Урок математики в 5 классе «Умножение натуральных чисел и его свойства»
Учебные цели урока:
Дать понятие умножения натуральных чисел, сформулировать свойства умножения.
Закрепить умение и навыки учащихся в умножении натуральных чисел и в применении свойств умножения.
Воспитательные цели урока:
С помощью различных видов работы повысить активность учащихся на уроке, добиться сознательного усвоения материала. Научить умению слушать.
Работать над повышением грамотности устной и письменной речи учащихся, следить за осанкой учащихся при письме.
Этапы урока:
1. Организационный момент. - 2 мин
2. Актуализация знаний учащихся.- 5 мин
3. Устная работа.- 2 мин
4. Графический диктант.- 10 мин
5. Физкультминутка.- 3 мин
6. Тренировочные упражнения.- 20 мин
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.- 3 мин
Ход урока.
I. Организационный моментПроверка готовности класса к уроку.
Сообщение темы урока, целей и задач учащихся.
Запись домашнего задания. П.11,№ 449,450.
II. Актуализация знаний учащихся Загадка: Его вам надо пригласить, Чтоб равных чисел ряд сложить. Для облегчения сложенья Есть знак отличный-…. ( умножение) [4]Что значит умножить 24 на 5?
Как называют числа, которые перемножают?
Как называют результат умножения?
Чему равно 1 • n? Чему равно O • n?
Сформулируйте переместительное свойство умножения.
Запишите переместительное свойство с помощью букв.
Сформулируйте сочетательное свойство умножения.
В каких случаях можно опустить знак умножения?
Чему равно m • 1?
Чему равно произведение m • 0?
III. Устные упражнения1) Найдите произведение 7 и 13;
увеличьте 23 в 4 раза;
удвойте 48;
произведение двух множителей 86, один из них 2, найдите другой множитель.
у каждого из 8 мальчиков а значков. Сколько значков у всех мальчиков?
2) У козы семеро козлят: 3 белых, 2 черных, а остальные серые. Какую часть всех козлят составляют козлята каждого цвета?
3) При каком значении Z верно равенство:
Z • 5 = 5 • Z
4) Как изменится произведение чисел, если один из множителей увеличить в 3 раза (один в 3 раза, а другой – в 2 раза)?
5) Среди чисел 1, 0, 5, 11, 9 найдите корни уравнения.
Х+19=30 30+х=32-х 27-х=27+х 10+х+2= 15+х-3
6) А что нам помогает упрощать свои вычисления? ( Сформулировать свойства умножения)
ж) Вычислите:
38*4*25= 25*96*4= 50*786*2=
Что вы заметили при умножении числа на 100?
7) Найдите способ, с помощью которого можно быстро и просто вычислить значение выражения
39-37+35-33+31-29+27-25+…+11-9+7-5+3-1
( 2*11=22) [2]
8 ) Задумайте число, которое делится на 2, прибавьте к нему другое число, умноженное на 2. Найденную сумму разделите на 2, из частного вычесть число, которое умножили на 2. [5]
Ученики называют свое число, а учитель угадывает задуманное им число. Результат всегда меньше задуманного числа в 2 раза.
Ключ: -b=
IV. Графический диктант Учащиеся отвечают «да», «нет»+ Числа, которые перемножают, называются множителями.
– Произведение 5 • 37 и 37 • 5 не равны одному и тому же числу.
+ Если один из множителей равен 0, то произведение равно 0.
+ Чтобы найти неизвестный множитель надо произведение разделить на известный множитель.
– Равенство ab = ba выражает сочетательное свойство
+ Если один из множителей увеличить в 5 раз, то произведение увеличится в 5 раз.
+ Если b – любое натуральное число и с = 1, то bc = b.
– Равенство 13 • y = 0 верно при любом значении y.
+ В выражении (a + 5) (b + 1) первым множителем является (a + 5).
– Произведение 20 • 30 больше произведения 23 • 35. [6]
Далее самопроверка. На доске ключ для оценивания своей работы.
Верно 10 заданий – «5».
Верно 7-9 заданий – «4».
Верно 5-6 заданий – «3».
Верно 1-4 заданий – «2».
V. ФизкультминуткаБуратино потянулся,
Раз - нагнулся, два - нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать
На носочки нужно встать.
VI. Тренировочные упражнения На доске под изображением сказочного персонажа закреплены карточки с заданиями.Учащийся, выходя к доске, должен сказать с каким натуральным числом связан сказочный персонаж, взять карточку и решить задание с объяснением у доски.
Найдите произведение
2. Вычисли (111*2)*35
3. Диме 7 лет, он в 3 раза младше своего брата. Сколько лет брату? (21)
4.Решите уравнение 295+x=305
5. Упростите выражение (198+n)-36
6. Торт в 3 раза дороже, чем 5 пирожных. Сколько стоит торт, если одно пирожное стоит 22 рубля? (330 руб)
7. Найдите значение выражения m*81+15, если m=5.
Задания № 3-7 [1]
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Проследите глазками за бабочками в том порядке, в котором я назову, соедините буквы и прочитайте слово: зеленая бабочка, красная, фиолетовая, желтая, голубая, оранжевая, синяя. Какое слово получилось? (Молодцы.)
- А как вы оцените свою работу на уроке?
Литература.
1. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика 5: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Мнемозина, 2006.
2.Все задачи « Кенгуру».СПб.,2003.
3.Жохов В.И. Преподавание математики в 5-6 классах. М.: Русское слово,1998.
4. Математика в стихах: задачи, сказки, рифмованные правила.5-11 классы / авт.-сост. О.В. Панишева. – Волгоград: Учитель, 2009.
5. Пахарева З.Е. Сборник нестандартных задач по математике для 5-6 классов. СПб,2001.
6. Попова Л.П. Поурочные разработки по математике: 5 класс.- М.: ВАКО,2011.