аргумента, когда приращение аргумента стремится к нулю:
и обозначается f /(х)
Повторим правила дифференцирования.
2)Чему равна производная суммы и разности?
3) Чему равна производная произведения?
4) Чему равна производная дроби?
5)В чём состоит геометрический смысл производной?
(Геометрический смысл производной состоит в том, что значение производной функции в точке равно угловому коэффициенту касательной к графику функции в точке. f /(х) = tgα
6) В чём состоит физический смысл производной?
Физический смысл производной состоит в том, что если точка движется вдоль оси х и ее координата изменяется по закону x(t), то мгновенная скорость точки:
7) Назвать уравнение касательной
(после получения правильных ответов учитель открывает квадраты с буквами, из которых учащиеся составляют фамилию).
Л Е Й Б Н И Ц
2) Кодированное задание.
На слайде вы видите женщин - математиков. Каждой присвоен соответствующий код. Для того, чтобы назвать имя первой русской женщины - математика, члена-корреспондента Санкт-Петербургской Академии наук, профессора Стокгольмского университета, литератора и публициста нужно выполнить задание. Истинному поставьте в соответствие 1, ложному – 0
f(x) |
f '(x) |
|
x3-3x2+2x-7 |
3x2-6x+2 |
1 |
1(5 – 7х)4 |
4(5-7x)3 |
0 |
02cos x |
-2 sin x |
1 |
4x15 + e 3x |
20x4 +3e3x |
1 |
Слайд о Софье Ковалевской
3) Дешифратор. На карточках в таблице даны функции и номер буквы алфавита, а в другой таблице значения производной. Расставить номера букв в таблицу производных, затем по алфавиту определить букву, и вы получите фамилию прадеда и деда Софьи Ковалевской по материнской линии.
f '(x) |
10х |
cos 3x |
8 |
- 6sin 3x |
21x2 |
6e2x |
буква |
ш |
у |
б |
е |
р |
т |
f '(x) |
10х |
cos 3x |
8 |
- 6sin 3x |
21x2 |
6e2x |
буква |
26 |
21 |
2 |
6 |
18 |
20 |
f (x) |
7х3 |
2 cos 3x |
5х2 |
3е2х |
8х |
|
Номер буквы |
18 |
6 |
26 |
20 |
21 |
2 |
4) Тест (с последующей проверкой)
5) Практическая работа
Базовый –зеленые карточки и повышенный уровень – красные.
Карточка №1
Найдите производную функции:
у = (х – 5)(2х – 5) (4х - 15)
7/ (х+2)2
Карточка №2
Найдите производную функции:
(60х2 – 10х +8)
(-2х2 - 6х -8 )/(3+2х)2
Задания, с которыми не справились группы, решаются совместно, обосновываются выводы.
Консультант оценивает работу каждого по следующим критериям:
решил сам без ошибок и помог товарищу – 5 баллов
решил сам, но консультировался у товарища – 4 балла
решал с помощью карточки с формулами– 3 балла
Презентация студентов
5 ЭТАП. Итог урока
1. Самооценка труда учащихся.
Выполнил ли программу урока полностью;
Какие виды работ вызвали затруднения и требуют повторения;
В каких знаниях уверен.
2. Оценка труда товарищей:
Кто, по-вашему мнению, внес наибольший вклад;
Кому, над чем следовало бы еще поработать.
Оценка работы класса учителем.
Вернемся к эпиграфу
6 ЭТАП. Домашнее задание: составить проверочную карточку из трех заданий по данной теме (разноуровневую)
Используемая литература.
В.С. Крамор. “Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа” Просвещение, 1990
Л.И. Звавич, Л.Я. Шляпочник, М.В. Чинкина. “Алгебра и начала анализа: 3600 задач для школьников и поступающих в вузы”
Газета “Математика” (приложение к газете “Первое сентября” №1 2000г)
Приложение 1
Вопросы:
Что называется производной?
Чему равна производная суммы и разности?
Чему равна производная произведения?
Чему равна производная дроби?
В чём состоит геометрический смысл производной?
В чём состоит физический смысл производной?
Назвать уравнение касательной
Приложение 1
Вопросы:
Что называется производной?
