Урок обобщения и систематизации по теме "Четырёхугольники" в рифмованной форме в виде книжицы.

13
0
Материал опубликован 17 May в группе



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ «ИНТЕЛЛЕКТ» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХАРЦЫЗСК»

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

(ГБОУ «ЛИЦЕЙ «ИНТЕЛЛЕКТ» Г.О. ХАРЦЫЗСК»)

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА, Г.О. ХАРЦЫЗСК, Г. ХАРЦЫЗСК, МКР.

МЕТАЛЛУРГОВ, ЗД. 23Б, 286700, телефоны: +7(856)574-21-94, e-mail: tsv6994@yandex.ru,

ИНН 9304011113 КПП 930401001





t1747490849aa.gif

t1747490849ab.gif





























г. Харцызск

2025 год



t1747490849ac.png

«Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии».

А. С. Пушкин







В 8-ом классе в курсе «Геометрия» изучается тема «Четырёхугольники».

Работая над проблемой «Обобщение и систематизация знаний по математике» я давно уже заметил, что данная тема является очень хорошим примером для наглядной демонстрации своей работы в данном направлении. Имея опыт создания уроков обобщения и систематизации в рифмованной форме, я предлагаю всем желающим ознакомиться с данной темой. Изложение материала не стандартное, а зарифмованное. Надеюсь, что такое изложение окажется более интересное.











На тетрадном здесь листочке

t1747490849ad.gifКарандаш рисует точки:

Точка первая, вторая

Ах, красавица какая!

Третью выберем такой,

Чтобы не было прямой,

Что пройдёт через три точки.

t1747490849ae.gif

Сразу же, без проволочки

Мы четвёртую поставим,

Все четыре так представим.


t1747490849af.gifА теперь возьмём отрезки –

Длинной разные нарезки.

Для каждого расстояния

Изготовили заранее.


Точки мы соединим

t1747490849ag.gifИ фигурку создадим.

Точкам имена дадим

(Этот шаг необходим)

«A», «В», «С» и «Д» назвали,

Так в тетрадке записали.


t1747490849ah.gifАВСД –есть фигура.

Из имён кандидатура

Подходящая ей есть.

Думаю, сойдёт за честь,

Что её мы назовём –

Четырёхугольником.

t1747490849ai.gif

Точки будем звать – вершины.

На две разные общины

Разделила их нарезка.

Разные концы отрезка

Мы соседними назвали,


Пар четыре так признали.

У двух других названье сложное -

t1747490849aj.gifПротивоположные.

Надеюсь, вы поймёте –

Лежат они, напротив.


t1747490849ak.gifОтрезки стали сторонами,

И как вершины именами

Их наградили точно так,

Запоминать, чтоб не напряг.

Соседние – их пар четыре

t1747490849al.gifС точкой общей, как в шарнире,

У двух других названье сложное -

Противоположные.

t1747490849am.gif

Появились очень резко

На картинке два отрезка

- Что это нарисовали?

Это две диагонали.

t1747490849an.gif

Посмотри сюда-ка, школьник

Это четырёхугольник.

Каждый тут сообразит,

Из чего он состоит.


t1747490849ao.gifРасположим мы в тетрадке

В установленном порядке

Так отрезки, чтоб лежали,

Как бы рядом пробежали.

Параллельных пары две.

t1747490849ap.gif

Есть идейка в голове!

«G», «F», «К», «R» имя дам

Будет параллелограмм.


t1747490849aq.gifНе случайно так назвали:

Параллельными признали

Стороны возможные –

Противоположные.


t1747490849ar.gifУ него и свойства есть.

Предлагаем перечесть,

Три их. Первое такое:

Если сравнивать по двое

Стороны, что против друга,

(Это, кстати, их заслуга)

Будут равные они.

t1747490849as.gif

Свойство это оцени.

А второе об углах:

Равные, как в зеркалах.


Третье – о диагоналях,

t1747490849at.gifА точнее, о деталях:

Точка их пересечения

(Из большого уважения)

Делит ровно пополам:

Сколько вам - и столько вам.


t1747490849au.gifА теперь мы расположим

(Так отрезкам лечь предложим)

Чтоб непараллельным парам

Быть и перпендикулярам:

Под прямым углом друг к другу

Каждый с каждым все по кругу.

t1747490849av.gif

Назовём «P», «Q», «S», «Y»,

Здесь услышим чей-то выкрик:

Это же прямоугольник!

