12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Иксанова Гузелия Мазгутовна160
Россия, Башкирская респ., город Янаул
3

Урок музыки в 6 классе по теме «Метель». Музыкальные иллюстрации. Георгий Свиридов



Иксанова Гузелия Мазгутовна,

учитель музыки высшей квалификационной

категории МБОУ лицей г.Янаул

муниципального района

Янаульский район Республики Башкортостан

Краткая аннотация урока

Данный урок музыки в 6 классе в 3 четверти по программе Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой предполагает создание условий для формирования представлений учащихся о музыкальной иллюстрации через осмысление музыкального образа на основе сюиты русского композитора Г.Свиридова «Метель». Дети постепенно убеждаются в возможности симфонического оркестра раскрытия образов литературного произведения, расширят свои представления о связях музыки и литературы. Учащиеся познакомятся со стилистическими особенностями музыкального языка Г.Свиридова. В процессе урока расширяется представление детей о средствах музыкальной выразительности, развивается умение устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства, пробуждается интерес к отечественной музыкальной культуре, к симфонической музыке.

План-конспект

урока музыки в 6 классе

по теме «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина»

Цель: создать условия для формирования представлений учащихся о музыкальной иллюстрации через осмысление музыкального образа на основе сюиты русского композитора Г.Свиридова «Метель».

Задачи:

1. Познакомить с отрывками из сюиты Г.Свиридова «Метель», созданной на основе повести А.Пушкина; направить детей на чувственные ощущения и осмысление музыкальных образов;

2. Развивать умение анализировать музыкальное произведение.

3. Воспитывать интерес к произведениям музыкального искусства.

Метапредметные результаты: 1. Способствовать развитию умений учащихся воспринимать информацию, работать с ней, обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнение, делать выводы; 2. Организовать учебное сотрудничество со сверстниками для достижения общего результата и умения слушать, слышать и вступать в диалог, а также хорового сотрудничества при исполнении песни; 3. Учить детей планировать, контролировать, корректировать деятельность на уроке и давать оценку своей и чужой деятельности.

 

Личностные результаты: 1. Побудить учащихся к музыкальному восприятию и нравственно-этическому росту как слушателя и зрителя; 2. Развивать стремление к познанию личных переживаний в системе восприятия литературного и музыкального материала; 3. Активизировать механизмы личностного самосовершенствования.

 

Музыкальный материал: 1) отрывок из сюиты Г.Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель» («Тройка»);

2) Фонограмма песни Ю.Тарана «Россия – ты моя звезда»;

3)Видеофрагмент концерта симфонического оркестра «Сюита Г.Свиридова «Метель» (Романс);

4) Видеофрагмент из художественного фильма В.Басова «Метель».

Оборудование: ноутбук, мультимедийное оборудование, колонки,

презентация, синтезатор.

Ход урока

Мобилизующий этап урока.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Я рада новой встрече с вами. Надеюсь, у вас у всех бодрое рабочее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить такое настроение в течение всего урока. Сегодня мы продолжаем постигать секреты одного из самых совершенных видов искусства – музыки.

2. Подготовка к основному этапу урока.

(Слайд 2) Ребята, перед вами портреты советского композитора Георгия Васильевича Свиридова и русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина. Как вы думаете, что объединяет этих людей?

(Ответы учащихся)

Учитель: Да, вы правы, они создали что-то совместно. Пушкин жил и творил в 19-ом веке, а Свиридов – в 20-ом веке. Значит, А.С. Пушкин сначала написал художественное произведение, а затем композитор Г. Свиридов создал музыкальное произведение.

Учитель: На уроке литературы вы знакомились с повестью А.С.Пушкина «Метель», а к сегодняшнему уроку музыки вам было задано домашнее задание - посмотреть художественный фильм «Метель» режиссера В.Басова. Так кто же написал музыку к этому фильму?

Ученики: Георгий Свиридов

(Слайд 3)

(просмотр видеофрагмента из кинофильма)

Учитель. Какую роль играет музыка, сопровождающая художественный фильм?

Ученики: Музыка к фильму помогает нам лучше понять образ героя, его чувства, переживания.

3. Основной этап урока. Работа над произведением.

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым жанром в музыке – музыкальные иллюстрации.

