Учитель: | Тихонова Ольга Алексеевна
|
Предмет: | математика
|
УМК: | «Школа России» |
Класс: | 2 |
Тема: | Квадрат |
Тип урока: | урок открытия новых знаний |
Оборудование: | учебник «Математика» 2 класс, часть 2, под ред. Моро и др.; линейка-угол, карандаш, геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, круг (по числу учащихся в группах), карточки с заданиями |
Цель урока: | создание условий для знакомства с квадратом как частным случаем прямоугольника |
Задачи урока: | дать учащимся представление о квадрате как о четырёхугольнике, у которого все углы прямые и все стороны равны; развивать умение учеников находить периметр многоугольников, продолжать работу над задачами; развивать навыки счёта |
Планируемые результаты: |
Предметные результаты (П1) | Метапредметные результаты | Личностные результаты (Л) |
Регулятивные (Р) | Познавательные (П2) | Коммуникативные (К) |
распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их с помощью линейки на бумаге; находить периметр квадрата | проверять результаты вычислений; адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки
| анализировать условие задачи; достраивать часть до заданной геометрической фигуры | сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре; организовывать взаимопроверку; высказывать свое мнение при обсуждении задания | проявлять понимание своей успешности при изучении темы; положительное отношение к учебной деятельности |
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Мотивация к учебной деятельности
Способствовать мотивации обучающихся к учебной деятельности
(1 м) | Фронтальная
Словесный метод: беседа | Позитивный настрой на урок.
- Здравствуйте! Мы начинаем наш урок. Сегодня хороший день. Я рада вас видеть. Аккуратно садитесь.
- На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё…(видят), уши внимательно слушают и всё… (слышат), голова хорошо … (работает). Слайд 5
-На партах у каждого лежит «Лестница успеха». За каждое выполненное задание вы будете ставить знак «плюс» на каждой ступени, чтобы подняться вверх. В конце урока мы проверим, кто смог подняться по лестнице.
| Приветствуют учителя.
Настраиваются на работу.
| К: Уметь слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю
Л: принимают и осваивают социальную роль обучающегося
| Контроль |
2.Актуализация опорных знаний
Актуализировать необходимые знания, зафиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии
(2 м) | Фронтальная Групповая
Практический метод, объяснительно-иллюстративный метод | Устный счет: Работа в группах - Поработаем в группах: 1ряд – 1 группа, 2 ряд – 2 группа, 3ряд – 3 группа.
- Вспомним правила работы в группах: 1. Не перебивать друг друга. 2. Работать дружно, сообща. - У вас на партах лежат карточки с заданием: Перед вами цепочки примеров. Считаем по «цепочке». Приложение 1.
Первая парта решает пример, передает назад и так далее. 1. 20 – 4 = …+ 3 =… – 9 = … + 52 = … – 60 = (2) 2. 17 – 9 = … + 70 = … – 30 = … + 2 = … – 3 = (47) 3. 19 – 5 = … + 20 = … - 4 = … + 22 = … – 12 = (40) - Покажите посадкой, как закончите. - Выполним проверку. Проверяют первые парты. Ответы на экране. Слайд 6 - Если у вас нет ошибок, хлопните один раз, если есть – два раза. - Поставьте знак «+» на первой ступени лестницы успеха. - Молодцы, ребята! | Работают в группах. Производят вычисления, записывают ответы. | П1: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.
Р: планируют собственную деятельность
К: способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий.
Л: принимают и осваивают социальную роль обучающегося | Контроль, самоконтроль, самопроверка, самооценка |
3. Выявление места и причины затруднения
Выявить место и причину затруднения обучающихся.
(1 м) | Фронтальная Индивидуальная
Словесный метод: беседа | - Как вы думаете, какая фигура здесь лишняя? (круг)
Слайд 7
- Почему? (у остальных есть углы)
- Как называется фигура, которая имеет углы? (многоугольник)
- Давайте посчитаем углы/ стороны у оставшихся фигур.
- Как называется фигура, которая имеет 4 угла и 4 стороны? (четырехугольник)
- А чем отличаются эти четырехугольники между собой (у некоторых есть прямой угол, а у других нет) - убираем еще в сторону фигуры
Слайд 8
- Как называется эта фигура? (прямоугольник)
- А что это такое? (прямоугольник-это четырехугольник, у которого все углы прямые и противоположные стороны равны) Слайд 9
- А это фигура? (квадрат) - Чем квадрат отличается от прямоугольника? | Отвечают на вопросы | П2: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
К: способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий.
| Контроль, самоконтроль |
4. Построение проекта выхода из затруднения
Осуществить самостоятельно построение проекта выхода из затруднения
(1 м)
| Фронтальная Индивидуальная
Словесный метод: беседа | 1. Формулирование темы урока: - Послушаете стихотворение.
