План-конспект урока музыки в 4 классе по теме «Музыкальные инструменты России»

1
0
Материал опубликован 26 March 2016

План-конспект урока музыки в 4 классе

по теме "Музыкальные инструменты России"

Учитель Пискунова Е.А.

Учебник: «Музыка» Г.П.Сергеева, Т.Шмагина, М., «Просвещение»

Цели:

  • Пополнить знания учащихся по темам «Музыкальные инструменты России», «Русские народные песни».
  • Работать над развитием внимания, наглядно-образного мышления, наблюдательности, исследовательских и аналитических способностей, исполнительско-творческих навыков и умений.
  • Расширить кругозор учащихся, представления о разнообразии музыкальных инструментов, в том числе ударных.
  • Воспитывать музыкально-познавательные потребности и интересы, приобретать основы музыкально-исторических знаний.
  • Воспитание любви к родной земле, к истории своего народа.
  • Снятие физического утомления и нервно-психических перегрузок;
  • Повышение эмоционального тонуса благодаря живой форме слухового и игрового общения учащихся с музыкой.

Оборудование: магнитофон, музыкальные инструменты, портреты; рисунки, компьютер, Видеозапись выступления ансамбля «Самоцветы»

Ход урока

1. Организационный момент.

- Доброе утро, 4 класс, начинаем наш урок!

2. Музыкальная разминка.

У.: Музыка не сразу стала такой, какой мы слышим ее сейчас. Со временем люди заметили, что предметы, окружающие их, могут издавать музыкальные звуки. Много тысяч лет назад люди взяли в обе руки по камню и начал стучать ими друг о друга. Так появился первый ударный инструмент. Это примитивное приспособление, которое еще не могло дать музыки, но уже могло произвести ритм, сохранилось в быту у некоторых народов до наших дней: например, у аборигенов Австралии и сейчас два обыкновенных камня играют роль ударного инструмента.

Игра на камнях.

У.: Если музыкант работает не один, если их более трех или трое, то такая группа называется «ансамбль», что обозначает вместе.

У.: Народные песни… Поем их и тянется ниточка через века от неизвестного сочинения к нам – современным людям, от нас - нашим детям, к будущим поколениям. В народной песне сливаются воедино «свое» и «чужое», причем последнее - это отобранные веками интонационные формулы, отразившие чувства и мысли многих поколений, в которых соединились воедино мудрость и красота. Что же отражается в песнях народных?

У.: Песня-душа народа. Какие черты характерны русской песне?

Проверка д/з Игра «Угадай мелодию» (класс был поделен на 2 группы, каждая группа «приготовила» по 5 мелодий, другая группа угадывает и поёт 1 куплет или припев)

У.: Какие жанры русских народных песен вы знаете?

Д.:

-  хороводная, (расшифровывают состав слова: хор и водить, способ исполнения: по кругу, стенка на стенку, змейкой)  "В хороводе были мы"

-  лирическая. "Тонкая рябина"

- солдатская (воинская, рекрутская). "Соддатушки, бравы ребятушки"

- частушка

- плясовая. "Ах вы сени мои сени"

- обрядовые

У: Обрядовые песни календарного и семейного циклов, праздники, проводы солдат сопровождались игрой на …?

Д.: Музыкальных инструментах.

У.: Процесс создания музыкальных инструментов любого народа связан с жизнью. Любой материал (глина, береста, тростник, кожа и даже дерево) мог звучать, если к нему прикасались умелые руки. Практически все наши предки владели секретами изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение. Широкое использование музыкальных инструментов на народных праздниках и в обрядах подтверждают многочисленные упоминания в устном народном творчестве.

3 Работа в группах Обыграть куплеты, о каких муз инструментах сложили мифы, легенды?

На лугу у нас играют,

Ребятишек забавляют:

Гуси – в гусли,

Утки – в дудки,

Перепелки – в сопелки,

Канарейки – в жалейки,

Чайки – в балалайки,

Лисицы – в скрипицы,

Кони – в гармони,

Бараны – в барабаны.

Ты катись, наш звонкий бубен,

Быстро-быстро по рукам.

Где найдешь ты остановку-

Там на нем сыграют нам.

4..У.: Музыкальные загадки ( работа с рисунками у доски) (Учитель поет на мотив частушек и народных мелодий)

От калитки до калитки

Натянуты стальные нитки.