(Слайд 4)

Этот жанр создал Г.Свиридов. Через несколько лет после написания музыки к фильму композитор решил дать своему сочинению новую жизнь. Запишите в тетрадях тему урока: «Метель». Музыкальные иллюстрации.

(Слайд 5)

Учитель: Из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для кинофильма, композитор решил составить сюиту. Давайте вспомним, что такое «сюита»?

Ученики: Одна из основных разновидностей циклической формы в инструментальной музыке, состоит из нескольких больших частей.

(Слайд 6)

Учитель: А что такое иллюстрации?

Ученики: Изображение, поясняющее текст.

Учитель: Правильно, это изображение того, что было написано словами. Художественная иллюстрация – это картина, которую можно увидеть глазами. Скажите мне, пожалуйста, что такое музыкальные иллюстрации?

(ответы детей, впоследствии все ученики приходят к единому мнению)

Учитель: Да, это картина, которую можно «увидеть» (услышать-представить) и прочувствовать сердцем.

(Слайд 7)

Итак, мы подошли вплотную к самой музыке Г. Свиридова к повести Пушкина «Метель». Послушаем, какую же картину изображает композитор в начале своей сюиты, с помощью каких средств музыкальной выразительности симфонический оркестр раскрывает образ первой пьесы? Вам нужно будет перевоплотиться в художников. Пока будет звучать музыка, возьмите карандаши и в своих тетрадях нарисуйте своё впечатление от пьесы.

(Приложение 2)

Учитель: А теперь вместе попробуем дать название первой иллюстрации.

(Учитель выбирает интересные рисунки и по желанию детей показывает их классу, а автор рисунка объясняет, что он «увидел» в звучащей музыке.)

Учитель: Вот вы и пришли к общему мнению, что эту иллюстрацию можно назвать «Тройка и метель». И вы, ребята, почти угадали название этой пьесы. Г. Свиридов назвал её – «Тройка».

(Слайд 8)

Учитель: Ребята, с помощью каких средств музыкальной выразительности композитор создал образ этой пьесы под название «Тройка»?

(ответы детей)

Учитель: Как вы думаете, ребята, в этой пьесе рассказывается только о природе?

(мнения учащихся)

Учитель: Да, вы правы. Здесь говорится не только о состоянии природы. Вы говорите о чувствах тревоги, печали. А разве это не русская душа? У русского человека чувства почти всегда берут верх над рассудком. И виновница всех произошедших событий вовсе не метель, а именно эта черта характера. Ещё раз прослушаем эту пьесу и попытаемся определить, как с помощью инструментов симфонического оркестра композитор раскрыл образ русской души и характер русского человека. Итак, слушаем пьесу «Тройка», комментируем вместе со мной, какие инструменты звучат, как и для чего.

(звучит музыка, дети анализируют мелодию, тембр, динамику, темп, ритм. На интерактивной доске изображение «цветка» - средства музыкальной выразительности. Дети выходят к доске и к каждому лепестку «цветка» подбирают из перечня подходящие слова, (/data/files/a1474649490.doc (приложение1)Приложение 1).

Учитель: Началось громко, как будто мы перенеслись в ту самую степь. Затем у скрипок началась печальная, очень русская песенная мелодия. Ее подхватили духовые инструменты. Музыка ширится, к ней присоединяются подголоски. Постепенно все стихает, как будто тройка удаляется. Музыка Свиридова рисует образ тройки, летящей через зимнюю мглу под неумолчный звон дорожных колокольчиков, под меланхоличную нескончаемую песнь, похожую на напевы ямщиков.

4. Динамическая пауза.

Учитель: А сейчас послушайте еще один отрывок из сюиты, и скажите, что напоминает по ритму эта мелодия?

(звучит «Марш»)

Ученики: Это марш, под нее можно маршировать.

(ученики маршируют по музыку)

(Слайд 9)

5. Исполнение песни «Россия – ты моя звезда»

Учитель: Ребята, я предлагаю исполнить недавно разученную песню о России. Вспомнили ее?

(Слайд 10)

Ученики: Да, это песня «Россия – ты моя звезда»

Учитель: Что необходимо сделать перед исполнением песни?

Ученики: Распеться, подготовить наш голосовой аппарат.

(Проводится дыхательная гимнастика, затем распевание немым звуком, далее следует пропевание восходящей и нисходящей гаммы «До мажор» на легато и на стаккато. Затем следует исполнение песни под фонограмму).