«Он давно знакомый мой. Каждый угол в нём знаком. Все четыре стороны одинаковой длины. Вам его представить рад. Как зовут его…? (квадрат)
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Тема урока: Квадрат Слайд 10
2. Целепологание: - Какую цель мы перед собой поставим? (Что мы узнаем? Чему научимся?) Слайд 11 - Сегодня мы познакомимся с фигурой – квадрат, узнаем его свойства, научимся его чертить и находить периметр.
3. Построение проекта будущих учебных действий: Посмотрите на план работы. Если он составлен правильно, то хлопните в ладоши, если нет, то поднимите левую руку. Слайд 12 - Если план составлен верно, поставьте знак «+» на второй ступени «лестницы успеха». | Самостоятельно формулируют тему, цель и план урока. | Р: умение самостоятельно ставить учебные задачи, планировать работу
К: способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий.
| Контроль, Самоконтроль, Самопроверка, Самооценка
|
5. Реализация построенного проекта
Реализовать построенный проект выхода из затруднения через поэтапное открытие новых знаний
(5 м)
| Фронтальная Парная Индивидуальная
Исследовательский метод
Словесный метод: инструктаж
| Открытие нового знания: - Работа по первому пункту плана. - Сейчас мы проведем исследование. (На партах лежат прямоугольник и квадрат – шаблоны) Приложение 2.
- Что вы видите? (Прямоугольник и квадрат). - Как они называются вместе? (Геометрические фигуры) - Чем похожи квадрат и прямоугольник? (Прямые углы, четыре стороны). - Чем отличаются? (У прямоугольника противоположные стороны равны, а у квадрата все стороны равны). - Проверим это исследовательским путём Взяли прямоугольник и путём перегибания совмещают каждую пару противоположных сторон прямоугольника. С помощью перегибания сравнивают противоположные стороны квадрата, затем квадрат сгибают по диагонали и сравнивают смежные стороны. - Что же такое квадрат? Сделайте вывод. Слайд 13 - Проверим ваш вывод, с выводом в учебнике. Откройте учебник на странице 34. Прочитайте правило. - Если оно совпадает с выводом, который мы сделали в ходе нашего исследования, хлопните один раз.
- Слово квадрат пришло к нам из латинского языка, в этом слове есть часть «квадр», которая означает четыре. (Научная информация) - А вы знаете слова с данной частью? - Вот, ребята посмотрите.
Слайд 14
- Четырёх музыкантов, вступающих на сцене, называют квартет.
- Квадрацикл – мотоцикл на четырех колесах. - Ребята, а где в повседневной жизни мы встречаемся с квадратами. Скажите где? (Шахматная доска; в строительстве: стёкла, бетонные плиты, кафельные плитки и т.д.) (Связь предмета с жизнью)
- Отлично! Поставьте «+» на третьей ступени вашей лестницы. | Работают с раздаточным материалом
Подводят микроитог
Осуществляют самопроверку и самооценку | К: уметь сотрудничать в совместном решении проблемы; уметь слушать ответы одноклассников; уметь общаться в микро-группе
П2: уметь анализировать и выделять существенные признаки объекта; уметь находить нужную информацию в учебном пособии; уметь обобщать материал и делать вывод.
Р: умение наблюдать и делать простые выводы; уметь организовывать свою учебную деятельность; уметь взаимодействовать в микро-группе.
| Контроль, самоконтроль, самопроверка, самооценка |
Физическая минутка
Организация процесса релаксации |
| Мы осанку исправляем Спинки дружно прогибаем Вправо, влево мы нагнулись, До носочков дотянулись. Плечи вверх, назад и вниз. Улыбайся и садись. Слайд 15
| Выполняют упражнения | К: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им |
|
6. Первичное закрепление учебного действия
Применить полученные новые знания на практике | Фронтальная Групповая
Словесный метод: беседа
| - Работа по второму пункту плана.
