С днем учителя!

Урок математики в 3 классе по теме: «Использование алгоритмов при решении задач»

1
0
Материал опубликован 15 March 2022

Лариса Ивановна Рязанцева,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20

имени А.А. Хмелевского» г.Курска


Урок математики в 3 классе по теме

«Использование алгоритмов при решении задач»


Паспорт урока


Класс

3 класс

Учебный предмет

Математика

Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс

УМК «Школа России»; Моро М.И., Бантова М.А.,

Бельтюкова Г.В., и др. «Математика»

Вид ресурса (презентация, видео, текстовой документ и др.)

Текстовой документ, презентация

Цели, задачи материала

Цель деятельности учителя: повышение эффективности управления познавательной деятельностью обучающихся с помощью алгоритмических предписаний.

Планируемые результаты:

Предметные: Понимать запись алгоритмов, использовать их при решении математически задач, составлять линейные алгоритмы самостоятельно.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- развитие внимания, мышления, зрительной памяти обучающихся;

- умение извлекать знания из различных источников: текста, рисунков, схем, условных обозначений);

- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач;

- рефлексия способов и условий действия;

- самооценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

- учить детей контролировать свою речь (строить связный ответ) при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

- взаимодействовать с одноклассниками (слушать, сравнивать и оценивать их ответы);

Регулятивные УУД:

- формирование саморегуляции , как способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий;

- умение рассуждать, переносит общие сведения на частные;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Личностные УУД:

- формировать умений рефлексивной самооценки, анализа своих действий;

- прививать учащимся умение общаться и сотрудничать, опираясь на этические нормы, уважать мнение других.


Оборудование.

У учителя:

компьютер, проектор, экран, таймер, песочные часы.

У обучающихся:

сигнальные карточки;

алгоритмы;

конверты с творческим заданием;

карточки самооценки;

учебник Моро М.И. « Математика. 3 класс» Просвещение, 2013;

тетрадь на печатной основе; рабочая тетрадь.

Ход урока.


Этапы урока, время.

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

Цели этапа, УУД.

1. Организационный момент.

(1 мин.)

Руки?

Ноги?!

Локти?

Спина?


На месте!

На месте!

У края!

Прямая!


2. Психологический настрой.

(1 мин.)

Прочитайте на экране девиз нашего урока: «С хорошим настроением дело спорится.»

Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем активной работы на уроке.

Откройте тетради, запишите число, «Классная работа».

Повторяют девиз урока.

Улыбаются друг другу.

Настраиваются на активную работу.

Цель: создать состояние психо-эмоциональной стабильности, внешней мотивации обучающихся, подготовить их к продуктивной работе на уроке.

Личностные УУД: проявлять интерес к процессу обучения.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать других.

3. Мотивационно-ориентировочный этап.

(1мин.)

Чем мы занимались на предыдущих уроках?




Сегодня мы закрепим эти умения.

На столах у вас карточки самооценки. Оцените свои знания на каждом этапе урока, поставьте себе баллы. В конце урока по количеству набранных баллов вы поместите себя на лестницу успеха.

Учили таблицу умножения.

Решали уравнения. Решали примеры на порядок действий.

Находили площадь и периметр.

Решали задачи разных видов.

Цель: создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебный процесс.

Личностные УУД: основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, понимание необходимости расширения знаний.

Коммуникативные УУД: использовать математическую терминологию.

Познавательные УУД: понимать учебную информацию, контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено.

4. Устный счёт.

(10 мин.)

Проверим, хорошо ли вы усвоили таблицу умножения.

На экране алгоритм записи таблицы умножения. Подумайте с каким множителем вам нужно повторить таблицу, запишите этот столбик примеров в тетрадь. На эту работу время 2 минуты. (Таймер)

На доске знак взаимопроверки.

Если примеры решены правильно в лист самооценки поставьте 1 балл.

На экране порядок выполнения действий (алгоритм) для решения примеров, покажите карточкой результат, первые три ученика, получившие правильный ответ, ставят себе в лист самооценки 1 балл.

На экране «Лесенка», алгоритм выполнения задан, нужно записать в тетрадь недостающие числа. На это задание 2 минуты (Песочные часы).

На экране появляются правильные ответы, самопроверка. Если задание выполнено правильно поставьте 2 балла, если допустили ошибку — 1 балл.

На экране 3 столбика примеров. Нужно их решить и заменить ответы буквами, полученные слова записать в табличку на столе. Время - 3 минуты (Песочные часы).



Записывают в тетрадь столбик примеров из таблицы умножения, меняются тетрадями,

проверяют,

выставляют баллы в листок самооценки.




Выполняют вычисления по алгоритму на экране, показывают результат сигнальной карточкой, оценивают.




Записывают недостающие числа, проверяют, оценивают.








Решают примеры.

Записывают ответы в карточку на столе, получают слова: «задача, алгоритм, решение».


Цель: повторение и закрепление табличных случаев умножения и деления.

Личностные УУД: проявлять эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме.

Регулятивные УУД: уметь действовать по заданному алгоритму, давать оценку своим действиям.

Познавательные УУД: понимать учебную информацию, предоставленную в знаково-символической форме.

5. Формулировка темы урока.

(1 мин.)

Сформулируйте из полученных слов тему нашего урока.

Формулируют тему урока: «Использование алгоритмов при решении задач».