6. Продолжение работы над произведением Г.Свиридова

Учитель: В начале позапрошлого века становится очень популярным жанр романса. Какие композиторы создали лучшие образцы русского романcа?

Ученики: Глинка, Алябьев, Варламов, Гурилев. Романсы писали на стихи лучших русских поэтов – Пушкина, Лермонтова и других.

Учитель: А что отличает музыку романсов?

Ученики: Лирический характер.

Учитель: Вы правы. Чаще всего романсы звучат в миноре. В романсах нет припева, форма, как правило, трехчастная.

Учитель: Ребята, сейчас я исполню «Романс» Свиридова из сюиты «Метель» на синтезаторе в режиме «фортепиано», а затем вы посмотрите и послушаете в исполнении симфонического оркестра этот же отрывок и сравните.

(исполнение учителем на синтезаторе, а затем просмотр видеофрагмента «Романс» в исполнении симфонического оркестра)

(Слайд 11)

Учитель: Чем не похож «Романс» Свиридова на другие романсы, которые вы уже слушали на предыдущих уроках?

(ответы учащихся)

Учитель: Да, это романс без слов, но содержание музыки понятно: в музыке словно сошлись вместе чувства героев повести. Какие инструменты аккомпанировали, а какие солировали?

Ученики: Вступительные аккорды у рояля. Скрипка соло запевает мелодию романса.

Учитель: А еще, ребята, солирующий альт «подпевает», словно второй голос в дуэте, затем их сменяют флейта и гобой, а рояль продолжает исполнять свою партию. Музыка становится более взволнованной, достигается кульминация, в которой роль солиста берет на себя труба, а подпевать ей начинают валторны. В заключении все утихает, кларнет и солирующая виолончель завершают дуэт.

Учитель: Ребята, скажите, на фортепиано или каком либо другом сольном инструменте возможно так глубоко раскрыть образ, как это представил нам симфонический оркестр?

(ответы детей)

Учитель: Правильно. В оркестре около 80-ти музыкальных инструментов, бывает и больше. У каждого инструмента свой тембр. Динамическое звучание более мощное. И, соответственно, исполнение пьесы симфоническим оркестром более выразительное.

7. Рефлексия

Учитель: Что нового вы для себя узнали на этом уроке? Какие открытия сделали для себя?

(Ответы учеников)

Учитель: С каким новым жанром вы сегодня познакомились? Назовите имя композитора, который создал этот жанр в музыке.

Ученики: Мы познакомились с жанром – музыкальные иллюстрации. Этот жанр создал Г.Свиридов.

Учитель: Перечислите средства музыкальной выразительности.

(Ответы учеников с помощью цветка «Средства музыкальной выразительности»)

Учитель: Согласны ли вы с утверждением, что симфоническая музыка выразительна и изобразительна?

Ученики: Мы узнали, насколько многообразны возможности симфонической музыки. Это дает композитору воплотить через музыку

образы литературных героев.

Учитель: Так что же объединяет А. С. Пушкина и Г.В. Свиридова?

(ответы учащихся)

Учитель: Да, их объединяет любовь к Родине, русскому народу, его культуре, традициям, простым человеческим чувствам. Всё это выражено глубоко, по-русски задушевно как у великого поэта А.С.Пушкина, так и в музыке Свиридова.

(Слайд 12)

Учитель: А хотели бы вы узнать, какие еще пьесы в этой музыкальной иллюстрации Свиридова?

Ученики: Да, очень.

Учитель: Нас ждут ещё открытия нового и прекрасного. Мы с вами будем вальсировать, маршировать, сопереживать. Но всё это будет на следующем уроке.

Учитель: А сегодня за активную работу на уроке получают оценки…(учитель называет фамилии учеников)

8. Домашнее задание

Учитель: Я предлагаю вам, ребята, еще раз послушать отрывки «Тройка» и «Романс» и сделать иллюстрацию к любому из них.

(Слайд 13)

Благодарю всех за урок! До новых встреч!/data/files/x1474649139.ppt (презентация )

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Анна Ермилова, 21.02.18 в 23:40 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересную и содержательную работу. Ваша разработка позволила по-новому взглянуть на привычную тему, вдохновила на собственные поиски.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.