Знает это и дошкольник:

t1747490849aw.gif

Если в параллелограмме

Так случится вдруг с углами -

Все прямые - так, под стольник.

Значит, он прямоугольник.


t1747490849ax.gifОн из параллелограмма

Получился – скажем, прямо.

Значит, свойства все того

Можно так сказать – его!


Возникает беспокойство

А свое, какое свойство?

t1747490849ay.gifЕсть одно: диагонали

(Это чтобы все вы знали)

У него равны всегда.

Что всегда? Конечно, да!

t1747490849az.gif

Строим новую фигуру.

Применяем процедуру:

Когда в параллелограмме

Мы совместными трудами

t1747490849ba.gifРавенство творим сторон,


Посмотрите – это он!

«I», «J», «X», «Z» называем

Ромб – его мы тоже знаем.

t1747490849bb.gif

Это параллелограмм,

Давший право сторонам

Быть всем равными. Заметь.

Надобно уразуметь.


t1747490849bc.gifОн из параллелограмма

Получился – скажем прямо,

Значит, свойства все того

Можно так сказать – его!

Возникает беспокойство

t1747490849bd.gifА свое, какое свойство?

Есть свои. Их даже два:

Поведём мы речь сперва

Про его диагонали.

Дружку друг пересекали

t1747490849be.gifПод прямым углом они


И являются сами

Биссектрисами углов,

Будет сказ о них таков.

t1747490849bf.gif

И ещё одно творенье:

Мы проявим здесь уменья

Всё свести в единый ряд,

Совместим мы всё подряд:

Равенство сторон, углов -

t1747490849bg.gifИ рисунок наш готов.


«А», «К», «P», «X» окружат

То, что назовём квадрат.


- Эй, квадрат! Ты кто таков?

- Из прямоугольников! -

t1747490849bh.gifОтличается же он

Равенством аж всех сторон.

Если там равны - что против, -


t1747490849bi.gifВ нём – какие предпочтёте.

Но и ромб же он, конечно.

Ромб, в котором, безупречно

Равенство прямых углов.

Да, квадрат ведь он таков -

Все углы его такие –

Одинаково прямые!


Без особого геройства

Мы теперь опишем свойства.

t1747490849bj.gifОн же ромб: диагонали

Дружку друг пересекали

Под прямым углом. Они

И являются сами

Биссектрисами углов.

Будет сказ о них таков.

t1747490849bk.gifБыло здесь - диагонали

(Это чтобы все вы знали)

У него равны всегда.

Он прямоугольник! - Да!

t1747490849bl.gifТри ещё – одно такое:

Если сравнивать по двое

Стороны, что против друга

(Это, кстати, их заслуга)

Будут равные они.

Свойство это оцени.


А второе об углах:

Равные, как в зеркалах.

Третье – о диагоналях,

t1747490849bm.gifА точнее о деталях:

Точка их пересечения

(Из большого уважения)

Делит ровно пополам -

Это ж параллелограмм.

Новую фигуру строим.

t1747490849bn.gif

Ей структуру так устроим:

Принцип здесь нам разрешён -

Параллельность двух сторон, -

Двум другим –нельзя никак

(Вроде маленький пустяк).



t1747490849bo.gif«А BC Д» имя дали

Как бы вы её назвали?


t1747490849bp.gifЧетырёхугольник тот,

Что для двух сторон даёт

Параллельность соблюдать,

Нам трапецией назвать.


t1747490849bq.gifЗдесь осмелюсь предложить

На два типа разложить

Новую для нас фигуру,

Предложив архитектуру

Первой – с равными боками:

«Q», «F», «К», «J» – именами

Равнобокой назовём.

t1747490849br.gif

Ко второй мы перейдём:

Точки вновь ставим четыре.

С точностью на транспортире,

Чтобы два прямых угла

Та фигура обрела.

«S», «X», «Y», «Z» – вот точки.

Замыкаем оболочку.


t1747490849bs.gifТу трапецию, в которой

К основанию опорой

Прямой угол стал невольно,

Назовём прямоугольной.


Перед вами вот вся тема:

t1747490849bt.gifИз фигур простая схема.


Спасибо за внимание.

На этом до свидания!





ГБОУ «Лицей «Интеллект»

г.о. Харцызск»

Учитель высшей категории:

Красуля Игорь Николаевич

Стаж работы – 37 лет

t1747490849bu.gif

t1747490849bv.gif



t1747490849bw.png

t1747490849bx.png







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации