12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ефимова Татьяна Викторовна117
Россия, Кировская обл., Киров

Ефимова Татьяна Викторовна. КОГОАУ КФМЛ. Город Киров.

Конспект урока музыки. 4 класс.

Раздел: «День, полный событий»

Тема урока: «Приют спокойствия, трудов и вдохновения»

УМК авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина

Учебник: Е.Г. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, Музыка, «Просвещение», 2019

Дидактическая цель: организовать деятельность учащихся для формирования умения воспринимать музыку и произведения других видов искусств и выражать свое отношение к музыкальным, литературным и художественным произведениям.

Задачи:

дать представление об образе осени в музыке, литературе;

учить соотносить содержание и музыкальный образ;

закрепить умение давать эмоционально- образную оценку произведениям и явлениям жизни;

развивать умение планировать, сравнивать, обобщать;

воспитывать нравственно-эстетические чувства, любовь к природе, к Родине.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Планируемые результаты: планируется что к окончанию урока ученик

предметные :

понимать значение музыки, литературы, живописи как части духовной культуры; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных, живописных и литературных произведений.

иметь представление о содержании произведений (Свиридов «Осень», «Пастораль», Чайковский «Осенняя песнь», С. Ранда «Листик, листик, листопад». В. Попков «Осенний дождь», А.С Пушкин отрывок из стихотворения «Осень»); о значении имения Михайловское в жизни А. С. Пушкина.

иметь представление что такое пастораль, лирическое произведение в поэзии и музыке;

определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка

исполнять в хоре вокальные произведения; различать вступление, заключение, куплетную форму; использовать средства артикуляции для достижения выразительности исполнения.

метапредметные:

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

высказывать свое суждение.

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

ставить, принимать и сохранять учебную задачу;

осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей

соотносить свои действия с планируемыми результатами,

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;



личностные:

развивать эстетический вкус, художественное мышление, сопереживание.

формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношения к другому человеку, его мнению,

Методы обучения: развивающее обучение. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Средства обучения: учебник, ПК, презентация, видео «Михайловское», музыкальный материал: Свиридов «Осень», «Пастораль», Чайковский «Осенняя песнь», С. Ранда «Листик, листик, листопад».

Ход урока.

1.Орг момент. Этап мотивации

Проверка готовность учащихся к уроку. Приветствие.

Учитель включает для слушания песню «Листик, листик, листопад». Организуется обсуждение.

Какую осень изобразил в песне автор? Какое настроение? Как нужно исполнить песню, чтобы передать это настроение; всегда одинаковое будет исполнение? Какой будет характер в куплете? А в припеве?

Ученики высказывают свое мнение о средствах выразительности (темп, артикуляция, тембр, лад)

Выстраивают связи зависимости выразительного создания образа песни и выбора

конкретных средств выразительности для куплета и припева.

Учитель организует исполнение песни попутно внимание акцентируется на строении песни (куплет, припев, вступление, заключение проигрыш) (текст песни на экране)

Ученики поют.

Учитель организует работу над выразительным пением спокойным звуком с хорошей артикуляцией.

2.Актуализация знаний

Учитель организует обсуждение.

Осенний день всегда такой радостный и приятный? Каким он может быть в разные периоды осени?

Ученики приводят свои примеры. Выходят на идею о разном восприятии, об изменчивости погоды и разных осенних периодах.


А какую осеннюю картину рисуют поэты в знакомых вам стихотворениях?

Ученики читают знакомые им стихи


3.Постановка учебной задачи

Среди прочитанных стихов обязательно есть отрывок стихотворение А.С Пушкина «Осень» (Унылая пора, очей очарованье)

Выход на тему урока.

Одно из самых известных стихотворений принадлежит перу А.С Пушкина.

В этом году раздел «День, полный событий»

посвящен именно А. С. Пушкину.


Учитель организует работу с учебником.


«Приют спокойствия, трудов и вдохновения.»

Как вы думаете, почему так называется тема?

Ученики предлагают свои варианты. И выходят на текст в учебнике о родовом имении Пушкина в селе Михайловское.

Записывают тему в тетрадь.

Но ведь у нас урок музыки. Как вы думаете, как связана тема Пушкина и его имения с музыкой?

Ученики предлагают свои варианты.

Музыка, которую мог слушать Пушкин в имении.

Музыка, которую сочинили по произведениям Пушкина.

Музыка, которая подходит к стихам Пушкина


Давайте для начала посмотрим видео о Михайловском и чуть больше узнаем об этом месте

4.Открытие нового знания

Смотрят видео о Михайловском

Учитель организует обсуждение

Что вам показалось интересным? Что узнали нового?

Какие места в имении особо любил Пушкин?


Ученики отвечают, дополняют друг друга

О домике няни, алееях, о столетнем дубе и т.п.

Учитель дополняет информацию

В селе Михайловском Псковской губернии располагалась родовое имение Ганнибалов-Пушкиных, где Александр Сергеевич неоднократно бывал в разные годы своей яркой, творчески плодотворной жизни и затем обрел свой последний приют. Это имение принадлежало маме Пушкина –Наталье Осиповне, внучке африканца Абрама Петровича Ганнибала, ставшего слугой и воспитанником Петра I, а потом военным инженером и генералом.

