Урок математики во 2 классе по теме «Доли»
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ФРОЛОВСКОГОМУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
«ШУРУПОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»
ФИЛИАЛ МОУ «ЗЕЛЕНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
ФРОЛОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Общие сведения о педагоге | |
Фамилия, имя, отчество | Пронина Валентина Ивановна |
Район | Фроловский |
Место работы | «Шуруповская ОШ» филиал МОУ «Зеленовская СШ» |
Должность | Учитель начальных классов |
Общая информация | |
Предмет, класс | Математика, 2 класс |
УМК | Начальная школа 21 века |
Тема урока | Доли |
Тип урока Форма урока Методы Формы работы | Изучение нового материала Урок-исследование Наглядные, словесные, практические, ИКТ Работа в парах, индивидуальная работа, фронтальная работа |
Цель, задачи | Цель: К концу урока у учащихся сформируется представление о делении на равные части\ «доли»\ предметов, геометрических фигур, нахождении доли числа действием деления. Задачи: Организовать учебную деятельность детей по освоению понятия «доля», в процессе практической работы, познакомить с тем, как образуются, сравниваются доли, как найти долю числа. Организовать деятельность детей по развитию вычислительных навыков, математической речи, мышления, пространственного представления. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи. |
Необходимое оборудование | Проектор, компьютер. |
Дидактическое обеспечение | Для учителя: карточки для составления плана; мультфильм «Апельсин»; демонстрационный набор «ДОЛИ»; яблоко. Для учащихся: учебник; рабочая тетрадь №1; карточки с таблицей умножения; круги, ножницы; карточки с цифрами и знаками действий; лимончики для самооценки; карточки для тестовой работы. |
Планируемые результаты | |
личностные | Развитие памяти, логического мышления, воображения, внимания, речи, аккуратности, наблюдательности. Обобщение жизненного опыта учеников. |
предметные | Имеет представление о понятии «доли», умеет сравнивать доли, находить долю числа действием деления, знает результаты умножения и деления с числом 2. |
метапредметные | Оценивает результат своего труда, совместно с учителем планирует свою работу. Умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждает индивидуальные результаты деятельности, чувствует личную ответственность за результат совместной работы. |
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения | Самостоятельная работа Тестовая работа |
Литература и Интернет-ресурсы | |
Основная | Рудницкая В.Н. Математика: 2 класс: методическое пособие-М.:Вентана-Граф, 2014.-240с. |
Интернет-ресурсы | Мультфильм «Апельсин» http://www.youtube.com/watch?v=JMjHGAMgo0Y |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||||||||||||
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. | Мы урок начнем с разминки. Выпрямляем свои спинки, Вправо, влево повернулись И друг другу улыбнулись. - Какой урок? -Пусть на уроке вам помогут ваша сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. -Над какой темой работали на прошлом уроке? | -Математика. -Таблица умножения и деления на 2 | Личностные УУД: развитие познавательного интереса. | ||||||||||||||||
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; тренировка соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. | -Кто хорошо запомнил случаи умножения и деления на 2? - Кому трудно? -Хотите себя проверить? -Начнем с разминки. Предлагаю выполнить действия и рядом с каждым ответом написать соответствующую букву, прочитать слово. 2х3=__ __ 2х9=__ __ 16:8=__ __ 2х6=__ __ 2х2=__ __ 2х5=__ __ 14:2=__ __ 2х4=__ __
| Учащиеся работают с карточками. 2х3=6 а 2х9=18 п 16:8=2 е 2х6=12 л 2х2=4 ь 2х5=10 с 14:2=7 и 2х4=8 н Учащиеся сигнализируют о выполнении лимончиками либо зеленого, либо желтого, либо красного цвета. | Познавательные УУД: представление информации в виде таблицы Регулятивные УУД: оценивает и анализирует результат своего труда. | ||||||||||||||||
Определение темы, постановка цели, мотивация. Выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. | - Какое слово получилось? -Интересно, а при чем здесь апельсин? - Ребята, предлагаю вам посмотреть мультфильм, который так и называется – « Апельсин» и определить тему урока. - Что пришлось делить героям мультфильма? - Почему? -Почему рассердился волк? - В чем его ошибка? -Что получил каждый из животных мультфильма? -Где в жизни вы встречали это слово? Когда? -Ребята, в жизни мы часто встречаемся это понятие. А вот в математике, как вы думаете, есть ли такое понятие - доли? - Интересно вам это узнать? -Догадались, какая тема нашего урока? ДОЛИ - С чего начнем работу на уроке? | -Апельсин ??? Учащиеся смотрят мультфильм (1 мин) для определения темы. - Апельсин - Он был один, а их много -Ему не достался апельсин. -Хотел сам съесть, не хотел делиться - волк не умеет дружить. - Дольку апельсина. - Долька мандарина, лимона…пирога -Доли. ПРОБЛЕМА - С планирования | Личностные УУД: аргументированно оценивают свои и чужие поступки, осознают свои черты характера. Регулятивные УУД: определяют тему, проблему в деятельности. | ||||||||||||||||
Планирование предстоящей работы Обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий. | - Давайте вместе определим этапы нашей работы. - Сначала нам надо узнать, что такое доли. - Научимся образовывать доли. - Научимся сравнивать доли - Научимся находить долю числа. - И, конечно, будем оценивать свою работу | ПЛАН на доске Что такое доли. Как образуются доли. Сравнение долей. Доля числа. Самооценка | Регулятивные УУД: проговаривание последовательности действий на уроке; умение работать по предложенному плану | ||||||||||||||||
