Бинарный урок русского языка в инклюзивном классе по теме «Значение приставок» (2 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА БИНАРНОГО УРОКА
Автор: Верещагина Наталья Викторовна, учитель начальных классов МОУ «СШ № 16» г. Ачинска, Красноярского края
Предмет: русский язык
Класс: 2
Тема урока: «Значение приставок»
Цель урока: формирование представлений о приставочном способе образования новых слов
Задачи урока:
- формировать умение проводить наблюдение над языковым явлением - образование новых слов приставочным способом;
- формировать умение образовывать новое слово с учетом значения приставок;
- развивать умение точно употреблять в тексте (строить предложения для детей с ОВЗ) слово с приставками;
- развивать коммуникативное умение взаимодействовать в паре и группе во время выполнения учебного задания;
- повышать познавательную мотивацию к изучению предмета русский язык;
- развивать регулятивные умения: определять цель своей деятельности во время урока, оценивать результаты своей деятельности и проводить рефлексию.
Модель бинарного урока
по составу участников: учитель начальных классов – тьютор
по интеграции образовательных программ: общеобразовательная программа -адаптированная образовательная программа для детей с легкой степенью умственной отсталости
по сочетанию форм работы: индивидуальная, парная, групповая.
Планируемые результаты
Предметные:
- учащиеся проводят наблюдения над языковым явлением по совместно составленному плану, делают выводы;
- учащиеся, в том числе с ОВЗ, умеют образовывать новые слова приставочным способом, учитывая значение приставок;
- учащиеся с ОВЗ строят предложения, точно употребляя слово с приставками;
- учащиеся точно употребляют слова с приставками в тексте;
Метапредметные
- учащиеся взаимодействуют в паре, группе во время выполнения учебного задания;
- учащиеся составляют высказывание с опорой на схему;
- учащиеся дополняют схем;
- учащиеся умеют (с помощью учителя) определять цель своей деятельности (учащиеся с ОВЗ ученой ситуации), оценивают результат своей деятельности и проводят рефлексию (учащиеся с ОВЗ – с помощью учителя).
Виды дифференцированных заданий:
- по уровню сложности (репродуктивный и творческий уровень);
- по степени самостоятельности.
Формы контроля за результатами:
- наблюдение и фиксация результатов работы отдельной группы
- общее заседание – заслушивание выступления групп и анализ
Способы оценивания:
- шкалы по заданным критериям
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Деятельность специалиста |
Особенности деятельности учащихся с ОВЗ |
Планируемые результаты этапа урока |
Мотивационный этап |
Учитель представляет особенности сегодняшнего урока Ребята, сегодня вам повезло и урок у вас будут вести два учителя, познакомьтесь с ней |
Специалист представляется, объясняет свою роль на уроке Здравствуйте, ребята, меня зовут Екатерина Ивановна, меня ваша учительница попросила помочь ей сегодня на уроке |
Учащиеся желают участвовать в уроке, понимают присутствие двух учителей |
||
Актуализация знаний, определение темы урока |
Учитель предлагает ребятам выполнить задание (Приложение 1) У вас на парте лежит карточка со схемой, ознакомьтесь с ней Что можете сказать? В этой схеме потерялось название, давайте его вспомним Какую часть речи мы вписали в схему недавно? Определите тему урока Учитель предлагает восстановить правило про приставку, опираясь на схему, работая в паре постоянного состава Ребята, давайте вспомним правила про приставку Расскажите друг другу в паре, опираясь на схему или на клише, которое вы видите на слайде (Приложение 2) Предлагает оценить себя на шкале знаю правило про приставку |
Знакомятся с карточкой, объясняют учителю, что это схема, с которой они работали на прошлых уроках Называют название схемы «Части слова» и пописывают его в карточку Определяют тему урока «Приставка№ Восстанавливают правило про приставку, опираясь на схему Оценивают себя по шкале по заданному критерию |
Находится возле пары с детьми с ОВЗ, ориентирует их по дидактическим материалам, помогает записать название схемы Участвует в организации проговаривания правила с обучающей помощью Помогает оценить себя по школе |
Знакомятся с карточкой, участвуют в обсуждении Участвуют в определении темы С помощью специалиста припоминают правила про части слова С помощью специалиста оценивают результат |
Учащиеся ориентируются в системе уроков по русскому языку, вспоминают материал прошлого урока, актуализируют свои знания У учащихся развиваются регулятивные умения – определять тему урока Коммуникативные – строить высказывание с опорой на схем или клише Предметное умение - объяснять, что такое приставка Регулятивные - умение оценивать себя по заданному критерию |
Целеполагание |
Передает ведение урока специалисту Фиксирует цели урока на доске |
Дети анализируют результат выполнения работы и предполагают, что ученики не умеют добавлять в слова приставки, так как не знаю их смысл, что они обозначают, т.е значение приставок Определяют цель урока -узнать про значение приставок - образовывать (составлять) новые слова с помощью приставок |