Одно из самых любимых времен года Пушкина была осень. Давайте послушаем два произведения Георгия Свиридова.

Запишите автора, название.

Слушаем «Осень»

Учитель организует работу с музыкальным произведением

Что представляете себе, слушая эту музыку. Какое настроение композитор передал? Какую осеннюю картину нарисовал.

Ученики слушают. После прослушивания участвуют в обсуждении, высказываются о характере музыки, настроении и образах, которые себе представили. Все образы связаны с картиной осени. Название музыки подсказывает. Другое и не придумаешь.



А теперь послушаем второе произведение Георгия Свиридова. «Пастораль».

Оба эти произведения Свиридов - музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель»

Учитель организует работу с музыкальным произведением

Если в первом произведении название нам подсказывает содержание, то второе произведение называется не очень понятно. Можно представить себе все что захочется. Но музыка спокойная и красивая. Не такая грустная как первая. Можно даже представить себе как Пушкин гуляет в своем имении и ему там нравится.


Вы совершенно правы. Пастораль – это и есть зарисовка сельской, деревенской природы. Давайте посмотрим на несколько картин этого жанра.

Французский художник 18века изобразил маленького пастушка, который играет на волынке. В музыке Свиридова мы тоже можем слышать игру пастушка.

А вот на картине русского художника 18 века Семена Щедрина мы видим зарисовку вроде деревенской жизни. Но название немного нас удивляет. «В окрестностях Санкт-Петербурга». Сегодня мы совсем иначе себе представляем окрестности большого. тем более, в то время столичного города.


Первичное закрепление

Давайте посмотрим на картину Виктора Попкова «Осенние дожди»

Эта картина была и в фильме. Который мы с вами посмотрели.

Виктор Попков очень любил стихи и поэмы Пушкина. Перед тем, как начать писать эту картину, он поехал в родовую усадьбу поэта, в село Михайловское, чтобы окунуться в атмосферу жизни Александра Сергеевича. Сразу после этой поездки в 1974 году и появилась картина «Осенние дожди»

Учитель организует работу с картиной

Давайте рассмотрим картину. Что вы видите?

Ученики отвечают.

К нам спиной стоит Пушкин. Он стоит на крыльце своего дома и опирается на колонну. Пушкин смотрит вдаль. Любуется деревом и пейзажем. Видны лужи. Вдали видна скамейка. Мы видим реку и золотые деревья. Это «Золотая осень» и т.д

Учитель дополняет. Картина показывает тесную связь осенней природы и поэта, он как будто черпает свое вдохновение, глядя на дождливый хмурый пейзаж. Возможно именно в такие моменты в его голове возникали гениальные строчки бессмертных стихов. Только великий художник мог так точно и красочно показать слияние души поэта и окружающей природы.

Как вы считаете, Музыка Свиридова подойдет к стихотворению Уныла пора! Очей очарованье!. Какое произведение лучше выбрать? «Осень» или «Пастораль»

Ученики предлагают свои ответы и аргументируют выбор

Давайте попробуем опытным путем и прочитаем стихотворение под музыку

«Осень» и «Пастораль» хорошо подходит, только читать нужно с остановками

У нас получилось прочитать стихотворение выразительно. Музыка дополнила образ красивой природы.


Такие произведения про любовь к природе о красоте природы мы можем назвать лирическими. Хоть это стихотворение, хоть музыка.



Самостоятельная работа по эталону

Еще один великий современник Пушкина- Петр Ильич Чайковский тоже очень любил красоту русской природы. Посмотрите, как художник Гелий Коржев изобразил на своем полотне композитора.

Давайте послушаем произведение из цикла «Времена года». Октябрь. Осенняя песнь.

И сравним похожа ли музыка Чайковского и картина Попкова «Осенние дожди»

Что можно сравнить?

Дети предлагают свои варианты

- название, характер и настроение музыки, - что представляешь слушая музыку и то что нарисовано на картине.


Учитель на слайде показывает параметры сравнения.

Ученики слушают музыку, смотрят на картину и выполняют задание на сравнение.

И делают вывод, похожи или нет эти произведения. Чем похожи. Можно ли картину «Осенние дожди» назвать лирическим?

Ученики отвечают

Картина о красоте природы и души поэта. Его любовании природой. Поэтому можно картину назвать лирическим произведением


Рефлексия

Что же вы сегодня узнали нового для себя?

- ответы про имение Михайловское, про прадеда Пушкина - Абрама Ганнибала, про музыку об осени, понравилось читать стихи под музыку, посмотрели много картин разных художников, узнали что такое пастораль.


Домашнее задание на выбор:

Подобрать примеры осенних пейзажей русских художников.

Нарисовать «Осенний пейзаж»

Найти стихотворение об осени и подобрать к нему музыку


А завершить урок хочется снова нашей песней Листик-листик-листопад. Нарисуйте в тетради осенний лист. Кому было интересно – яркий цветной. Кому было трудно выполнять некоторые задания- более темных оттенков, а те, кто на уроке скучал – рисует коричневым.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.