Урок математики в 3 классе по теме: «Использование алгоритмов при решении задач»
Лариса Ивановна Рязанцева,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20
имени А.А. Хмелевского» г.Курска
Урок математики в 3 классе по теме
«Использование алгоритмов при решении задач»
Паспорт урока
Класс | 3 класс |
Учебный предмет | Математика |
Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс | УМК «Школа России»; Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., и др. «Математика» |
Вид ресурса (презентация, видео, текстовой документ и др.) | Текстовой документ, презентация |
Цели, задачи материала | Цель деятельности учителя: повышение эффективности управления познавательной деятельностью обучающихся с помощью алгоритмических предписаний. Планируемые результаты: Предметные: Понимать запись алгоритмов, использовать их при решении математически задач, составлять линейные алгоритмы самостоятельно. Метапредметные: Познавательные УУД: - развитие внимания, мышления, зрительной памяти обучающихся; - умение извлекать знания из различных источников: текста, рисунков, схем, условных обозначений); - умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - выбор наиболее эффективных способов решения задач; - рефлексия способов и условий действия; - самооценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные УУД: - учить детей контролировать свою речь (строить связный ответ) при выражении своей точки зрения по заданной тематике; - развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения; - взаимодействовать с одноклассниками (слушать, сравнивать и оценивать их ответы); Регулятивные УУД: - формирование саморегуляции , как способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий; - умение рассуждать, переносит общие сведения на частные; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Личностные УУД: - формировать умений рефлексивной самооценки, анализа своих действий; - прививать учащимся умение общаться и сотрудничать, опираясь на этические нормы, уважать мнение других. |
Оборудование. | У учителя: компьютер, проектор, экран, таймер, песочные часы. У обучающихся: сигнальные карточки; алгоритмы; конверты с творческим заданием; карточки самооценки; учебник Моро М.И. « Математика. 3 класс» Просвещение, 2013; тетрадь на печатной основе; рабочая тетрадь. |
Ход урока.
Этапы урока, время. | Деятельность учителя. | Деятельность обучающихся. | Цели этапа, УУД. |
1. Организационный момент. (1 мин.) | Руки? Ноги?! Локти? Спина? | На месте! На месте! У края! Прямая! | |
2. Психологический настрой. (1 мин.) | Прочитайте на экране девиз нашего урока: «С хорошим настроением дело спорится.» Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем активной работы на уроке. Откройте тетради, запишите число, «Классная работа». | Повторяют девиз урока. Улыбаются друг другу. Настраиваются на активную работу. | Цель: создать состояние психо-эмоциональной стабильности, внешней мотивации обучающихся, подготовить их к продуктивной работе на уроке. Личностные УУД: проявлять интерес к процессу обучения. Коммуникативные УУД: слушать и понимать других. |
3. Мотивационно-ориентировочный этап. (1мин.) | Чем мы занимались на предыдущих уроках? Сегодня мы закрепим эти умения. На столах у вас карточки самооценки. Оцените свои знания на каждом этапе урока, поставьте себе баллы. В конце урока по количеству набранных баллов вы поместите себя на лестницу успеха. | Учили таблицу умножения. Решали уравнения. Решали примеры на порядок действий. Находили площадь и периметр. Решали задачи разных видов. | Цель: создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебный процесс. Личностные УУД: основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, понимание необходимости расширения знаний. Коммуникативные УУД: использовать математическую терминологию. Познавательные УУД: понимать учебную информацию, контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности. Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено. |
4. Устный счёт. (10 мин.) | Проверим, хорошо ли вы усвоили таблицу умножения. • На экране алгоритм записи таблицы умножения. Подумайте с каким множителем вам нужно повторить таблицу, запишите этот столбик примеров в тетрадь. На эту работу время 2 минуты. (Таймер) На доске знак взаимопроверки. Если примеры решены правильно в лист самооценки поставьте 1 балл. • На экране порядок выполнения действий (алгоритм) для решения примеров, покажите карточкой результат, первые три ученика, получившие правильный ответ, ставят себе в лист самооценки 1 балл. • На экране «Лесенка», алгоритм выполнения задан, нужно записать в тетрадь недостающие числа. На это задание 2 минуты (Песочные часы). На экране появляются правильные ответы, самопроверка. Если задание выполнено правильно поставьте 2 балла, если допустили ошибку — 1 балл. • На экране 3 столбика примеров. Нужно их решить и заменить ответы буквами, полученные слова записать в табличку на столе. Время - 3 минуты (Песочные часы). | Записывают в тетрадь столбик примеров из таблицы умножения, меняются тетрадями, проверяют, выставляют баллы в листок самооценки. Выполняют вычисления по алгоритму на экране, показывают результат сигнальной карточкой, оценивают. Записывают недостающие числа, проверяют, оценивают. Решают примеры. Записывают ответы в карточку на столе, получают слова: «задача, алгоритм, решение». | Цель: повторение и закрепление табличных случаев умножения и деления. Личностные УУД: проявлять эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме. Регулятивные УУД: уметь действовать по заданному алгоритму, давать оценку своим действиям. Познавательные УУД: понимать учебную информацию, предоставленную в знаково-символической форме. |