Чему равна производная суммы и разности?
Чему равна производная произведения?
Чему равна производная дроби?
В чём состоит геометрический смысл производной?
В чём состоит физический смысл производной?
Назвать уравнение касательной
Приложение 2
Истинному поставьте в соответствие 1, ложному – 0
f(x) |
f '(x) |
|
x3-3x2+2x-7 |
3x2-6x+2 |
|
(5 – 7х)4 |
4(5-7x)3 |
|
2cos x |
-2 sin x |
|
4x5 + e 3x |
20x4 +3e3x |
Приложение 2
Истинному поставьте в соответствие 1, ложному – 0
f(x) |
f '(x) |
|
x3-3x2+2x-7 |
3x2-6x+2 |
|
(5 – 7х)4 |
4(5-7x)3 |
|
2cos x |
-2 sin x |
|
4x5 + e 3x |
20x4 +3e3x |
Приложение 3
Дешифратор. На карточках в таблице даны функции и номер буквы алфавита, а в другой таблице значения производной. Расставить номера букв в таблицу производных, затем по алфавиту определить букву
f (x) |
7х3 |
2 cos 3x |
5х2 |
3е2х |
8х |
|
18 |
6 |
26 |
20 |
21 |
2 |
f '(x) |
10х |
cos 3x |
8 |
- 6sin 3x |
21x2 |
6e2x |
номер буквы |
||||||
буква |
Найдите производную функции:
1) у = (х – 5)(2х – 5)
2)
Найдите производную функции:
1) у = (х – 5)(2х – 5)
2)
Найдите производную функции:
1) у = (х – 5)(2х – 5)
2)
Найдите производную функции:
1) у = (5х2+ 2)(4х- 1)
2)
Найдите производную функции:
1) у = (5х2+ 2)(4х- 1)
2)
Найдите производную функции:
1) у = (5х2+ 2)(4х- 1)
2)
Производная в электротехнике:
В наших домах, на транспорте, на заводах : всюду работает электрический ток. Под электрическим током понимают направленное движение свободных электрически заряженных частиц. В цепи электрического тока электрический заряд меняется с течением времени по закону q=q (t).
Сила тока I есть производная заряда q по времени. В электротехнике в основном используется работа переменного тока. Электрический ток, изменяющийся со временем, называют переменным. Цепь переменного тока может содержать различные элементы: нагревательные приборы, катушки, конденсаторы. Получение переменного электрического тока основано на законе электромагнитной индукции, формулировка которого содержит производную магнитного потока
Производная в химии:
И в химии нашло широкое применение дифференциальное исчисление для построения математических моделей химических реакций и последующего описания их свойств.
Химия – это наука о веществах, о химических превращениях веществ.
Химия изучает закономерности протекания различных реакций.
Скоростью химической реакции называется изменение концентрации реагирующих веществ в единицу времени.
Так как скорость реакции v непрерывно изменяется в ходе процесса, ее обычно выражают производной концентрации реагирующих веществ по времени.
Производная в географии:
Идея социологической модели Томаса Мальтуса состоит в том, что прирост населения пропорционально числу населения в данный момент времени t через N(t) . Модель Мальтуса неплохо действовала для описания численности населения США с 1790 по 1860 годы. Ныне эта модель в большинстве стран не действует.
Производная в биологии
Оценочный лист
Задание |
Верно выполнено |
Баллы при выполнении полного задания |
Теория (устно) |
1 задание – 1 балл |
7 |
Кодированное задание |
1 задание – 1 балл |
4 |
Дешифратор |
1 задание – 1 балл |
6 |
Тест |
1 задание – 5 2 задание - 5 |
10 |
Практическая работа |
решил сам без ошибок и помог товарищу – 5 б решил сам, но консультировался у товарища – 4 б решал с помощью карточки с формулами – 3 б |
5 |
14 и меньше – «2»
15 – 20 балла – «3»
21 – 26 балла – «4»
27 - 32 балла – «5»
Фамилия и имя студента |
Теория (устно) |
Кодированное задание |
Дешифратор |
Тест |
Практическая работа |
Итого |
оценка |