Организует проблемную ситуацию для целеполагания (Приложение 3) Ребята из другого второго класса тоже изучают тему «Приставки» Вот как они выполнили задание – дописать к словам подходящие по смыслу приставки. Что скажете? Определите цель нашего урока. |
Участвуют в обсуждении |
Формируется умение формулировать цель урока (для детей с ОВЗ – с помощью взрослых) |
Выполнение учебной задачи |
Предлагает детям выполнить задание – узнать, о том, какие значения бывают у приставок Задания дифференцированы по уровню сложности (Приложение 4) Организует проверку выполнения задания Для обеспеченности включенности – учащиеся дается задание – услышать про значение приставки и придумать свои слова с таким же значением (если учащиеся затрудняются – приготовить картинки Организует оценивание – как получилось дружно и правильно сработать в группе |
Дети знакомятся с заданием, обсуждают в группе задание, выполняют его и готовятся рассказать о своих результатах Рассказывают другим группам о найденном им значении приставки, называют свои предложения, выслушивают слова детей |
Организует понимание задание в нуждающейся в помощи группе детей, помогает наводящими вопросами, обеспечивает направляющую и обучающую помощь Помогает при необходимости выступить группе, организует выслушивание детских ответов Организует оценивание – как получилось дружно и правильно сработать в группе |
Работая в группе выполняют задание, используя помощь специалиста Рассказывают о результатах своей работы |
Формируется умение взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания Формируется умение оценивать работу по заданному критерию |
Первичное закрепление |
Учитель предлагает проверить, как учащиеся поняли тему Организует выбор учащимися уровня выполнения задания, процесс проверки результатов работы с образцом (Приложение 5) . |
Учащиеся индивидуально выполняют задание и проверяют его по образцу, оценивают результаты своей работы. |
Организует обучающую помощь при выполнении задания, при проверке и оценивании |
Выполняют с помощью специалиста задание, проверяют и оценивают результаты своей работы |
Формируется предметное умение – использование в речи слов с приставками Формируется регулятивное умение - оценивать работу по заданному критерию |
Рефлексия |
Организует рефлексию Напомните тему урока Цель Что мы для этого делали? Как у каждого из вас получилось – посмотрите на свои шкалы - Выберите зеленый кружок, если вам было на уроке интересно и все получалось, желтый, если не всегда смогли включиться в работу и красный – если для вас на уроке было много трудностей и вам урок не понравился |
Проводят рефлексию с помощью вопросов восстанавливают ход урока, задачи, свою деятельность на уроке и эмоциональное состояние |
Организует помощь в рефлексии нуждающимся детям |
Проводят с помощью наводящих вопросов специалиста рефлексию с помощью вопросов восстанавливают ход урока, задачи, свою деятельность на уроке и эмоциональное состояние |
Формируется умение проводить деятельностную и эмоциональную рефлексию |
Приложение 1.
Внимательно посмотрите на карточку.
Припомните, что это?
Как называется схема, запишите ее название.
( в схеме от общей стрелки идут названия частей слова, кроме суффикса, т. к. его дети еще не проходили, про корень, окончание и приставку написаны опорные слова)
Приложение 2. Клише
Приставка – это … слова, которая находится .. корнем. С помощью приставки можно ……….. Приставка обозначается так…
Приложение 3..
Задание для учеников: Вставьте подходящие по смыслу приставки.
Работа учеников Васи и Пети
Сережка слез через забор. Наташа выписала письмо до конца.
Приложение 4.
А) Для детей, способных самостоятельно регулировать свою деятельность
Прочитать текст, самим определить значение приставок и составить предложение со словами с этими значениями.
Язык прикусил – не совсем откусил, пригорел прирог – не сгорел совсем. Пригнулся – вовсе не нагнулся.
Составь слова с приставко при с этим значением
(встал, открыл, глушить, тормозить)
Б) Для детей, которым требуется ненавязчивое внимание учителя
Прочитать текст про значения приставок , составить предложения с использованием картинок
Значение приставки пре может обозначать очень. Очень умная – преумная.
Составь слова со значением приставки пре – очень
(Мудрая , скромная, маленькая, большая)
В) Для детей с низким уровнем развития мышления, никой работоспособностью – прочитать пары слов и образовать новые слова по такому же правилу.
Бить – прибить, шить – пришить, клеить - ….., строить - ……, строчить - ……
Приложение 5.
Карточки по уровням сложности
1 В тексте дописать слова с приставками
Маша хозяйничала по дому. Она …лила бабцшке чай в кружке. ….лила цветы на подоконнике. Потом …лила воду из ведра и …лила сок из банки в кувшин.
2 В предложении вставить приставки
Павел …..прегнул через забор на лошади
Светлана …..писала письмо до конца.
Оля …бежала до финиша.
3.Выбрать нужное слово из двух
Павел (перерыгнул, запрыгнул) через забор на лошади.
Светлана (дописала, выписала) письмо до конца.
Оля (добежала, разбежала, выбежала) до финиша.
Татьяна Бернгардт