5. Формулировка темы урока. (1 мин.) | Сформулируйте из полученных слов тему нашего урока. | Формулируют тему урока: «Использование алгоритмов при решении задач». | Цель: самостоятельное формулирование темы урока. Личностные: стремление к активному участию в коллективной деятельности. Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание. |
6. Физминутка (2 мин.) | Наши глаза устали, дадим им отдохнуть. Зафиксируйте спину, положение головы, следите за точкой на экране. | Дети выполняют упражнения, повторяя глазами движение точки на экране. | Профилактика утомления глаз. |
7. Алгоритм решения простой задачи. (6 мин.) | Воспользуемся приёмом коллективного ответа « Цепочка знаний», по очереди повторим этапы решения простой задачи. Алгоритм появляется на экране. В тетрадях на печатной основе откройте стр._ Прочитайте задачи. Определите тип задач. Чем они похожи и чем отличаются. Около каждой запишите знак действия, с помощью которого она решается. Проверка по экрану. Если задание выполнено правильно поставьте в лист самооценки 5 баллов. За каждое неправильное решение снизьте на 1 балл. | Повторяют алгоритм решения простой задачи, составленный на предыдущих уроках. Читают задачи. Задачи на сравнение, находят в них общее и различное. Простые задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз и на несколько единиц. В пустых окошках записывают нужный для решения знак действия. Проверяют выполнение задания. Выставляют баллы в лист самооценки. | Цель: применить усвоенные знания для решения простых задач с помощью алгоритма. Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания. Регулятивные УУД: контроль собственных действий по результатам выполнения задания. Познавательные УУД: анализ задач, осуществление их сравнения, выделение различий, классификация. |
8. Физминутка. (2 мин.) | Выполнение танцевальных движений под музыку. | Дети повторяют движения за героями мультфильмов на экране. | Снятие мышечного напряжения. |
9. Включение нового знания в систему знаний. Составление алгоритма решения составной задачи. (3 мин.) | На доске знак: «Работа в паре». В конвертах у вас карточки, на них этапы решения составной задачи. Ваша задача создать алгоритм для решения составной задачи. Он поможет вам в дальнейшей работе на уроке. Проверим составленные алгоритмы. Выбирайте самый оптимальный вариант алгоритма. Закрепим его на доске. | Работают в парах, решают как распределить этапы работы над составной задачей, записывают подобранные этапы решения составной задачи в карточку. Читают полученные алгоритмы. Проверяют и оценивают задание, выставляют баллы. | Цель: составить алгоритм решения составной задачи, использовать его для работы. Личностные УУД: понимание необходимости расширения знаний, знание правил общения и их применение. Регулятивные УУД: понимать, принимать и сохранять учебную задачу, решать её в коллективной деятельности. Познавательные УУД: осуществлять поиск информации, используя материал учебника и сведения, полученные от учителя. |
10. Использование алгоритмов при решении задач. Самостоятельная работа. (10 мин.) | На стр.76 учебника прочитайте задачи №1 и №2. На основе анализа условия и вопроса определите последовательность действий для решения задачи (выберите необходимый для работы алгоритм). Если вы будете решать задачу №1(составная), то получите 5 баллов. Если вы будете решать №2 (две простые задачи на сравнение), то получите 4 балла. К доске идут два ученика. Решают задачи №1 и №2, используют выбранные алгоритмы. Проверьте решённые вами задачи. Оцените результат баллами. Внесите их в лист самооценки. | Внимательно читают задачи. Анализируют данные задачи. Выбирают нужный для работы алгоритм. Решают выбранную задачу с помощью алгоритма. Решают задачи у доски. Проверяют решение. Оценивают свою работу. | Цель: учиться использовать алгоритм для решения задачи, поэтапное выполнение всех действий. Личностные УУД: стремление к активному участию в различных видах деятельности. Регулятивные УУД: осуществление поиска разных способов решения учебной задачи. Познавательные УУД: использование различных способов кодирования условия текстовой задачи (схема, чертёж, краткая запись). |
11. Творческое задание. (5 мин.) | У вас в конвертах есть творческие задания к этим задачам. Выберите одно из них. Можно решить задачу другим способом; можно изменить условие, чтобы она решалась другими действиями; можно изменить вопрос. | Выбирают одно из заданий, выполняют его. Объясняют полученные результаты. Выставляют баллы в лист самооценки. | Цель: проверка решения задачи с точки зрения адекватности плана решения и способа решения. Регулятивные УУД: сравнивать различные способы решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный способ. |
12.Рефлексия. (1 мин.) | Наш урок подошёл к концу. Поделитесь своими впечатлениями о нём. Прочитайте предложения на экране и продолжите их. Мне было интересно... Мне было трудно... Теперь я могу... Меня обрадовало... Меня огорчило... | Читают предложения, продолжают их. | |
13. Самооценка. (1 мин.) | Подсчитайте количество набранных баллов. В соответствии с результатом поставьте себя на лестницу успеха. | Суммируют баллы, определяют своё место на лестнице успеха. | Личностные УУД: навыки самооценки и самоконтроля своей учебной деятельности. |
14.Задание на дом. (1 мин.) | Если вы хотите получить 5, то выполните задачу №31 со стр. 79., если вы хотите получить 4, то задачу №85 со стр.80. | Выбирают задание. | |