- Мы познакомились с квадратом, а сейчас давайте научимся его строить. - Откройте тетради. Отступите 4 клеточки вниз от предыдущей работы, на пятой начинаем писать, а у кого новая страница пишем на первой строке. На середине тетради запишите число и классная работа. (___ февраля. Классная работа.) Тетрадь держим правильно, соблюдайте осанку. - Открываем учебник с.34 и выполняем задание №3 под цифрой 1 1.Начерти в тетради квадрат, длина стороны которого 4 см. - Достаточно ли знать длину только одной стороны? (Да, стороны квадрата равны) - Объясняю, как строить. Слайд 16 (Ставим точку от нее ведем в право 4 см, затем прикладываем треугольник, и ведем вниз еще 4 см, затем прикладываем еще раз треугольник и ведем 4 см в лево, переворачиваем снова чтобы получился прямой угол и ведем вверх 4 см)
- Все справились? (да) - Молодцы. А теперь давайте выполним задание под цифрой 2. - Найди периметр этого квадрата. (ученик к доске) - Давайте вспомним, что такое периметр? (сумма длин всех сторон) P=4+4+4+4 P=16 (см.) Ответ: 16 см. - Ребята. Если вы верно выполнили задание, поднимите левую руку вверх, а если возникли затруднения, то тихо сидите. -Молодцы, ребята. - Если вы справились со всеми заданиями, поставьте плюс на четвертой ступени «лестницы успеха» | Работают с учебником | П1: распознавать и называть геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник и др., выделять среди четырёхугольников прямоугольник (квадрат)
П2: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий
К: способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий | Контроль, самоконтроль, самопроверка, самооценка |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Выполнить самостоятельную работу с проверкой по эталону | Индивидуальная Парная
| - Проверим, как вы поняли тему. Для этого выполним самостоятельную работу. - У вас на партах лежат карточки по вариантам. Приложение 3
- Возьмите свою карточку и выполните задание: Начертите квадрат и найдите его периметр. 1 вариант Начертите квадрат со стороной 6 см. Найдите его периметр.
|
2 вариант
Начертите квадрат со стороной 3 см. Найдите его периметр.
|
-Ребята, поменяйтесь карточками и выполните взаимопроверку. Ответы на экране. Слайд 17 -Поднимите руки те, кто выполнил правильно задание. А у кого есть ошибки, тот ещё раз дома прочитает учебник и всё повторит. - Молодцы, ребята. - Поставьте плюс на пятой ступени вашей лестницы. | Выполняют работу на карточках | П1: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий
К: умение планирования своих действий
Р: принимать учебную задачу, планировать выполнение учебной задачи; уметь организовывать свою учебную деятельность; умение корректировать выполнение задания
Л: уметь анализировать свои действия и управлять ими | Контроль, взаимоконтроль, взаимопроверка, взаимооценка |
Физическая минутка
Организация процесса релаксации |
| Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти Слайд 18
| Выполняют упражнения | К: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им |
|
8. Включение в систему знаний и повторений
Повторить ранее изученное | Фронтальная
Словесный метод: беседа
| - Проверим ваши вычислительные навыки. - Выполним номер 4. Прочитайте задание. - К доске пойдёт…. - Остальные работают в тетради. - Как проверить сложение вычитанием? (Для того чтобы проверить результат сложения, нужно из полученной суммы вычесть одно из слагаемых.)
- Верно. При проверке сложения можно из суммы вычесть первое слагаемое, если в результате получится второе слагаемое, то сложение было выполнено верно. А можно из суммы вычесть второе слагаемое, если в результате получится первое слагаемое, то сложение было выполнено верно. - А вычитание сложением? (Для того, чтобы проверить результат вычитания, нужно сложить вычитаемое и разность. Если при этом получится уменьшаемое, значит, действие вычитания было выполнено, верно.) - Молодцы, ребята! - Ребята, если вы справились с заданием, то поднимите 2 руки вверх, а если возникли затруднения, то поднимите одну руку. - Молодцы, ребята. - Если вы справились с этими заданиями, поставьте плюс на шестой ступени лестницы. | Работают у доски | К: умение работать дружно и слаженно, слушать и слышать друг друга, соблюдать правила поведения на уроке
Р: умение контролировать свою работу и работу товарища.
Позн.: принимать и сохранять учебную задачу; уметь планировать свои действия в соответствии с задачей - умение находить и исправлять ошибки | Контроль, Самоконтроль, Самопроверка |
9. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности
Разрешить проблему, осуществить рефлексию учебной деятельности
(2 м) | Фронтальная Индивидуальная
Словесный метод: беседа | 1. Беседа: - Какой прямоугольник называется квадратом? (Квадрат -это прямоугольник, у которого все стороны равны.) - Верно, молодцы. Слайд 19
- Если мы выполнили план урока, то хлопните в ладоши. - Поставьте плюс на последней ступени вашей «лестницы успеха». - Покажите мне её. - Молодцы, ребята. 2. Домашнее задание с пояснениями. -Откройте дневники и запишите домашнее задание. М: с. 34 №5, №7. -В 5 номере вам нужно вспомнить правила о порядке выполнения действий и вычислить выражения, а в номере 7 вспомнить алгоритм решения уравнений и решить их. 3. Рефлексия.
-Покажите солнышко, если на уроке все было понятно и справились со всеми заданиями, тучку-если возникали трудности и справились не со всеми заданиями. Приложение 4.
-Молодцы, ребята. 4. Выставление оценок с комментированием: -Урок окончен. Всем спасибо! До свидания! | Самостоятельно разрешают возникшую в начале урока проблему
Осуществляют самооценку деятельности в течение всего урока.
| К: уметь выстраивать устный и письменный отзыв об уроке.
Р.: уметь проговаривать последовательность действий на уроке
Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
| Самоконтроль, проверка.
Самооценка, контроль, оценка
|