Цель: самостоятельное формулирование темы урока.

Личностные: стремление к активному участию в коллективной деятельности.

Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание.

6. Физминутка

(2 мин.)

Наши глаза устали, дадим им отдохнуть. Зафиксируйте спину, положение головы, следите за точкой на экране.

Дети выполняют упражнения, повторяя глазами движение точки на экране.

Профилактика утомления глаз.

7. Алгоритм решения простой задачи.

(6 мин.)

Воспользуемся приёмом коллективного ответа « Цепочка знаний», по очереди повторим этапы решения простой

задачи.

Алгоритм появляется на экране.

В тетрадях на печатной основе откройте стр._ Прочитайте задачи. Определите тип задач. Чем они похожи и чем отличаются. Около каждой запишите знак действия, с помощью которого она решается.





Проверка по экрану.

Если задание выполнено правильно поставьте в лист самооценки 5 баллов. За каждое неправильное решение снизьте на 1 балл.

Повторяют алгоритм решения простой задачи, составленный на предыдущих уроках.




Читают задачи. Задачи на сравнение, находят в них общее и различное.

Простые задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз и на несколько единиц.

В пустых окошках записывают нужный для решения знак действия.




Проверяют выполнение задания.

Выставляют баллы в лист самооценки.


Цель: применить усвоенные знания для решения простых задач с помощью алгоритма.

Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания.

Регулятивные УУД: контроль собственных действий по результатам выполнения задания.

Познавательные УУД: анализ задач, осуществление их сравнения, выделение различий, классификация.

8. Физминутка.

(2 мин.)

Выполнение танцевальных движений под музыку.

Дети повторяют движения за героями мультфильмов на экране.

Снятие мышечного напряжения.

9. Включение нового знания в систему знаний. Составление алгоритма решения составной задачи.

(3 мин.)

На доске знак: «Работа в паре».

В конвертах у вас карточки, на них этапы решения составной задачи. Ваша задача создать алгоритм для решения составной задачи. Он поможет вам в дальнейшей работе на уроке.

Проверим составленные алгоритмы.

Выбирайте самый оптимальный вариант алгоритма.

Закрепим его на доске.

Работают в парах, решают как распределить этапы работы над составной задачей,

записывают подобранные этапы решения составной задачи в карточку.


Читают полученные алгоритмы.

Проверяют и оценивают задание, выставляют баллы.

Цель: составить алгоритм решения составной задачи, использовать его для работы.

Личностные УУД: понимание необходимости расширения знаний, знание правил общения и их применение.

Регулятивные УУД: понимать, принимать и сохранять учебную задачу, решать её в коллективной деятельности.

Познавательные УУД: осуществлять поиск информации, используя материал учебника и сведения, полученные от учителя.

10. Использование алгоритмов при решении задач. Самостоятельная работа.

(10 мин.)

На стр.76 учебника прочитайте задачи №1 и №2.

На основе анализа условия и вопроса определите последовательность действий для решения задачи (выберите необходимый для работы алгоритм).

Если вы будете решать задачу №1(составная), то получите 5 баллов.

Если вы будете решать №2 (две простые задачи на сравнение), то получите 4 балла.

К доске идут два ученика. Решают задачи №1 и №2, используют выбранные алгоритмы.

Проверьте решённые вами задачи.

Оцените результат баллами. Внесите

их в лист самооценки.

Внимательно читают задачи.


Анализируют данные задачи.


Выбирают нужный для работы алгоритм.



Решают выбранную задачу с помощью алгоритма.




Решают задачи у доски.



Проверяют решение.

Оценивают свою работу.

Цель: учиться использовать алгоритм для решения задачи,

поэтапное выполнение всех действий.

Личностные УУД: стремление к активному участию в различных видах деятельности.

Регулятивные УУД: осуществление поиска разных способов решения учебной задачи.

Познавательные УУД: использование различных способов кодирования условия текстовой задачи (схема, чертёж, краткая запись).

11. Творческое задание.

(5 мин.)

У вас в конвертах есть творческие задания к этим задачам. Выберите одно из них. Можно решить задачу другим способом; можно изменить условие, чтобы она решалась другими действиями; можно изменить вопрос.

Выбирают одно из заданий, выполняют его.

Объясняют полученные результаты.

Выставляют баллы в лист самооценки.


Цель: проверка решения задачи с точки зрения адекватности плана решения и способа решения.

Регулятивные УУД: сравнивать различные способы решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный способ.

12.Рефлексия.

(1 мин.)

Наш урок подошёл к концу.

Поделитесь своими впечатлениями о нём.

Прочитайте предложения на экране и продолжите их.

Мне было интересно...

Мне было трудно...

Теперь я могу...

Меня обрадовало...

Меня огорчило...

Читают предложения,

продолжают их.


13. Самооценка.

(1 мин.)

Подсчитайте количество набранных баллов.

В соответствии с результатом поставьте себя на лестницу успеха.

Суммируют баллы, определяют своё место на лестнице успеха.

Личностные УУД: навыки самооценки и самоконтроля своей учебной деятельности.

14.Задание на дом.

(1 мин.)

Если вы хотите получить 5, то выполните задачу №31 со стр. 79.,

если вы хотите получить 4, то задачу №85 со стр.80.


Выбирают задание.



t1647355929aa.gif


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.