Учебные действия по реализации плана. Решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксация преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. | 1. Что такое доли - А как это - разделить на доли? Что такое доли? Вспомните мультфильм - В математике части от целого называются ДОЛИ ДОЛИ ЧАСТИ - С апельсином легко, он с дольками. А что делать с яблоком? Яблоко настоящее у учителя. - Я взрослая, отрежу себе побольше, а вы маленькие, вам - поменьше. Режу яблоко. -Правильно ли я поступила? - Получились доли? - Почему? 2. Как образуются доли -А как правильно разрезать? У вас у каждого на парте лежит круг. Представьте, что это яблоко. Как можно разделить яблоко на две доли? - Разрежем наш круг-яблоко пополам. - Получились доли? - Почему? - Как проверить, равные ли у нас части? - Какой вывод можно сделать? Что такое доли? ДОЛИ РАВНЫЕ ЧАСТИ - На сколько равных долей разрезано яблоко? - Покажите их. По сколько долей у вас в каждой руке? - Значит, в каждой руке у нас одна из двух долей или одна вторая доля. На доску ( 1 – это доля, которую мы взяли, а 2 – общее количество долей, т.е. это одна из двух частей) - Как вы думаете, можно ли наше яблоко разделить на четыре доли? - Возьмите другой круг. Разделите его на четыре доли. - Как будете делить? -Какую долю мы получили? Как назовем её? Мы умеем отдыхать. Приподнялись, чуть присели И соседа не задели. А теперь придется встать, Тихо сесть, начать решать. 3.Сравнение долей - Ребята, а теперь попробуем сравнить доли. -Возьмите одну вторую долю и одну четвертую долю. Сравните их. - Какой сделаем вывод? 4.Доля числа - Ребята, а как вы думаете, есть ли доля у числа? -Давайте представим, что к вам в гости пришел друг. У вас есть 8 конфет. Вам задачу трудную надо решить- Как эти конфеты между собой поделить? -Как вы разделите конфеты? - А как это - поровну? -У вас на парте карточки с цифрами и знаками «+», «х»,«:», «-», «=». Предлагаю вам поработать парами и составить выражение, которое покажет, сколько конфет будет у каждого из вас после того, как вы их поделите. - Какое действие выполнили? -Восемь мы раздели на две части поровну. Какую же долю числа мы нашли? - Или половину числа. -Сделаем вывод, как найти половину или одну вторую долю числа? -Проверим наш вывод, откроем учебник на стр.102. Прочитайте. Совпали наши выводы? -Молодцы! 1. Работа с РТ №1 стр. 41 №9 -Прочитайте задание. Сможем выполнить? Под каждым числом запиши его половину
-Что значит найти половину? - Как предлагаете найти половину? -Что нам поможет? РАБОТА В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ - Оцените свою работу. -Поменяйтесь тетрадями. Проверьте работу своего товарища. Оцените работу своего товарища. Есть за что его похвалить? Похвалите его за работу. 2. Тестовая дифференцированная работа.
| -Доли - это части. -Нет. Части должны быть одинаковые, равные. НЕВЕЖЛИВО -Нет -Части разные - Согнуть круг пополам. -Да - Части одинаковые - Наложим части друг на друга. - Доли - эта равные части. - На две доли -По одной -Можно. - Сначала разделим на две доли, а потом каждую долю разделим еще на две, потом еще на две - Одна четвертая-на доску ФИЗМИНУТКА - Вторая доля больше, чем четвертая. - Чем больше количество долей, тем меньше сама доля, чем меньше количество долей, тем доля больше ? -Разделим поровну -Дам ему половину. ПАРНАЯ РАБОТА 8:2=4- пара у доски -Деление - Одну вторую долю числа - Разделить на 2. -Найти одну вторую долю числа. - Разделить на 2 -Таблица деления Работают в рабочей тетради ВЗАИМОПРОВЕРКА Учащиеся выполняют тестовую работу самостоятельно, проверяют ответы по эталону (на слайде ответы), делают самооценку правильности (все правильно - зеленый лимончик, одна ошибка- желтый, две ошибки-красный). | Познавательные УУД: использование своего жизненного опыта и информации, полученной на других уроках. Личностные УУД: выбирают, как поступить в неоднозначных ситуациях. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога с одноклассниками, учителями. Регулятивные УУД: проговаривание последовательности действий. Познавательные УУД: сравнивают объекты по заданным критериям, устанавливают причинно- следственные связи. Регулятивные УУД: Работают по плану, сверяясь с целью. Коммуникативные УУД: различают в речи другое мнение, корректируют свое мнение Личностные УУД: вырабатывают уважительно- доброжелательное отношение к другим. Коммуникативные УУД: организуют работу в паре, умение договариваться, понимать позицию другого. Познавательные УУД: Умение анализировать и обобщать. Регулятивные УУД: оценивает и анализирует результат своего труда. | ||||||||||||||||
Итог | - Итак, подведем итог нашего урока. - Кто помнит тему урока? - Давайте вспомним проблему, с которой столкнулись в начале урока. - Нашли мы решение этой проблемы? - Чему научились на уроке? -Ребята, а то, чему мы научились, где нам может пригодиться в жизни? | -Доли -Есть ли доли в математике. -Да - Делить на доли - Находить долю числа. - Когда будем угощать других, в своей семье - должны делить все поровну | Коммуникативные УУД: полное и точное выражение своих мыслей, владение монологической и диалогической формами речи. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено. | ||||||||||||||||
Рефлексия, самооценка Оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке. | -Ребята, вам понравилась ваша работа на уроке? Выберите лимончик и напишите на нем, что вы возьмете для себя в свою копилку знаний. -Давайте украсим наше дерево знаний. -Спасибо за работу. Наш урок мы завершаем! Все свободны! Отдыхаем! | САМООЦЕНКА | Регулятивные УУД: оценивает и анализирует результат своего труда, степень и способы достижения цели. |