Под нитками – яма,

В яме-гамма (гусли)

У него рубашка в складку,

Любит он плясать вприсядку,

Он и пляшет, и поет —

Если в руки попадет.

Сорок пуговиц на нем

С перламутровым огнем.

Весельчак, а не буян

Голосистый мой…

(Баян)

Инструмент играет весело.

Есть меха, клавиатуры у него.

Если поиграет хоть немножко,

Все узнают инструмент — ...

(Гармошка)

А всего-то три струны

Всех игрою веселит!

Ой, звенит она, звенит,

Ей для музыки нужны.

Кто такая? Отгадай-ка…

Это наша…

(Балалайка)

Он поход на погремушку,

Только это не игрушка!

(Маракас)

За обедом суп едят,

К вечеру «заговорят»

Деревянные девчонки,

Музыкальные сестренки.

Поиграй и ты немножко

На красивых ярких...

(Ложках)

5.У.: В Ставропольском крае были широко известны ансамбли ложечников. Русский народный инструмент ЛОЖКИ объединил позитивных и творческих людей в ансамбль "Самоцветы". Многократные лауреаты Студенческой Весны, обладатели специального приза жури, участники международных фестивалей и телепередач. Участницы ансамбля - студентки Ставропольского Государственного Педагогического Института. Руководитель Нина Игоревна Агеева. 

Видеозапись выступления ансамбля «Самоцветы»

6– Разучивание игры «Варим щи», сопровождая ее игрой на ложках (физкультминутка).

1. Кастрюлю с водой ставим на огонь.

Припев: Варим борщ, варим борщ, вкусный овощной.

2. Раз – картошка, два – картошка, варится картошечка.

Припев:

3. От капусты стало густо, стало густо.

Припев:

4. Свеклу и морковку-чик, режем-чик, ловко-чик.

Припев:

5. Добавляем помидоры, режем-чик, ловко-чик.

Припев:

6. Лук (щелчок), лучок (щелчок),

Петрушка (щелчок) и укроп (щелчок)

Припев:

Все сварили?А что забыли?

Соль забыли.

7 Разучивание песни

У: Ребята, песня «Вниз по матушке по Волге» композиторская или народная?

Дети: Эта песня  народная.

У: Скажите, почему мы сразу определяем, что это русская народная песня?

Дети: У  русской народной песни есть отличительная черта – ее распевность.

У: Послушайте русскую народную песню «Вниз по матушке по Волге». В этой песне раскрывается сердечность и широта души русского народа, красота русской природы.

Слушание русской народной песни

У: разучим небольшой фрагмент этой песни, помните о правильном дыхании.

Исполнение фрагмента песни

У: Ребята, как вы думаете, зачем мы учим народные песни?

Дети: русская песня может о многом рассказать: о том, как жили наши предки, что их волновало, о чем мечтали. Русская песня может быть поучительной. Чтобы помнить об историческом прошлом России и россиян, мы изучаем русскую народную  песню.

У: Спасибо за интересный ответ, (можно отметить карточкой) Какие народные музыкальные инструменты услышали?

8.♫Викторина

Игрой на каком щипковом инструменте сопровождали своё пение сказители былин?

(На гуслях.)

Во времена Алексея Михайловича в целях искоренения язычества был издан указ «О борьбе со славянством». Какой музыкальный инструмент изымался и сжигался по этому указу?

(Гусли.)

Самый древний в мире музыкальный инструмент был найден на территории России. Как называется этот инструмент и каков его возраст?

(Свирель, которой около 34 тысяч лет.)

Что в России в старину называли «ямской гармонью»?

11. Итог урока –

Оценки за урок, их комментирование.

Сейчас подведем итоги.

Выставляются итоговые оценки за урок.

А в завершение поделитесь своими впечатлениями об уроке. Для этого допишите предложения:

Сегодня я узнал…………….

Я удивился……………….

Я хотел бы……………….

Большое спасибо я вам  всем говорю.

Мы цели достигли. Благодарю!

Урок окончен, всем спасибо!

 

Использованные интернет-ресурсы

http://neposed.net/kids-literature/zagadki/zagadki-o-predmetnom-mire/zagadki-pro-muzykalnye-instrumenty.html Загадки про музыкальные инструменты

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-muzike-na-temu-muzikalnie-instrumenti-klass-476330.html Инфо-урок. Уроки музыки

http://zpkm.ucoz.ru/konspekt_uroka_v_4_kl_po_muzyke.doc конспект открытого урока музыки

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.